Любовь Титова
Проект «Детская экономика» в подготовительной группе
▼ Скачать
Проект «Детская экономика»
Подготовительная группа детского сада
Название проекта : «Детская экономика».
Вид проекта : познавательно-творческий, информационный.
По продолжительности: краткосрочный
Участники: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Публикация «Проект „Детская экономика“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Проблема: недостаточная информированность детей о финансах.
Актуальность: В современном мире очень сложно жить без экономических знаний. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам. Чем раньше дети узнают о роли денег, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки. Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается, что достаточное количество финансовых ресурсов открывает перед ними большие возможности, способные дарить радость.
Цели проекта : создать условия для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности.
Задачи проекта
для детей
Способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления;
Способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике;
Способствовать формированию представлений взаимосвязи понятий «труд - продукт - деньги», «качество - цена»;
Способствовать формированию знаний о качествах: бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие, щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (на примере богатства человека в финансовом и нравственном плане);
Способствовать формированию умения рационально оценивать способы и средства выполнения желаний, корректировать собственные потребности;
Развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности;
Развивать умения анализировать, рассуждать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развивать у детей интерес к финансовой грамотности посредством игр, викторин, мероприятий;
Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие, взаимовыручку;
Воспитывать ценность и уважение к труду человека и окружающему предметному миру, как результату труда людей.
для родителей:
Развитие интереса к экономическому воспитанию детей совместно с ДОУ;
Формирование основ финансовой грамотности у детей на личном примере грамотного распределения своих финансовых возможностей с учетом потребностей и желаний на практике;
Укрепление взаимоотношений взрослых и детей.
Предполагаемые результаты:
Дети приобрели первичный финансовый опыт, умение устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности;
Педагоги практически освоили первый опыт системы работы по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста;
Родители получили дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
1 этап - Информационно-накопительный этап
Изучение уровня знаний у детей старшего дошкольного возраста об основах экономики, выявление уровня финансовой грамотности (констатирующая диагностика);
Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
Изучение методической литературы, сбор материала (сказки, стихи, загадки, пословицы, подвижные, сюжетно-ролевые игры, интерактивные пособия, познавательные фильмы и мультфильмы на тему проекта) необходимого для реализации цели проекта;
Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на реализацию проекта;
Внесение циклов проекта в перспективный план работы;
Привлечение родителей (законных представителей) к участию в совместной творческой, образовательной деятельности с детьми в реализации проектной деятельности.
2 этап - Организационно-практический этап
Чтение художественной литературы;
Рассматривание иллюстраций, фотографий;
Совместное изготовление атрибутов и организация сюжетно-ролевых игр по теме проекта;
Просмотр познавательных и мультипликационных фильмов для детей на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
Консультации для родителей по теме проекта : «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
Проведение ООД и совместной деятельность по теме проекта.
• 3 этап – Презентационно-завершающий этап
Выставка продуктов детской деятельности;
Выставка «Копилки»;
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
Развлекательное мероприятие «В гостях и Буратино и Алисы» среди воспитанников групп детей старшего дошкольного возраста на уровне ДОУ.
Совместная деятельность детей и педагогов.
Цель: активизировать познавательный интерес к основам экономики, финансовой грамотности (истории денег, способам их получения, сбережения, приумножения, распределения бюджета и т. д.).
Познание
Беседы: «Деньги и их роль в жизни», «Почему все взрослые работают?», «Что такое финансовая грамотность?», «Почему не все можно купить и продать?», «Какие бывают товары?», «Товар - цена», «потребности и желания», «Где живут деньги?», «Бюджет», «Услуга и товар», «Все профессии важны» и т. д.
Познавательные фильмы для детей: «История денег. От куниц до бумажных», «Что такое бюджет и как его составлять», «Как устроены наличные деньги», «Как и зачем сберегать», «Виды доходов», «Виды и периодичность расходов», «Банковские карты», «Дом денег. Банки».
Проведение ООД и совместной деятельность с использованием интерактивных пособий на тему финансовой грамотности.
Чтение художественной литературы
Сказки: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И. Чуковский «Телефон», Липсиц И. В. «Удивительные приключения в стране «Экономика»; Попова Т. Л., Меньшикова О. И. «Сказка о царице Экономике, злодейке Инфляции, волшебном компьютере и верных друзьях»; Успенский Э. «Бизнес Крокодила Гены»; Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. «Экономика в сказках и играх : Пособие для воспитателей», А. Романов «Чудеса в кошельке», К. Чуковский «Муха-Цокотуха» и т. д.
Знакомство детей с пословицами, загадками, связанные с финансами.
Социализация
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Семья», «Банк», «Почта», «Салон красоты» и т. д. (разыгрывание сюжетов, объединение нескольких сюжетов в один и т. д.)
Продуктивные виды деятельности:
ХЭР (художественное конструирование из бумаги в технике оригами с элементами рисования) «Кошелек»;
ХЭР (пластелинография) «Монета»
ХЭР (рисование) «Купюра», «Потребность - желание»;
Физическое развитие
Игры-соревнования «Желания - потребности», «Самый быстрый», «Пополни кошелек»;
Игры-имитации «Изобрази профессию», «Кто что делает?»;
Взаимодействие с родителями
Анкетирование родителей (законных представителей) на тему «Финансовая грамотность дошкольников»;
Консультации: «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста», «Учите ребенка считать деньги»;
Выставка «Копилка»;
Выставка совместных творческих работ детей и родителей «Копилка своими руками»;
Фотовыставка «Мои личные финансы».