Рожкова Елена
Проект «Дикие животные» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект «Дикие животные»
(краткосрочный)
для детей старшего дошкольного возраста
Разработчики:
Чуракова Г. Н., воспитатель,
Рожкова Е. В., воспитатель,
Джалагания С. Л., учитель-дефектолог,
Логинова В. Н., учитель-логопед.
Паспорт педагогического проекта
Краткое описание проекта: данный проект представляет собой работу по ознакомлению детей с окружающим миром, развитие речи. Проект направлен на приобретение дошкольниками необходимых навыков по воспитанию бережного отношения к природе.
Цель проекта: Сформировать целостное представление о диких животных, их характерных отличительных способностях, закрепить понятие «дикое животное».
Задачи проекта:
1. Познакомить с понятиями «хищные», «травоядные».
2. Обобщить представления о диких животных леса, их образе жизни, питании, жилищах, о том, как готовятся к зиме животные в лесу.
3. Обогатить словарь за счет имен существительных (дупло, берлога, логово, нора); имен прилагательных (колючий, лохматый, неуклюжий, хитрый, злой, голодный); глаголов (прятаться, охотиться, притаиться, выглядывать и др.)
4. Развивать связную речь через составление описательного рассказа о животных, придумывание загадок.
5. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к природе.
Вид проекта: творческий
По - методу информационный, фронтальный.
По - содержанию – лес и его обитатели.
По - количеству участников – групповой.
По - продолжительности краткосрочный.
.
Характеристика проекта по длительности: краткосрочный (2недели)
Актуальность данного проекта обусловлена:
Дети в недостаточной степени имеют представление об образе жизни, повадках, питании и жилищах диких животных наших лесов; о том, как они готовятся к зиме в лесу. Дети не владеют обобщающим понятием, не умеют описывать предметы, владеют скудным словарным запасом, не умеют образовывать сложные слова, аграмматизмы в речи.
Задачи для детей:
• Развивать у детей интеллектуальное развитие, познавательные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
• Формировать у ребенка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к природе.
Задачи для родителей:
• создавать в семье благоприятные условия для развития познавательных процессов ребенка,
• использовать знания детей, приобретенные на занятиях в детском саду,
• уважать неповторимость ребенка, ставить для себя и ребенка реальные цели.
Задачи для педагогов:
• развивать социально-профессиональную компетентность и личностный потенциал.
Участники проекта:
1. Педагоги: учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатели группы.
2. Дети подготовительной группы.
3. Родители и другие члены семьи.
Длительность проекта: 2 недели
Ожидаемый результат в процессе взаимодействия педагог – дети - родители в реализации проекта:
Дети:
• овладевают знаниями о диких животных, об их жизнедеятельности в сезонных изменениях природы; обогащение пассивного и активного словарного запаса;
• проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе;
• возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
Родители:
• обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;
• повышение педагогической компетентности родителей.
Педагоги: проектирование заставляет педагога находиться в пространстве возможностей, что изменяет мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует творческого, личностного роста.
Сроки реализации с 14.10.2024 по 27.10.2024гг.
Основные направления реализации проекта:
1) Познавательное развитие по теме: «Дикие животные»
2) Речевое развитие «Составление загадок о диких животных»
3) Лепка «У медведя во бору».
4) Рисование «Лиса – рыжая краса»
5). Рисование «Мишка косолапый»
6). Аппликация «Дикие животные»
7). Макет «Дикие животные»
7). Экспериментирование «Кто как готовиться к зиме?»
7). Итоговое занятие книга для малышей «Загадки о диких животных»
Этапы проектной деятельности:
1 этап Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, игрушек, диких животных, материалов для игр, книги самоделки. Подготовка к итоговому занятию «Дикие животные наших лесов». Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей.
2 этап
Проведение бесед, занятий с детьми о диких животных. Речевые ситуации, составление рассказов, составление загадок, театрализованные игры, дидактические игры, пальчиковые игры, физминутки и т. д. Взаимодействие с семьей: Поделка из бросового материала «Дикие животные»
3 этап
Оформление выставки творческих работ детей.
Игра - квест «В гости к диким животным»
Итоговое занятие книга самоделка для малышей «Загадки о диких животных».
План реализации проекта
№ Мероприятия Ответственные
Подготовительный этап
1. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы. Воспитатели
2. Подбор иллюстративного материала по теме, дидактических игр, игрушек, диких животных, материалов для игр. Подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, загадок по теме, аудиозаписей. Воспитатели
родители
3. Подготовка к итоговому занятию «Дикие животные наших лесов» с элементами драматизации. Воспитатели
Основной этап
1.
2.
3.
4. Беседа с детьми о диких животных, живущих в нашем краю.
Составление рассказов по схеме.
Речевые игры.
Пальчиковые игры. Воспитатели,
логопед
5.
6.
Стихи и загадки о животных.
Чтение художественной литературы: А. К. Толстой «Белка и волк»; Р. н. с. «Заюшкина избушка»; И. Соколов «Медвежья семья»; В. Бианки «Холодно в лесу, холодно», «Лиса Патрикеевна»; Е. Чарушин «Волчишко», Е. Чарушин: «У страха глаза велики». Дети,
Воспитатели,
родители
7.
Занятия с детьми:
(П. Р.)
«Дикие животные наших лесов».
(Х. Э. Р.)
«У медведя во бору» (Лепка).
«Лиса – рыжая краса» (Рисование).
«Мишка косолапый» (Рисование).
«Дикие животные» (Аппликация).
Дети,
воспитатели
5. Дидактические игры: «Чья мама?», «Угадай кто я?», «Кто где живет?», «У кого какое жилище?»,«Помоги животным подготовиться к зиме», «Собери картинку», «Чья семья», «У кого, что?», «Чьи лапы, чей хвост?», «Собери картинку». Дети,
воспитатели
6.
7. Подвижные игры: «Лиса в курятнике», «У медведя во бору», «Зайцы и лиса», «Бездомный заяц».
Физминутки: «Звериная зарядка», «Звери шли на водопой», «Ёж и барабан». Дети,
воспитатели
8.
9.
10.
Привлечь родителей к сбору информации для создания книги самоделки для малышей «Загадки о диких животных».
Предложить родителям подборку стихов, загадок, книг о лесных животных.
Консультация для родителей «Дикие животные».
Папка-передвижка «Логопед советует»
Заключительный этап Воспитатели родители
Воспитатели
Учитель-дефектолог
Учитель- логопед
1. Оформление выставки детского творчества. Дети,
воспитатели,
родители
2. Игра- квест «В гости к диким животным» Дети,
Воспитатели
3. Итоговое мероприятие книга самоделка для малышей «Загадки о диких животных».
Дети,
Воспитатели
Приложение
Загадки о животных
У меня роскошный хвост,
А характер мой непрост —
Я коварна и хитра.
Глубоко моя нора. (Лиса)
Серый я, живу в лесу,
Знаю рыжую лису.
Песню грустную тяну,
Громко вою на луну. (Волк)
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, темноглазый,
По деревьям любит лазать.
Строит он свой дом в дупле.
Чтоб зимою жить в тепле. (Белка)
Серый, страшный и зубастый
Произвёл переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех (Волк)
Из берлоги слышен храп —
Спит хозяин, косолап.
Всю округу замело,
Но ему во сне тепло. (Медведь)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад. (Белый медведь)
Много бед таят леса.
Волк, медведь там и лиса!
Наш зверёк живёт в тревоге,
От беды уносит ноги…
Ну-ка, быстро отгадай-ка,
Как зверёк зовётся? (Зайка)
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
(Заяц)
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)
Зимой спит,
Летом ульи ворошит.
(Медведь)
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый — краса!
Как зовут её? (Лиса)
Важно я хожу по бору,
Съесть могу и мухоморы.
Не боюсь в лесу врага —
Есть копыта и рога! (Лось)
Лежала под елками
Подушечка с иголками.
Лежала, лежала,
Да побежала. (Еж)
«Хитрая лиса»
Цель: развивать ловкость, быстроту, координацию.
Описание: С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы». Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой».
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза: «Хитрая лиса, где ты?». При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит: «Я здесь!». Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит: «В круг!» и игра начинается снова.
«Бездомный заяц»
Цель: развитие двигательной активности, внимания.
Описание игры: Из числа игроков выбирается охотник и бездомный заяц. Остальные игроки – зайцы, чертят себе круг, и встают во внутрь. Бездомный заяц убегает, а охотник его догоняет. Заяц может спастись от охотника, забежав в любой круг, тогда заяц, что стоял в кругу, должен сразу же убегать, потому что он стает бездомным, и охотник будет за ним охотиться.
Как только охотник поймает зайца, он сам стает зайцем, а бывший заяц – охотником.
Чтение рассказа В. Бианки «Как звери к зиме готовятся»
В лесу каждый готовится к зиме по-своему.
Кто мог, улетел от голода и холода на крыльях. Кто остался, торопится набить свои кладовые, заготовляет запасы пищи впрок.
Особенно усердно таскают его короткохвостые мышки-полёвки. Многие из них вырыли себе зимние норы прямо под хлебными скирдами и каждую ночь воруют зерно.
К норе ведут пять или шесть дорожек, каждая дорожка — в свой вход. Под землей — спальня и несколько кладовых.
Зимой полёвки собираются спать только в самые сильные морозы.
Белкина сушильня.
Белка отвела под кладовую одно из своих круглых гнёзд на деревьях. Тут у неё сложены лесные орешки и шишки. Кроме того, белка собирает грибы — маслянки и берёзовики. Их она насаживает на обломанные сучочки сосен и сушит впрок. Зимой она будет бродить по ветвям деревьев и подкрепляться сушёными грибами.
Прячутся.
Холодно становится, холодно! В пруду вода мёрзнет.
Хвостатый тритон ушёл из пруда в лес и забился под кору гнилого пня.
Лягушки ныряют, забиваются в ил. Змеи зарываются под корни и мох.
Голодно становится, голодно!
Летучие мыши прячутся в дупла, пещеры, на чердаки. Им уже нечего есть, скрылись бабочки, мухи, комары.
Растолстевший барсук всё реже выходит из тёплой и чистой своей норы.
Муравьи закупоривают входы-выходы своего высокого города. Жмутся в кучи в самой глубине его, где потеплее.
Рыбы стаями громоздятся в омутах и глубоких подводных ямах.
Мороз не велик, а зевать не велит — как грянет, разом зима скуёт землю и воду льдом. Куда тогда денешься?
Дидактическая игра «Чей хвост?»
Цель: формирование умения образовывать притяжательные прилагательные.
Жили разные животные в лесу. Однажды сорока разнесла по лесу весть, что на поляне хвосты зверям раздают. Угадайте, какой хвост выбрало себе каждое животное? Возьмите свои картинки с изображениями диких животных и найдите тот хвост, который подходит вашему животному, и назовите, чей это хвост.
У лисы – (лисий хвост); у волка – (волчий хвост);
У зайца – (заячий хвост); у медведя – (медвежий хвост);
У белки – (беличий хвост); у оленя – (олений хвост);
У рыси – (рысий хвост); у лося – (лосиный хвост).