Марина Гусляева
Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»
Авторская педагогическая технология проектной деятельности \
Введение
Современные требования, предъявляемые государством к качеству образовательно-воспитательной деятельности в ДОУ, подразумевают, что педагог должен владеть необходимыми образовательными технологиями.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Публикация «Проект „Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Педагогическая технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенных на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г. К. Селевко).
Сегодня насчитывается большое количество педагогических техноло-гий. Но меня заинтересовала именно технология проектной деятельности, так как она является одним из методов развивающего обучения, потому что в её основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, а также повышает качество образовательного процесса, служит развитию критического и творческого мышления. Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает творческие способности, коммуникативные навыки.
Использование проектной деятельности в своей педагогической деятель-ности позволило мне изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, активность, любознательность, развить у детей творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации, становиться увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
Проект «Детская дизайн-деятельность как условие развития художе-ственного творчества детей дошкольного возраста»
Тип проекта: творческий
Участники проекта: дети 3-4 лет, их родители
Срок реализации проекта: 9 месяцев
Описание ситуации: Потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном в дошкольном возрасте.
В связи с этим возникла необходимость в своей работе обратиться к этой новой на сегодняшний день деятельности – детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
Актуальность: Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность ребенка.
К сожалению, современная массовая «школа» еще сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению. Дети лишаются радости открытия и постепенно могут потерять способность к творчеству. Ребенку необходимо дать свободу, тогда занятие станет творчеством, мотивируемым взрослым, который не учит, а лишь акцентирует внимание ребенка на ощущениях, чувствах. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием элементов дизайна является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Цель проекта: Развитие художественно – творческого потенциала по-средством введения в продуктивную изобразительную деятельность детей элементов дизайна.
Дидактические задачи:
- развивать у детей интерес к дизайн – творчеству;
- способствовать разностороннему развитию ребенка;
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
- стимулировать развитие у ребенка способности к целеполаганию и мотивации своей деятельности;
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения едино-мыслия по данной проблеме.
Методические задачи:
- установить тесную взаимосвязь с родителями для достижения единомыслия по данной проблеме;
- разработать диагностический инструментарий для выявления творческих способностей детей;
- создать предметно-развивающую среду, обеспечивающую художественно-творческую деятельность детей;
- разработать игровые упражнения и развивающие дидактические игры, активизирующие творческое воображение;
- разработать занятия с использованием элементов дизайн – деятельности;
- создать информационную среду в приемной комнате для просвещения родителей по теме проекта.
Методическое обоснование: Диагностическое обследование художест-венно- изобразительного творчества детей показало, что работы неинтересны, невыразительны, однотипны, у детей не развито воображение, фантазия.
В результате анализа ситуации возникло противоречие между: необходимостью совершенствования программы ДОУ с целью формирования творческой личности и недостаточностью внимания к этой проблеме.
Гипотеза: если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием элементов дизайна, то творческий потенциал детей будет развиваться наиболее эффективно.
Новизна проекта: детская дизайн-деятельность – это новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста, которое дает широкий простор детскому творчеству. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Предлагаемые в проекте новые неклассические формы работы с детьми, их родителями в совокупности сформируют гармонично развитую, творческую личность.
Этапы проекта:
- подготовительный (изучение литературы по теме проекта, составление проекта: плана, диагностического материала; вводное исследование творческих способностей детей; презентация для родителей с целью знакомства с проектом);
- основной (реализация проекта «Детская дизайн-деятельность как условие развития художественного творчества детей дошкольного возраста»);
- заключительный (итоговое исследование творческих способностей детей, анализ деятельности; обобщение результатов работы; беседа с родителями о результатах проекта)
Реализация основного этапа проекта осуществляется по двум разделам:
- художественная аранжировка;
- декоративно-прикладной дизайн;
и направлениям:
-работа с детьми;
-работа с родителями.
В осуществлении проекта использовались следующие формы работы с детьми: игровые занятия, экспериментирование, дидактические игры и упражнения, экскурсии, наблюдения, выставки, беседы, рассматривание, досуги, презентации.
А также формы работы с родителями: выпуск памяток и методических рекомендаций, библиотечка по теме проекта, публикация статей по теме проекта в сети интернет, школа дизайна для родителей, конкурсы совместного с детьми творчества, информирование через стенд в приемной комнате, мастер-классы, консультации.
Ожидаемые результаты:
- проявление устойчивого интереса к дизайн-творчеству, повышение творческой активности, инициативности и художественной самостоятельности;
- сформированность у детей способностей последовательно осуществлять свой замысел и умело обращаться с материалами и инструментами;
- умение создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников, благоустраивать интерьер;
- установление тесной взаимосвязи с родителями и воспитателями.
Для выявления динамики развития детей художественного творчества был проведен вступительный и заключительный мониторинг. Анализ результатов показал положительную динамику. У детей сформировался устойчивый интерес к дизайн-деятельности, появилась способность к целеполаганию и мотивации своей деятельности. Повысилась творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились создавать и использовать в оформлении аранжировки из разных материалов, атрибуты для игр, подарки для близких людей, благоустраивать интерьер.
Выводы: В результате проектной деятельности были выделены эффек-тивные способы решения данной проблемы, которые способствовали повыше-нию творческого потенциала детей.
Востребованность проекта: Материалы исследования были использованы при разработке программы дополнительного образования.
Результатом работы стало создание в ДОУ дополнительной услуги по дизайн-деятельности с целью развития творческого потенциала детей дошкольного возраста.
По данным исследования была написана программа дополнительного образования по дизайн-деятельности «Природа и фантазия», которая осуществляется в МБДОУ ЦРР - ДС №43 «Яблонька»
Данные исследования могут использоваться в других дошкольных образовательных учреждениях и центрах дополнительного образования.