Елена Лисейкина
Проект для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ
ВИД ПРОЕКТА: педагогический, игровой.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ: долгосрочный (сентябрь 2017 – май 2018)
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: дети подготовительной к школе группы №5 «Пчелка», воспитатели, родители.
ТИП ПРОЕКТА: информационный, творческий.
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Какое место работа над развитием мелкой моторики должна занимать в общей системе подготовки детей к школе?
Публикация «Проект для детей подготовительной группы по развитию мелкой моторики» размещена в разделах
2. Какие формы работы по развитию мелкой моторики руки детей старшего дошкольного возраста являются наиболее эффективными?
3. Возможно ли решение проблемы только усилиями специалистов МДОУ?
4. Каким должно быть сотрудничество с родителями в решении проблем ребенка по данному направлению?
АКТУАЛЬНОСТЬ, ПРАКТИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОЕКТА
В соответствии с «Приоритетными направлениями развития образовательной системы РФ» одним из ведущих направлений в данной области является обеспечение доступности качественного общего образования. Максимальное обеспечение образования детей старшего дошкольного возраста – одно из ведущих условий повышения доступности качественного общего образования.
Установлено, что в последнее время значительная часть современных детей, поступающих в первый класс, сталкивается с рядом проблем. На начальных этапах обучения возникают трудности в обучении базовым учебным навыкам: письму, чтению, счёту. Кроме того, значимая часть детей имеет отклонения в состоянии здоровья, что так же снижает адаптационный потенциал ребёнка и является причиной возникновения разного рода трудностей обучения в школе. Особого внимания требуют дети с психологическими проблемами, возбудимые, неуравновешенные, невнимательные. Однако многие будущие школьные проблемы можно предупредить. Значительная роль в этом отводится работе по развитию мелкой моторики руки.
Практика работы в последние годы показывает слабое развитие общей моторики детей (и в частности – руки, общую неготовность большинства дошкольников к письму, проблемы с речевым развитием. Всё это взаимосвязано и имеет под собой обоснование. Ещё в прошлом веке знаменитая сегодня Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Уже позже биологами было установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. И если мы развиваем мелкую моторику, то тем самым активизируем и соседние зоны мозга, отвечающие за речь. Почему же это так? Речь формируется под воздействием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Упражнения для развития мелкой моторики помогают стимулировать воображение ребёнка, развивать творческие способности, ориентировку в пространстве, мышление, зрительную память, фантазию.
Работа по развитию движений рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший результат.
НАЗНАЧЕНИЕ ПРОЕКТА: данный проект направлен на подготовку детей к школе путем развития мелкой моторики рук, используя различные приемы и методы.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: обеспечить соответствующий возрасту уровень развития мелкой моторики рук детей как необходимое условие успешного обучения в 1-ом классе.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1) Сформировать комплект диагностических материалов по оценке и учёту индивидуальных особенностей развития мелкой моторики руки детей 6-7 лет.
2) Определить систему работы по развитию мелкой моторики руки.
3) Скоординировать работу по решению данной проблемы воспитателей группы и родителей
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
изготовление пособий для развития мелкой моторики рук;
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
разработка перспективного плана кружковой работы «Умные пальчики»;
подбор диагностического материала по теме проекта;
разработка картотеки пальчиковых игр для детей 6-7 лет;
разработка консультаций для родителей по теме проекта;
проведение диагностики детей 6-7 лет.
ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
совместные работы с родителями по изготовлению пособий для развития мелкой моторики;
изготовление поделок согласно перспективному плану работы.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
у детей сформируется высокий уровень развития мелкой моторики руки, обеспечивающий успешное обучение письму в 1-ом классе;
повысится уровень развития речи, мышления, воображения, памяти.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
Подготовительный этап (01.09.2017-30.09.2017)
1. Выбор темы проекта и его разработка
2. Разработка перспективного плана и организации работы кружка «Умные пальчики»
3. Проведение родительского собрания
4. Выбор диагностического материала
5. Разработка картотеки пальчиковых игр
6. Разработка консультаций для родителей
7. Подготовка материала по нетрадиционным методам рисования
8. Проведение диагностики по развитию мелкой моторики руки
Деятельностный этап (01.10.2017-30.04.2018)
1. Блок специально – организованного обучения в форме занятий
- Пальчиковые игры, как компонент физкультминутки на занятиях по ФЭМП, обучению грамоте и др. (ежедневно)
- Графические диктанты, как компонент занятий по ФЭМП, обучению грамоте (2 раза в неделю)
- Силуэтное вырезание на занятиях по конструированию, задания с использованием ли-нейки – трафарета и различных видов штриховки на занятиях по обучению грамоте, ФЭМП и др. (ежедневно)
- Цикл целенаправленных заданий на занятиях по рисованию, аппликации, лепке (3 раза в неделю)
2. Блок совместной деятельности воспитателя, детей и родителей
- Пальчиковые упражнения как компонент утренней гимнастики (ежедневно по 3 мин.)
- Игры, требующие определённых ручных умений (мозаика, конструкторы, вкладыши и др.) (ежедневно)
- Работа в кружке «Умные пальчики» (1 раз в неделю)
- Индивидуальная работа (ежедневно)
- Конструирование с использованием мелких деталей. (2-3 раза в неделю)
- Изготовление поделок из бросового и природного материала. (2-3 раза в неделю)
3. Блок свободной самостоятельной деятельности
- В игровой зоне (дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игры с песком и т. д.) (Ежеднев-но)
- В учебной зоне (счётные палочки, головоломки, лабиринты) (Ежедневно)
- В театральной зоне (пальчиковый театр, перчаточный театр и т. д.) (Ежедневно)
- В зоне изобразительной деятельности (пластилин, карандаши, краски, раскраски и т. д.) (Ежедневно)
- В зоне экспериментирования (пипетки, воронки, песок, камушки и т. д.) (Ежедневно)
Завершающий этап (1.09.2018-20.09.2018)
- Итоговая диагностика развития мелкой моторики руки
- Оформление слайдов презентации проекта
ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Познавательно-речевое развитие.
Трудовая деятельность.
Чтение художественной литературы.
Игровая деятельность.
Художественно-творческая деятельность.
Взаимодействие с родителями.
СИСТЕМНАЯ ПАУТИНКА К ПРОЕКТУ
Познавательно-речевое развитие
Пересказ сказок и рассказов: «Снегурочка», «Добрая утка» В. Сутеев, "Богатый урожай" и т. п.
Чтение художественной литературы
Чтение сказок, рассказов
Разучивание считалочек, скороговорок
Трудовая деятельность
Посильная помощь родителям в изготовлении пособий для развития мелкой моторики.
Игровая деятельность
Пальчиковые игры
Мазаика
Шнуровка
Лабиринты
Конструктор
Художественно-творческая деятельность
Графические диктанты
Силуэтное вырезание
Занятия по рисованию,
лепке,
аппликации.
Изготовление поделок из бросового материала
Музыкальная деятельность
Прослушивание записей «пальчиковая гимнастика» Яртовой
Режимные моменты (интеграция разных видов деятельности)
Пальчиковые упражнения как компонент утренней гимнастики;
Занятия согласно перспективному плану работы
Пальчиковые игры
Формы взаимодействия с семьей
Участие в изготовлении пособий для развития мелкой моторики рук