Ольга Малофеева
Проект для детей среднего возраста «Путешествие в страну Здоровье»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект "Путешествие в страну Здоровье"
Автор: воспитатель МБДОУ №14 г. Конаково Малофеева О. А.
«Единственная красота, которую я знаю,- это здоровье».
Генрих Гейне
Актуальность проекта.
Здоровье – бесценный дар, потеряв его в молодости не найдёшь до самой старости. Так гласит народная мудрость.
Публикация «Проект для детей среднего возраста „Путешествие в страну Здоровье“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательном учреждении. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, является система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья, а также организация медицинской помощи. Начинать формировать здоровье нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей воспитательно-образовательной работы ДОУ: не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, индивидуальной работы по коррекции, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
В настоящее время перед дошкольными учреждениями стоит много проблем, которые оказывают негативное влияние на решение вопросов сохранения и укрепления здоровья детей :
-отсутствие системы в вопросах просвещения семьи по педагогическому, психологическому и валеологическому направлениям;
-недостаточно продумана здоровьесберегающая деятельность дошкольного учреждения (преобладание аспекта на интеллектуальное развитие детей, жесткая регламентация режима дня и отсутствие такового в семье; перегруженность групп);
-несовершенство физкультурно-оздоровительной работы;
- уровень педагогической компетентности родителей не позволяет занять активную позицию в образовательном процессе ДОУ,
- несформированность потребности и умений у детей, родителей и педагогов в здоровом образе жизни;
Данные проблемы влекут за собой отрицательные социальные последствия:
- рост заболеваемости;
-подрывается духовно-нравственное, физическое и психическое здоровье детей;
-уменьшается процент здоровых детей, выпускаемых в школу;
-отсутствует мотивация к обучению (низкая успеваемость);
- выходит социально неадаптированная личность;
-недостаточно высокий уровень психолого-педагогической культуры родителей, следствием этого феномена является низкая активность, высокая конфликтность, безответственность родителей к своим обязанностям по отношению к детям и образовательному процессу в ДОУ:
Цель.
Приобщение детей к здоровому образу жизни, формированию осознанного отношения к своему здоровью.
Задачи.
Разработать алгоритмы здоровьеориентированной деятельности субъектов образовательного процесса дошкольного учреждения.
Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование у дошкольников понимания здоровья как важнейшей ценности, становления уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.
Изучить и внедрить в практику работы современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Активизировать педагогический потенциал семьи в вопросах формирования ценностей здоровья через разработку и использование инновационных форм работы с родителями по пропаганде здорового образа жизни.
Принципы реализации проекта
• Системный подход - т. е. воспитание осуществляется не изолированно, а в связи с нравственным, эстетическим, психофизическим формированием уровня развития ребенка. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, не работать с душой и нравственностью. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении усилий детского сада и родителей.
•Принцип "Не навреди" Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приемов оздоровления.
•Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признается самоценность личности ребенка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.
•Принцип альтруизма. Предусматривает потребность делиться освоенными ценностями валеологической культуры: "Научился сам – научи друга".
• Принцип научности - подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
• Принцип активности и сознательности - участие всего педагогического коллектива и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
• Принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
• Принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.
• Принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
• Принцип научности -использование научно – обоснованных и апробированных программ, технологий и методик;
• Принцип доступности -использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастными особенностями детей;
• Принцип активности -участие всего коллектива педагогов, специалистов и родителей в поиске эффективных методов оздоровления дошкольников;
• Принцип сознательности (осознанное понимание и отношение детей к своему здоровью);
Участники проекта
• Дети среднего дошкольного возраста;
• Педагоги;
• Медицинская сестра;
• Родители.
Вид проекта : информационно-творческий, коллективный.
Срок реализации проекта
Ожидаемый результат:
Для детей :
- имеют представление о здоровье, здоровом образе жизни, о способах сохранения и укрепления здоровья;
- повышение собственного индекса здоровья;
- повышение уровня адаптации к изменениям окружающего мира;
- повышение уровня познавательной активности педагога;
- развитие коммуникативных способностей воспитанников:
- формирование дружеских отношений в коллективе;
Для педагогов:
- повышение собственной компетентности в вопросе формирования здорового образа жизни дошкольников;
- создание содержательной здоровьесберегающей развивающей среды в группе;
- создание сплоченного детского коллектива с учетом индивидуальных особенностей каждого воспитанника;
-привлечение родителей для совместной работы;
-реализация творческого, интеллектуального и эмоционального потенциала;
-установление комфортных отношений с коллегами, взаимопомощь.
Для родителей:
- Сформированная активная родительская позиция.
- Повышение компетентности родителей в вопросах сохранения здоровья и здорового образа жизни.
- Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.
Организация проекта.
1 этап. Постановка проблемы.
В настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения. Подробный анализ и изучение состояния здоровья воспитанников нашей группы показал, что из 20 детей с первой группой здоровья всего 3 человек (15%, вторая группа здоровья у 16 человек (80%, с третьей группой здоровья — 2 человека (10%, количество детей группы ДЧБ и прочими заболеваниями 6 человек (30%). Проведенная диагностика по образовательной области «Здоровье» показала, что необходимый уровень знаний о здоровье и здоровом образе жизни имеют 12% воспитанников, средний- 30%, низкий -58%
Интервьюрование детей по вопросам : Что такое здоровье? Кто такой здоровый человек? Что нужно делать, чтобы быть здоровым? показало, что у 67 % детей недостаточно знаний о способах сохранения и укрепления здоровья человека.
Для реализации данного направления работы в педагогической деятельности мной был разработан проект «Путешествие в страну Здоровье» для работы с детьми среднего возраста.
Обеспечивая комплексный подход в решении задач образовательной области «Здоровье» мной подобраны здоровьесберегающие образовательные технологии, целью которых является обеспечение ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможности сохранения здоровья, формирования необходимых знаний, умений и навыков, не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, обучения использованию полученных знаний в повседневной жизни.
Наш девиз:
Всем известно и понятно,
Что здоровым быть приятно;
Только надо знать,
Как здоровым стать.
3 этап. Презентация проекта. Фотоальбом «В здоровом теле — здоровый дух»; альбом загадок, пословиц и поговорок, стихов о здоровье, спорте; уголок «Здоровья»; спортивный праздник «Честный поединок»; открытое занятие «Радуга здоровья»; досуг (совместно с родителями) «Советы доктора Микстуркина».