Анастасия Гудилова
Проект «День науки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Неделя экспериментов в подготовительной группе к Дню Российской науки»
Краткосрочный проект подготовила воспитатель подготовительной группы «Ромашки» Гудилова Анастасия Сергеевна.
Муниципальное автономное дошкольное учреждения комбинированного вида № 42 «Карусель» города Королева, Московской области.
Актуальность :
Публикация «Проект „День науки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Н. Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию» : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей. Что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия.
Это нетрадиционный подход в образовании дошкольников позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков. Понимая, какое значение имеет поисковая деятельность в развитии познавательной активности детей, их интеллектуальных способностей, одним из видов деятельности я выбрала детское экспериментирование.
Н. Н. Поддьяков дал следующее определение понятию «детскому экспериментированию» : «детское экспериментирование – одна из форм организации детской деятельности с одной стороны и один из видов познавательной деятельности с другой».
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
Дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, поэтому экспериментирование, как ни какой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а первые три года - практически единственным способом познания мира.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Ознакомление дошкольников с явлениями природы занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Результатом реализации проекта является приобретенный опыт видения предметов и явлений, всматривания в них, развитие внимание, зрительной, слуховой чувствительности, расширение словарного запаса и обогащение речевого общения на основе культурных норм.
Познавательно – исследовательская деятельность дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого «детского экспериментирования» с предметами или вербального исследования – вопросов (почему? зачем? как).
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину.
Цель проекта : практическое внедрение детского экспериментирования как средства развития познавательной активности.
Задачи проекта :
- расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными физическими свойствами и явлениями;
- развивать связную речь детей: побуждать рассуждать, аргументировать, пользоваться речью-доказательством;
- обеспечивать переход от предметно-практического действия к образно-симвческому (схематизация, символизация связей и отношений между предметами и явлениями окружающего мира);
- развивать наблюдательность;
- воспитывать интерес детей к экспериментальной деятельности;
- воспитывать желание помочь другим, умение договариваться друг с другом для решения общих задач.
Вид проекта : групповой; краткосрочный; поисково-исследовательский.
Участники проекта : воспитатель группы, дети 6 -7 лет, родители.
Состав проектной группы : воспитатель, воспитанники группы 6 – 7 лет, родители
Этапы реализации проекта :
Этапы реализации проекта :
1 этап – подготовительный.
• Изучить и проанализировать методическую литературу по теме
• Составление планирования опытно-экспериментальной деятельности
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности.
2 этап – основной.
Внедрение в воспитательно – образовательный процесс опытно-экспериментальной деятельности. Перспективный план.
3 этап – заключительный.
• Определить эффективность проведенной работы
• Провести анализ полученных результатов.
Место проведения: МАДОУ №42 «Карусель»
Сроки проведения: с 3 февраля по 10 февраля 2020 года.
Режим занятий: 1 занятие в день, во второй половине дня. Продолжительность одного занятия 30 минут
Ожидаемые результаты.
• Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
• Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
• У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Перспективный план работы по основному этапу проекта :
Тема Программное содержание: Совместная деятельность педагога и детей (НОД по экспериментальной деятельности) Совместная деятельность родителей и детей
«НЕВИДИМКА ВОЗДУХ» формировать представление о воздухе, его свойствах; о роли в жизни живых существ. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию. Развивать мышление, учить делать
выводы в процессе эксперимента.
1. Эксперимент КАК ПОЙМАТЬ ВОЗДУХ
Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетом? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите пакет. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? И так, мы его не видим, но чувствуем. ПАРАШЮТЫ (дома совестно с родителями изготавливаем игрушечный парашют)
2. Эксперимент «Воздух внутри нас»
- Давайте надуем шарики, чтобы они стали весёлыми. Я беру этот, а вы, господа ученые, подойдите к столу, где лежат шарики, возьмите их и надуйте.
- Если у вас сразу не получается, продолжайте пробовать дальше. У ученых тоже не все сразу получается, они пробуют по нескольку раз и только после этого получается результат. Молодцы.
Господа учёные, скажите: а как это у нас из маленького грустного шарика получился такой весёлый? (потому что мы его надули воздухом).
- А как он туда попал? (через нас, а как это через нас)
- Давайте наберём его (набирают воздух, и подставив руку выдыхают его).
- Мы сделали первое научное открытие, подскажите, что мы узнали? (воздух находится внутри нас).
- Надо это открытие отметить схемой (подходят к доске)
- Какой же схемой мы обозначим наше новое открытие? (на доску выставляем на магнит карту-схему).
- Мы с вами надували шарики. Теперь вы знаете, что внутри нас есть воздух и какой опыт поможет это проверить.
- А какие вы можете привести примеры из жизни использования этого свойства?
- Мы, надувая шарик, выдуваем из себя воздух.
- При игре на духовых инструментах мы тоже выдуваем воздух.
ЧТО В СТАКАНЕ
Воспитатель: посмотрите, у меня в
руках стакан. Как вы думаете, он
пустой? Сейчас мы это проверим.
Нам понадобиться ёмкость с водой
и этот стакан. Перевернём стакан
вверх дном и будем медленно опускать его в воду. Обратите внимание, что стаканчик нужно держать ровно. Что вы видите? Попадает ли вода в стакан? Вытаскиваем. Посмотрите, снаружи стакан мокрый, а внутри? (воспитатель предлагает детям
потрогать стакан внутри). Ребята,
почему вода не попала в стакан?
Какой можно сделать вывод?
Правильно, в стакане находится воздух, он не пускает туда воду. ПОЧЕМУ ГАСНЕТ СВЕЧА
Оборудование:
-2 свечи
-2 блюдца
-банка
-спички
Взяли 2 свечи, поставили на блюдца
и подожгли их. Одну из свечей накрыли банкой и стали наблюдать, что будет происходить дальше. Через некоторое время свеча накрытая банкой погасла.
Почему она погасла? В банке кончился кислород и образовался углекислый газ. Вот так и мы не можем жить без кислорода.
ВОЗДУХ ЛЕГЧЕ ВОДЫ
Перед вами стаканы с водой и тру-
бочки для коктейля. Вставьте трубочки в воду и подуйте в них. Что вы видите? Что выходит из воды с пузырьками? Откуда он берётся? Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче
воды.
ИМЕЕТ ЛИ ВОЗДУХ ВЕС?
Нам понадобиться весы и два воздушных шара. Эти весы можно сделать сами из верёвочки и палочки. С двух сторон я подвесила шары. Посмотрите, сейчас весы уравновешены. Я возьму острую палочку
и проткну один из шаров. Что произошло? Какой можно сделать вывод? Шар с воздухом опустился вниз, а лопнувший шар поднялся вверх. Значит шарик с воздухом тяжелее, чем шар без воздуха.
ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА
Возьмите лист бумаги и помашите перед лицом. Что вы почувствуете? А если бы мы сейчас окно,
что бы почувствовали? Молодцы! Итак, делаем вывод, что воздух – движется. Ребята, сегодня мы много говорили о воздухе, его свойствах, но забыли сказать самое главное, что воздух
необходим всему живому. Без него мы не проживём и 5 минут. Попробуйте, закройте рот и зажмите нос двумя пальцами. Не дышите. Почему вы убрали руку и открыли рот? Чего вам не хватало? Хорошо вам было без воздуха?
ЦАРИЦА – ВОДИЦА - совершенствовать представления детей о жидком состоянии воды;
-способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах воды;
-развивать речь, мышление, любознательность;
-развивать умение делать выводы, умозаключения;
-воспитывать аккуратность при работе.
КАКОЙ ФОРМЫ ВОДА?
На столе лежат кубик и шарик.
Воспитатель: какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли
форму вода? Для этого возьмём
узкую банку и наполним её водой.
Перельём эту воду в широкую банку.
Форма, которую принимает вода, всё время изменяется.
Вывод: вода принимает форму того
сосуда, в котором находится. Вода-
жидкость. Вспомните лужи после
дождя. На дороге растекается, в ямках собирается, а в землю впитывается. И так вода не имеет формы.
КАКОГО ЦВЕТА ВОДА?
Возьмём два стакана-один с водой, а
другой с молоком. Возьмём картинку
и поставим её за стаканом с водой.
Нам видно картинку (ответы детей).
А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? Вывод: через воду рисунок виден, а через молоко нет. Значит вода прозрачная жидкость.
Прозрачную воду можно сделать непрозрачной. Для этого намочим кисточку и окунём её в краску. Добавляем краску понемногу, наблюдая, как изменяется прозрачность воды. Смотрим через неё на картинку. Рисунок не виден.
И так,делаем вывод, что вода прозрачная жидкость. ЛЬДИНКИ НА ТРОПИНКЕ
Оборудование:
-краски
-3 ёмкости
-формочки
-вода
В ёмкости налили воды. Воду
подкрасили акварельными
красками разного цвета. Подкрашенную воду разлили в формочки. Формочки положили в морозилку. На следующий день
получили разноцветные льдинки.
ВОДА – РАСТВОРИТЕЛЬ
А если у воды вкус? Дети пробуют
воду и высказывают своё мнение.
Один ребёнок размешивает в воде
сахар, другой - соль, третий – аскорбиновую кислоту. Теперь попробуй-
те воду снова. Что изменилось? У воды появился вкус. Вода стала слад-
кая, солёная, кислая. Вывод: своего
вкуса у воды нет. А что случилось с веществами, которые мы добавили в воду? (ответы детей). А теперь давайте попробуем растворить в воде муку и подсолнечное масло. Мука не растворилась полностью, а осадок опустился на дно стакана. Так же не растворилось и масло, оно осталось на поверхности. ЯЙЦО УТОНЕТ ИЛИ ВСПЛЫВЁТ?
Оборудование:
-2 яйца (сваренное в крутую)
-соль
-вода
-2 ёмкости
Положили 2 яйца в разные ёмкости
с водой. Они утонули. В одну ёмкость с яйцом насыпали соль. Яйцо всплыло и держится на поверхности. Вода солёная, поэтому вес воды увеличился, а яйцо стало легче солёной воды и оно поднялось на поверхность.
ЕСТЬ ЛИ ЗАПАХ У ВОДЫ?
Давайте определим есть ли запах у воды. (Ответы детей). Теперь размешаем в воде травяной настой и мятные капли. И снова понюхаем воду. У воды появился запах. Растворяясь в воде различные вещества, меняют у воды: цвет, вкус, запах.
ФИЛЬТРОВАНИЕ ВОДЫ
Бывает такая ситуация, что воды
чистой рядом нет, но жизненно
важно глотнуть хотя бы глоток воды. Существуют разные способы очистки воды. С самыми простыми способами, которые вам в жизни могут пригодиться, мы сейчас познакомимся. Для этого возьмём воронку, платок, вату и ёмкость для воды. Делаем очистительные устройства – фильтры.