Ольга Минеева
Проект «Деньги-помощники»
▼ Скачать +Заказ
Введение
«Деньги, которыми обладаешь – орудие свободы;
те, за которыми гонишься — орудие рабства»
Жан-Жак Руссо
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Обоснование актуальности.
Публикация «Проект „Деньги-помощники“» размещена в разделах
- Деньги, монеты. Все о деньгах для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте.
Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. Меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость подготовки растущего поколения к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономич еская культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Финансовая грамотность в дошкольном возрасте – воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, здоровой ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или день-ги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком, принимающим грамотные и взвешенные решения в будущем.
Проблема:
Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.
Паспорт проекта
Педагогический проект.
Тема: «Деньги -помощники»
Тип проекта : долгосрочный, групповой, информационно-практико-ориентированный.
Вид проекта : групповой,исследовательский.
Масштаб проекта :
Долгосрочный - (с 20.09.21 г. по 29.04.2022 г.)
Территориальный - с/п «Семейный детский сад».
Количество детей – 5 детей
Участники проекта :
Воспитатель группы
Дети разновозрастной группы
Семьи воспитанников
Цель проекта :
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста
создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях.
получение навыков совершения реальной покупки в магазине.
Принципы проекта :
принцип наглядности;
принцип доступности;
принцип систематичности и последовательности;
принцип прочности;
принцип целенаправленности;
принцип новизны
принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка.
Условия реализации
Проект реализуется : в ходе совместной деятельности воспитателей, родителей воспитанников.
Формы реализации проекта : наблюдение, сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, беседа, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, труд.
Методы и приёмы реализации проекта :
интеллектуальные игры и развлечения
тематические занятия
сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры
беседы
Взаимодействие с родителями
анкетирование
консультации и рекомендации для родителей.
родительские собрания
создание и обогащенние развивающей среды
Формы работы, используемые для реализации проекта
Образовательная деятельность
Совместная деятельность.
Просмотр мультфильмов, презентаций.
Ресурсное обеспечение проекта :
Наглядный материал.
Разные виды материалов для творчества, реализации сюжетно-ролевых игр.
Методическое обеспечение проекта
Материально – технические.
Реализация проекта опирается уже на существующую
материально – техническую базу МБДОУ.
Групповые помещения оборудованы современными игрушками и игровым оборудованием, а также уголками активности в соответствии с ООП МБДОУ.
Пополнение фонда учебно-методической литературы по финансовой грамотности
Методическое сопровождение
Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам
русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 3-е изд., перераб. и доп. – СПб: Детство-Пресс, 2019. – 304с. : ил.
Куцакова Л. В. Нравственно-трудовое воспитание в детском саду:
Для занятий с детьми 3–7 лет. Издательство «Мозаика - Синтез» Москва 2016 год.
Смоленцева А. А. Введение в мир экономики или, как мы играем в экономику: Учебное пособие: СПб, 2001.-130 с.
6. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольникас азами экономики с помощью сказок: Практическое пособие. -М. :АРКТИ, 2006.-88 с.
7. Смоленцева, А. А. К проблеме экономического воспитания старших дошкольников/ А. А. Смоленцева, М. А Моисеева//Дошкольное воспитание. -1998-№5.-с. 12-16
8. Ульева Е. Откуда берутся деньги? : Энциклопедия для малышей в сказках. Ростов н/ Д: Феникс, 2018. – 45 с.
9. Шатова А. Д. Нужно ли, и зачем дошкольнику экономическое воспитание/ А. Д. Шатова// Дошкольное воспитание. -1989.-№7.-с. 21-23.
10. Шатова А. Д. Экономическое воспитание дошкольников. Учебно-методическое пособие. М. : Педагогическое общество России, 2005.-256 с.
11. Шорыгина Т. А. Беседы об экономике: Методические рекомендации. - М. :ТЦ Сфера, 2017.- 96 с.
I. Разработка проекта.
1.1. Этапы реализации проекта.
1. Этап первый (подготовительный) –сентябрь-октябрь 2021г.
изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.
информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».
подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.
подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
создание развивающей среды по теме.
2. Этап второй (практический) – ноябрь-март 2022г
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми:
использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр;
чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов (Уроки тетушки совы, презентаций;
беседы;
дидактические игры;
художественное творчество;
сюжетно-ролевые игры;
игровые ситуации;
продуктивная деятельность.
3. Этап третий (заключительный) –апрель 2022г.
Обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе:
проведение итогового мероприятия форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие в страну Экономика»
презентация проекта.
II. Реализация проекта
2.1. Перспективный план по работе с детьми.
№ п/п Тема Дата Содержание темы, педагогические средства
Блок «Труд и продукт труда (Товар). Потребности»
Раздел 1. Потребности
1 Введение в мир экономики 09.09 Дидактическая игра «Заветные желания», демонстрация фрагмента мультфильма «Телефон», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение.
2 Что необходимо человеку?
Что мне нужно? 16.09 Демонстрация фрагмента мультфильма «Уроки тетушки Совы», беседа, дидактическая игра «Кому что нужно?», упражнение
Беседа, изобразительная деятельность, упражнения
3 Разнообразие потребностей современного человека 23.09 Беседа, сюжетная игра, игра с правилами
4 Потребность человека и животных 30.09 Рисование потребности животных, человека. растений. Д/и «Кому что нужно?»
Раздел 2. Труд
5 Труд-важное условие в жизни человека 07.10 Беседа, чтение художественной литературы Н. Носова «Мишкина каша». Сказка «Морозко».
6 Почему все взрослые работают? 14.10 Иллюстрации «Труд взрослых и детей».
7 Кому,что нужно для труда 21.10 Сюжетно-ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение «все профессии вважны»
8 Труд продавца 28.10 Беседа, просмотр мультфильма, выставка рисунков
с/р игра «Магазин»
Раздел 3. Товар
9 Какие бывают товары
11.11 Беседа, дидактическая игра,рисование товара.
10 Прогулка в магазин. Что такое стоимость товара? 18.11
Беседа, дидактическая игра, упражнение
11 Взаимообмен товарами 25.11 Беседа, дидактическая игра, решение экономических задач. Игра «Экоклуб»
12 Что такое цена? 02.12 Чтение художественной литературы (отрывок сказки Л. Н. Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино», беседа, просмотр мультфильма, решение экономических задач, упражнение
13 Как мы узнали, откуда берутся товары в магазине 16.12 Чтение художественной литературы, беседа, изобразительная деятельность
14 Ценник 23.12 Рассказ-визуализация, беседа-размышление, изготовление ценников, мастерская, подвижная игра
Блок «Деньги и цена. Стоимость»
Раздел. 1. Деньги и цена.
16 Муха-цокотуха. Что такое деньги? 13.01 Рассказ, беседа, просмотр мультфильма «Муха-цокотуха»
17 Деньги. Монета. Банкнота. 20.01 Просмотр мультфильма. Показ презентации. Образцы денег.
18 Как правильно тратить деньги? 27.01 Беседа, упражнения, просмотр мультфильма
19 Для чего родители ходят на работу 03.02 Рассказ, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность
Раздел 2. Бюджет. Семейный бюджет.
20 Как приходят деньги в семью или азбука доходов 10.02 Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейный бюджет»
21 Семейные доходы и расходы 17.02 Моделирование, объяснение, проблемный диалог, загадки, мозговой штурм, анализ домашнего задания, составление обобщающих рассказов, дидактическая игра «Семейные расходы», составление экономического словаря.
22 Семейные расходы 24.02 Дидактическая игра, беседа, изобразительная деятельность
23 Как стать экономным 03.03 Просмотр мультфильма, обсуждение, проблемный диалог, дидактическая игра
Блок «Реклама: правда и ложь, желания и возможности»
24 Реклама-двигатель торговли 10.03 Рассказ-визуализация, отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность
25 Различные формы рекламы. 17.03 С/р игра «Рекламное агентство»
26 Профессия людей в рекламном агентстве 24.03 Упражнения, отгадывание загадок, объяснение, дидактическая игра, составление описательного рассказа
27 Экономика в сказках 07.04 Чтение «Дюймовочка» «Лиса,заяц и петух»
28 Волшебные помощники 14.04 Зааагадки,игры «Чудо машинки» «Мы –изобретатели»
29 «Экскурсия в магазин» 21.04 Рассказ-визуализация,презентация отгадывание загадок, дидактическая игра, изобразительная деятельность
30 «Как старик корову продавал» 28.04 Чтение художественной литературы, беседа, отгадывание загадок, дидактическая игра, подвижная игра, изобразительная деятельность
31 Юные экономисты» 12.05 Игра-викторина
32 «Путешествие в страну Экономика» 26.05 Закреплять Умения детей в решении экономических задач. Заучивание пословиц по теме.
III. Ожидаемый результат
Дети приобретут первичный финансовый опыт, научатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.
Родители получат дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.
Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, способствующая экономическому воспитанию детей.