Тонкова Елена
Проект для детей 5–6 лет «Как на масляной неделе из окна блины летели»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Как на масленой неделе из окна блины летели»
Продолжительность проекта : краткосрочный, 1 неделя.
Возраст детей : 5 – 6 лет.
Актуальность проекта :
Россия богата своими традициями, передающимися из поколения в поколение, и Масленица – один из самых любимых всеми, народный праздник, происходящий в конце зимы, всегда отмечался ярко, шумно и весело, с блинами, ярмарками и скоморохами. Масленица навсегда оставляет самые светлые впечатления, прививая интерес к историческому прошлому страны. В процессе реализации проекта дети смогут прикоснуться к духовно-нравственным основам, к забытым образцам устного и музыкального народного творчества, учатся фантазировать, самостоятельно мыслить, действовать в коллективе, радоваться, делиться яркими впечатлениями друг с другом. У детей формируется познавательный интерес, воспитывается эмоциональное, положительное отношение к традициям русского народа, истории своей страны.
Публикация «Проект для детей 5–6 лет „Как на масляной неделе из окна блины летели“» размещена в разделах
- Масленица. Русский народный праздник
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2023
Методологическая база:
1. Некрылова А. Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. Конец XVIII - начало XX в - Л., 1984
2. Дубровский Н. Масляница. -- М. : Типография С. Селиванова, 1870. -- 46 с.
3. Блинова Г. П. Народная художественная культура: Русские народные праздники и обряды (Теория и история). Учебное пособие. - М. : МГУК, 1997.
4. И. С. Шмелев “Масленица”. М., Издательство «Детская литература», 2007. С. 165
5. Капица Ф. С. Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы: Справочник. - 2-е изд. - м. : Флинта: Наука, 2001. -216 с.
6. Глан Б. Н. Массовые праздники и зрелища. - М., 1961
Тип проекта : познавательно-творческий, групповой.
Участники: дети старшей группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель.
Цель проекта :
Приобщать детей к традициям и обычаям русского народа, способствовать формированию национальной культуры.
Задачи:
1. Познакомить детей с русским обрядовым праздником «Масленица», с различными жанрами устного народного творчества;
2. Развивать коммуникативные навыки, формировать умения помогать друг другу, общаться друг с другом.
3. Формировать любовь к Родине, ее традициям.
Этапы проекта :
Подготовительный этап
- определение целей и задач проекта;
- изучение, анализ и обобщение методической и художественной литературы по теме проекта;
- определение содержания деятельности всех участников проекта;
- подбор материала и оборудования для проведения бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми (иллюстративных, художественных и дидактических)
- подбор художественной литературы для чтения и заучивания с воспитанниками:
«заклички» (приложение 1)
пословицы и поговорки, песенки; (приложение 2)
пальчиковые игры (приложение 3)
- создание развивающей среды;
- подбор песен, музыкальных композиций, связанных с темой проекта;
- разработка консультаций и бесед для родителей на тему: «Масленица»
Основной этап.
Работа с детьми
Беседы, ситуации, общение:
«Значение и символика блинов»
«Что мы узнали о Масленице?»
«Традиции празднования Масленицы»
«Живёт Масленица семь деньков»
Чтение художественной литературы:
Русская народная сказка: "Солнце и блины"
Русская народная сказка: "Как весна зиму поборола"
Русская народная сказка: "Соломенная Масленица"
Русская народная сказка: "О Маслёне"
Русская народная сказка: "Крылатый, мохнатый да масленый"
И. С. Шмелев, А. П. Чехов, А. Н. Островский «Детям о Масленице»
(отрывки)
Т. Нуждина «Блины»
Д. Кузнецов «Блины»
Рассматривание репродукций картин:
Б. Кустодиев серия картин «Масленицы»
К. Коровин «Россия. Праздничное гулянье»
К. Е. Маковский «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади»
В. И. Суриков «Взятие снежного городка»
Ф. В. Сычков «Пляска»,
А. М. Васнецов «Сжигание чучела Масленицы»
Просмотр мультфильма:
«Смешарики. Масленица».
Роберта Саакянца «Ишь, ты, Масленица»
Прослушивание произведений известных композиторов:
«Февраль. Масленица» — «Времена года» — фортепианный цикл
П. И. Чайковского
«Проводы Масленицы» — сцена из оперы Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»
Обсуждение, повторение, разучивание:
- пословиц и поговорок о Масленице (приложение № 1)
Слушание, заучивание и пение песенок:
«А мы Масленицу дожидались»
«А мы Масленку встречаем»
«Едет Масленица»
«Как на масляной неделе»
«Эх, Масленица, да ты красавица»
«Прощай, Масленица!»
Прослушивание русской народной песни: «Блины» исполнении Марии Мордасовой и Воронежского нар. хора.
Пальчиковые игры: (приложение № 2)
«Масленица»
«Ладушки, ладушки»
«Бабушкины оладьи»
«Месим тесто»
«Печём блины»
«На блины»
Подвижные игры: (приложение № 3)
Народная игра - забава «Карусель»
Народная игра - забава «Звонарь»
Народная игра – забава «Петушки»
Хороводные игры: (приложение № 3)
«Печём блины»
«Блин золотой»
«Едет Масленица»
Игры-забавы:
«Блины-лепешки»
Сюжетно – ролевые игры:
«Встречаем гостей»
«Я пеку, пеку, пеку»
«Праздник справляем, Масленицу встречаем»
Дидактические и развивающие игры:
«Рисуем Масленицу» (п. Кюизенера)
«Наберем печенья для угощенья» (бл. Дьенеша)
Речевые игры:
«Добрые и вежливые слова»
«Закончи фразу»
«Да - нет»
Психологические:
«Передай своё настроение»
«Ожерелье пожеланий»
Игры-фантазирование:
по песенкам и закличкам.
Занятия:
Познавательное развитие:
«Широкая Масленица!» (см. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Ю. А. акимова «Здравствуй, мир!», стр. 158)
Аппликация:
«Солнышко, улыбнись» (см. И. А. Лыкова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», стр. 150)
Рисование:
«Солнышко, нарядись» (см. И. А. Лыкова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», стр. 152)
Лепка:
«Масленица» (приложение № 4)
Творческая мастерская:
- изготовление украшения группы;
Совместная деятельность с музыкальным руководителем:
- Прослушивание запланированных произведений
- Разучивание закличек, песенок (приложение № 5)
- Проведение обрядового праздника «Масленица» (приложение № 6)
Работа с родителями:
- Консультация «Широкая Масленица» (приложение № 7)
- Папка-передвижка «Масленица. Праздник весны» (приложение № 8)
Совместная деятельность детей и родителей :
- Акция «Украсим группу к празднику»
- Выпекание блинов
- Организация чаепития
- Конкурс на лучший костюм
Заключительный этап:
Подведение итогов проекта :
- Обобщение результатов работы, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Продукты проекта :
- Представление презентации проекта педагогам МДОУ.
- Проведение обрядового праздника «Масленица»