Наталья Саночкина
Проект для работы со старшими дошкольниками «Дошкольникам о ВОВ»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ ЦРР д/с № 121
Проект
«Дошкольникам о Великой Отечественной войне».
Подготовила воспитатель
Саночкина Наталья Николаевна
Тюмень 2020 г.
Содержание:
1 Цели и задачи.
2 Пояснительная записка.
3 Темы мини-бесед.
4 Планы мини-бесед.
5 Деятельность на прогулке.
6 Работа с родителями.
7 Конспект НОД по конструированию.
8 Список использованной литературы.
9 Приложения.
Цель проекта:
Публикация «Проект для работы со старшими дошкольниками „Дошкольникам о ВОВ“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
Практическая реализация патриотического воспитания старших дошкольников.
Задачи:
1 Дать первоначальные знания о событиях и участниках Великой Отечественной войны.
2 Развивать эмоциональную сферу: умение чувствовать и понимать почему люди отдавали жизнь, защищая Родину.
3 Воспитывать чувство гордости за людей, защищавших не только нашу страну, но и мир на Земле.
Пояснительная записка к проекту.
В преддверии празднования юбилея Победы в нашей стране повсеместно проходит подготовка к празднику.
Должны ли дошкольники знать о давно прошедшей войне? Может быть достаточно школьного курса истории, бесед родителей с детьми?
Считаю действительно необходимым дать первоначальные знания по отечественной истории в контексте патриотического воспитания, нельзя рассчитывать на компетентность родителей.
Как рассказать детям о трагических страницах истории? Вместо полномасштабных НОД предлагаю цикл мини-бесед, ситуативных бесед, бесед по прочитанному. Дети 6-7 лет не готовы воспринимать серьёзный, трагический материал истории, считаю более удобным 7-10 минутные беседы с опорой на фото, видео и аудио материал с привлечением личного опыта и опорой на эмоциональный отклик.
Мини–беседы удобно проводить между основными занятиями, во время подготовки к режимным моментам, на прогулке.
Подготовку дословного содержания бесед считаю лишней тратой времени и сил, т. к. педагог никогда не использует готовый конспект полностью, берёт идею за основу и на неё уже накладывает своё содержание. Но считаю педагогам пригодится подборка фото, аудиозаписей, литературы, подготовленной мной.
Цикл бесед предполагаю реализовать в течение двух месяцев-апреля, мая. Беседы сочетать с чтением произведений, указанных в списке литературы:
1 С. Алексеев «Матросское сердце»
2 С. Алексеев «Поклон победителям»
3 А. Митяев «Землянка»
По указанию редакторов издательства, произведения рассчитаны на младший школьный возраст, но думаю при чтении с пояснениями и параллельной работой по плану бесед материал произведений будет доступен пониманию и старших дошкольников.
Итоговым мероприятием может стать проведение «Зарницы», которое в нашем саду уже стало традиционным. Могу предложить в качестве альтернативы викторину, при подготовке которой можно использовать материалы сборника «Дошкольникам о защитниках Отечества» Методическое пособие по патриотическому воспитанию под ред. Л. А. Кондрыкинской. Возможно, дети посетят с родителями Парад Победы, в качестве рефлексии необходимо провести беседу по личным впечатлениям детей от праздника.
Таким образом планирую добиться формирования первоначальных знаний по истории страны, роли человека в истории, развития эмоциональной сферы, умения сопереживать и сочувствовать.
Темы мини-бесед:
1 «Россия-великая страна, дающая отпор врагам».
2 «Кто такие «фашисты», почему они на нас напали».
3 «Солдаты-защитники Родины».
4 «Мой дедушка-защитник Родины».
5 «Техника ВОВ».
6 «Женщины на войне».
7 «Дети-участники войны».
8 «Голодающий Ленинград».
9 «Всё для фронта, всё для победы. Война в тылу».
10 «Знамя над Рейхстагом».
11 «Ордена и медали ВОВ».
12 «Памятники и мемориалы».
13 «Песни ВОВ».
Беседа № 1
«Россия –великая страна, дающая отпор врагам.»
План:
1 Знакомимся с расположением и размерами нашей страны на карте мира, на глобусе.
2 Сравниваем с размерами и положением на карте Франции, Германии, Японии, как последних стран-агрессоров против России.
3 Знакомимся с военным историческим костюмом российской армии на примере разрезной куклы-солдата с набором одежды.
Беседа №2
«Кто такие «фашисты». Почему они на нас напали?»
План:
1 Опрос по содержанию предыдущей беседы.
2 Объясняем облегчённо идеологию фашизма, что нельзя ставить знак равно между понятиями «немец» и «фашист» (эти понятия многократно встречаются, поэтому необходимо уточнить, имя А. Гитлера упоминать не следует, во избежание пропаганды).
3 Слушаем запись речи И. Левитана о начале войны.
Беседа №3
«Солдаты- защитники Родины».
План:
1 Слушаем отрывок речи И. Левитана.
2 Просматриваем подборку фото, беседуем по увиденному.
3 Знакомимся с понятиями «окоп», «землянка».
Беседа №4
«Мой дедушка –защитник Родины».
План:
1 Рассматриваем фото, рассказываю о личных качествах дедушки.
2 Дети рассказывают о своих дедушках.
3 Рассказываю об участии деда в военных действиях, показываю его ордена и медали.
Беседа №5
«Техника ВОВ».
План:
1 Слушаем аудиозапись со звуками военной техники (гул бомбардировщика, лязг гусениц танка, дети высказывают предположения, что это за звуки.
2 Знакомимся с видами военной техники по иллюстрациям.
Беседа №6
«Женщины на войне».
План:
1 «У войны не женское лицо» - почему так говорят?
2 Рассматриваем фото с женщинами-участницами военных действий, дети делают выводы.
Беседа №7
«Дети-участники войны».
План:
1 В коридоре, на стенде сада рассматриваем портреты детей-героев войны.
2 Сравниваем детей-героев войны по возрасту со старшими братьями и сёстрами.
3 Рассматриваем фото детей на войне, слушаем аудиозапись звуков сирены и паники.
Беседа № 8
«Голодающий Ленинград».
План:
1 Ленинград-культурная столица Родины, знакомимся по фото с шедеврами архитектуры и живописи.
2 Ленинград не сдаётся, блокада.
3 Блокадный паёк, знакомимся по имитации.
Беседа №9
«Всё для фронта, всё для победы. Война в тылу.»
План:
1 Урал и Сибирь-кладовая России.
2 Рассматриваем фото с заводов и фабрик военного времени, беседуем об увиденном.
3 Знакомимся с историей «Сквера сибирских кошек».
Беседа № 10
«Знамя над Рейхстагом».
План:
1 Рассматриваем иллюстрации знамени над Рейхстагом и парада с Красной площади.
2 Слушаем аудиозапись речи И. Левитана о Победе.
3 Читаем отрывок из стихотворения С. Михалкова «После Победы».
Беседа №11
«Ордена и медали»
План:
1 Читаю отрывок из поэмы А. Твардовского «В. Тёркин».
2 Рассматриваем фото моего дедушки и ветеранов в орденах.
3 По подборке фото знакомимся с орденами и медалями.
Беседа №12
«Мемориалы и памятники».
План:
1 Знакомимся с видеофрагментом возложения венков к вечному огню в Москве (можно с участием нашего президента).
2 По фото знакомимся с памятниками Тюмени.
3 Читаю своё стихотворение, беседуем, для чего нужно помнить о войне.
Беседа № 13
«Песни ВОВ».
План:
1 Делаем на НОД по конструированию бумажных журавликов.
2 Журавли-символ памяти о погибших солдатах, слушаем песню «Журавли» в исполнении И. Кобзона.
3 Знакомимся с подборкой попурри песен военных лет.
Организованная деятельность на прогулке.
Предварительная работа:
беседа по прочитанному А. Митяев «Землянка».
В ход проведения прогулки включаем организованную деятельность:
1 «Роем окопы»
Оборудование:
1 Набор пластиковых солдатиков.
2 Лопатки.
3 Игрушечная военная техника.
4 Аудиозапись свиста пуль, аудиоколонка.
-Что такое окопы? Землянка?
-Для чего они нужны?
-Для защиты от пуль врагов солдаты рыли окопы-ходы в земле, в них ели, спали, писали письма, перевязывали раны. У меня сегодня с собой солдатики, давайте попробуем для них вырыть окопы.
Размечаю на песке «линию обороны», с помощью лопаток роем «окопы», строим макет «землянки», размещаем солдатиков.
На следующей прогулке предлагаю детям построить настоящие «окопы» в рост человека. На практике дети понимают, как это сложно, отказываются, приходят к выводу, что хорошо, что сейчас нет войны.
2 «Солдат на посту».
В конце прогулки, когда ненастная погода, ветер «кусает» щёчки и хочется зайти в тёплую группу можно провести «мини беседу» «Солдат на посту», в ходе которой объяснить, что солдаты в любую погоду неделями могли находиться под дождём и солнцем, не имея возможности уйти с поста и отдохнуть в тёплом помещении.
Организация работы с родителями.
Работу с родителями делим на этапы, предлагаем выбрать по желанию:
1 Подготовка плаката «Мой прадед-ветеран».
2 Посещение памятников и возложение цветов с составлением фотоотчёта.
3 Рекомендации по семейным просмотрам фильмов о ВОВ.
4 Подготовка работ к выставке макетов, посвященной ВОВ.
Конспект НОД по конструированию в старшей группе «Письмо с фронта домой».
Цель: научить детей складывать из бумаги письмо треугольником.
Задачи:
1 Учить приёмам складывания бумаги по показу и устной инструкции.
2 Расширить знания детей о способах передачи информации в прошлом.
3 Воспитывать понимание необходимости заботиться о близких, о членах семьи.
Создание мотивации: достаю из кармана телефон, нахожу в контактах «Мама», показываю детям, объясняю, что могу связаться с ней в любое время. Имитирую звонок по телефону и разговор с мамой.
Ставлю проблемный вопрос:
«Как много лет назад люди могли передать новости родным?» Из ранее полученных знаний дети сообщают, что раньше были письма.
Показываю конверт современный и фото военных писем на экране, читаем текст письма военных лет.
Практическая часть: Предлагаю детям написать письмо маме, так, как писали на войне.
Показываю, как складывать, подписываю «адрес».
Даю пошаговую инструкцию, дети выполняют по показу.
Собираю письма в полевую сумку.
Рефлексия: Мамы вечером «получают письма из полевой почты», когда забирают детей домой.
Список использованной литературы:
1 С. Алексеев «Матросское сердце» АО «Издательство «Детская литература», 2019
2 С. Алексеев «Поклон победителям» АО «Издательство «Детская литература», 2019
3 А. Митяев «Землянка» АО «Издательство «Детская литература», 2019
4 «Дошкольникам о защитниках Отечества» Методическое пособие по патриотическому воспитанию под ред. Л. А. Кондрыкинской, «Творческий Центр «Сфера» Москва 2005.
5 «После победы» С. Михалков.
6 «В. Тёркин» А. Твардовский.
7 «Военная форма России» ООО «Издательский дом «Литур», 2018 г.