Юлия Михайловна Воронина
Познавательно-творческий проект для детей средней группы «Новый год у ворот»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Новый год у ворот»
Возраст детей : 4-5 лет
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Тип проекта : познавательно - творческий.
Вид проекта : групповой, краткосрочный (1 неделя)
1. Пояснительная записка.
Актуальность.
Публикация «Познавательно-творческий проект для детей средней группы „Новый год у ворот“» размещена в разделах
- Новый Год в детском саду
- Новый год. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Данный проект направлен на приобщение детей к народным праздникам, их особенностям проведения. Дети мало знают историю происхождения русских праздников, их традиции и обычаи. Родители не привлекают детей к изготовлению или выбору подарков, а дают уже всё готовое. А как детям узнать, сколько ждать Новый год, какие подарки дарить, как вести себя на празднике, чем один праздник отличается от другого? Проект поможет детям и родителям стать непосредственными участниками подготовки к Новому году, полностью окунуться в предновогоднюю бурю эмоций и впечатлений.
Цель: формировать понятие «праздник», его характерные особенности и значение в жизни людей на примере Нового года.
Задачи проекта :
• Разобрать понятие праздник – Новый год, выделить его характерные особенности: атрибутика, отношение и настроение людей, правила поведения, традиции.
• Вызвать желание участвовать в подготовке к празднику (украшение группы, изготовление пособий, поделок).
• Привлечь родителей как активных участников жизни группы к подготовке к Новогоднему празднику.
• Раскрыть возможности и творческие способности детей через разнообразные виды деятельности.
• Побуждать интерес к предполагаемой деятельности.
• Способствовать развитию воображения, внимания, памяти и речи детей.
• Стимулирование естественного процесса развития двигательных способностей и качеств.
• Укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать родителей к совместной творческой деятельности с детьми.
• Создать позитивный настрой в преддверии новогоднего праздника.
Формы и методы работы:
игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение
Ожидаемые результаты:
• обогащение знаний детей о Новогоднем празднике;
• осознание детьми доброго, заботливого отношения людей друг к другу и настроения во время праздника – Новый год;
• активное участие детей и родителей в подготовке к Новому году.
• рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ;
2. План – график мероприятий.
1этап. Подготовительный.
*Подбор художественной литературы
*Рассматривание иллюстраций по теме.
*Беседы с детьми.
*Подбор дидактических, подвижных игр.
Игровая мотивация
Цель: вызвать интерес к предстоящей деятельности.
На прогулке обратила внимание детей, что некоторые окна в детском саду и близлежащих домах украшены снежинками и узорами. Вопрос детям: почему украсили окна, и к какому празднику готовятся люди? А вы хотите тоже украсить нашу группу к Новому году и узнать про этот праздник?
В группе встал вопрос, как узнать, сколько дней осталось до Нового года, что нам необходимо сделать.
2этап. Практический
понедельник
Пальчиковая игра «Елочка»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Беседа на тему «Новогодняя ёлка»
Цель: Знакомить с традициями празднования Нового года в нашей стране. Формировать положительное отношение к семейным и общественным праздникам. Знакомить со свойствами разных предметов и материалов, правилами безопасного поведения в новогодние праздники.
П/игры «Зимние забавы», «Не заморозь руки»
Цель: развивать координацию речи с движением, общие речевые навыки, ловкость, волю.
Д/игра по развитию речи «Скажи ласково»
Цель: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно – ласкательных форм.
Д/ игра «Ёлочные игрушки»
Цель: закрепить основные цвета, правильно их называть, согласовывать с прилагательными в роде; развивать мелкую моторику рук.
Сюжетно – ролевая игра «Новогодний праздник дома»
Цель: продолжать учить детей играть вместе с взрослыми и сверстниками; воспитывать любовь к семье.
Психогимнастика
Обыгрывание ситуации «Новый год»
Цель: снять психологическое напряжение, вызвать положительные эмоции.
Чтение р. н. сказки «Морозко»
Цель: развивать интерес к русским народным сказкам.
вторник
Пальчиковая игра «Новый год»
Цель: развивать мелкую моторику рук.
Словесная игра «Мы чуть – чуть заледенели»
Цель: учить сочетать движения со словами; развивать внимание, речь, вызвать положительные эмоции.
Самостоятельная художественная деятельность
Раскрашивание на тему «Новый год» с элементами дорисовывания.
Цель: вызвать интерес к раскрашиванию, развивать творчество.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание, воспитывать честность.
П/игра «Мороз, красный нос»
Цель: Учить соблюдать правила игры, упражнять в беге с увертыванием.
Чтение С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении; воспитывать вежливость.
среда
Пальчиковая игра «Снежный ком»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Малоподвижная игра «Снежиночки пушиночки»
Цель: развивать умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
«Салки – ёлочки»
Цель: учить быстро бегать, ориентироваться в пространстве, неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Загадки о зиме и Новом годе.
Цель: развивать логическое мышление, вызвать положительные эмоции. Консультация
«История ёлочной игрушки»
четверг
Пальчиковая игра «Зимняя прогулка»
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Работа по познавательному развитию
Рассматривание иллюстраций на тему «Новый год»
Цель: расширять знания о новогоднем празднике; вызвать положительные эмоции.
П/игра «Дед Мороз»
Цель: развивать внимание, творчество; упражнять в беге.
С/ролевая игра «Новый год у игрушек»
Цель: учить играть вместе, самостоятельно придумывать сюжет игры.
Чтение Братья Гримм «Бабушка Метелица»
Цель: Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову. Воспитывать трудолюбие, честность.
пятница
Пальчиковая игра «Новый год».
Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.
Развивающая игра (память) «Укрась ёлочку»
Цель: развивать внимание, память, пространственное восприятие и мышление.
П/игра «Найди Снегурочку», «Зима пришла»
Цель: развивать ловкость, находчивость, умение действовать по сигналу.
Д/игра по развитию связной речи «Доскажи словечко»
Цель: Учить словообразовывать слово снег; развивать связную речь.
Чтение стихов к празднику.
Цель: Формировать эмоционально-образное восприятие произведения. Развивать чуткость к выразительным средствам художественной речи.
Новогодний утренник.
Конкурс «Игрушка на ёлку»
3этап. Заключительный.
Итоговый продукт.
Конкурс «Игрушка на ёлку».
Новогодний утренник.
Приложение №1. Пальчиковые игры.
«Новый год»
Наступает Новый год! (хлопаем в ладоши)
Дети водят хоровод. (кисти сцеплены пальцами, руки вытянуты, кисти внутрь-наружу)
Висят на елке шарики, (поочередно соединяем пальцы на двух руках, образуя шар)
Светятся фонарики. (изображаем фонарики)
Вот сверкают льдинки, (сжимать и резко разжимать кулаки по очереди)
Кружатся снежинки. (легко и плавно двигать кистями)
В гости дед Мороз идет, (пальцы шагают по коленям или по полу)
Всем подарки он несет. (трем друг об друга ладони)
Чтоб подарки посчитать,
Будем пальцы загибать: (хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком, а затем меняем)
1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 10. (по очереди массажируем каждый палец)
«Зимняя прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (Загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять. ("Идём" по столу указательным и средним пальчиками)
Бабу снежную лепили, ("Лепим" комочек двумя ладонями)
Птичек крошками кормили, (Крошащие движения всеми пальцами)
С горки мы потом катались, (Ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись. (Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли. (Отряхиваем ладошки)
Съели суп, и спать легли. (Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)
«Снежный ком»
Взяли дети белый ком,
Лепить будем снежный дом
(движения, изображающие лепку снежков)
Мы польем его водой,
Домик будет ледяной
(«плескать» ладонями воду)
Ком за комом мы кладем,
(ставить кулачок на кулачок)
Вот и вылепили дом
(нарисовать в воздухе ладонями домик)
«Ёлочка»
Утром дети удивились, (разводят руки в стороны, подняв плечи)
Что за чудеса случились
Этой ночью новогодней.
Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)
А увидели парад:
В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга)
Глазки весело горят, (закрывают и открывают ладонями глаза)
А перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)
Пушистая, в иголочках.
Приложение №2.
Психогимнастика. Пластические этюды
Обыгрывание ситуации «Новый год». Изобразить Деда Мороза и Снегурочку, идущих на елку.
Показать: разные звери встречают Новый год.
Приложение №3. Загадки о зиме и Новом Годе
Загадки о зиме и Новом Годе
Наступили холода.
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зима)
Меня не растили.
Из снега слепили.
Вместо носа ловко
Вставили морковку.
Глаза — угольки.
Руки — сучки.
Холодная, большая,
Кто я такая?
(Снежная баба)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стекла,
Сделал снежными сады.
(Мороз)
Кто с огромнейшим мешком,
Через лес идёт пешком…
Может это Людоед?
— Нет.
Кто сегодня встал чуть свет
И несёт мешок конфет…
Может, это ваш Сосед?
— Нет.
Кто приходит в Новый год
И на ёлке свет зажжёт?
Включит нам Электрик свет?
— Нет.
Кто же это? Вот вопрос!
Ну, конечно… (Дед Мороз)
Он приходит в зимний вечер
Зажигать на елке свечи.
Бородой седой оброс,
Кто же это?
(Дед Мороз)
Мы купили вещалку
С звездою на макушке.
Повесили на вешалку
Не шапки, а игрушки!
(Елка)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет… (от елки)
Ну и елка, просто диво!
Как нарядна, как… (красива)
Встанет елочка в углу
У окошка на полу.
А на елке до макушки
Разноцветные… (игрушки)
Какая игрушка
Стреляет, как пушка?
(Хлопушка)
Колёсик простой
Стал лентой витой.
(Серпантин)
Расписные цепи
Эти
Из бумаги клеят
Дети.
(Гирлянды)
В январе,
На праздник важный,
Дождь идёт
Цветной, бумажный.
(Конфетти)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие… (блестят)
И верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая
Пятикрылая… (звезда)
Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это … (снегири).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Снегирь)
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На десятерых братьев
Двух шуб хватает.
(Варежки)
Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят.
(Варежки)
На прогулке бегуны
Одинаковой длины
Через луг бегут к березке,
Тянут две полоски.
(Лыжи)
Я катаюсь на нем
До вечерней поры.
Но ленивый мой конь
Возит только с горы.
А на горку всегда
Сам пешком я хожу
И коня своего
За веревку вожу.
(Санки)
Все лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры —
Помчались с горы.
(Санки)
Два коня у меня, два коня.
По воде они возят меня.
А вода тверда, словно каменная!
(Коньки, лед)
Льется речка — мы лежим.
Лед на речке — мы бежим.
(Коньки)
Он на вид — одна доска,
Но зато названьем горд,
Он зовется… (сноуборд)
Сажусь и качусь,
С горы я мчусь.
Но это не санки,
А просто… (ледянка)
Чудо-дворник перед нами:
Загребущими руками
За одну минуту сгреб
Преогромнейший сугроб.
(Снегоуборочная машина)
Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь — вода в руке.
(Снежинки)
Что за странный человек
Прибыл в двадцать первый век:
Морковкой нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла?
(Снеговик)
Зимний дождь
Из звёздочек-малышек
Не стучится в окна,
Не гремит по крыше.
Дождик этот
В воздухе искрится
А потом на землю
Скатертью ложится.
(Снег)
Зима на крыши серые
Бросает семена —
Растит морковки белые
Под крышами она.
(Сосульки)
Стоит дерево,
У этого дерева двенадцать отростков,
У двенадцати отростков по четыре прута,
У прута по шести кистей, седьмая — золотая.
(Год, месяцы, недели, дни недели)
Он живет совсем немного,
А сейчас ждет у порога.
Кто в двенадцать к нам войдет?
Ну конечно… (Новый год)
На дворе снежок идет,
Скоро праздник… (Новый год)
Приложение №4. Подвижные игры.
«Снежки»
Цель: Развитие общей и мелкой моторики.
Педагог предлагает детям поиграть в снежки: «Смять большой лист бумаги получился снежок, а теперь попади в цель (на ковре лежит обруч)».
«Снежная карусель»
Взявшись за руки, дети образуют круг вокруг снеговика и изображают снежинки. По сигналу взрослого они идут сначала медленно, потом все быстрее, в конце концов бегут. После того как играющие пробегут по кругу несколько раз, взрослый предлагает им изменить направление движения, говоря: «Ветер изменился, полетели снежинки в другую сторону». Играющие замедляют движение, останавливаются и начинают двигаться в противоположном направлении. Сперва они двигаются медленно, а потом все быстрее и быстрее, пока взрослый не скажет: «Совсем стих ветер, снежинки спокойно падают на землю». Движение снежной карусели замедляется, дети останавливаются и опускают руки,
После небольшого отдыха игра возобновляется.
«По снежному мостику»
Цель: развитие равновесия, обучение прыжкам.
Материал: снежный вал.
Ход игры: ребёнок поднимается на снежный вал и проходит по нему до конца, сохраняя равновесие. Дойдя до конца вала, спрыгивает с него и поднимается на вал ещё раз. Если ребёнок боится идти один, взрослый помогает ему.
«Снежиночки пушиночки»
Цель: развитие умения действовать согласованно, внимательно слушать команды.
Ход игры: играющие движутся вокруг снеговика, поворачиваясь одновременно и вокруг себя. Через некоторое время направление движения меняется, хоровод кружится в другую сторону.
Взрослый говорит:
Снежиночки – пушиночки
Устали на лету,
Кружиться перестали,
Присели
отдохнуть!
Играющие останавливаются, приседают. Отдохнув немного, они возобновляют игру.
«Найди Снегурочку»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
«Берегись, заморожу»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
«Салки – ёлочки»
Цель: быстро бегать; ориентироваться в пространстве,учиться неподвижно стоять некоторое время, внимательно слушать.
Ход игры
Играющие свободно располагаются на площадке. В стороне стоит водящий. Он считает до пяти и бежит догонять игроков. Остальные игроки разбегаются и изворачиваются от водящего. Нельзя салить тех ребят, которые успели встать в позу «Ёлочка» — спиной друг к другу и вытянув руки немного вниз, изображая елку.
Водящий не может стоять около замерших в елочке, он должен бежать за другими участниками. В свою очередь, изображающие елочку не должны стоять в этой позе больше 5 секунд.
Если все участники стали «ёлочками» и свободно бегающих нет, водящий может салить любого игрока из ёлочек.
Осаленный игрок становится водящим.
«Паровоз Дед Мороз»
Дети выстраиваются паровозиком за Дедом Морозом, едут под музыку вокруг ё лки:
«Едет, едет паровоз
Без трубы и без колёс,
Паровоз, паровоз,
Паровозом Дед Мороз!»
По пути остановки: Топотушкино, Хлопотушкино, Попрыгайкино, Танцевалкино, Кричалкино, По Местам Сидалкино
«Зимние забавы»
Цель - развить координацию речи с движением, общие речевые навыки.
Ход игры:
Мы бежим с тобой на лыжах, Дети изображают ходьбу на лыжах.
Снег холодный лыжи лижет.
А потом — на коньках, Дети изображают бег на коньках.
Но упали мы. Ах! "Падают".
А потом снежки лепили, Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.
А потом снежки катали, Катят воображаемый комок.
А потом без сил упали. "Падают".
И домой мы побежали. Бегут по кругу.
Н. Нищева.
«Не заморозь руки»
Цель: развить ловкость, волю.
Оборудование: волшебная палочка Снегурочки.
Дети стоят в кругу. Ребенок должен быстро убрать руки до того, как Снегурочка дотронется до них палочкой.
«Зима пришла»
Цель: развитие ловкости, находчивости, умения действовать по команде.
Ход игры: дети разбегаются по площадке и прячутся, присаживаясь на корточки за снежными валами, горкой, снеговиком и т. д. Взрослый говорит: «Сегодня тепло, солнышко светит, идите гулять!» Дети выбегают из укрытий и разбегаются по площадке. На сигнал: «Зима пришла, холодно! Скорее домой!» — все бегут на свои места и снова прячутся.
«Берегись, заморожу»
Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в пространстве.
Ход игры: все играющие собираются на одной стороне площадки, и взрослый с ними. «Убегайте, берегитесь, догоню и заморожу!» — говорит он. Дети быстро бегут к противоположной стороне площадки, чтобы спрятаться в доме.
«Найди Снегурочку»
Цель: развитие внимания, памяти.
Материал: кукла «Снегурочка»
Ход игры: взрослый наряжает куклу Снегурочкой и прячет её на участке так, чтобы никто из детей не знал об этом. Во время прогулки взрослый говорит о том, что сегодня к ним в гости обещала прийти Снегурочка, она хочет поиграть и поплясать с детьми. Наверное, она уже пришла и спряталась, чтобы её поискали. Когда ребёнок найдёт Снегурочку, он играет и танцует с ней.
Приложение №5. Дидактические игры.
«Скажи ласково»
Задачи: закреплять умения в образовании существительных уменьшительно — ласкательных форм.
Елка - елочка
Игрушка – игрушечка
Песня – песенка
Подарок – подарочек
Маска – масочка
«Один — много»
Задачи: закреплять умения образовывать существительные в род. п
Елка – елки – много елок
Игрушка – игрушки – много игрушек
Подарок – подарки – много подарков
Маска - маски – много масок
Гирлянда – гирлянды – много гирлянд
Стих – стихи – много стихов
«Скажи какой»
Задачи: учить подбирать слова признаки
Праздник Новый год какой?
Блестящий, веселый, яркий, интересный, шумный
«Доскажи словечко».
Задачи: учить словообразовывать слово снег.
- Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
«Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки — серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
«Что изменилось?»
Цель: развивать произвольное внимание; воспитывать честность.
Материал: несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры: на стол ставится несколько небольших игрушек или других предметов, хорошо знакомых детям. Выбирается ведущий, который предлагает играющим запомнить, что и в каком порядке стоит на столе. Затем ведущий предлагается участникам отвернуться, а сам в это время меняет местами несколько игрушек и предлагает ребятам отгадать, что изменилось на столе. За каждый правильный ответ ведущий вручает фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше всех фишек.
«Елочные игрушки»
Цель: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.
Чему учится ребенок: различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.
Оснащение: сюжетная и предметные картинки.
Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Вырежьте елочные игрушки и разложите их на елке на сюжетной картинке.
Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки). Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.
Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».
Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета – в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета.
Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.
«Маски»
Шаг 1. Ребенку на голову надевается маска так, чтобы он не видел изображения на ней. В комнате не должно быть зеркал, чтобы ребенок не смог подсмотреть, что за маска у него на голове.
Шаг 2. Малыш пытается отгадать, какую роль он выполняет, задавая вопросы игрокам. На вопросы можно отвечать только «да» или «нет».
Например: Я человек? (нет). Я зверюшка? (да). Я умею прыгать? (да). Я умею бегать? (да). Я зеленого цвета? Я ем траву? Я добрый? и т. д.
Шаг 3. После того, как ребенок отгадал, он снимает маску и проверяет правильность ответа. И передает роль отгадывающего следующему малышу.
Сначала взрослый показывает как играть в эту игру (становится ведущим в игре, задает последовательность вопросов и отгадывает свою маску, потом отгадывает ребенок.
«Укрась елочку»
Цель: развитие памяти, внимания, пространственного восприятия и мышления.
Материал: игровое поле, пуговицы
Играют два человека. Перед ними лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - это квадрат, разделенный на клетки. Начинающий игру выставляет на своем поле 3 пуговицы, второй игрок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого первый игрок закрывает листком бумаги свое игровое поле, а второй должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.