Альбина Гритчина
Проект для детей средней и старшей групп «Дорожная азбука»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ ПО ПДД «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА».
Обоснование проекта :
В ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.
Таким образом задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, и порой опасными ситуациями на дороге, привить ребёнку навыки правильного поведения на улице. Ведь помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной.
Цель проекта :
Публикация «Проект для детей средней и старшей групп „Дорожная азбука“» размещена в разделах
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
Создание условий для практических навыков безопасного поведения на дорогах у всех участников педагогического процесса.
Задачи проекта :
Обучающие:
• Продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения;
• Формировать у дошкольников определённые знания и представления об основах безопасного поведения на дорогах;
• Учить детей применять полученную информацию в практической деятельности;
• Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды;
• Расширять словарный запас детей по дорожной лексике;
Развивающие:
• Развивать у детей интерес к изучению правил дорожного движения;
• Развивать дорожную грамотность детей;
• Развивать чувство ответственности за собственную безопасность;
Воспитательные:
• Воспитывать у детей уважительное отношение к правилам дорожного движения и желание следовать им;
• Воспитывать культуру поведения у детей с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма;
• Воспитывать в детях грамотных пешеходов;
• Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей;
• Привлекать родителей к осуществлению взаимодействия с ДОУ.
Ожидаемые результаты:
• Осознанное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих;
• Умение предвидеть возможную опасность, находить способы избегать ее;
• Знание правил безопасного поведения на улицах города;
• Способность действовать в экстремальных ситуациях в соответствии с усвоенными правилами на дороге;
• Умение предвидеть опасное событие, по возможности его избегать, а при необходимости действовать;
• Расширение знаний по теме «Безопасность дорожного движения»;
• Проявление ответственности у родителей за обеспечение безопасности своих детей.
Актуальность:
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно – транспортного происшествия являются сами дети. Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества. В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы по основам безопасности жизнедеятельности детей, направленные на формирование у ребенка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуациях на дороге, в транспорте.
Рост количества машин на улицах городов и поселков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на автодорогах являются одной из причин дорожно-транспортных происшествий. Никого не оставляют равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению, являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности движения на дороге становится все более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожного – транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, освоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека. Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях.
Именно поэтому детей, начиная с дошкольного возраста, необходимо не только обучить правилам дорожного движения, но и привить им устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации.
Продолжительность реализации (внедрения) проекта :
c 01.08.2024г. – 13.09.2024г.
Методы исследования:
1. Непосредственно-образовательная деятельность :
2. Художественное творчество.
3. Ситуационно-имитационное моделирование.
4. Чтение художественной литературы.
5. Целевые прогулки и экскурсии по улицам города.
6. Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
7. Работа с родителями.
8. Использование аудио- и видеоматериалов по проблеме ПДД.
Материальные и информационные ресурсы:
• Проектор;
• Видеофильмы и мультфильмы по ПДД;
• Магнитные доски;
• Учебная и методическая литература: литературный материал для чтения и заучивания наизусть, иллюстративный материал, художественная литература;
• Информационно-методические материалы;
• Набор дорожных знаков;
• Плоскостные изобразительные пособия (таблицы, плакаты);
• Набор модулей автомобилей, средств регулирования;
• Настольные игры по ПДД;
• Картотека игр: «Правила дорожного движения», картотека загадок о транспорте, карточки с изображением перекрестков разного вида, оборудование и атрибуты к сюжетно-ролевым играм «Автобус», «Улица», «Транспорт», карточки – задания по ПДД, тематические карточки «Дорожные знаки», обучающие карточки «Правила дорожного движения», развивающий игровой комплект с картами-заданиями;
• Уголок безопасности в группах;
• Декорации, костюмы, предназначенные для театрализованных представлений.
Участники проекта :
• Воспитатели;
• Музыкальный руководитель;
• Воспитанники групп «Карамельки» и «Капитошка»;
• Родители воспитанников;
Содержательная часть:
Проект включает в себя три этапа: подготовительный, основной, заключительный. Работа с детьми строилась на основе интеграции содержания пяти образовательных областей.
I этап. Подготовительный (с 01.08.2024г. – 09.08.2024г.)
• Подбор и изучение методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы, иллюстративного материала в соответствии с темой проекта и с учётом возрастных особенностей детей;
• Разработка проекта, методических рекомендаций для родителей по ознакомлению детей с правилами дорожного движения;
• Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников с целью определения знаний по данной теме;
• Привлечение внимания родителей к проблеме;
• Изготовление картотек дидактических игр по ПДД;
• Организация предметно – пространственной среды.
II этап. Практический (основной).
Второй этап проекта проходил с 12.08.2924г. – 06.09.2024г.
Были организованы разные виды деятельности с детьми в соответствии с тематикой проекта, а также совместная деятельность воспитанников и родителей (законных представителей).
Работа с родителями:
• Привлечение родителей к участию в творческих выставках: «Правила дорожные знать каждому положено», «Мой друг Светофорчик»;
• Проведение родительского собрания, консультаций;
• Наглядность для родителей: папки-передвижки, буклеты, плакаты, стенды с детскими рисунками;
Совместная деятельность родителей и детей :
• Участие в выставке творческих работ, посвящённое теме ПДД «Правила дорожные знать каждому положено»;
• Семейное чтение художественной литературы по ПДД;
• Закрепление дома полученных в детском саду знаний по ПДД.
Подробное содержание основного этапа проекта по образовательным областям – в таблице.
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ.
• Проведение с детьми целевых прогулок и экскурсий по улицам города, наблюдения за действиями пешеходов в условиях улицы - разбор ситуаций: «Как правильно перейти через дорогу?», «Какие знаки помогают пешеходу в пути?», «Чего не должно быть?», «Что нужно знать, если находишься на улице один?»;
• Проведение образовательной деятельности по ПДД: «Знакомство со знаками», «Дорожные знаки»,
• Рассматривание иллюстраций на тему ПДД;
• Проведение дидактических игр:
«Светофор», «Угадай-ка», «Наша улица», «Поставь дорожный знак», «Это я, это я, это все мои друзья!», «Будь внимательным», «Правильно разложи», «Доскажи словечко», «Узнай по описанию».
• Утренний круг по теме проекта.
• Встреча с инспектором ГИБДД Шишкиной В.
СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ.
• Обсуждение с детьми ситуаций: «Чего не должно быть», «Как правильно перейти через дорогу», «Какие знаки помогают пешеходу в пути», «Что нужно знать, если находишься на улице один»;
• Организация и проведение сюжетно – ролевых игр: «Мы – юные пешеходы», «Когда мы пассажиры», «Путешествие по городу», «На дорогах города»;
• Кукольный театр «Наш друг – Светофорчик!».
• Развлечение «Мой друг – Светофор!»
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ.
• Беседы: «Правила дорожного движения. Как правильно перейти дорогу», «Безопасное поведение на дорогах», «Фликер – важный помощник на дороге».
• Составление творческих рассказов на темы: «Что случилось бы, если бы не было правил дорожного движения?», «Если бы все знаки перепутались?», «Истории в транспорте»,
• Чтение художественной литературы: Б. Житков «Светофор», С. Волкова «Про правила дорожного движения», О. Бедарев «Азбука безопасности», В. Клименко «Происшествия с игрушками», С. Михалков «Три чудесных цвета», «Моя улица», «Скверная история», И. Мигунова «Друг светофор», В. Иришин «Прогулка по городу», А. Дмоховский «Чудесный островок», Н. Кончаловская «Самокат», В. Кожевников «Светофор», Д. Хурманек «Перекресток» и др.
ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Проведение изобразительной деятельности:
• По рисованию «Опасные ситуации на дороге», «Придумай новый дорожный знак», «Улица города»;
• По лепке «Автомобиль», «Весёлый светофор»;
• По аппликации «Светофор», «Вот дорожный переход, осторожно, пешеход».
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
• Проведение подвижных игр: «Пешеходы и автомобили», «Дорожные знаки и автомобили», «Светофор» и др.
III этап. Заключительный этап с 09.09 – 13.09.2024 года.
Оформление выставки детских работ.
Акция «Дорогие, родители! Нам очень нужны фликеры!»
Итоги проекта.
Использование данного проекта способствует более глубокому усвоению детьми правил дорожного движения, закреплению знаний и умений, формированию осознанного отношения к их соблюдению, развитие чувство контроля, самоконтроля, ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки.
Дети ориентированы в том, что машины движутся по проезжей части улицы, а пешеходы по тротуару. Знают о назначении светофора. Хорошо ориентируются в пространстве справа, слева, вперёд, назад, вверх, вниз. Имеют представление о видах транспорта, об особенностях их передвижения. Знают, какие правила безопасного поведения необходимо соблюдать на дороге.
Дети знают, в каком городе живут и какой у них адрес, безопасный путь от детского сада домой. Ориентированы в том, что на дорогах расположено много дорожных знаков. Знают, называют и объясняют назначение этих знаков.