Надежда Беломестнова
Социально-педагогический проект «Детство без границ»
▼ Скачать + Заказать документы
«Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении как средство социальной адаптации и интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в новую социальную среду» в условиях введения ФГОС в дошкольное образование. [/b]
Паспорт проекта
Название проекта
«Детство без границ»
Поддерживающая организация
МДОУ «КАПЕЛЬКА», Забайкальский край пгт. Оловянная, ул. Невская,2
т. 8 (34938) 28224; 42 – 3 – 62.
Публикация «Социально-педагогический проект „Детство без границ“» размещена в разделах
Практическая значимость Может применяться в практике обычных дошкольных учреждений для оказания образовательных услуг с ОВЗ и детям-инвалидам при нынешних финансово-экономических обстоятельствах.
Руководитель проекта
Беломестнова Надежда Михайловна Учитель-логопед
География проекта Пространство детского сада и прилегающая территория.
Сроки выполнения проекта 2014-2016 г.
Исполнители:Воспитатели, специалисты, руководители дошкольного учреждения
Предполагаемые результаты
1. Пакет нормативно-правового обеспечения каждой модели инклюзивного образования.
2. Скорректированная образовательная программа ДОУ с учетом включения раздела связанного с инклюзивным образованием.
3. Методические рекомендации по организации инклюзивного образования в ДОУ:
организационно-педагогическое обеспечение,
оптимизация образовательной среды для функционирования моделей инклюзивного образования,
система взаимодействия с родителями, социальным окружением.
4. Система методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов в организации инклюзивного образования.
5. Пакет диагностического инструментария с перечнем критериев и показателей оценки качества инклюзивного образования.
6. Мониторинг состояния благополучия и продвижения детей-инвалидов и детей с ОВЗ в развитии:
- достижение оптимальной адаптации ребёнка к ДОУ,
- повышение степени включённости и интеграции ребёнка в среду детей функционирующей группы,
- сохранение и укрепление психофизического здоровья ребёнка,
- социально-коммуникативное развитие ребёнка,
- познавательное развитие ребёнка,
- речевое развитие ребенка, - художественно- эстетическое развитие ребёнка
Обоснование проекта
В Российской Федерации проживает 1,6 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, из них значительное число детей – инвалидов.
По сведениям Министерства здравоохранения за 5 лет количество детей – инвалидов увеличилось на 1/3 (со 150 детей-инвалидов на 100000 населения до 206).
На ближайшее десятилетие работа с детьми-инвалидами объявлена ЮНЕСКО приоритетной. Законом РФ «Об образовании» установлено, что государство создаёт гражданам с ограниченными возможностями здоровья условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Своевременное оказание необходимой социально -психолого-педагогической помощи в дошкольный период позволяет обеспечить коррекцию недостатков ребёнка, улучшить его развитие, подготовить к обучению в массовой школе и, соответственно, обеспечить его социальную адаптацию.
Практика показывает - более половины детей, имевших различные отклонения в развитии и получивших качественную коррекционную помощь, могут обучаться в массовой школе. Однако исследования, доказывают, что значительная часть детей, обучающихся на дому или в специализированных образовательных учреждениях, став взрослыми, оказываются неподготовленными к интеграции в социально-экономическую жизнь (Л. С. Выготский).
Известно, что в Забайкальском краевом регистре учета детей-инвалидов на 01.09.2014 числится детей (за 1 год увеличилось на 25 человек
Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребёнок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием.
В последние годы в России получила распространение идея интегрированного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья совместно с нормально развивающими детьми.
Развитие в ДОУ интегрированного воспитания и обучения, особенно детей раннего возраста, позволяет расширить охват детей необходимой коррекционно-педагогической и социальной помощью, приблизить ее к месту жительства ребенка, а также обеспечить родителей (законных представителей) необходимой консультативной поддержкой. Ранняя психолого-педагогическая помощь дошкольникам с различными отклонениями в развитии позволяет добиться положительных результатов в обучении и воспитании детей в детском саду, создать благоприятные условия для дальнейшего обучения в школе.
Актуальность проблемы социализации детей с ОВЗ и-инвалидов и интеграции их в образовательные учреждения поселка Оловянная в частности, обусловлена статистическими данными о наличии детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста (25 человек на 01.03.2014г.) и результатами ежегодно проводимого мониторинга запросов на образовательные услуги родителей неорганизованных детей. Большинство родителей детей с особыми образовательными запросами нуждаются в оказании профессиональной систематической помощи ребенку. Однако в районе отсутствуют специализированные дошкольные образовательные учреждения.
Выявилось противоречие между необходимостью удовлетворения запросов родителей на дошкольные образовательные услуги и отсутствием налаженной инфраструктуры специализированной коррекционной, психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях.
Для разрешения противоречия возникла необходимость организации инклюзивного образования на базе ДОУ общеразвивающего вида без создания специальных условий (материально-технических, требующих финансовых затрат) в ДОУ, в связи с финансовыми проблемами нет полного обеспечения кадрами (педагог – дефектолог, тьютора, социальный педагог).
Не имеется возможности создать эти условия, но систематическую специализированную помощь ребенку можно оказывать за счет:
•создания модели психолого-педагогического сопровождения в рамках ДОУ,
•организации консультативного центра,
•расширения связей с социумом.
По результатам практической деятельности зарубежных коллег, видно что, в обществе, где принято, приветствовать и принимать различия людей, а не делить их на здоровых людей и людей с отклонениями в развитии или инвалидов, есть позитивные результаты социализации и развития детей с ОВЗ в условиях ДОУ.
Акцент ставится на том, что каждый ребенок нуждается в создании благоприятных для него условий для развития, воспитания и обучения, для удовлетворения его образовательных потребностей.
В детском саду «Капелька» п. Оловянная организация инклюзивного образования предусматривается без создания специальных условий для детей-инвалидов и детей с ОВЗ, без расширения штатов (в связи с финансово-экономических проблемами, с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.
При этом не исключается возможность получения им образования на равных условиях с другими детьми в различных формах обучения: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная. Коррекционная работа проводится педагогами ДОУ, имеющими элементарные дефектологические знания и не владеющие специальными педагогическими технологиями.
.
Коллектив считает, что дошкольное образовательное учреждение может стать одним из институтов социализации и интеграции детей- с ОВЗ и детей - инвалидов п. Оловянная.
Оказание образовательных услуг детям с ОВЗ и детям-инвалидам на базе МДОУ предусматривает внедрение в деятельность детского сада разных моделей. Это обусловлено тем, что дети с ОВЗ и дети-инвалиды имеют разные стартовые возможности для развития и коррекции в зависимости от степени нарушения здоровья и развития.
Теоретическая база
В современной научной литературе понятия «социальная адаптация», «интеграция», «инклюзия» определяются следующим образом:
- Социальная адаптация – «активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, принятых в обществе» ( Дефектология: Словарь-справочник. - М. :1996.-С. 7).
- Интеграция в общество человека с особыми образовательными потребностями – «процесс и результат предоставления ему прав и реальных возможностей участвовать во всех видах и формах социальной жизни (включая и образование) наравне и вместе с остальными членами общества в условиях, компенсирующих ему отклонения в развитии и ограничения возможностей» (Специальная педагогика/ Под ред. Н. М. Назаровой. - М. : Академия, 2000.- С. 352).
- Инклюзивное (включающее) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное (включающее) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения (По материалам РООИ "Перспектива" www.perspektiva-inva.ru).