Получи документы

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура и традиции мордовского народа»

Ирина Наумкина
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура и традиции мордовского народа»

Введение

«Нет будущего у народа, который забывает своё прошлое», - гласит народная пословица.

Мордовия является восхитительной республикой, где живет сильный духом народ, который любит свою родину и хранит ее народные традиции и привычки.

Народ Мордвы – девятый по количеству в России, его представители проживают в Поволжье и центральной России. Если взять данные переписи населения, то можно увидеть, что только третья часть этой нации населяет территорию самой Мордовской республики. Большинство представителей расселены по всей России, от Москвы до Тамбова.

Нельзя считать себя культурным интеллигентным человеком без знания своих корней, древних традиций, родившихся еще в языческие времена, сохранившихся после принятия христианства и дошедших до наших дней. Именно поэтому родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души, началом, порождающим личность.

Актуальность проекта

Необходимость воспитания и обучения детей в условиях дошкольных образовательных учреждений с учётом культурных, национальных и природных особенностей региона проживания обусловлена социально-педагогическими потребностями современного общества. Практика показывает, что, общаясь в социуме, у детей рано проявляется интерес к людям разных национальностей, их внешности, языку, манере одеваться, питаться, обустраивать быт. Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают русские, татары, мордва (мокша, эрзя и шокша, а также представители других национальностей). Однако общность условий проживания делает необходимым ознакомление детей с природой Мордовии, её географическими, экологическими и историческими особенностями, государственной символикой, с населёнными пунктами, заслугами знаменитых людей, а также с языками, музыкой, литературой, изобразительным искусством народов, проживающих издавна на данной территории.

Проблема проекта

На сегодняшний день взрослые всё реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители крайне редко играют с детьми в игры своего детства, не знакомят их со стариной. В такой ситуации детский сад становится местом, где ребёнок узнаёт о культуре, традициях и обычаях своих предков, знакомится с народным творчеством и со старинными вещами в музее. Наиболее значительными и доступными для усвоения детьми, способными вызвать их отклик, являются такие элементы национальной культуры, как сказки, песни, игры, танцы, мифы, народные промыслы, искусство, традиции, обряды и т. д.

Цель проекта: приобщение детей старшего дошкольного возраста к культуре и традициям мордовского народа через мордовские народные игры, традиции и атрибуты.

Основой содержания проекта являются мордовские народные игры, сказки, мифы и легенды. Использование данных материалов в работе с детьми позволяет нам донести до детей нравственные ценности, особенности обычаев, своеобразие мордовского языка, сформировать интерес к мордовской национальной культуре и ее традициям.

Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:

Образовательные задачи:

1. Познакомить детей с историей мордовского народа.

2. Познакомить детей с мордовскими народными играми.

3. Познакомить детей с мордовским народным орнаментом.

4. Расширять у детей представление о культуре и традициях мордовского народа.

Развивающие задачи:

1. Развивать интерес и уважение к культуре и традициям мордовского народа.

2. Развивать у детей познавательную активность и любознательность.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России и Мордовии.

2. Воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей.

Методы исследования:

1. Беседа с детьми о Мордовии.

2. Наблюдение за детьми в ходе игры.

3. Количественный и качественный анализ полученных результатов (диагностика).

А, непосредственно, в образовательной деятельности, такие методы как: наглядно-деи ственныи, словесно-образныи, практическии.

Наглядно-деи ственныи метод используется вовремя:

• показа сказок, презентации ;

• рассматривания книжных иллюстрации, репродукции ;

• проведения дидактических, подвижных, музыкально-дидактических игр.

Словесно-образныи метод представляется наиболее эффективным в процессе:

• чтение и обыгрывание литературных произведении воспитателем;

• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;

• ответов детеи на вопросы педагога;

• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые,

дидактические, игры-драматизации, игры с сопровождением и др.);

• загадывания и отгадывания загадок;

• рассматривания наглядного материала;

• рассказов детеи о своих впечатлениях.

Практическии метод используется, когда необходимо:

• проведение дидактических, подвижных и малоподвижных игр.

Объектом исследования являются культура и традиции мордовского народа.

Предмет исследования – совокупность методов и приемов, средств для этнокультурного развития детеи дошкольного возраста.

Гипотеза проекта — знакомство дошкольников с культурой, обычаями и традициями мордовского народа будет способствовать творческому развитию личности ребенка и воспитанию у детей чувства патриотизма и толерантного отношения к людям другой национальности.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания и форм взаимодействия педагогов и воспитанников, которое предусматривает поэтапное познание культуры мордовского народа через различные виды игр.

Практическая значимость:

• повышение качества образовательного процесса за счет внедрения новых образовательных программ и технологии ;

• создание методической копилки по данной проблеме;

• овладение педагогом и воспитанниками знаниями о национальных

традициях и проявление индивидуальности через организацию игровой деятельности с детьми.

Время реализации проекта: сентябрь 2023 г. – май 2024 г.

Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители, воспитатель.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;

- пробуждение интереса к истории, культуре и традициям мордовского народа, любви к родному краю;

- формирование чувств национального достоинства;

- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;

- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;

- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей.

Работа по реализации проекта направлено на тесное взаимодействие с родителями:

• Анкетирование «Приобщение детей к истокам мордовской культуры».

• Папка передвижка «Духовно – нравственное воспитание в дошкольном возрасте».

• Индивидуальная беседа «Воспитание детей на традициях мордовской народной культуры».

• Консультации «Как помочь ребёнку полюбить родной (мордовский) язык», «Традиции семьи»

• Развлечения: «Роштовань кудо» («Рождественская изба», «Мастя» («Масленица»)

Этапы работы над проектом

1. Подготовительный этап

• Диагностика;

• Определение цели и задач проекта;

• Изучение педагогической и искусствоведческой литературы по данной теме и определение основных направлений работы над проектом;

• Составление плана основного этапа проектирования;

• Подбор и изготовление наглядно-дидактического материала;

• Создание развивающей среды в групповой комнате.

2. Основной этап

• Знакомство с культурой и традициями мордовского народа;

• Совместная деятельность с детьми;

• Работа с родителя;

• Прослушивание и обсуждение музыкальных произведений;

• Проведение ОД.

3. Завершающий этап

• Диагностика;

• Оформление материалов проекта.

Проектные мероприятия

№ п/п Мероприятия проекта Срок проведения Ответственные

Сентябрь

1 Диагностика знаний детей о культуре и традициях мордовского народа 4 сентября Воспитатель

2 Беседа «Кто мы, откуда? Где наши корни?» 12 сентября Воспитатель

3 Чтение легенд мордовского народа «Богиня плодородия», «Солнце, Месяц да Ветер» 19 сентября Воспитатель

4 Разучивание мордовской народной игры «Оскань кунсема» («Ловля мяча») 28 сентября Воспитатель

Октябрь

1 Просмотр презентации «Путешествуем в прошлое Мордовии и России» 2 октября Воспитатель

2 Изучение и рисование мордовских узоров 9 октября Воспитатель

3 Слушание и разучивание прибауток и колыбельной песни мордовского народа «Баю – бай» 18 октября Воспитатель

4 Изучение и рисование «Флаг и герб Мордовии» 23 октября Воспитатель

Ноябрь

1 Викторина «Знатоки родного края» 3 ноября Воспитатель

2 Общение с использованием презентации «Мордовская изба» 10 ноября Воспитатель

3 Консультация для родителей

«Традиции семьи» 17 ноября Воспитатель

4 Беседа «Как одевались в старину» 24 ноября Воспитатель

5 Чтение и заучивание прибаутки «А сезяка, сезяка». 27 ноября Воспитатель

Декабрь

1 Экскурсия в мини – музей ДОУ с целью пополнения знаний о старинных предметах быта мордвы и их назначении. 4 декабря Воспитатель

2 Акция «Принеси старинные предметы быта» 11 декабря-15декабря Воспитатель

3 Дидактические игры «Составь узор», «Укрась ёлочную игрушку мордовскими узорами» 18 декабря Воспитатель

4 Беседа «Мордовские народные музыкальные инструменты» 25 декабря Воспитатель

Январь

1 Развлечение «Роштовань кудо» («Рождественская изба») 8 января Воспитатель

2 Чтение мордовских народных сказок «Два купеческих сына», «Юртай», «Царевич – богатырь». 15 января Воспитатель

3 Дидактическая игра «Украшение передника (Пулай)» 22 января Воспитатель

Февраль

1 Беседы «Народные герои – добрые и храбрые» 5 февраля Воспитатель

2 Слушание мордовских народных песен «Пандо прясо (на пригорке)», «Вай верьга, верьга (высоко)» 12 февраля Воспитатель

3 Беседа «Традиционная кухня мордовского народа» 19 февраля Воспитатель

4 Сюжетно-ролевая игра «Пидетяно ям» («Варим суп») 26 февраля Воспитатель

Март

1 Беседа «Боги мордвы» 4 марта Воспитатель

2 Развлечение «Мастя» («Масленица») 14 марта Воспитатель

3 Изучение мордовского костюма, из чего состоит. 18 марта Воспитатель

4 Беседа «Вхождение мордовского народа в состав Российского государства» 29 марта Воспитатель

Апрель

1 Разучивание мордовской народной игры «Раю – раю» 2 апреля Воспитатель

2 Чтение сказки «Яраска» 9 апреля Воспитатель

3 Викторина «День мордовского языка» 16 апреля Воспитатель

4 Пение мордовских песен «Ладушки», «Нумолня» 22 апреля Воспитатель

5 Знакомство с подвижной мордовской игрой «Верьгизт» («Волки») 30 апреля Воспитатель

Май

1 Квест - игра «Сундук из прошлого» 6 мая Воспитатель

2 Консультация для родителей «Как помочь ребёнку полюбить родной (мордовский) язык» 13 мая Воспитатель

3 Итоговое занятие 21 мая Воспитатель

4 Итоговая диагностика детей 27 мая Воспитатель

Итоговые результаты:

ожидается положительная динамика показателеи приобщения детеи к мордовскои культуре в процессе их ознакомления с народнои игрои.

проект позволит повысить качество воспитательно-образовательнои работы в части реализации национально-регионального компонента. У детеи возрастёт интерес к культуре мордовского народа.

главныи результат заключается в том, чтобы приобретенные навыки в процессе игры в дальнеи шем помогли ребенку успешно овладеть новыми знаниями. А формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре.

Заключение

Мордовская народная культура оказывает огромное влияние на формирование духовного мира ребенка, развитие его интеллекта, эмоций и творческий способностей.

Использование мордовских народных игр помогут детям лучше усвоить культуру мордовского народа, а также сформируют познавательный интерес к национальным играм; национальные подвижные и дидактические игры развивают внимание, логическое мышление, воображение, двигательную активность и ловкость, умение действовать по заданным правилам.

Соприкосновение с традициями и культурой духовно обогащают ребенка. Приобщение детей к участию в праздниках и обрядах мордовского народа дает им возможность на практике познать его культурно-исторический опыт.

Список использованнои литературы:

1. Андреасова М. Народная игра как средство формирования готовности дошкольников к речевому общению//Дошкольное воспитание 2007, No3.

2. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. Развивающие игры для детеи дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1991.

3. Бондаренко А. К. Дидактическая игра в детском саду. – М. : Просвещение, 1991.

4. Брыжинскии В. С. Сиянь рисьминеть-Серебряные цепочки. – Саранск, Мордовское книжное издательство. 2002.

5. Валдоня (светлячок). Программа и методические рекомендации. – Саранск, Типография «Красныи Октябрь». 2001.

6. Все о Мордовии. Энциклопедическии справочник. Саранск. Мордовское книжное издательство. 2005.

7. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детскои игре. - М. ,1982 г. 11. - М., 1991

8. Мокшин Н. Ф. Мы - Мордва! Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

9. Мокшин Н. Ф. Боги и сказания мордвы. Саранск. ИСИ МГУ им. Н. П. Огарева, 2007.

10. Мы в Мордовии живем. Примерныи региональныи модуль программы дошкольного образования. – Саранск, Мордовское книжное

издательство. 2011.

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Игровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возрастаИгровое пособие по краеведению «Быт и традиции Сибирского народа» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад №491 «Лучики» Изготовила: воспитатель Кузнецова.

Календарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народаКалендарно-тематический план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с бытом и культурой русского народа ПЛАН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ТЕМА "Русская изба" Цель:формирование у детей представлений о культуре быта русского.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура и традиции мордовского народа»
Опубликовано: 20 октября 2024 в 20:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для детей старшего дошкольного возраста «Культура и традиции мордовского народа»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Наумкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД