Елена Шипанова
«Игры народов мира». Краткосрочный игровой проект для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Игры народов мира»
Вид проекта: познавательный, игровой, творческий.
Продолжительность: краткосрочный.
Участники проекта:
дети подготовительной группы, воспитатели, родители воспитанников.
Учитывая то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, мы разработали проект «Игры народов мира», который направлен на формирование гуманных чувств и представлений о добре, дружбе между народами и решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.
С помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей дошкольного возраста для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о народах мира.
Весь процесс воспитания дошкольников идёт через игру. Игра – это спутник жизни ребёнка, источник всех его эмоций. В воспитании у детей толерантности этот вид деятельности имеет самое главное значение. Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников.
Актуальность проекта:
В нашем детском саду, как и во многих других, вместе повседневно общаются и воспитываются дети разных национальностей. Наблюдая за их общением, мы обратили внимание на недостаточное развитие представлений среди детей о многообразии национальностей и культур,
на необходимость воспитывать чувство национального самосознания, культуру уважения и дружеского отношения в детях к сверстникам других национальностей. Возможности детского сада позволяют создать условия для решения данной проблемы. Мы понимаем, что главными носителями национальных ценностей должны выступать родители, а передавать эту важнейшую информацию проще и доступнее всего через народную игру. Народные игры способствуют развитию физических и умственных способностей, освоению нравственных норм, правил поведения, этических ценностей общества. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаимопомощи, организованность, инициативу. Проведение народных игр сопряжено с большим эмоциональным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.
На основании всего вышесказанного мы разработали проект «Игры народов мира» в котором приняли активное участие семьи наших воспитанников разных национальностей.
Цель:
Изучение подвижных игр народов мира; ознакомление дошкольников с фольклором и национальными обычаями разных народов; воспитание чувства уважения к традициям и языку народов разных стран.
Задачи:
- знакомство детей с культурой разных народов, развитие познавательного интереса.
- формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.
- воспитание толерантности и дружеского отношения к разным народам мира.
- Внедрение новых форм работы с семьёй.
Участники проекта: Воспитанники старшего дошкольного возраста, сотрудники детского сада, родители.
Техническое и методическое обеспечение: компьютер, принтер, телевизор, учебно-методическая литература, мультимедийные презентации, фонограммы песен, дидактические игры, различные атрибуты для творчества (костюмы, музыкальные инструменты).
Подготовительный этап: (поиск, изучение и обработка информации).
1. Изучение теоретических вопросов по теме. Постановка цели и задач.
2. Анализ методической литературы по теме.
3. Предварительная работа с детьми и родителями о важности проекта.
4. Подбор методической, художественной литературы.
5. Создание развивающей и обучающей среды в группах по данной теме.
6. Подбор наглядного иллюстрированного материала.
7. Подбор и приобретение дидактических, настольных игр.
8. Подбор подвижных народных игр.
9. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
10. Подбор материала для продуктивной деятельности детей.
11. Составление перспективного плана мероприятий.
12. Подбор видеоматериалов о национальных костюмах, жилищах, песнях, произведениях искусства, быта, танцах, и т. д. разных национальностей.
13. Разработка бесед, конспектов НОД по толерантному воспитанию.
14. Подбор консультаций для родителей.
Основной этап:
1. Работа с детьми;
2. Реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности;
3. Работа с родителями.
Заключительный этап:
1. Проведение родительского собрания «Толерантность»;
2. Проведение мероприятие: «Фестиваль подвижных игр народов мира» с участием детей из параллельных групп. ;
3. Закрепление знаний детей о народах разных национальностей, их традициях, национальной одежде, быте, подвижных играх.
4. Презентация проекта на педагогическом совете.
Оборудование: колонка с музыкой, гимнастические палки( 12-14 шт, обручи( 6 шт., маленькие мячики, два больших мяча, две корзины, кегли( 10-12 шт, колечки, конусы или кубики (для ориентира). Элементы костюмов (ковбои- шляпы, русские народные : девочкам- платочки, мальчикам- рубахи, атрибуты (веера).
Ход развлечения:
Инструктор:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о людях с разных стран, разных народов мира!
Наш мир велик и разнообразен. Его населяютмиллионы людей во всех частях света. И в зависимости от места жительства и погодных условий, все люди выглядят по разному. У них разный цвет кожи, волос, разный разрез глаз, разные носы, и одеваются они все по- разному, и это уже говорит о том, что все мы принадлежим к разным народам.
- И сейчас мы с вами отправимся по разным странам мира, узнаем какие там есть обычаи и игры.
- А что бы нам отправиться в другую страну, мы полетим с вами на самолёте!
Руки в стороны, летим на самолёте по кругу!
Инструктор:
- Прилетели мы в Грузию. И первая игра будет у нас грузинская:
1. САХРЕОБА.
Это грузинская игра с прыжками.
Дети делятся на две команды.
Инструктор кладёт гимнастические палочки с одной и с другой стороны, по 6-7 шт, на каждую команду.
Задача детей- в одну сторону по одному из команды- прыгать на одной ноге, через палочки, а обратно прыжки с двух ног, параллельно палочкам (боком) перепрыгивать.
2. Бульба (Белорусская игра)
Две команды. Перед командами кладём обручи (лунки, куда надо посадить картофель (маленькие мячики). Мячики даём ребёнку через одного в каждой команде.
3 обруча, 3 мячика.
Первый игрок бежит- садит картофель (мячик кладёт в обруч)
Второй игрок- собирает картофель (мячики) и кладёт в корзину.
3. Иголка и нитка (Башкирская игра)
Две команды: первый игрок бежит, обегает ориентир (конус или кубик, бежит обратно и берёт следующего игрока, и бегут вместе, взявшись за плечи, не расцепляясь, и т. д.
4. Липкие пеньки (Башкирская народная игра)
Выбираются 2 водящих.
Водящие присаживаются на корточки, а остальные игроки бегают между ними. Водящие пытаются их поймать или коснуться руками, не вставая с мест. Кого поймали, или коснулись замирают на месте. Игра заканчивается когда все игроки будут пойманы.
5. Кенгуру (Австралия)
Инструктор:
- Только здесь водятся удивительные сумчатые животные: кенгуру, коала. У этих зверей на животе есть специальная сумка, которая служит колыбелью для их детёнышей.
Игра:
Две команды. Прыжки из обруча в обруч, держа мяч у живота.
6. Инструктор:
- Дальше ребята, прилетели мы с вами в Америку.
Когда то по американским равнинам скакали табуны диких лошадей. Их ловили смелые парни- ковбои.
Танец мальчиков - ковбои.
Игра - набрось " Лоссо"
Инструктор:
Ковбои ловко набрасывали верёвку на шею животного в виде петли - лоссо.
Две команды. Дети обегают кегли змейкой, надевают кольцо на последнюю кеглю и возвращаются.
7. Инструктор:
- Ребята, теперь мы с вами отправимся в Японию!
Танец девочек, с веерами!
8. Инструктор:
- Вот и подходит к концу наше кругосветное путешествие. Мы возвращаемся в Россию. Наша страна всегда славилась гостеприимством и зажигательными русскими народными танцами.
Дети исполняют русский народный танец.
Инструктор:
- В каждой стране мы играли в любимые игры детей разных народов, а сейчас давайте поиграем в нашу русскую народную игру.
Игра " Никонориха"
Дети, взявшись за руки, идут по кругу и поют:
Никонориха гусей пасла,
Запустила в огород козла.
Никонориха ругается (грозят пальцем, а козёл то упирается (показывают " рожки").
Далее под русскую народную музыку дети разбегаются врассыпную. По окончании музыки останавливаются и проговаривают хором:
Надо быстро пару брать,
Чтобы козликом не стать!
Затем быстро пытаются встать в пары. Оставшийся без пары ребёнок танцует.
Инструктор:
- Ребята, мы побывали в разных странах. Нет ничего прекраснее нашей Родины. Какие бы народы ни жили на планете, на каких бы языках они ни говорили, какой бы ни была у них кожа, но у каждого из них есть своя родина, которую они любят.
- А сейчас ребята, скажем друг другу до свидания! До новых встреч!