Anna Andreeva
Проект «Декоративно-прикладное искусство»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
Тема: «Декоративно - прикладное искусство»
Руководитель проекта : Андреева А. А.
Вид проекта : творчески – информационный
средней продолжительности
Участники проекта : дети подготовительной группы компенсирующей направленности.
Срок реализации: октябрь – декабрь
Актуальность проекта :
• Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве.
• Дети неуверенно используют обобщающие понятия.
Проблема:
Публикация «Проект „Декоративно-прикладное искусство“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
• У детей слабо развит познавательный интерес об истории народных игрушек, о народных мастерах, особенностях росписей гжели, хохломы, городца.
• У детей бедный словарь существительных, прилагательных по теме «Декоративно – прикладное искусство».
Цели:
• Обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве.
• Развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству.
• Обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Весёлая ярмарка».
Задачи:
Образовательные:
• Познакомить детей с народными промыслами.
• Познакомить детей с декоративно – прикладным искусством – дымковской,
Филимоновской игрушкой, хохломской, городецкой росписью, с гжелью.
• Познакомить детей с историей возникновения дымковской игрушки.
• Вызвать интерес у детей к народному творчеству.
• Закрепить умение выразительно читать стихи, исполнять песни.
• Учить понимать образный смысл загадок.
• Закрепить умение сочетать движения и речь.
• Учить видеть красоту и своеобразие дымковской, филимоновской игрушки, хохломской,
городецкой, гжельской росписи.
• Учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей.
• Учить использовать растительные элементы.
• Научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
• Учить наблюдать за живой природой.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству.
• Воспитывать любовь к народному творчеству.
• Воспитывать уважение к работе народных мастеров.
• Воспитывать эстетические и этические чувства.
• Воспитывать любознательность.
Развивающие:
• Развитие познавательной активности детей.
• Развивать чувство цвета, композиционные умения.
• Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение
анализировать.
• Активизировать словарь: растительный орнамент,
завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка,
гжель, ярмарка, коробейник.
Схема реализации проекта
Виды деятельности Пути реализации
Игровая деятельность • Дидактические игры:«Обведи элемент», «Обведи и раскрась»,
«Собери целое», «Обведи рисунок», «Продолжи рисунок»,
«Найди пару».
Ознакомление с окружающим • Целевая экскурсия в природу (рассмотреть травку, сравнить с травкой в хохломской росписи).
• Беседы: «В гости к городецким мастерам», «Путешествие к мастерам хохломы», «В гости к дымковским мастерам», «Филимоновская игрушка».
Развитие речи
• Активизировать словарь: растительный орнамент,завиток, тычок, травка, элемент, «золотая Хохлома», дымковская, филимоновская игрушка, гжель, ярмарка, коробейник.
Художественная литература • Чтение стихов: М. Г. Смирнова «Дымка», «Красная девица»; А. Дьякова «Весёлая дымка», Л. Гулыга «Пёстрый хоровод»; В. В. Гаврилова «Индюк», «Водоноска», П. Синявский «Хохломская роспись», Ю. Николаева «Чаша», В. Набоков «Хохлома». См. «Декоративное рисование с детьми 5-7 лет». В. В. Гаврилова, Л. А. Артемьева.
• Заучивание стихов.
• Загадывание загадок.
• Чтение отрывка из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи).
ФЭМП
• Ориентировка на листе бумаги (рисование, аппликация).
• Ориентировка в пространстве.
• Умение складывать из частей целое, дидактическая игра «Собери целое».
Изобразительная деятельность
Аппликация
• Раскрашивание плоскостных силуэтов красками: «Волшебные лошадки», «Распишем
наряды козлятам», «Дымковская барыня», «Сказочные птицы».
• Раскрашивание карандашами, восковыми мелками «Олень».
• Рисование элементов дымковской, хохломской росписи.
• Лепка: «Дымковская лошадка», «Козлик по мотивам дымковской игрушки», «Дымковский
индюк», «Барыня, няня, водоноска», посуда «Гжель», «Хохлома».
• Посуда «Гжель».
Музыкальное воспитание • Песня на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…»;
• «Незабудковая Гжель» муз. Чичикова,сл. П. Синявского;
• Р. н. хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработкаЛомовой;
• Частушки;
• Парный танец.
Этапы реализации проекта
Этапы
1этап. Подготовительный.
Деятельность педагога
1. Ввести в игровую ситуацию.
2. Сформулировать проблему.
3. Определить задачи.
4. Определяет продукт проекта :
Деятельность детей
1. Вживаются в игровую ситуацию.
2. Осознают проблему.
3. Принимают задачи проекта.
2этап. Организация работы над проектом.
Деятельность педагога
1. Помогает в решение задач.
2. Помогает спланировать деятельность.
3. Организует деятельность.
4. Консультация для родителей (папка-передвижка) на тему: «Влияние народных промыслов («дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста»; «Художественно – эстетическое воспитание детей в семье».
5. Консультация и помощь родителям по сбору информации и оформление книжек - раскладушек. Деятельность детей
1. Объединение в рабочие группы (городец, гжель, жостово, дымка).
2. Распределение ролей.
3этап. Практическая деятельность.
Деятельность педагога
1. Практическая помощь.
2. Направляет и контролирует осуществление проекта.
Деятельность детей
1. Используют иллюстрации.
2. Работа над поделками.
3. В процессе работы делятся впечатлениями, оказывают помощь друг другу.
4этап. Презентация.
Деятельность педагога
1. Подготовка к презентации проекта «Весёлая ярмарка».
2. Выставка кружка «Росиночка».
3. Выставка книжек – раскладушек с информацией о декоративно – прикладном искусстве.
4. Выставка поделок.
5. Призентация проекта : музыкальное развлечение «Весёлая ярмарка».
6. Приходят на помощь в случае затруднения.
Деятельность детей
1. Готовят костюмы.
2. Рассказывают о народных промыслах.
3. Читают стихи.
4. Загадывают и отгадывают загадки.
5. Исполняют песни, частушки, танцы.
6. Водят хороводы.
7. Играют в народные музыкальные игры.
5этап. Обсуждение нового проекта, решение другой проблемы.
1. Постановка новой проблемы.
2. Ознакомление с лекарственными растениями, правилами их сбора, применение для оздоровления организма.
Деятельность детей
1. Будут в дальнейшем определять цель нового проекта.
Роль родителей в реализации проекта :
• Чтение и заучивание стихов.
• Загадывание загадок о народных промыслах, росписях.
• Рассматривание иллюстраций.
• Подбор иллюстрации, информации для оформления книжки – раскладушки, используя
интернет, альбомы по декоративно – прикладному искусству.
• Изготовление поделок, картин.
• Помощь родителей в изготовление атрибутов для праздника.
Продукт проектной деятельности :
• Выставка книжек – раскладушек с информацией о народных промыслах, о декоративно –
прикладном искусстве.
• Презентация музыкального развлечения «Весёлая ярмарка».
• Подарок младшей группе Поднос «Жостово», старшей группе тарелочка «Гжель», для
уголка «Народное творчество» подготовительной группы «Дымковская барышня».
Планируемые результаты проекта :
• Дети будут знать виды декоративно-прикладного искусства : дымковская, филимоновская
игрушка, хохломская, городецкая роспись, роспись гжель.
• Познокомятся с историей возникновения дымковской игрушки.
Ход презентации
«Весёлая ярмарка».
В зал входят дети одетые в костюмы цепочкой, взявшись за руки, друг за другом, проходят по залу, одновременно поют песню на мелодию р. н. п. «Ой, вставала я…».
1. По дорожке, по тропиночке идём,
2. Разудалую мы песенку поём.
Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя,
Разудалую мы песенку поём!
2. Нынче ярмарка весёлая у нас,
Приглашаем всех на ярмарку сейчас!
Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя,
Приглашаем всех на ярмарку сейчас!
3. Просим в гости к нам на ярмарку друзей.
Приезжайте, приходите поскорей!
Припев: Ой, ли, да ли, калинка моя,
Приезжайте, приходите поскорей!
Дети останавливаются у центральной стены.
Ведущая, в русском костюме:
Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда!
Выставляйте свой товар
На наш ярмарочный базар.
Товарец важный!
Похвалит его купец каждый!
Все дети садятся на стулья.
Ведущая: К нам, в город Мастеров на ярмарку, прибыли купцы из города Городец.
«Купцы» из города Городец берут свои изделия, подходят к ведущей, кланяются, рассказывают про свой товар:
Ребё нок: Самое примечательное в городецкой росписи – это конь и диковинные птицы, в окружение ярких сказочных цветов. И получается, как будто живут они в сказочных садах. Их рисуют на дверцах шкафчиков, на спинках детских стульев, на разделочных досках. В Городце всегда любили сказки, поэтому и изделия получаются такими сказочными.
Затем дети исполняют частушки.
1. Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие.
Все хотим вам показать
И подробно описать.
Тушки - татушки,
Про них споём частушки.
2. По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь,
И цветами весь расписан,
До чего ж красивый он.
3. Три девицы молодые
Под розанами стоят.
“Где же хлопцы удалые?”
Во все стороны глядят.
4. Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом.
Верный пес его послушный
За ним весело бежит.
Тушки - татушки,
Вот и все частушки.
Ведущая: К нам в город Мастеров на ярмарку прибыли купцы из деревни Гжель.
Дети выходят со своими работами, рассказывают:
А деревня наша Гжель не за тридевять земель. Под Москвою мы живём.
Небо у нас в Гжели синее-синее. Вот и придумали мы перенести эту синеву на белый фарфор. Всё голубое да синее – и цветы, и люди, и трава.
Затем исполняют песню «Незабудковая Гжель» муз. Ю. Чичикова, сл. П. Синявского.
Ведущая: В нашей ярмарке принимают участие купцы из села Жостово.
«Купцы» рассказывают о своих работах:
Ребёнок. Мы приехали к вам в гости
На весёлый праздник ваш.
Посмотрите на подносы –
Это просто вернисаж.
Рассказ мамы: Мы приехали из подмосковного села Жостово. С давних пор у нас изготавливают расписные лакированные подносы. Созданные руками народных мастеров, они прославились повсюду своей красотой. Уже почти два столетия существует наш промысел. Подносы бывают круглые, овальные, прямоугольные. По чёрному фону художники рисуют узоры мягкой кистью масляными красками. И расцветают пионы, розы, георгины, маки, незабудки. Затем подносы лакируют, и перед вами такое чудо (показывает свою работу).
Мальчики исполняют частушки:
Чёрный фон сияет лаком –
А на нём цветов краса.
Алых, жёлтых, с красным маком –
Это ж просто чудеса.
В мире нет таких подносов,
Они просто вешний сад.
Лучше нет таких подносов –
Покупайте, стар и млад.
Ведущая: На нашу ярмарку прибыли купцы из слободы Дымково.
Ребё нок: Привезли мы их из заречной слободы Дымково, что под городом Кировом. Зимой, когда топим печки, летом, когда туман в пасмурные дни, слобода вся - будто в дыму, дымке. Здесь у нас в далёкую старину и зародилась игрушка, которую нежно и ласково называем – дымка. Много лет назад придумали лепить из глины игрушки: индюков, баранчиков, нянек и деточек, барышень и кавалеров, водоносок, диковинных оленей, коз. Вылепят мастерицы, обожгут для крепости в печках, побелят мелом, на молоке замешенном, и наступает главная пора – роспись игрушки. Узор проще простого: кружочки, полосочки, клеточки, точечки. Краски яркие, яркие. Весёлая игрушка выходит, всем на радость.
Ребё нок: Почтеннейшие господа!
Посмотрите вы сюда!
Игрушки вятские
На все манеры,
Вот вам барышни,
А вот кавалеры.
Исполняется парный танец (два мальчика и две девочки).
Ребё нок:
Есть для вас ещё игрушка.
Не лошадка, не Петрушка
Красавица – девица
У неё сестрица
Каждая сестрица
Для маленькой темницы.
Ребята, кто это? (Матрёшка).
Девочки исполняют ЧАСТУШКИ
1 .Эй, матрешки — хохотушки,
Запевайте-ка частушки!
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей!
2. Ой, спасибо тебе, мастер,
Руки золотые!
Получились мы на славу
Яркие такие!
3. Деревянные сестрички,
От большой до невелички,-
Изнутри мы все пусты,
Кроме младшенькой сестры.
4. Мы матрешки, мы сестрички,
Мы толстушки - невелички.
Как пойдем плясать, да петь,
Вам за нами не успеть!
5. Наши руки — крендельки,
Щеки - будто яблоки.
С нами издавна знаком
Весь народ на ярмарке!
6. Мы матрешки, мы кругляшки,
Нам похлопайте в ладошки,
Чтобы лучше нам плясалось,
Чтобы скуки не осталось!
Подвижная игра «Матрёшка».
«Шла матрёшка по дорожке
Потеряла две серёжки,
Две серёжки, два кольца
Выбирай – ка молодца»
Ребё нок: Много лет тому назад возник хохломской промысел. Расписывали золотой краской деревянные доски, покрывали их льняным маслом, прогревали в печи, и масляная пленка превращалась в золотистый лак. Потом и посуду стали делать так же, а продавать возили в село Хохлому. Вот оттуда и пошло название хохломских изделий.
- Низко кланяемся вам, дорогие гости!
- Кому посуда для кашки – окрошки,
Чудо-блюдо да чашки, ложки?
Откуда посуда?
Да к вам приехала сама
Золотая Хохлома!
Девочки танцевальной детской группы исполняют танец «Золотая хохлома»
в исполнении Марии Похоменко.
Ребё нок: Большой, как скатерть, с пышными кистями,
Молочно – белый, русский, набивной
Платок с павлопосадскими цветами
Лежал, красуясь предомной
И был в нём запах трав и ветер,
Узор по краю кружевной,
Поляны маков в красном цвете,
И облаками над землёй…
Танец с платками исполняют девочки.
Русский народный хоровод «Выйду ль я на реченьку» обработка Ломовой в исполнение всей группы.
Ведущая: У нас сегодня в городе мастеров прошла чудесная ярмарка, на которой мы вместе с вами увидели чудесные товары разных городов. И узнали о чудо – мастерах и их чудесных промыслах и традициях.
Хохлома, Дымка, Городец…. Это названия не только российских сел, но и народных промыслов. Изделия мастеров показывают богатства культурных традиций России, открывают тайны русской души.
Вы на ярмарке побывали?
Товар свой показали?
Все рассказали -
Ничего не забыли? Ну, а теперь прощайте. В следующем году приезжайте.
В конце праздника дети дарят сувениры старшей, младшей группе.
Итог.
Ребята, мы все вместе, воспитатели, родители и вы в течение двух месяцев говорили о декоративно-прикладном искусстве. Рассматривали иллюстрации в альбомах, читали об истории народных промыслах, учили стихи, загадывали и отгадывали загадки. На занятиях по рисованию, лепке, учили рисовать элементы дымковской, хохломской росписи, лепили дымковские игрушки. Дома с родителями оформили очень интересные книжки – раскладушки о народных промыслах, сделали интересные поделки. А ещё вместе с вами сделали подарки для младших групп: жостовский поднос, посуда «Гжель».
И сегодня на празднике, «Весёлая ярмарка» вы рассказали о народных промыслах, показали свой товар, исполнили песни, частушки.
Вы очень старались, были активными, внимательными, находчивыми.
А ещё, ребята, нам всем очень повезло: наш труд увидели и оценили гости: ваши родители, воспитатели других групп.
Загадки и стихи о декоративно – прикладном искусстве.
. Дым идёт из труб столбом,
Точно в дымке всё кругом,
Голубые дали,
И село большое
«Дымково» назвали.
Там любили песни, пляски,
Там рождались чудо – сказки,
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно – расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор!
***
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шёлковые всплески
Солнечно – медовой золотой листвы.
***
Роспись хохломская словно колдовская,
В сказочную песню просится сама
И негде на свете нет таких соцветий,
Всех чудес чудесней наша Хохлома.
***
Золотые листья, узорная кайма,
Радует глаза нам золотая Хохлома,
Распишу ей ложку, распишу лоток
Или милой бабушке шёлковый платок.
***
Гжельская роспись на белом фарфоре –
Синее неб, синее море.
Синь васильков, колокольчиков звонких,
Синие птицы на веточках тонких.
Синь озёр глубоких, белые снега
Подарила гжели матушка – земля.
В нежном узоре сплетаются краски,
И волшебство к нам приходит из сказки.
Э. Чурилова.
***
Филимоново.
Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост -
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя.
Городецкая роспись.
Если взглянешь на дощечки,
Ты увидишь чудеса.
Конь бежит!
Вся земля вокруг дрожит.
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают.
***
Весёлая, белая глина, кружочки, полоски на ней
Козлы барашки смешные, табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски, и всадники, и ребята,
Собачки, гусары и рыбы… А ну назови-ка меня.
(Дымковская игрушка).
***
Нас слепили мастера,
Нас раскрашивать пора.
Кони, барышни, барашки –
Все высоки и стройны.
Сине – красные полоски
На боках у нас видны. (Филимоновская игрушка)
Консультация для родителей на информационный стенд.
Влияние народных промыслов («Дымка») на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.
Получить в детстве начало
эстетического воспитания –
значит на всю жизнь приобрести
чувство прекрасного, умение
понимать и ценить произведения
искусства, приобщаться к
художественному творчеству.
Н. А. Ветлугина.
Эстетическое воспитание в детском саду – это ежедневная работа во всех видах деятельности ребёнка. Никакая самая прогрессивная методика не в силах сделать человека, умеющего видеть и чувствовать прекрасное.
Решение вопросов эстетического воспитания лишь на занятиях по изобразительной деятельности не приведёт к желаемым результатам. Поэтому необходимо стараться учить детей видеть прекрасное в природе, слышать в музыке, чувствовать в поэзии и в результате передавать увиденное посредством воображения.
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Через близкое и родное творчество своих земляков, детям легче понять и творчество других народов, получить первоначальное эстетическое воспитание.
Начиная работать по приобщению детей дошкольного возраста к народному искусству, можно обратиться к народному промыслу – дымковская игрушка, так как именно дымковская игрушка разносторонне воздействует на развитие чувств, ума и характера ребёнка.
• Перед началом работы нужно изучить материалы, касающиеся истории дымковской игрушки, уточнить методы и приёмы, используемые при ознакомлении детей дошкольного возраста с этим промыслом и обучении их лепке и росписи.
• Практический материал можно сделать самостоятельно. Это плоскостные и объёмные изделия, расписанные дымковской росписью, а самое главное – нарисовать основные элементы росписи в порядке их усложнения.
• Детям нужно рассказать, что самый сложный узор на игрушке состоит из простейших элементов: круг, дуга, точки – горошины, прямая и волнистая линия и так далее.
• Показать, как нарисовать несложный узор, затем предложить детям сделать это самим. Постепенно дети должны усвоить элементы росписи.
• Знакомя детей с изделиями, надо представить каждую вещь ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты. Всё это вызовет у дошкольников интерес к народной игрушке, чувство радости от встречи с прекрасным.
• Особое внимание стоит уделить обучению детей вертикальному движению кисти.
• Для облегчения рисования мелких округлых форм (точки-горошины) дети должны сразу же пользоваться палочкой с накрученной на конце ваткой.
Народное искусство, жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, реалистическое в образах, пленяет и очаровывает детей, отвечает их эстетическим чувствам. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа.
Ознакомление с дымковской игрушкой оказывает большое влияние на дошкольников: способствует формированию глубокого интереса к различным видам искусства, развивает детское творчество и формирует эстетический вкус, воспитывает чувство любви к родному краю.
Очень точно об этом сказал В. А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарование детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения необходимы для этого взаимодействия, тем глубже входит взаимодействие рук с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребёнка.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок».