Софья Иванова
Проект «Знакомство с фольклором» для второй младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта
Знакомство с фольклором : потешки, заклички, сказки.
Вид проекта
Групповой, творческий
Разработчик проекта
Иванова Софья Витальевна, воспитатель
Цели и задачи проекта
Цель проекта :
Формирование у детей интереса к русскому фольклору
Задачи:
• -знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
•
Публикация «Проект „Знакомство с фольклором“ для второй младшей группы» размещена в разделах
• -обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
•
• -расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
•
• -воспитывать уважение к культурам других народов.
•
• -развивать творческое воображение и фантазию детей
•
Сроки реализации проекта
Краткосрочный с 1.02.18 по 28.02.18г.
Этапы реализации проекта
1 этап.
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :
1. Обсуждение целей и задач проекта.
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с родителями по теме проекта.
2 этап.
1. Планирование работы воспитателя с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сборов необходимых материалов и литературных источников по соответствующей теме.
3. Пропаганда знаний о влиянии фольклора на развитие ребенка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных о фольклоре.
3 этап.
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
Участники проекта
Воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители.
Ожидаемые результаты проекта
• В ходе реализации данного проекта у детей сформированы элементарные представления о русском фольклоре, развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к фольклору разных народов, формируется внимание к выразительным средствам языка. Дошкольники знают названия различных промыслов. У детей обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор». Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Ресурсное обеспечение проекта
Книги, журналы, наглядные пособия (картинки, слайды, игрушки, и т. д)
Актуальность
Интерес и внимание к народному искусству, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Именно поэтому стало актуальным разработка проекта «Знакомство с фольклором : потешки, заклички, сказки». Для того, чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку задачей дошкольной педагогики, особенно в современных условиях является развитие познавательных способностей ребёнка, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. Интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Вид проекта : Групповой, творческий, краткосрочный.
Цель проекта :
- Формирование у детей интереса к русскому фольклору
Задачи проекта :
• знакомить детей с русским фольклором через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
• обогащать словарный запас названиями предметов быта: изба, печь, самовар, ухват, кочерга, коромысло, люлька, прялка.
• расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России.
• воспитывать уважение к культурам других народов.
• развивать творческое воображение и фантазию детей.
Участники проекта : Воспитанники второй младшей группы, педагоги, родители.
Продолжительность проекта : (с 1.02.18 по 28.02.18г.)
Материалы и оборудование: Литературный материал по теме проекта, иллюстрации, игры по сказкам, аудиозаписи, музыкальный центр.
Основные формы реализации проекта :
• Чтение русских народных сказок, потешек, закличек.
• Интегрированные занятия
• Хороводные игры
• Музыкальные гостиные
• Викторина
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
Организация подготовительной работы для реализации данного проекта :
1. Обсуждение целей и задач проекта
2. Распределение материала на блоки, составление плана работы.
3. Работа с родителями по теме проекта.
2 этап - основной:
1. Планирование работы воспитателей с детьми.
2. Создание условий для реализации проекта : пополнение и подбор материала для реализации проекта, проведение сбора необходимых материалов и литературных источников по соответствующей тематике.
3. Пропаганда знаний о влиянии фольклора на развитие ребенка для родителей воспитанников.
4. Создание базы данных фольклора :
- оказание информационной и методической помощи педагогам, родителям.
- организация тематических выставок.
3 этап – заключительный:
Подведение итогов проведенной работы, подготовка отчетных материалов.
План реализации проекта :
1-й этап (с 1.02.18 – 28.02.18)
Планируемые мероприятия
Сроки реализации
Ответственный
Составление плана работы и разработка конспектов по областям ООД
(«Рисование», «Физическая культура», «Природный мир»)
Февраль 2018 г.
Воспитатель
Пополнение и подборка материала по теме.
Подборка музыкального материала.
В течении первой недели февраля
Воспитатель, родители.
Муз. Руководитель.
Привлечение родителей к созданию выставки «Избушка на курьих ножках»
Февраль 2018 г.
Воспитатель, родители.
2-й этап (2.02.18-16.02.18)
Мероприятия
Задачи
Ответственный
Интегрированное занятие «Русское народное творчество: фольклор».
Знакомить детей с русским народным творчеством; воспитывать любовь и интерес к фольклору; обогащать и развивать словарный запас детей.
Воспитатель
Художественное творчество: Рисование
Тема: «Кто, кто в теремочке живет?»
Учить детей правильно сочетать цвета; учить распределять место зарисовывания; совершенствовать технику рисования.
Воспитатель
Природный мир
Тема: «Кто такая Лиса Патрикеевна?»
Расширять знания детей о животном «лисе»; создавать радостное эмоциональное отношение к «Отрицательному» герою сказок.
Воспитатель
Чтение художественной литературы:
«Курочка ряба», «Репка», «Теремок».
Способствовать развитию восприятия текста, воображению; прививать любовь к Родине, развивать память.
Воспитатель
ОБЖ:
«Не открывать дверь посторонним!» по сказке «Волк и семеро козлят»
Учить детей избегать контактов с незнакомыми людьми
Воспитатель
Физическая культура:
«Идет бычок качается…»
Развивать все группы мышц; прививать любовь к физической культуре и зарядке.
Воспитатель
Художественное творчество: лепка
Тема: «Колобок»
Развивать образное мышление совершенствовать технику лепки.
Воспитатель
Совместная деятельность
«Загадки для самых умных»
Закреплять знания по прочитанным сказкам, потешкам, закличкам.
Воспитатель
Природный мир:
Тема: «Мишка косолапый», «Волчок, серый бочок»
Расширять знания детей об этих животный, воспитывать чувство сочувствия, развивать воображение.
Воспитатель
Выставка
Художественное творчество: рисование
Тема: «Курочка ряба»
Создавать условия для изображения детьми сказочных персонажей по мотивам сказки «Курочка ряба»; развивать воображение, чувство цвета, формы и композиции; поддерживать самостоятельность, уверенность, инициативность.
Воспитатель
Ожидаемый результат:
В ходе реализации данного проекта у детей развивается эмоциональная отзывчивость, эмоциональное отношение к героям и фактам сказок, обогащается восприятие детьми русского фольклора, формируется внимание. У детей повышается интерес к потешкам, сказкам, закличкам. Дети получают более глубокие знания о русской культуре, о быте, традициях русского народа, расширяется коугозор, совершенствуются социальные навыки поведения, творчества (в лепке, рисовании). Умение преодолевать трудности в общении. У родителей появляется стремление учиться быть родителями, принимать участие в жизни группы, в различных мероприятиях ДОУ.
Эффективность реализации проекта :
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну. У детей появился интерес к русскому фольклору, повысилась мотивация составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться фольклором.
Мониторинг знаний детей по теме «Знакомство с фольклором : потешки, заклички, сказки» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально и в непринужденно обстановке в утреннее и вечернее время, после небольшой предварительной беседы.
Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы относительно высокий уровень показали 13(52%) детей, на среднем уровне были знания у 7 (28%) детей, совсем низкий уровень- у 5 (20%) детей.
Знания детей о фольклоре были поверхностными, полученные в основном от бабушек, дети знали 2-3 потешки. Заключительная диагностика показала, что знания детей о фольклоре систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях, играх, обсуждении иллюстраций, продуктивной деятельности и т. д. Значительно расширился кругозор детей в процессе иллюстраций, мультфильмов, прочитанной литературы.
Результаты итоговой диагностики: высокий уровень показали 21 (84%) ребенок, средний- 4 (12%) ребенка, низкий уровень 1 (4%) ребенок.
Вывод:
Практическая значимость проекта состоит в том, что его можно использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего ДОУ и возможности взаимодействия с социумом.
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а так же при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладениями знаниями к родному языку, русскому фольклору.
Список литературы
1. Анакин В. П. «Русский фольклор. Песни, сказки, былины, прибаутки, загадки, игры, гадания, сценки, причитания, пословицы.»; Москва; 1985г;
2. Афанасьев А. «Народные русские сказки»; Интернет ресурс: www.narodnye-russkie-skazki.gatchina3000.ru
3. Бажов П. П. «Сказки отечественных писателей»; Санкт- Петербург., «Аст» 2018г;
4. Журнал «Живая старина» №1-2012г.
5. Журнал «Языки и фольклор коренных народов Сибири» №26-2014г.
6. Заклички для детей трех лет; Интернет ресурс:www. docplayer.ru
7. «Золотые сказки для детей»; Москва., «Эксмо»2017г.
8. Потешки для детей трех лет; Интернет ресурс: www.detochki-doma.ru
9. Толстой А. Н. «500 любимых страниц»; Санкт- Петербург., «АСТ»2017г.
10. Электронный журнал «Поэтика русского фольклора»; Под редакцией А. А. Горелов 1981г.
Приложение 1
Конспект ООД по развитию речи «Теремок»
Цель. Воспитывать у детей умение слушать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения.
Задачи: Развивать память, речь, имитационные движения, мелкую моторику рук. Обучать умению вести диалог с воспитателем, слушать и понимать заданный вопрос, отвечать на него. Воспитывать интерес и любовь к русской народной сказке.
Оборудование: Домик -«Теремок», персонажи из сказки «Теремок»,трафареты следов медведя. конструктор.
Предварительная работа:
Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке.
Ход:
Воспитатель: - Ребята я хочу вас пригласить в увлекательное путешествие- сказку. Ой смотрите, кто-то здесь наследил. Вы не видели кто это? Давайте отправимся по следам и посмотрим, куда они нас приведут. Только идти надо тихо, чтобы не спугнуть нашего гостя (следы приводят к домику).
Воспитатель: Ой, ребята посмотрите здесь сказочный домик, а рядом кто-то сидит. Кто это? (мишка). Наверное, он пришел из сказки, угадайте из какой.
Звери жили в доме том,
Но медведь сломал их дом,
Он залезть в него не смог.
Это сказка ТЕРЕМОК.
Ребята Мишка очень любит слушать сказки. Расскажем ему русскую народную сказку «Теремок», а вы мне поможете? Садитесь по удобней и внимательно слушайте.
Рассказ сказки сопровождается показом театра, воспитатель просит детей помогать героям сказки проговаривать отдельные слова и фразы.
Воспитатель:
Стоит в поле теремок.
Он не низок, не высок.
Солнышко над ним сияет.
Терем в гости приглашает.
Мышка пополю бежала,
Теремок тот увидала. Как пищит мышка – норушка? Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? Никто не живет. И стала в нём жить.
Прискакала к теремку лягушка – квакушка, ква-ква. Как квакает лягушка? Тук-тук-тук, кто в теремочке живет? - Я мышка- норушка, а ты кто?- А я лягушка- квакушка, пусти меня к себе жить! – Иди! – отвечает мышка.
Прискакал зайчик - побегайчик: Покажите, какие у зайчика уши «Тук-тук, кто в теремочке живет? «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, а ты кто! «А я зайчик-побегайчик! Пустите меня в теремок!» - «Иди!»
Прибежала к теремку лисичка – сестричка: Как лисичка постучала? «Тук-тук. Кто в теремочке живет? «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, а ты кто? «А я лисичка-сестричка, пустите меня в теремок!» - «Иди!»
Прибежал к теремку волк - зубами щёлк. Как воет волк? (У-У-У-У) «Тук-тук, кто в теремочке живет?» «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик -побегайчик, я лисичка-сестричка, а ты кто? «Я волк- зубами щелк!» Пустите меня в теремок!» - «Иди!»
Последним притопал косолапый медведь и зарычал: «Э-э-э-э!» Как медведь – косолапый, рычит? (Э-э-э-э) Тук- тук- тук. Кто в теремочке живет? «Я мышка- норушка, я лягушка- квакушка, я зайчик-побегайчик, я лисичка-сестричка, я волк - зубами щелк, а ты кто?» «А я медведь - косолапый, пустите меня в теремок!» - «Иди!» Лез, лез медведь, никак не залезет. Говорит: «Я лучше через трубу залезу!» Полез он на крышу, но и в трубу не влез. Расстроился мишка.
Ребята давайте поможем зверям, построить им большой, крепкий дом.
Пальчиковая игра «Строим дом».
Целый день – тук да тук, Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх
Раздаётся звонкий стук. Правым большим пальцем ударяем
Молоточки стучат, по большому пальцу левой руки.
Строят дом для зверят. Стучать кулачок о кулачок.
Пусть мой домик кос и крив, Сложить ладони, образовав «крышу».
Посмотри, как он красив! Посмотреть на домик со всех сторон.
Видишь – из окошка
Выглянула кошка!
Ветер воет: «У-у-у!
В клочья домик разорву!» Сильно подуть на домик.
Но он крепкий домик мой, Сблизить ладони,
Хоть косой он и кривой! покачать соединёнными ладонями влево-вправо.
Пусть неделю ветер воет –
Домик мой меня укроет! Поднять «крышу» над головой.
Физминутка: дети имитируют движения животных.
Приложение 2
Конспект занятия по ОБЖ «Не открывать дверь незнакомым»
Цель: повышение интереса и познавательной активности в непосредственной образовательной и самостоятельной деятельности детей.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Художественное творчество»,
Задачи.
Образовательные.
1. Вызвать у детей чувство ответственности за дом, семью.
2. Упражнять детей в умении вести диалог, помочь вспомнить знакомые пальчиковые игры, развивать слуховое восприятие при слушании рассказа, обогащать словарь детей новой лексикой.
Развивающие.
1. Продолжать развивать связную и эмоциональную речь.
2. Развивать мелкую моторику рук.
3. Развивать сюжетно – игровой замысел.
Воспитательные.
1. Воспитывать у детей бережливое и внимательное отношение к дому, к семье и к собственной безопасности.
2. Создание бытовой ситуации в игровой форме.
Предварительная работа:
1. Разучивание пальчиковой игры «Замок».
2. Разучивание подвижной игры «День и ночь».
3. Чтение и обсуждение сказки «Волк и семеро козлят».
Оборудование:
1. Иллюстрации на тему «Мой дом ---моя крепость», фотографии различных дверей и замков, различных домов и зданий.
2. Изготовление масок волка, ёжика и совы.
Методы и приёмы.
1. Словесные.
2. Пальчиковые игры.
3. Физкультминутка со словами.
4. Подвижные игры.
Ход ЗАНЯТИЯ.
1. Слушаем рассказ «Волк и семеро козлят»
А сейчас я хочу спросить у вас, бывали ли такие случаи, когда вы были дома без родителей и открывали дверь незнакомым людям? Так вот, чтобы такого не случалось, в доме всегда есть прочная дверь, которую не следует открывать без разрешения родителей.
2. Беседа: Какие бывают двери? Рассматривание иллюстраций и фотографий.
Кто мне ответит, какой части дома мы всегда пожимаем ручку, когда нам нужно попасть в комнату или выйти из неё? Двери! Правильно! Дверь ---это то, что мы открываем и закрываем, входя в помещение и выходя из него.
Дверь висит на петлях, благодаря которым она может открываться и закрываться.
Двери делают из различного материала: дерева, картона, пластмассы и даже стекла. В больших магазинах и крупных учреждениях можно встретить раздвижные двери, которые раздвигаются сами, стоит к ним только подойти.
Наружную дверь дома или квартиры называют входной и изготавливают из более прочного материала, например, из металла.
А теперь отгадайте загадку: «Не лает, не кусает, а в дом не пускает» --- верно, это замок.
3. Пальчиковая игра «Замок»
На двери висит замок кто его открыть бы смог?
Покачали-покачали…Потянули-потянули…Покрутили-покрутили
Ключ достали повернули. Наконец, замок открыли
Итак, входная дверь имеет замок, который защищает дом от непрошенных гостей. И каждый замок имеет свой ключ. В замок мы вставляем ключ, поворачиваем его, и входная дверь открывается, впуская нас в дом. Ключи лучше не терять и держать всё время в одном месте, например, мама держит ключ в сумочке, в определённом кармане, а папа в своём портмоне или в бардачке в машине. Нередко входная дверь может иметь глазок --- маленькое стеклянное окошечко, через которое можно видеть того, кто подошёл к двери. Если его нет, и хозяин не может увидеть гостя из окна, то ему приходится всё-таки открыть дверь хотя бы на минутку, чтобы посмотреть, кто стучится в его дом.
4. Игра со словами «Вот в лесу из брёвен дом»
Вот в лесу из брёвен дом. Есть окошко в доме том
Посмотрели мы в окно --- в доме тихо и темно
Осторожно кулачком тук-тук-тук --- стучимся в дом
Выглянул какой-то зверь «ффф» …сказал и запер дверь
Мы погромче кулачком тук-тук-тук --- стучимся в дом
Выглянул какой-то зверь «ууу» …сказал и запер дверь
Громко-громко кулачком тук-тук-тук --- стучимся в дом
Говорит нам третий зверь:
«Хватит в домик наш стучать! Дайте хоть чуть-чуть поспать!»
Что за звери живут в лесной избушке? И почему они днем спят? (ёж, волк и сова)
5. Подвижная игра «День – ночь»
Помните сказку «Волк и семеро козлят»? Пока козлята ждали маму за запертой дверью, они были в безопасности. Но доверчивые козлята открыли дверь волку-обманщику. И что после этого с ними случилось? Правильно, волк их проглотил, если бы мама-коза не наказала серого разбойника, то конец у сказки был бы очень печальным. Поэтому и нам нужно быть осторожными и не открывать двери посторонним, даже если они и говорят «сладким» голосом, так похожим на мамин.
6. Весёлая физкультминутка «Козлята и Волк»
Дети: Мы весёлые козлята скок-скок-скок
Не боимся мы тебя, злой, противный волк…
Мы на солнечной полянке скачем -скачем спозаранку
Ну, а ты, стучи зубами щёлк-щёлк-щёлк…
Волк: Ах, вы, глупые козлята! У-У-У
ВЕСЕЛИТЬСЯ РАНОВАТО! ВСЕХ ПЕРЕЛОВЛЮ!