Галина Добренькая
Проект «Дерево года»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта - краткосрочный.
Участники проекта – воспитатель, старшая возрастная группа № 8.
Вид проекта – Познавательно – исследовательский.
Цель:
Учить детей решать определенные задачи в процессе исследования; научить самостоятельно провести собственные исследования; формировать умения детей выполнять разный объем работы, используя разные методы наблюдения; учить обобщать результаты своих исследований, обсуждать, сравнивать, делать несложные умозаключения. Дать детям представление о дереве, знакомить с характерными особенностями деревьев в разное время года; научить распознавать деревья по кроне, листьям, плодам, стволу.
Публикация «Проект „Дерево года“» размещена в разделах
Задачи:
Формировать у детей знания о природе, развивать наблюдательность; воспитать способность видеть красоту природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней.
Всестороннее развитие и воспитание детей осуществляется разными средствами. Одно из них – ознакомление с природой. В живом общении с природой формируются нравственные качества ребенка, привязанность к родным местам, чуткость, отзывчивость, доброе отношение ко всему живому. Для реализации этих качеств надо проводить много времени с детьми на природе. В общении с природой развивается детская любознательность, расширяется кругозор, появляется интерес к труду.
План работы:
Выбор дерева.
Присвоение ему имени.
Выбор дня рождения.
Разговор о дереве.
Игры.
Легенда о дереве, загадки, пословицы, поговорки, приметы.
Разговор о дереве :
Беседа.
Перед началом работы по проекту, провела беседу о деревьях. Цель – выяснить представление детей об этих растениях, их отношение к ним, заинтересовать проблемой. Для этого использовала следующие вопросы:
– Какие вы знаете деревья?
– Какие деревья растут дома или на участке?
– Для чего сажают деревья?
– Зачем пилят деревья?
– Кому нужны деревья в лесу?
– Что будет, если исчезнут деревья?
– Как продлить жизнь дереву?
По окончании сделали вывод, что деревья являются одним из основных источников для жизни человека и животных. Надо охранять деревья, использовать их по-хозяйски, а вырубленные – обязательно восстанавливать.
Игры:
Игра 1. «Я знаю»
Игра 2. «Где что растет?»
Игра 3. «Где что зреет?»
Игра 4. «Такой листик - лети ко мне».
Игра 5. «Угадай по описанию»
Игра 6. «Найди листок, как на дереве».
Дидактические упражнения (см. приложение №1).
Легенда о дереве :
Многие народы почитали сосну как символ жизни, плодородия, вечности, долголетия, верности долгу и принципиальности.
Бытовали различные формы ее почитания, различные поверья. У поляков, например, есть обычай класть сосновую ветку на брусе у хаты или в хлеву как оберег от "нечистой" силы.
В Древнем Вьетнаме сосны сажали у императорского дворца как символ долголетия и величия.
В Японии сосна, покрытая снегом, - символ счастливой, долгой старости.
На Руси на деревенских свадьбах в свежеиспеченную свадебную ковригу втыкалась, как пожелание здоровья и долголетия, крошечная сосенка. Наши предки сажали это красивое дерево у дома. Ее ветви зимой служили свадебным венком, который украшали гроздьями калины.
Древнегреческая легенда о сосне:
Жила некогда прелестная нимфа Питис, веселого нрава, душевной щедрости. Влюбился в нее бог холодных северных ветров Борей. Легкомысленный и жестокий, задумал он силой взять ее с цветущих лугов на суровые снежные пространства. Сбежала Питис от Борея, укрылась в лесной сторожке. Укрыл леший ее зелеными одеждами. Налетел Борей, поморозил травы, листья на деревьях - искал нимфу. Но держала свой зеленый наряд испуганная красавица. Все вокруг нее замерзли, только одежды остались зелеными, хотя нежное тело одеревенело, а слезы прозрачной смолой выступили на ее тонком и гибком своле. К слову, латинское название сосны "Пинус" происходит именно от имени нимфы Питис.
Красотой и статностью сосны всегда восхищались. Не даром ей посвящены чудесные стихи.
Стихи:
Могучих сосен статный ряд,
Шеренги стройные стоят.
Макушки смотрят в небеса -
Природы дивная краса.
(Ираида Мордовина)
* * *
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет качаясь, и снегом сыпучим
Одета как ризой она.
И снится ей всё, что в пустыне далекой -
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утёсе горючем
Прекрасная пальма растет.
(Михаил Юрьевич Лермонтов)
Загадки:
. Летом одевается, зимой раздевается. (Лиственница)
2. Много рук, а нога одна. (Дерево)
3. Ножками кушает, руками растёт. (Дерево)
4. Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево) 5. Растут - зеленеют, упадут – пожелтеют, полежат – почернеют. (Листья)
6. Нам в дождь и в зной поможет друг, зелёный и хороший - протянет нам десятки рук и тысячи
ладошек. (Дерево)
7. Когда лето оно – оно одето, а зима настала - и нет покрывала. (Дерево) 8. Его весной и летом, мы видели одетым, а осенью с бедняжки, сорвали все рубашки, но зимние
метели в меха одели. (Дерево) 9. Меня в лесу оставили, весь век торчать заставили:
В ушанке заячьей зимой, а летом с бритой головой. (Пень) 10. Закутан ребёнок в семь тонких пеленок,
И спит без постели в мороз и метели. (Почка) 11. Где зимою на кусточке, есть листочки и цветочки? (Почки) 12. Висят на ветке золотые монетки. (Листья)
Приметы:
Если на ветках дерева в середине лета появляются жёлтые листья или ранний листопад, то зима будет ранняя.
Если вороны и галки садятся на верхушке дерева – к морозу, если на нижние ветки - к ветру.
Когда цветёт черёмуха, всегда оживает холод.
Особенно холодно, когда дуб развернется.
Соловей защелкал, значит, берёза лист пустила.
Дуб перед ясенем лист пустит - сухому лету.
Если кора на берёзах и других деревьях во множестве потрескалась – это к сухой и хорошей погоде.
Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне деревьев, домов – к холодному лету.
Из берёзы печет много сока – к дождливому лету.
Если пчёлы садятся на вишневый цвет, вишни уродятся.
Если лист с дерева не чисто надает, но частично остаётся на ветках, будет холодная зима и знойное лето. Поздний листопад – на тяжёлый год.
Осиновые листья ложатся на землю “лицом” вверх – к студеной зиме, изнанкой к верху – зима будет тёплая, если наполовину изнанкой, наполовину “лицом” – зима ожидается умеренная.
Пока лист с вишен не спал, сколько бы снега ни выпало, оттепель его сгонит.
Неурожай на шишки ели, сосны и кедра – к мягкой зиме.
Из берёзы течёт много сока - к дождливому лету.
Берёза перед ольхой лист распустит – лето будет сухое, ольха перед берёзой – мокрое.
Пословицы:
Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.
Лес богатство и краса, береги свои леса.
Ум-это дерево, а характер плоды.
Дерево удерживают корни, а человека друг.
Птице силу дают крылья, а дереву корни
Ухаживай за деревом с душой, она отблагодарит плодами.
Прыгая с ветки на ветку, умным не станешь.
Не хочешь холоду, полюбишь лес смолоду
В лес не съездишь, так и на печке замёрзнешь.
Враг природы тот кто, леса не бережёт.
Поговорки:
Дерево держится корнями, а человек делами
Дерево стремится вверх, плод – вниз
Держись за дубок, он в землю глубок
Прямое дерево ветра не боится
Осина без ветра падает
Где сосна взросла, там она и красна
В лиловом корыте далеко не уплывешь
Волков боятся в лес не ходить
Криво дерево да яблоки сладки
Лесом шел, а дрова не нашёл
Слепое яблоко само с дерева валится
В народе говорят: “ Если мы входим в лес с топором, то деревья плачут”
Приложение 1
Игра 1. «Я знаю»
Дети становятся в круг, в центре воспитатель с мячом. Воспитатель бросает мяч и называет класс объектов природы (звери, птицы, животные, деревья, рыбы, растения, цветы). Ребенок, поймавший мяч говорит: «Я знаю 5 названий дерева», и перечисляет, возвращает мяч воспитателю.
Игра 2. «Где что растет?»
Дети в эксперименте рассматривают плодовые деревья. Сравнивают одно дерево с другим (листья, цветы) у всех деревьев свои соцветия сравнивают яблочные и вишнёвые обнаруживают сходства и различия. Воспитатель раздаёт карточки. Необходимо составить схему, что было в начале и чем всё закончится (от семечки до плода).
Игра 3. «Где что зреет?»
Учить использовать знания о дереве сравнивать плоды с его листьями.
На фланелеграф выкладываются 2 ветки: на одной – плоды и листья одного растения: на другой – плоды и листья разных растений. Воспитатель задает вопрос: «Какие плоды созреют, а какие нет?». Дети исправляют ошибки, допущенные в составлении рисунка.
Игра 4. «Такой листик - лети ко мне».
Цель: Поупражнять детей в классификации листьев по сходству, активизировать словарь (названия деревьев и листьев, слуховое внимание. Оборудование: Листья разных деревьев, изображения деревьев. Правила: Взрослый показывает изображение дерева. Ребёнок, у которого имеется листок этого дерева, должен называть его. После слов педагога <<такой листик - лети ко мне>> ребёнок, должен подбежать и поместить свой листик на наборное полотно.
Игра 5. «Угадай по описанию»
Цель: Воспитывать у детей умения учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность. Описание: На столе лежат пять сюжетных картин, на которых видны явные признаки различия (дерево цветущее, с жёлтыми листьями с плодами, в безлиственном состоянии, с почками). Воспитатель даёт словесное описание дерева, ребёнок находит его среди картин.
Игра 8. «Найди листок, как на дереве». Цель: Учить классифицировать растения по определённому признаку. Правило: Искать на земле следует только такие же листья, как на дереве, указанном педагогом.
Ход игры:
Воспитатель делит группу детей на несколько подгрупп. Каждой предлагается хорошо рассмотреть листья на одном из деревьев, а потом найти так же на земле. Педагог говорит: “ Давайте посмотрим, какая команда быстрее найдёт нужные листья ”. Дети начинают поиски. Затем члены каждой команды, выполнив задание, собираются около деревьев, листья которого они искали. Выигрывает та команда, которая соберется возле дерева первой.
Приложение №2 Почему сосна и ель вечно зеленые (Чувашская сказка)
Это было давным-давно, в незапамятные времена. Как-то в один из годов очень рано наступила осень. Еще и листья с деревьев не опали, а уже завернули сильные холода. Птицы начали сбиваться в стаи и заторопились в теплые страны. Змеи, ящерицы, всякие лесные зверушки, спасаясь от холода, залезли в свои норы и дупла. Все живое или улетело, или попряталось. Лишь маленькая птичка с пораненным крылом не смогла улететь со стаей и осталась одна в чистом поле на пронизывающем ветру. Сидит птичка под кустиком полыни, горюет, что делать - не знает. Неужто так и придется погибать? А на краю поля начинался большой дремучий лес. "Поскачу-ка я в этот лес, может, деревья сжалятся надо мной и пустят на свои ветки перезимовать", - подумала птичка и, оберегая свое раненое крылышко, поскакала к лесу.
На опушке леса стояла кудрявая красавица-береза. Птичка к ней с просьбой:
- Береза-березонька, густая и кудрявая, пусти к себе перезимовать.
Веток у меня много, листьев еще больше, мне за ними надо смотреть, до тебя ли тут, - ответила береза.
Поскакала птичка со своим перебитым крылышком дальше. Глядит - стоит развесистый дуб-великан. Стала она его упрашивать:
- Дуб-богатырь, смилуйся, пусти меня на свои густые теплые ветки до весны прожить.
- Вот еще придумала, - ответил дуб. - Если всех пускать на зиму, вы у меня ни одного желудя не оставите. Нет, нет, не пущу, иди своей дорогой.
Птичка-невеличка поскакала дальше по лесу, оберегая свое раненое крыло. Приблизилась к речке, видит - на берегу, спиной к ней, лицом к речке, стоит, до самой воды уронив свои ветви, могучая ветла.
- Добрая ветла, твои ветки густые, уютные, пусти меня прожить на них до весенних теплых дней, - просит и ветлу бедная птаха.
Проваливай, я с рекой разговариваю, а со всякими встречными мне и разговаривать-то не к лицу, - гордо ответила ветла.
Бедная пташка впала в отчаянье. Да и было от чего: никто ее, горемыку, не пускает на зиму, все-то разговаривают свысока.
Усталая и голодная, побрела она дальше, в глубину леса, осторожно ступая, чтобы не сделать больно раненому крылышку. Несчастную птицу заметила зеленая ель.
- Ай-яй, бедняга, куда же ты идешь? - спросила она птаху.
- Куда иду, и сама не знаю, - ответила та.
-Как же не знаешь? - удивилась ель.
- Да ведь не от хорошей жизни одна по лесу хожу, - печально сказала птичка-невеличка. - Иду куда глаза глядят.
- А что же ты со своими подругами не улетела?
- Крылышко у меня больное, не могу летать. А пришла в лес, попросилась у деревьев пустить меня перезимовать - никто не пустил, никто не пожалел.
- Ах, бедняжка! - жалостливо воскликнула сердобольная ель. Тогда поживи у меня. Вот садись на эту мохнатую веточку - она самая теплая.
Рядом с елью стояла старая сосна. Она тоже пожалела пташку.
-У меня ветки не такие густые, не такие теплые, но я буду загораживать тебя от холодных северных ветров, - сказала она.
Птичка забралась в самую гущину еловых ветвей, а сосна прикрыла ее от холодного ветра.
Принял участие в судьбе маленькой птички и росший между елью и сосной можжевельник.
- Не унывай, птичка-невеличка, я тебя всю зиму буду кормить своими ягодами.
Так раненая птичка зажила хорошей жизнью. Как-то ночью разыгрался, разбушевался ветер. Он так трепал ветви деревьев, что с них дождем сыпались листья. Понравилось это ветру, захотелось ему все деревья раздеть донага, но прежде, чем сделать это решил он все же спросить у Мороза:
Батюшка-Мороз, со всех деревьев листья сорвать или на каких-то оставить?
Царь холода, Мороз, сказал:
- С берез, с ветел - со всех, что в листья одеты, срывай. А те деревья, что взяли под защиту маленькую пташку, не трогай, пусть они всю зиму стоят зелеными.
Ветер не осмелился ослушаться батюшки-Мороза и не тронул ель, сосну и можжевельник. Так они и по сию пору остались вечно зелеными.