Нина Михайловна Андреева
Проект для детей дошкольного возраста «Музыкально-экологическая тропинка к сердцу»
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальный проект в ДОУ. Времена года.
Проект для детей дошкольного возраста
"Музыкально-экологическая тропинка к сердцу"
Цель проекта : «ввести детей в мир большого музыкального искусства, научить их любить музыку во всем богатстве ее форм, воспитывать в детях музыкальную, литературную, эколого-эстетическую культуру как часть всей их духовной культуры».
Публикация «Проект для детей дошкольного возраста „Музыкально-экологическая тропинка к сердцу“» размещена в разделах
- Музыка. Проекты, планы, недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Работа музыкального руководителя
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Содержание проекта :
Задачи:
• способствовать развитию музыкальности ребенка, его творческих способностей; эмоциональной, образной сферы детей, чувства сопричастности к миру музыки и природы.
• познакомить с образцами народного творчества, произведениями русской классики.
Направлен на приобретение:
• опыта эмоционально-ценностного отношения дошкольников к произведениям искусства,
• опыта их музыкально-творческой деятельности,
• на усвоение первоначальных музыкальных знаний.
Формирует:
• умения воспринимать и наблюдать музыкальные явления, определять художественную идею произведения, участвовать в диалоге, элементарно обосновывать высказанное суждение;
• мышление об основных характеристиках сравниваемых музыкальных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения искусства по общим видовым признакам.
Методологическая характеристика образовательного проекта – комплексность, вбирающая в себя ряд общенаучных и педагогических методов и подходов.
Методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод эмоциональной драматургии;
- метод интонационно-стилевого постижения музыки;
- метод художественного подтекста;
- метод создания «композиций»;
- метод междисциплинарных взаимодействий;
- метод проблемного обучения.
Основной формой является деятельность по музыкальному воспитанию. Занятия носят теоретический и практический характер.
Формы ведения занятий – слушание музыкального произведения, просмотр детских видео- блоков на интерактивной доске, работа в малых группах, участвовать в составлении музыкально-литературной газеты, создание творческих рисунков.
Привлечение родителей в художественно-творческую деятельность совместно с детьми.
Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижер. Родился 7 мая 1840 года в городе Воткинск в многодетной семье. В доме Чайковского часто звучала музыка. Его родители увлекались игрой на фортепиано, органе.
Чайковский – художник-реалист. Он искренне и правдиво рассказывает о скорби и радости простого человека, ярко воплощает в музыке его возвышенно-прекрасную мечту о счастье. Чутко и глубоко раскрывает Чайковский характеры людей, богатый мир их душевных переживаний, а также красоту природы.
«Времена года» Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.
Альбом состоит из двенадцати пьес для фортепиано, их можно назвать энциклопедией русской усадебной жизни XIX века. Здесь можно встретить и бескрайние русские просторы, и деревенский быт, и картины петербургских городских пейзажей, и сценки из домашнего музыкального быта русских людей того времени.
В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил "больше всякой другой". С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни".
Николай Матвеевич Бернард опубликовал в конце 1876 года весь цикл Чайковского отдельным изданием с названием "Времена года". Обложка была с 12 картинками - медальонами и названием "Времена года".
План проведения занятий:
1. Путешествие по «Осенней страничке».
Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья желтые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
Весело и горестно сердцу моему,
Молча твои рученьки грею я и жму,
В очи тебе глядючи, молча слезы лью,
Не умею высказать, как тебя люблю. А. К. Толстой
Осень была одним из любимых времён года композитора. И это не случайно, ведь осень такая удивительная пора.
«Сентябрь. Охота». Передается широкий дух русской барской усадьбы, и описываются картинки охоты. Здесь – и имитация охотничьего рожка, и очень выразительная музыка, динамичная и живописная.
«Октябрь. Осенняя песнь». Печальная и лиричная, эта пьеса также относится к самым популярным произведениям русской музыкальной классики. Увядание природы и светлая тоска, меланхоличное настроение и глубокое чувство – в этой музыке есть всё, чтобы затронуть самые потаенные струны души человека.
«Ноябрь. На тройке». Удалое молодецкое веселье, задорное настроение, катание на тройке по первому снегу – всё это мастерски передает Чайковский в этой маленькой, но очень выразительной пьесе.
2. Путешествие по «Зимней страничке».
Зимой в деревне
Снег сыпучий, будто тучи,
Расстилался по земле…
Сосны пели и шумели…
Вьюга плакала во мгле…
Легкой дымкой, невидимкой
Разгулялася пурга,
И скрывала покрывалом
Холмы, долы и луга…
И шуршали, как из стали,
Оголенные кусты…
Шел обозец, а морозец
Строил крепкие мосты.
На деревне млад и древний,
Жались в хатах к огоньку.
А внучатки, с речью сладкой,
Лезли с сказкой к старику…
Дед добрился и садился:
Умолкала детвора,
Жмуря глазки… Деда сказки,
Были чуть не до утра. Ф. Шкулев
«Декабрь. Святки». Исконно русский обычай праздновать святки здесь очень неожиданно перекликается с выбранным размером – пьеса написана в ритме вальса. Но это только вносит в музыку дополнительное очарование и экспрессию.
«Январь. У камелька». Спокойный и мечтательный характер пьесы описывает легкую меланхолию и ностальгические размышления.
«Февраль. Масленица.» описывает задорные и веселые масленичные гулянья.
3. Путешествие по «Весенней страничке».
Всякое время года интересно. Но особенно великолепно весеннее пробуждение природы, любимо всеми весеннее солнце.
Весна
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Еще древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен и душист.
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне. Е. Баратынский
«Март. Песня жаворонка». Эпиграф из А. Н. Майкова описывает пробуждение природы. Здесь Чайковскому удалось очень точно передать веселые птичьи трели звуками фортепиано – великий композитор пробует здесь не только стандартную музыкальную гармонию, но и звукоподражание!
«Апрель. Подснежник» - пожалуй, одно из самых популярных произведений всей русской музыкальной классики. Пьеса эта очень на слуху во многом благодаря своей динамичности - и одновременно удивительной нежности и трогательности. Эпиграф, как и для «Марта», взят из Аполлона Майкова.
«Май. Белые ночи». Предисловием к нему послужили строки А. А. Фета о северной ночи. Пьеса очень яркая и удивительно красивая, создающая нежный и величественный пейзаж белых ночей в Петербурге. Чайковский очень любил этот город – и передал его грандиозную красоту в своей виртуозной манере.
4. Путешествие по «Летней страничке».
Здравствуй, ЛЕТО!
Сколько солнца! Сколько света!
Сколько зелени кругом!
Что же это? Это ЛЕТО
Наконец спешит к нам в дом.
Певчих птиц разноголосье!
Свежий запах сочных трав,
В поле спелые колосья
И грибы в тени дубрав.
Сколько вкусных сладких ягод
На поляночке в лесу!
Вот наемся я и на год
Витаминов запасу!
Накупаюсь вволю в речке,
Вволю буду загорать.
И на бабушкиной печке
Сколько хочешь буду спать!
Сколько солнца! Сколько света!
Как прекрасен летний зной!
Вот бы сделать так, что лето
Было целый год со мной! Т. Бокова
«Июнь. Баркарола» - вторая известнейшая пьеса цикла. Пронзительно-грустная и светлая мелодия, очень запоминающаяся и невероятно гармоничная, написана по мотивам итальянской народной музыки. Классическая баркарола – это певучая и протяжная песня венецианских гондольеров.
«Июль. Песнь косаря» и «Август. Жатва» предваряются стихами Кольцова и пронизаны русским народным духом. Обе пьесы стройные, четкие и ритмичные, передающие настроение жаркой работы. Здесь Чайковский использует нестандартные музыкальные приемы (к примеру, в «Песни косаря» нарушается правило неупотребления двух чистых квинт подряд, зато это нарушение еще более приближает пьесу к народной музыке).
Сегодня «Времена года» входит в «золотой фонд» мировой классической музыки. Вдохновенный гений Чайковского создал настоящий шедевр.
Петр Ильич Чайковский очень сильно любил природу, и она любила его.
Он говорил: "Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи".
(Дневник Чайковского 1886 года).
Можем ли мы любить природу, так как ее любил П. И. Чайковский?
В основу проекта входит работа с детьми и родителями:
Подготовить музыкально-экологическую газету и дать ей название.
Подготовить памятку как вести себя в природе.
Придумать и нарисовать эмблему.