Юлия Анатольевна Гудожникова
Проект для детей 6–7 лет по патриотическому воспитанию
Участники проекта : дети 5-7 лет, воспитатели.
Вид проекта : краткосрочный, познавательно - творческий.
Сроки реализации проекта : 01.04.2020г. – 12.05.2020г.
Актуальность проекта :
Одной из самых актуальных задач нашего времени является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Патриотизм - сложное человеческое чувство, которое включает в себя любовь к родным и близким людям, к детскому саду, к родному городу и к родной стране. Поэтому важно еще до школы сформировать у детей первоначальные достоверные представления об истории нашей Родины, интерес к ее изучению в будущем. В преддверии празднования 75 – летия Победы советского народа над фашистской Германией было решено разработать проект «Города-герои» для организации совместной с детьми и родителями проектной деятельности.
Публикация «Проект для детей 6–7 лет по патриотическому воспитанию» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Когда в июне 1941 г. фашистская Германия обрушила на нашу страну всю мощь своего удара, на ее пути могучим бастионом встал каждый советский город. В них шла героическая борьба буквально за каждый квартал, за каждую пядь земли, что морально и физически изматывало противника. Особо отличившимся городам за массово проявленное мужество и героизм их защитников впоследствии было присвоено высокое звание «Города-героя». Знать их историю важно для каждого гражданина нашей страны – и взрослого и ребёнка.
9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению. И вот сейчас поздравляют ветеранов уже их правнуки. Для дошкольников особенно важно не только знать о том, что есть такие люди - ветераны, но и понимать, какую великую роль сыграли они в истории страны, что пережили в той страшной войне, что выстояли и отстояли мир и свободу нашего народа.
Проект разработан в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Предусмотренные проектом виды детской деятельности способствуют развитию личности, мотивации и способностей детей и охватывают следующие образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие.
В процессе разработки материалов проекта «Города герои» соблюдены основные принципы дошкольного образования:
1) обогащение детского развития;
2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором ребенок становится субъектом образования;
3) содействие и сотрудничество детей и взрослых;
4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
5) сотрудничество Организации с семьей;
6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Организация совместной проектной деятельности отвечает требованиям ФГОС по обеспечению психолого-педагогических условий:
• формирование и поддержка положительной самооценки ребёнка, его уверенности в собственных возможностях и способностях;
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Цель: создание условий для обогащения детей новыми знаниями об истории родной страны и её великом прошлом, воспитание гражданско-патриотических чувств у детей дошкольного возраста, чувства гордости за подвиг своего народа в Великой Отечественной войне, уважения к ветеранам.
Задачи:
• Дать представление о городах-героях, о подвиге советской армии во время боевых действий, значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне; познакомить с историческими фактами военных лет посредством произведений художественной литературы и музыки военных лет;
• Формировать чувства сопричастности к событиям Великой Отечественной Войны, воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;
• Приобщить и привлечь родителей к организации образовательной деятельности по патриотическому воспитанию;
• Способствовать сохранению исторической памяти, передавая ее подрастающему поколению;
• Содействовать развитию и проявлению творческого потенциала всех участников проектной деятельности.
Ожидаемые результаты:
• обогащение знаний детей о городах-героях, подвигах советского народа в ВОВ;
• вовлеченность родителей в педагогический процесс ДОУ, укрепление заинтересованности родителей в сотрудничестве с ДОУ;
• опыт презентации совместных детско-родительских творческих работ о городах-героях;
• повышение социальной компетентности дошкольников;
• выставка детского творчества ко Дню Победы;
• итоговое мероприятие по проекту «Мы помним, мы гордимся!»;
• повышение уровня развития творческого потенциала участников проекта (воспитателей, воспитанников и их родителей).
Сроки и этапы реализации проекта
• I этап - организационный (01.04-10.04.2020г.)
• II этап - практический (13.04.2020г. -30.04.2020г.)
• III этап - итоговый (06.05.2020г. -12.05.2020г.)
Первый этап – организационный (01.04-10.04.2020г.)
Цель: Постановка проблемы, определение целей и задач познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи:
1. Выявить уровень знаний детей о городах-героях, об исторических событиях времён ВОВ.
2. Содействовать формированию мотивации детей и их родителей на поиск информации и создание предметно-развивающей среды группы в соответствии с темой проекта.
Способы внедрения проекта :
• работа с методической литературой;
• составление плана работы над проектом;
• сбор информации;
• подборка иллюстраций, фотографий, документов, предметов военных лет;
• подбор музыкальных произведений на военную тему;
• подготовка цикла бесед и видео-презентаций о ВОВ и городах-героях;
• советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказать детям о войне;
• проведение бесед с детьми «Подвиги героев», «Города-герои», «Пионеры-герои»;
• выбор родителями тем для изготовления творческих работ и презентаций по темам «Города-герои», «И песни тоже воевали»;
• оформление тематического уголка в группе «Помним! Чтим! Гордимся!»;
• консультация для родителей «Истории создания песен военных лет».
• Результаты:
• заинтересованность детей и родителей в активном участии в проектной деятельности;
• участие родителей в процессе преобразования предметно-развивающей среды группы.
• Второй этап - практический (13.04.2020г. -30.04.2020г.)
Цель: формирование у детей знаний о городах-героях, воспитанию уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.
Задачи:
• Обогатить и систематизировать знания детей об исторических событиях периода ВОВ, раскрыть понятие «Город-герой».
• Способствовать развитию познавательного интереса детей в процессе организации совместной познавательно-исследовательской и игровой деятельности.
• Создать условия для проявления и развития творческого потенциала участников проекта.
• Привлечь родителей к организации совместной познавательной и творческой деятельности с детьми по теме проекта.
• Способы внедрения проекта
Направление развития (образовательная область) Форма организации детской деятельности, наименование (тема) Сроки проведения
Познавательное развитие Беседы «Великая Отечественная война», «Первый бой», «Письма с фронта», «Дети-герои войны», «Города-герои», «Праздник-День Победы».
Рассматривание иллюстраций о Великой Отечественной войне, о городах-героях.
Просмотр и обсуждение презентаций:
«Никто не забыт, ничто не забыто!» (о защитниках нашей Родины, памятниках боевой Славы, мемориальные доски); «Пионеры-герои», «Блокада Ленинграда».
Просмотр документальных фильмов о битве под Москвой, об обороне Брестской крепости, о битве за Сталинград.
Апрель, 2020
Апрель, 2020 год
Художественно-эстетическое развитие Художественное творчество: Рисование «Битва под Москвой», «Блокадный Ленинград», «Пограничники», «День Победы-70».
Коллективные аппликации «Никто не забыт, ничто не забыто!», «9 Мая»
Конструктивно-модельная деятельность
Подарок ветерану «Письмо с фронта»,
конструирование из строительного материала «Брестская крепость».
Музыкальная деятельность
Прослушивание и разучивание текстов песен военных лет:
«День Победы», «Катюша», «Баллада о солдате», «Смуглянка», «Москвичи», «Десятый батальон» и др.
Представление «Песочная анимация» (военная тематика).
Участие в городском методическом объединении музыкальных руководителей «И песни тоже воевали».
Апрель, 2020 год
Речевое развитие Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне и беседы по тексту произведения.
Разучивание стихотворений о войне. Апрель, 2020 год
Социально-коммуникативное развитие Просмотр мультфильмов о ВОВ: «Воспоминание», «Солдатская сказка», «Василёк», «Солдатская лампа», «Салют».
Участие в конкурсе рисунков
Участие в акции «Правнуки помнят!» (запуск белых шаров в честь героев ВОВ).
Посещение Мемориального комплекса.
Встреча с ветеранами ВОВ
Апрель, 2020 год
Работа с родителями
• Советы, рекомендации родителям о том, как правильно рассказывать детям о Великой Отечественной войне.
• Консультация для родителей «Истории создания песен военных лет».
• Создание творческих работ и презентаций о городах-героях, творческих папок «И песни тоже воевали» (об истории создания песен военных лет).
• Помощь в подготовке выставки совместных детско-родительских творческих работ ко Дню Победы.
• Участие в конкурсе рисунков «Никто не забыт, ничто не забыто!».
• Участие в акции «Правнуки помнят!» (запуск белых шаров в честь героев ВОВ).
Результаты и эффекты:
• расширение знаний детей о событиях ВОВ, ее переломных моментах;
• проявление интереса у детей к истории нашей родины;
• позитивный микроклимат в группе, сплочение детского коллектива;
• создание совместно с родителями презентаций и творческих работ по городам-героям;
• оформление папок «И песни тоже воевали»;
• удовлетворенность всех участников проекта результатами совместной деятельности.
Итоговый этап (06.05.2020г. -12.05.2020г.)
Задачи:
• представить положительный опыт работы группы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ;
• способствовать повышению самооценки участников проектной деятельности;
• содействовать привлечению родителей к совместной деятельности по решению образовательных задач ДОУ по воспитанию гражданско-патриотических чувств у детей.
Способы внедрения проекта :
• организация выставки «Города-герои»
Результаты и эффекты:
• удовлетворение творческих потребностей участников образовательного процесса;
• Активное участие педагогов, детей в воспитательном процессе ДОУ;
• обмен опытом реализации педагогических проектов в ДОУ с коллегами;
• укрепление у детей чувства патриотизма и гордости посредством приобщения к участию в значимых в жизни страны событиях.
Эффективность реализации проекта :
В процессе реализации проекта дети познакомились с городами-героями, приобщились к культуре. В результате работы воспитанники получили углубленные знания о нашей Родине, её защитниках, о том, как их родные и близкие принимали участие в защите Родины во время Великой Отечественной войны. Дети стали больше интересоваться историей России, подвигами нашего народа. Они испытывают чувство гордости и уважения к старшему поколению. Дети стали добрее, внимательнее, отзывчивее и более любознательными. У них появилось осознанное желание внести свой вклад в жизнь страны.
Проводимая работа вызвала живой отклик у родителей, родственников старшего поколения воспитанников. Их заинтересованность способствовала нашему тесному сотрудничеству. Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.
Реализация данного проекта позволила осуществить инновационную деятельность, повысить профессиональный уровень, работать в тесной взаимосвязи дети – родители – педагоги.
Мы убедились в важности и необходимости дальнейшего продолжения нашей работы.