Получи документы

«Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить». Проект для детей младшего дошкольного возраста

Ольга Шмаль
«Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить». Проект для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №201»

Проект:

«Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить»

Подготовила: Шмаль О. В

1. Введение

Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика имеет большое значение для развития ребенка. Самый благоприятный период для развития речи - до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребёнка. Речь является основным средством человеческого общения. Без неё человек не мог бы получать и передавать большое количество информации. По своему жизненному значению речь является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации, средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Усвоение речи ребёнком начинается с выделения речевых сигналов из всей совокупности звуковых раздражителей.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребёнка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более отчетливой, яркой.

Игры с пальчиками - это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений. Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Пальчиковая гимнастика способствует развитию речевых центров коры головного мозга. Методика и смысл пальчиковой гимнастики заключается в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребёнка и мозговая деятельность активизируется. Другими словами, формирование речи ребёнка совершается под влиянием импульсов идущих от рук. Занятия пальчиковой гимнастикой помогут ребенку научиться быть настоящим хозяином своих пальчиков, совершать сложные манипуляции с предметами, а значит, подняться еще на одну ступеньку крутой лестницы, ведущей к вершинам знаний и умений.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи. Повышают речевую активность ребёнка.

3. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой.

4. Ребёнок учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

5. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

6. В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Итак, речь ребёнка совершенствуется под влиянием импульсов от рук, точнее от – пальцев. Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты психические функции, речь.

Актуальность данной проблемы очевидна на сегодняшний день и заключается в том, что многие современные концепции дошкольного образования признают незаменимое влияние пальчиковых игр на речевое развитие ребёнка, а также проблема вызвана недостаточным просвещением родителей в данном вопросе. На разработку проекта повлияла необходимость ориентировать родителей на правильный выбор пальчиковой гимнастики для детей взаимодействие с ребёнком в процессе этих упражнений.

2. Пояснительная записка.

Паспорт проекта:

Вид проекта: творческий, развивающий, познавательно- игровой.

Участники: воспитатель, дети и родители группы.

Срок проекта: долгосрочный сентябрь 2023г. – май 2024г.

Цель проекта: развивать речевые способности, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, используя разнообразные приемы и методы по формированию тонких движений пальцев рук.

Задачи проекта:

Для детей:

разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;

развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;

развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений

формировать практические умения и навыки в продуктивной и речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста;

укреплять физическое и психическое здоровье детей;

развивать познавательные и психические процессы: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;

Для родителей:

просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей.

Для воспитателей:

повысить профессиональное мастерство педагога дошкольного учреждения по данной теме проекта;

пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;

помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.

Формы работы:

пальчиковые игры;

игры-экспериментирования с предметами и материалами;

самомассаж рук;

игры с предметами;

разного вида шнуровки и конструктора;

игровые упражнения;

пальчиковый театр.

Предполагаемый результат:

Для детей:

увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;

возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;

предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;

кисти рук детей приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;

у детей будут сформированы навыки самообслуживания в соответствии с возрастными особенностями

Для родителей:

Заинтересуются актуальностью данной темы, станут единомышленниками в осуществлении данного проекта.

Для воспитателей:

Повысится профессиональное мастерство педагога по данной теме проекта.

Предметно-развивающая среда пополнится играми и пособиями для развития мелкой моторики.

3. Этапы реализации проекта

I этап – подготовительный.

Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение литературы по теме.

Подбор методической литературы.

Диагностика (первичная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и связной речи воспитанников – с 2х лет.

Подготовка развивающей среды (дидактические и настольные игры, подбор иллюстраций, сказок, журналов, энциклопедий и т. д)

Подбор литературных произведений по теме (стихи, пословицы, поговорки, загадки, сказки и т. д).

Разработка консультаций для родителей.

II этап – основной (практический).

Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук

Пальчиковые игры

Игры на манипуляцию с предметами, игры со счетными палочками, с конструктором.

Игры-шнуровки, мозаика, вкладыши и т. п.

Продуктивная деятельность.

Упражнения с элементами театрализованной деятельности для обыгрывания небольших стихотворений, сценок.

Экспериментальная деятельность: Познание свойств: предметов быта, природного материала (орехи, фасоль, крупа, бумага)

Игры с крупой, водой и песком.

Консультации, рекомендации, мастер-классы и анкетирование для родителей и педагогов.

Изготовление игровых пособий совместно с родителями.

III этап – заключительный.

Диагностика (повторная) уровня сформированности навыков развития мелкой моторики и связной речи воспитанников.

Выставка «Игры для развития мелкой моторики рук».

Содержание проекта:

Сентябрь

Диагностика развития мелкой моторики и связной речи воспитанников на начало года. Цель: выявить знания, умения и навыки детей.

Д/игра «Сложи картинку» (разрезная картинка из 4 частей). Цель: способствовать формированию умения правильно собирать изображение предмета из отдельных частей соотносить образ представления с целостным образом реального.

Д/упражнение «Листопад» (порвать на мелкие кусочки листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевых цветов) Цель: учить отрывать небольшие кусочки от полоски цветной бумаги.

Пальчиковые игры: «Осенние листья», «Осенний, осень к нам пришла», «Ветерок». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Игры со строительным материалом. Цель: Закрепить навыки и умения работы со строительным материалом, учить играть с постройками, обогащать опыт и речь детей.

Д/игра «Пирамидки», «Цветные колечки». Цель: Учить детей нанизывать кольца на стержни.

Информационный стенд для родителей «Организация предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук детей в группе» Цель: ознакомление родителей с необходимостью и особенностями организации предметно-развивающей среды для развития мелкой моторики рук детей в группе.

Рекомендации для педагогов по развитию мелкой моторики. Цель: повысить теоретический уровень педагогов по данной теме.

Октябрь

Пальчиковая гимнастика

«Этот пальчик…» Цель: продолжать учить детей поочередно разгибать пальчики.

Дорисуй ежику колючки. Цель: формировать навык у детей рисования колючек и активизировать в речи слова «иголки», «колючки»

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из ягод) Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику и сосредоточенность.

Д/игра «Чудесный мешочек» (определение овощей на ощупь) Цель: совершенствование тактильных ощущений и восприятия.

Игры с массажным мячом. Цель: развитие мелкой и средней моторики, общей координации и пластичности движений.

Игры на манипуляцию с предметами: «Светофор». Цель: данной игры развитие сенсорного восприятия.

Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем).

Цель: обогащать тактильный опыт детей, развивать мелкую моторику рук и речь ребенка.

Игровое упражнение «Отделить бобы от гороха». Цель: развитие мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Анкета для родителей

на тему «Развитие мелкой моторики у дошкольников».

Консультация для родителей «Массаж кистей» Цель: развития мелкой моторики рук у детей посредством систематического использования массажа и самомассажа кистей и пальцев рук детей.

Ноябрь

Пальчиковые игры: «Велосипед», «Автобус», «Транспорт». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Игровое упражнение «Выставка машин» Цель: учить детей выкладывать машин из мозаики по образцу.

Д/игра «Светофор». Цель: развивать мелкую моторику рук, учить нанизывать бусины красного, желтого и зеленого цвета на проволоку.

Д/игра «Строители» Цель: учить детей выкладывать домик из счетных палочек.

Д/игра «Веселые прищепки» Цель: развитие мелкой моторики рук детей.

Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из пуговиц) Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику и сосредоточенность.

Рисование «Дорисуй ниточки к шарику». Цель:

Учить детей правильно держать карандаш, делать самомассаж.

Логоритмика «Курочка». Цель: Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений. Учить произносить текст с выполнением движений.

Подвижная игра «Зарядка». Цель: учить детей выполнять движения согласно тексту, прыгать, приседать, убегать. Консультации по развитию мелкой моторики «Умные пальчики».

Цель: расширять представления родителей о методах и приёмах развития мелкой моторики у детей.

Декабрь

Рисование по трафаретам, штриховки. Цель: развитие мелкой моторики рук, автоматизация двигательных навыков и способность не выходить за контур и быть аккуратными.

Игровое упражнение «Лепим снежки» (из соленого теста) Цель: Учить детей лепить образ снежного комка из нетрадиционного материала, развивать координацию движения рук.

Пальчиковые игры: «Пальчики, здравствуйте!» Цель: учить детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

«Новогодние игрушки» Цель: Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений.

Упражнение «Елочка». Цель:

учить детей показывать рукой круг. Развивать общую моторику ребенка.

Игровое упражнение «Развесим гирлянду на елку» (шнуровка елки) Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику и сосредоточенность.

Игры с мозаикой. Цель: развивать фантазию ребенка и мелкую моторику рук.

Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками) Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования, ладошками.

Логоритмика «Здравствуйте»

Цель: Развивать общую и мелкую моторику. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Консультация для родителей «Пальцы помогают говорить»

Цель: ознакомление родителей с показателями развития мелкой моторики пальцев рук как с показателями интеллектуального развития ребёнка.

Конкурс для родителей «Мои любимые пигрушки» Цель: вызвать интерес у родителей в изготовление игрушки своими руками совместно с детьми.

Январь

Игровое упражнение «Сложи пазлы» Цель: расширить индивидуальный тематический словарь, учить логически мыслить.

Пальчиковая гимнастика «Стирка» Цель: учить детей выполнять различные имитационные движения

Игровое упражнение «Золушка». Цель: развивать мелкую моторику рук у детей, учить сортировать белую фасоль от красной.

Д/игра «Водитель». Цель: учить собрать машину из геометрических фигур, развивать коммуникативные навыки.

Игровое упражнение «Веселый карандаш» (массаж ладоней, пальцев рук) Цель: развитие мелкой и средней моторики, общей координации и пластичности движений.

Логоритмика Упражнение «На лошадке». Цель: Учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Д/игра «Найди домик» (логический кубик). Цель: учить детей находить отверстия, подходящие для данной фигурки. Изготовление с родителями пальчикового театра «Колобок» Цель: сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.

Анкета для родителей «Речевое развитие ребенка»

Мастер-класс для воспитателей «Использование пальчиковых игр для развития связной речи детей младшего дошкольного возраста». Цель: повышение уровня педагогической компетенции в выполнении упражнений и ритмических движений пальцами, которые индуктивно приводят к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Февраль

Массаж «Я катаю шишку» Цель: промассировать ладони, пальцы рук детей.

Игры с лего конструктором.

Цель: развивать логическое мышление детей младшего дошкольного возраста.

Пальчиковый театр «Колобок». Цель: учить детей действовать своими пальчиками, передавая эмоции героя.

Шнуровка. Цель: развивать координацию движений рук, мелкую моторику и сосредоточенность.

Игровое упражнение «Перекладывание из одной емкости в другую». Цель: Учить детей действовать по указанию педагога. Брать большим и указательным пальцем фасоль. Развивать гибкость пальцев.

Игра «Какой формы предмет?» (или жмурки на месте). Цель: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности.

Пальчиковая гимнастика «Семья» Цель: учить собирать пальчики в ладошку и разгибать поочередно, начиная с мизинца.

«Пальчики уснули». Цель: продолжать учить детей поочередно разгибать и сгибать пальцы.

Логоритмика «Бабушка Наташа» Цель: учить детей держать перед собой руки, сложенные "ковшиком", тянуть руки вверх, пожимать плечами. Консультация для родителей «Пальчиковый игротренинг»

Цель: расширение знаний родителей о том, как с помощью пальчикового игротренинга стимулировать речевое развитие детей.

Март

Игра «Мозаика из бросового материала». Цель: формирование навыков работы с бросовым материалом, развивать фантазию ребенка.

Д/игра «Тропинка в лес» Цель: развитие мелкой моторики рук детей, учить выкладывать дорожки из семечек.

Рисование «тычком»

«Подарок мамочке» Цель: Учить рисовать методом «тычка». Развивать мелкую моторику рук.

Д/ упражнение «Помощники». Цель: учить собрать бусины с коврика, развивать координацию движений.

Д / игра «Мозаика» Цель: научить детей составлять из крупной мозаики композиции по образцу.

Д / игра «Дельфин», «Морская звезда», «Черепашка». Цель: развитие мелкой и средней моторики, общей координации и пластичности движений.

Графическое упражнение «Проведи дорожку». Цель:

учить детей проводить линию от одной картинки к другой по показу взрослого.

Подвижная игра «Лохматый пес». Цель: учить детей выполнять движения согласно тексту.

Пальчиковая гимнастика «Пять пальцев» Цель: учить детей касаться поочередно пальчиками, начиная с большого, запоминать названия каждого из них.

Памятка для родителей «Пальчиковые игры в воде»

Цель: ознакомление родителей с копилкой игр и занятий с малышом в воде.

Апрель

Массаж «Я катаю желудь» Цель: промассировать ладони, пальцы рук детей.

Д/игра «Солнце светит» Цель: развивать мелкую моторику рук, учить прикрепить прищепки вокруг круга.

Пальчиковые игры: «Весна», «Подснежник» Цель: развивать мелкую моторику рук.

Театрализованная игра «Курочка ряба».

Цель: Расширять словарный запас.

Игра «Узнай фигуру»

Цель: совершенствовать восприятие формы; развивать

произвольное внимание; развивать быстроту движений.

Игровое упражнение «Волшебный клубочек покажет дорогу весне». Цель: учить сматывать и разматывать клубок.

Упражнение «Построй кораблик». Цель: учить выкладывать из счетных палочек кораблик по образцу.

Д/и «Крутится?» (запускание маленького волчка) Цель: развивать ловкость пальчиков.

Логоритмика «Зайка». Цель: учить детей ходить по кругу, взявшись за руки, повторять текст и выполнять движение.

Подвижная игра «Ловля обезьян» Цель: учить детей имитировать движения согласно тексту.

Буклет для родителей «Пальчиковые игры со стихами, со скороговорками»

Цель: ознакомление родителей с копилкой игр со стихами и скороговорками для занятий с малышом.

Май

Массаж рук с помощью подручных предметов «Упражнения с грецким орехом».

Пальчиковые игры: «Пальчики здороваются», «Бабочка», «Божья коровка» Цель: развивать мелкую моторику рук.

Игровое упражнение «Гусеница». Цель: развивать творческие способности детей, фантазию, учить выкладывать гусеницу из пуговиц.

Игры с песком «Найди шарик». Цель: знакомство детей с качествами предметов — размером и формой.

Лепка «Покормим курочку».

Цель: учить детей отщипывать маленькие кусочки пластилина от основного куска.

П/игра «Блин и оладушки». Цель: развитие ловкости, быстроты реакции и коммуникативных качеств.

Д/и «Попробуй расстегни». Цель: развивать мелкую моторику рук.

Д/игра «Прищепки». Цель: учить детей пользоваться прищепками: брать двумя пальчиками, нажимать, чтобы они открылись, прищеплять их.

Логоритмика «Маленькие ножки». Цель: учить детей повторять текст и движения. Развивать точность, переключаемость общих и мелких движений.

Диагностика развития мелкой моторики и связной речи воспитанников на конец года. Цель: выявить знания, умения и навыки детей.

Консультация для родителей «Пока мама на кухне». Цель: познакомить родителей со способами формирования у детей сенсорных представлений о цвете, форме и величине в домашних условиях.

Выставка «Игры для развития мелкой моторики рук».

Выступление на итоговом педагогическом совете с результатами работы по теме проекта (презентация).

Результативность: В ходе реализации совместного проекта «Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить» достигнуты определенные результаты:

1. Создана предметно – развивающая среда для развития мелкой моторики;

2. Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Кисти и пальцы детей приобрели хорошую подвижность, гибкость, исчезла скованность движений. Большинство детей достигло необходимого уровня освоения продуктивных навыков и навыков самообслуживания

3. Разучены с детьми пальчиковые игры

Вывод: Проект дал положительный результат в работе по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста.

4. Заключение:

Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.

Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. В результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности.

5. Литература

1. Белая, А. Е., Мирясова, В. И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова. – М. :ООО Издательство АСТ, 2000. -48с.

2. О. А. Зажигина Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования Детство-Пресс 2013г

3. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики Е. Ю. Тимофеева, Е. И. Чернова

4. Гаврилова пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;

5. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие подсказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;

6. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008г.

7. Ткаченко Т. А. «Развиваем мелкую моторику»; Академия дошкольного развития. 2011г. ;

8. Хризман Т. А. «Мальчики и девочки – два разных мира!» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г. ;

9. Щипицина Л. М. «Азбука общения» Санкт-Петербург "Детство-Пресс 2016г.

10. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников [Текст]: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. /Под ред. Н. Е. Вераксы, А. Н. Вераксы- М. : Мозаика-Синтез, 2014.- 64 с.

Интерактивные ресурсы

http://www.boltun-spb.ru – Логопедический сайт для заботливых родителей.

http://proigrushku.ru – Детские игрушки и развивающие игры

Публикации по теме:

Краткосрочный проект с детьми младшего возраста «Давайте дружить!»Краткосрочный проект с детьми младшего возраста «Давайте дружить!» Краткосрочный проект с детьми младшего возраста на тему: «Давайте дружить!» автор: воспитатель Шалькова Н. В МАДОУ № 21 г. Ирбит 2022г.

Дидактическая игра «Плакать не надо» для детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Плакать не надо». Трудовое воспитание. Дидактическая задача. Вызвать у детей желание помогать другим. Игровая задача.

Конспект занятия по рисованию «Чтобы кошелек пополнить — надо деньги экономить» в группе среднего дошкольного возрастаКонспект занятия по рисованию «Чтобы кошелек пополнить — надо деньги экономить» в группе среднего дошкольного возраста .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить». Проект для детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2025 в 14:57
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Чтобы чисто говорить, надо с ручками дружить». Проект для детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Шмаль (УИ 88138) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
10 января 2025 пятница
Международный день благодарности комнатным растениям
Буратино - герой самой популярной детской книги А.Н.Толстого
11 января 2025 суббота



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД