Ольга Алексеева
Проект по экологии «Деревья вокруг нас» в старшей группе
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Крапивинский детский сад «Росинка»
Проект по экологии в старшей группе. «Деревья вокруг нас»
Исполнитель проекта :
Алексеева Ольга Николаевна – воспитатель
Участники проекта :
дети старшей группы
родители
Публикация «Проект по экологии „Деревья вокруг нас“ в старшей группе» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Тип проекта : познавательный
По доминирующей проектной деятельности :
творческий, игровой, практический
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта : групповой.
Срок реализации проекта : 23.12. - 27.12. 2019г. (краткосрочный)
пгт Крапивинский 2019г.
«Мир, окружающий ребёнка, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».
В. А. Сухомлинский
Актуальность проекта :
В настоящее время на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя нашей планеты. Потерялся непосредственный контакт с природой, люди берут от неё всё, ничего не давая взамен. Варварское отношение как взрослых, так детей ко всему живому ведёт к экологической катастрофе.
Современное содержание воспитательно – образовательной работы с детьми дошкольного возраста предполагает гуманизацию всего педагогического процесса.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать природу, наслаждаться ею, вглядываться и вслушиваться.
Решая различные познавательно – практические задачи вместе с взрослыми и сверстниками, дети приобретают способность сомневаться, практически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции – удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – порождают у ребёнка уверенность в своих силах, побуждают к новому поиску знаний. Коллективные переживания сближают детей друг с другом и с взрослыми. Нельзя забывать о том, что воспитывать бережное отношение к природе, желание и умение видеть, слышать природу, получать эмоциональное удовольствие от её красоты и неповторимости нужно с самого раннего детства. Дошкольные учреждения как раз и призваны сыграть в этом важнейшую роль, обеспечив полноценное физическое, психическое и духовное развитие, став одновременно и просветительскими центрами для родителей.
Суть нашего проекта заключается в том, чтобы не допустить равнодушного отношения детей к зелёным насаждениям.
Углубить их знания о значении деревьев в жизни людей. Любое общение с природой должно способствовать расширению кругозора, становлению духовно – нравственных черт личности, формированию чувства ответственности за судьбу природы – обязательного условия обеспечения экологической безопасности не только нашего родного города, но и всей страны в целом.
Цель проекта : формировать у детей представление о деревьях, как о живых организмах; развивать познавательные и творческие способности детей среднего дошкольного возраста; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта :
1. Расширить знания о деревьях : особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
2. Формировать познавательные умения, учить отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности.
3. Воспитывать эстетическое восприятие, способность видеть красоту родной природы, наслаждаться красотой деревьев в разное время года.
4. Воспитывать убеждения о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
5. Повысить уровень экологических знаний родителей через совместное участие в педагогическом процессе с детьми.
Что мы знаем об этом? Что мы хотим узнать? Как мы это можем узнать?
Деревья бывают
разные
Птицы вьют гнёзда на
дереве
Деревья бывают
высокие и низкие
Их можно сажать в землю
Почему нужно беречь и охранять деревья?
Как появляются
деревья?
Чем дерево отличается
от других растений?
Каково значение
деревьев для человека?
Что можно делать из
дерева? Наблюдения
Беседы
Экскурсии
Художественная и познавательная
литература
Дидактические игры и занятия
Рассматривание
иллюстраций
Модель 3-х вопросов
Предполагаемый результат:
• Повышение уровня экологической грамотности детей;
• Формирование осознанной потребности в общении с природой;
• Создание экологически – развивающей среды в ДОУ;
• Создание художественно – эстетической среды;
• Расширение знаний детей о деревьях и кустарниках, их значении в природе и жизни человека;
• Формирование умения видеть разнообразие оттенков красок в природе, отображать свои впечатления в творческой деятельности;
•Повышение компетентности родителей по экологическому воспитанию детей
•Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада.
Модель взаимодействия участников проекта :
Свободная деятельность детей
Совместная деятельность детей с взрослыми
Организация непрерывной образовательной деятельности
Предварительная работа:
• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме
«Деревья»
• Рассматривание деревьев на прогулке, экскурсии
• Чтение стихов, художественных произведений
• Продуктивная, художественная, музыкальная деятельность
Этапы реализации проекта :
I- этап подготовительный.
• Постановка проблемы (погружение в проблему).
• Формирование проблемы
• Вхождение в проблему, постановка цели и задач.
• Изучение литературы по теме проекта
• Подбор материала, оборудования, художественной литературы, иллюстраций.
• Составление конспектов бесед, организаций и проведения игр, наблюдений, экскурсий, занятий.
• Анкетирование родителей (Приложение №5)
• Знакомство с литературой (чтение стихов, загадок)
• Участие в играх, наблюдениях.
• Рассматривание иллюстраций
• Помощь в подборе необходимого материала, пополнение развивающей среды в группе.
Методы и приё мы:
наглядные, словесные, игровые, практические:
- наблюдения,
- рассматривание картин, прослушивание песен и музыкальных произведений,
- беседы,
- чтение художественной литературы,
- заучивание стихов, пословиц,
- игры,
- экскурсии,
- опыты,
- взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с
проектной деятельностью.
II этап - основной (практический)
Беседы с детьми:
- «Здравствуй, дерево!»;
- «Какие деревья растут на участке»;
-«Что можно сделать из дерева» (Приложение № 3)
- «Как появляются деревья»;
- «Почему нужно беречь и охранять деревья»;
- «Как сберечь деревья?»
2. Ознакомление детей с художественной литературой:
Чтение: И. Семенова «Березка», О. Высоцкая «Наш сад», «Две сосны и ель», А. Прокофьев «Наш лесок», М. Ивенсен «Ёлочка», И. Токмакова «Ива», П. Воронько «Липка»; заучивание: П. Воронько «Берёзка»; загадки и пословицы (Приложение №4)
3. Рассматривание картин с изображением деревьев в разное время года : И. Э. Грабарь «Рябинка», И. И. Шишкин «Зима», И. Левитан «Весна. Цветущие яблони», И. И. Шишкин «Дубовая роща» и беседы по их содержанию;
4. Прослушивание:
запись «Голоса леса», в музыкально-поэтическом сопровождении: Е. Кочеткова «Дерево», «Дуб» и «Береза» И. Токмаковой.
5. Экскурсия:
Рассматривание деревьев на участке.
6. Совместная и самостоятельная художественно-продуктивная деятельность:
- рисование на тему «Дерево»;
- аппликация «Дерево осенью»;
7. Непосредственно образовательная деятельность:
«Деревья – какие они?» (Приложение №1)
Цель: уточнить представления о деревьях; формировать положительное отношение к растительному миру природы; воспитывать эстетическое восприятие; учить видеть прекрасное и любоваться красотой разных деревьев.
«Дерево и его строение» (Приложение №2)
Цель: Формировать представления о строении дерево, функциях и
назначении его частей (корень, ствол, кора, ветви, листья).
Формировать представления о влиянии света, тепла, воды на рост растений.
Активизировать речь и обогащать словарь детей за счет новых понятий.
Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям.
8. Дидактические игры:
1. «Что сначала, что потом». Цель: формировать представление о деревьях в разное время года; воспитывать эстетическое восприятие; бережное отношение к деревьям.
2. «С какого дерева листок». Цель: совершенствовать умение сопоставлять листья с деревьями, обогащать словарный запас.
3. «Подбирай, запоминай, называй» Цель: учить находить картинку, называть изображение на них в соответствии со временем года.
4. «Деревья листья, плоды». Цель: развивать внимание, логику, умение сравнивать и сопоставлять.
5. «Опиши, я отгадаю». Цель: формировать правильное представление о деревьях, развивать речь детей.
9. Экспериментирование:
1. Опыт «Ветка березы в воде». Цель: показать детям, что деревья живые организмы.
2. Опыт «Деревянный брусочек». Цель: ознакомление с некоторыми свойствами дерева.
3. Рассматривание через микроскоп семена деревьев. Цель: ознакомление с некоторыми плодовыми деревьями.
10. Работа с родителями:
1. Рекомендации: «Прогулки с детьми на природу».
2. Консультация: «Будем заботиться, и беречь природу» (Приложение №6)
III. Заключительный этап
Критерии сформированности:
У детей:
1. Расширились знания о деревьях : особенности строения, произрастания и возможности использования человеком.
2. Сформированы познавательные умения отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности;
3. Сформировно убеждение о необходимости бережного и сознательного отношения к природе, желании её беречь и охранять.
у родителей:
-повысилась компетентность родителей в вопросах экологического воспитания.
-повысился интерес родителей к совместной деятельности с детьми, приобщились к активному участию в жизни группы.
в группе и ДОУ :
- в центре экологического развития и экспериментирования создан
альбом «Гербарий деревьев и кустарников»;
Коллекция семян плодовых деревьев
-при помощи родителей продолжает обогащаться центр экспериментирования и экологического развития природным материалом.
Презентация реализации проекта
Выступление на педагогическом совете ДОУ:
-устный доклад
-показ эл. презентации проекта «Мы и деревья»
Перспектива:
Составление коллекций природного материала и гербариев способствует привлечению внимания детей к окружающему миру. Оно не должно приносить вреда природе. Коллекционирование может положить начало беседам о природных богатствах края, об их использовании, может лечь в основу выставок, музеев, организуемых детьми.
Уроки доброты. Цель – Развивать интерес к природе, формировать положительное отношение к ней, желание беречь её и заботиться о ней, воспитывать чуткость и чувство сопереживания.
В целях закрепления воспитательной ценности проекта планируется весной посадка молодых саженцев деревьев на территории детского сада совместно с родителями и уход за ними.
Список литературы.
1. О. А. Воронкевич. Добро пожаловать в экологию. – М., 2005. – 170с.
Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, З. А. Михайлова и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство - Пресс», 2011.
2. Т. Н. Доронова. Природа, искусство и изобразительная деятельность детей. – М., 2001.
3. В. А. Дрязгунова. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. – М. : Просвещение, 1981.
4. Н. В. Ёлкина. Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль: Академия развития, 1997.
5. А. И. Иванова. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М. : ТЦ Сфера, 2003. – 53 с.
6. Листок на ладони: метод. Пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников/ сост. В. А. Степанова, И. А. Королева. – СПб. : Детство-Пресс, 2004.
7. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая группа. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2009.- 144с.