Юлия Папанова
Проект «Дикие животные нашего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ №14
Проект – «Дикие животные нашего леса».
Тип проекта – познавательно-творческий
Состав участников: коллективный
Характер контактов: среди детей одной группы
Срок реализации: краткосрочный (2 недели)
Заявитель: дети старшей группы «Дюймовочка»
Автор проекта : воспитатель, Папанова Юлия Андреевна
2021г
Публикация «Проект „Дикие животные нашего леса“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Дикие животные, лесные звери
- Дикие животные. Проекты
- Животные. В мире животных
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2022
Проект «Дикие животные нашего леса» в старшей группе
Проблема: какие животные живут в нашем лесу? Их образ жизни, повадки и т. д.
Причины: поверхностное погружение по программе ДОУ, недостаточное внимание к проблеме со стороны родителей, слабый интерес у детей.
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатели, родители.
Образовательные области:
Ознакомление с окружающим миром, развитие речи.
Актуальность: Многие педагоги большое значение придавали природе, как тому, что помогает воспитывать детей. Согласно Я. А. Коменскому природа является богатым источником знаний, средством для формирования воли и чувств, а также интеллекта. Согласно К. Д. Ушинскому, чтобы заставить ребенка полюбить природу, нужно рассказывать ему все о ней, что доступно его интеллектуальному развитию.
Животный мир также можно активно использовать в культурной, научной и просветительской целях. Важно, чтобы человек обладал хорошим запасом знаний в области естественной науки.
Человек первые представления о животных приобретает в детстве. В дошкольных учреждениях развиваются представления о том, как разнообразен мир животных.
Эмпатийность и высокая эмоциональная отзывчивость дошкольников дает возможность активно развивать опыт общения с животными, поощрять и стимулировать гуманные поведенческие проявления в природе, развивать радостные эмоции от нравственных положительных поступков.
Актуальность данного проекта обусловлена слабым интересом и недостаточным представлением детей о диких животных наших лесов. Об их условиях обитания, повадках, характерных особенностях.
Дети с трудом могут устанавливать разные по содержанию связи. Например, связи между поведением животного и тем, как удовлетворяются его потребности, не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы.
Цель проекта :
Формировать представление детей о диких животных нашего леса, их детёнышах, особенностях внешнего вида, повадках, среде обитания. Создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе проекта.
Задачи проекта :
Обучающие:
1) Дать представления о диких животных лесов России, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
2) Показать зависимость их образа жизни от сезонных изменений, приспособляемость к окружающей среде;
3) Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
Развивающие:
1) Развивать познавательную активность детей, обогащая представления детей о взаимосвязях животных с окружающей их средой;
2) Развивать психические процессы (восприятие, мышление, речь, воображение, творческие способности)
3) Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных.
Воспитательные:
1) Воспитывать интерес и бережное отношение к природе и ее обитателям.
2) Воспитывать доброжелательные отношения в коллективе, умение дискутировать.
3) Уважать мнение друг друга, уважительно относится к продуктам деятельности.
Задачи по работе с родителями: Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Необходимые условия для реализации проекта :
• Подбор информации по теме «Дикие животные нашего леса» :
• Составление плана по реализации основного этапа проекта.
• Создание картотеки игр, стихов, художественных произведений, загадок
• Изготовление поделок для макета «Дикие животные», изготовление самого макета (домашнее задание, совместно с родителями)
• Создание творческих работ по данной теме.
• Непосредственно реализация по всем образовательным областям
• Проведение итогового мероприятия – викторина «Дикие животные нашего леса»;
Объект исследования: дикие животные.
Необходимые материалы:
- Книги-энциклопедии о животных;
- презентации: «Ежик», «Где живет медведь», «Дикие животные России»; - - Художественная литература, отражающая жизнь диких животных : Е. Чарушин «Что за зверь?», Н. Е Сладков «Загадочный зверь. Сборник рассказов», В. В. Бианки «Лис и Мышонок», «Лесной колобок», В. Г Сутеев «Под грибом», «Палочка-выручалочка», Русские народные сказки: «Теремок», «Колобок»;
- мультфильм «Гора самоцветов – «Теремок»;
- загадки по данной теме.
- Сюжетные картины из серии «Дикие животные»
- атрибуты для с / ролевых игр: маски, костюмы, предметы-заместители, строительные материал LEGO, фигурки диких животных, аптечка.
- Карандаши, фломастеры, альбомные листы, стаканы с водой, акварельные краски, гуашь, ножницы, клей, трафареты, пластилин, стеки, доска для лепки, картон, крупы.
- д. игры: Кто где живет?», «Кто спрятался?» «Кто что ест?», «Назови жилище», «Один - много» (по теме, «Кто кем был», «Кто как разговаривает», «Чей детеныш» «Мнемотаблицы для составления описательного рассказа о животных
- Настольно-печатные игры: «Кто где живет?», «Мамы и малыши», «Найди пару», разрезные картинки «Животные», «Угадай, чья тень», «Чьи следы»
- Игры-драматизации: «Теремок», «Колобок».
- Сюжетно-ролевые игры: «Зоопарк», «Доктор Ай-болит»
- Пальчиковая гимнастика: «белочки, голодная мышь, ежик, зайка»
- Физкультминутка: «Весело в лесу» «Звериная зарядка».
- подвижные игры: «У медведя во бoру», «Хитрая лиса», «Совушка» «Гуси-лебеди».ы
Предполагаемый результат:
- овладевают новыми знаниями о жизни диких животных и их повадках, о местах их обитания и детенышах.
- понимают связь животных со средой обитания
- проявляют интерес к дальнейшему изучению диких животных
- формируется бережное и доброжелательное отношение к животным и природе.
- активизируется речевая активность детей в различных видах деятельности
- обогащается словарный запас
- обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деят-ти
- развивается крупная и мелкая моторика
- вовлекаются родители в педагогический процесс ДОО
Продукты проектной деятельности :
1) Лепка «Дикие животные нашего края»
2) Рисование «Еж в нетрадиционной технике рисования с использованием зубной щетки;
3) Рисование «Белочка делает запасы на зиму».
4) Аппликация «Лось» в нетрадиционной технике с использованием различной крупы.
5) Изготовление макета «Кто в домике живет»
6) Оформление выставки из пластилина «Дикие животные нашего леса»
7)Оригами «Лисичка».
Этапы работы над проектом :
1й этап – подготовительный:
- постановка проблемы; определение цели и задач проекта
- анализ предметной среды
- подготовка необходимых материалов для НОД и самостоятельной деятельности детей
- подготовка необходимой литературы, изучение интернет-ресурсов, мультфильмов, презентаций, игр
- разработка конспектов НОД
- выяснение имеющихся знаний у детей по теме
- работа с родителями по изготовлению поделок для макета.
2й этап – основной:
Образовательная область проекта Интеграция образовательных областей Совместная деятельность с детьми
Познавательное развитие – основная образ. область Ознакомление с окружающим миром
Безопасность
Коммуникация
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин по теме «дикие животные нашего леса».
Познавательные беседы: о том, какие животные являются дикими; беседы о том, где и как живут дикие животные;
Цель: выявить знания детей о видах и разнообразии диких животных. расширить знания детей о диких животных, местах их обитания, основных повадках.
Просмотр познавательных презентаций: «Дикие животные России», «Ежик», «Где живет медведь»
Цель: дать наглядное представление о разнообразии животных в наших лесах, дать представление о Ежах, их повадках и местах обитания, дать представление о жизнедеятельности медведей и представителях вида.
Беседа о правилах безопасности в лесу
Цель: закрепить знания правил безопасности в лесу при встрече с дикими животными. Предупредить возможные неприятные ситуации.
Просмотр мультфильмов: серия «Гора самоцветов» «Теремок».
Цель: расширить представления детей об окружающем мире, знакомство с новыми словами, явлениями, ситуациями, формировать оценочное отношение к миру. Развитие мышления, понимания причинно-следственных связей, развитие эстетического вкуса.
Рассказ беседа о «красной книге»
Цель: дать представление о «красной книге», объяснить, для чего туда заносят растения и животных, воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
С. р игра «Зоопарк»
Цель: обобщить и систематизировать представление детей о животных нашего леса, воспитывать культуру поведения, воспитывать познавательный интерес к объектам природы, развивать воображение, мышление, творческие сп-ти, активизировать словарь (экскурсовод, ветеринар, афиша)
С. Р игра «Айболит»
Цель: Обогащать знание детей об окружающем. Познакомить детей с профессией ветеринар. Закрепить ранее полученные навыки детей в игре «Больница». Учить распределять роли, изображать черты присущие данному герою игры (зверю, врачу). Учить обыгрывать сюжет, используя воображение и полученные знания. Расширять и совершенствовать словарь детей. Прививать любовь и сострадание к животным. Играть дружно.
ФЭМП НОД Счет в пределах 10.
Цель: освоить счет в прелах до 10, используя в занятиях названия животных и их описания (закрепление названий животных)
Конструирование
Коммуникация Изготовление оригами «лисичка»
Цель: формировать умение следовать инструкциям и умение выполнять работу до конца. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
Изготовление макета с берлогой для медведя (коллективная подгрупповая работа) из природного материала и картона
Цель: учить создавать из природных материалов несложные поделки. Развивать внимание, память, логическое мышление, воображение. Развивать мелкую моторику рук и глазомер. Развивать умение работать в коллективе, взаимодействовать друг с другом.
Социально-коммуникативное развитие
Коммуникация
Социализация,
Развитие общения, нравственное воспитание
Коммуникация, знакомство с окр. миром.
Познание.
Д. игры: «Кто где живет?»,
Цель: формировать умения детей соотносить изображение животных с его местом обитания, правильно называя животное.
«Кто спрятался?»
Цель: формирование у дошкольников представления о мире животных, развитие логического мышления.
«Кто что ест?», Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные дикие животные;
«Назови жилище»,
Цель: закрепить знания детей о месте обитания животных и их жилище.
Игра-драматизация «Теремок, Колобок»
Цель: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям.
Игра-викторина «Дикие животные»
Закрепить полученные знания детей о диких животных и их детенышах, их образе жизни и повадках.
«Один - много» (по теме) Цель: способствует развитию умения детей согласовывать имена существительные в единственном и множественном числе. Способствует развитию и обогащению речи детей, внимания, воображения, логического мышления. ,
«Кто кем был», Цель:
развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
«Кто как разговаривает», Цель:расширять представления детей о том, что все животные издают определенные звуки.
«Чей детеныш» Цель: закрепит точное использование наименования детенышей животных в единственном и множественном числе.
Обучение рассказыванию «Еж и заяц»
Цель: закрепить знания детей о диких животных, продолжать учить составлять описательные рассказы. Обогащать словарный запас, развивать мышление.
Речевое развитие
Художественно-эстетическое развитие Лепка Лепка из пластилина «Дикие животные нашего края»
Цель: закрепление, уточнение и расширение знаний детей о диких животных; создание образа дикого животного в технике комбинированной лепки.
Аппликация «Лось» в нетрадиционной технике с использованием различной крупы.
закрепление изученных ранее способов аппликации на бумаге; закрепить знания детей о внешнем виде лося, уточнить понятие «дикое животное», развитие воображения. Мелкой моторики рук.
Чтение художественной литературы Е. Чарушин «Что за зверь?», Н. Е Сладков «Загадочный зверь. Сборник рассказов», В. В. Бианки «Лис и Мышонок», «Лесной колобок», В. Г Сутеев «Под грибом», «Палочка-выручалочка», Русские народные сказки: «Теремок», «Колобок»;
Цель: познакомить детей с художественной литературой, отражающей жизнь животных.
Рисование Рисование «Еж в нетрадиционной технике рисования с использованием зубной щетки
Цель: Развивать творческий потенциал каждого ребёнка в процессе рисования. Формировать положительную оценку и успешность. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки с использованием нетрадиционной техники рисования зубной щёткой. Расширять знания о еже. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, любовь к природе, интерес к рисованию.
Рисование «Белочка делает запасы на зиму».
Цель: учить рисовать белку акварелью. Закреплять знания об этом животном и его повадкам.
Физическое развитие П. игры
Пальчиковая гимнастика
Физкультминутки П. игры:У медведя во бoру», «Хитрая лиса», «Совушка» «Гуси-лебеди».
Цель: укреплять здоровье занимающихся, способствовать их правильному физическому развитию; содействовать овладению жизненно необходимыми двигательными навыками, умениями и совершенствованию в них; развитие реакции, развитие ловкости, познание движения и новых возможностей тела.
Пальч зарядка: «белочки, голодная мышь, ежик, зайка»
Цель: развитие мелкой и общей моторики дошкольников
Физкультминутки: «Весело в лесу» «Звериная зарядка».
Цель: повысить или удержать умственную работоспособность во время непосредственно образовательной деятельности, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха; мышцы туловища, особенно спины, находящиеся в статическом состоянии; мышцы кисти работающей руки.
Форма работы с родителями: предложить сделать поделку из легкого пластилина- дикое животное нашего леса, подготовить небольшой описательный рассказ об этом животном.
3й этап- заключительный:
Итоговая работа – выставка макета с дикими животными, представление детей своего животного с описательным рассказом.
Цель: обобщить и закрепить полученные знания о диких животных нашего леса.
Игра-викторина «Дикие животные и их детеныши»
Цель: Закрепить полученные знания детей о диких животных и их детенышах, их образе жизни и повадках, создать положительные эмоции от полученной результата.
Вывод6 в результате проекта, предполагаемые результаты были достигнуты:
- дети освоили и закрепили знания о диких животных нашего леса, их повадках и среде обитания
- расширилось представление о многообразии видов и взаимосвязях в природе
- познакомились с литературой, отражающей жизнь и характер, а так же среду обитания животных
- были созданы детьми, совместно с родителями. Поделки диких животных для макета
- создан детьми и воспитателями сам макет леса
- организована итоговая игра-викторина «Дикие животные и их детеныши, обобщающая полученные знания детей.