Татьяна Эрюкова
Проект «Цветущий детский сад глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Цветущий детский сад
глазами детей».
По доминирующей деятельности: познавательно – исследовательский, творческий.
По количеству участников: групповой.
Характер контактов: среди детей одной группы.
По продолжительности: долгосрочный (6 месяцев /март 2016 –август 2016 г.).
Заявитель: дети младшей группы.
Автор проекта : Эрюкова Татьяна Николаевна.
Паспорт проекта.
Постановка проблемы.
Публикация «Проект „Цветущий детский сад глазами детей“» размещена в разделах
Дети младшего школьного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях для их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Актуальность.
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать с раннего детства. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки и в тоже время могут бездушно раздавить бегущего по тропинке муравья, нарвать букет цветов и выбросить. Задача педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть красоту, научиться ценить ее.
А. В. Сухомлинский считал, необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закаливал его.
Цель проекта : создание детьми совместно со взрослыми плана-схемы рассадки цветов на участке нашей группы в соответствии с необходимыми условиями для их роста с помощью нетрадиционной техники-коллажа.
Задачи проекта :
• Формирование представлений детей о цветущих растениях и их разнообразии;
• Ознакомление с видами растений: садовые, луговые, лекарственные.
• Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями (умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся).
• Формирование представлений детей об условиях, необходимых для роста и развития растений (почва, влага, тепло и свет).
• Научиться выделять благоприятные условия для роста и развития разных видов цветов (свет /светолюбивые- тенелюбивые/, тепло /теплолюбивые- морозостойкие/, земля /неприхотливые-прихотливые/, вода /влаголюбивые-засухоустойчивые).
• Вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных растений и цветов.
• Формирование бережного отношения к растениям, желания ухаживать за ними.
• Развитие творческих способностей детей, умения отражать полученные впечатления в рисунках, творческих работах.
• Вовлечение родителей в проектную деятельность.
Методы, используемые в реализации проекта :
• Исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельное, коллективное).
• Наглядные: иллюстрации, фото, живые объекты.
• Словесные: чтение, беседа, рассказ, объяснение.
• Развивающие игры.
• Технологии моделирования.
• Слушание музыкальных произведений.
• Труд.
Формы организации по реализации проекта :
• Игровая деятельность: дидактические, экологические, настольные и др. игры.
• Детское экспериментирование (опыты, наблюдения, исследования).
• Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников (рисование, творческие конкурсы, поделки из бросового материала и пр.).
• Трудовая деятельность (работа в уголке природы, на участке – посадка, уход за растениями, посадка семян цветов и пр.).
• Образовательная деятельность: НОД, экскурсии, решение проблемных задач.
Сроки реализации проекта : март – август 2016 г.
Содержание проекта.
Ресурсное обеспечение проекта :
1. Информационные ресурсы:
1) Научно-методическая, публицистическая и художественная литература по данной проблеме.
2) Наглядный материал:
а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры;
2. Материальные ресурсы:
1. Посадочный материал (семена и рассада).
2. Средства ухода (пакетированная почва, контейнеры под рассаду, ведра, совочки, лопата, грабли, лейки).
3. Материал для оформления творческих работ.
Кадровое обеспечение: дети и родители, заинтересовавшиеся темой проекта.
Этапы работы над проектом :
1. Организационный.
• Подбор и изучение литературы по теме проекта.
• Разработка содержания образовательной деятельности разных видов.
• Подбор опытов и экспериментов.
• Создание мультимедийных презентаций по теме проекта.
• Создание развивающей среды: дидактические игры, пособия, демонстрационный материал.
2. Планирование деятельности.
• Цикл познавательных занятий.
• Отражение результатов познавательной деятельности через художественно – творческую деятельность детей.
• Оформление альбомов «Лекарственные растения», «Луговые растения», «Садовые цветы».
• Коллективная работа по созданию плана – схемы участка детского сада методом коллажа совместно с родителями.
• Посадка цветов на участке детского сада в соответствии с разработанной планом-схемой участка детского сада.
3. Заключительный.
• Анализ и обобщение результатов познавательно – исследовательской деятельности детей.
• Фото-выставка «Как мы выращивали цветы на участке».
• Презентация проекта.
План осуществления проекта. (Основной этап).
Режимные моменты Совместная работа педагога с детьми Совместная работа родителей с детьми Свободная творческая деятельность.
Пальчиковая гимнастика.
Цель. Развивать мелкую моторику пальцев рук, чувство ритма.
«Наши алые цветы», «Цветы», «Мак», «Цветочек на клумбе» Е. Железнова.
1. Беседы:
«Краса Земли – цветы»;
«Что необходимо растению для роста?»;
«Мой любимый цветок».
2. Составление модели условной жизни цветов с помощью знаков-символов (свет, вода, тепло, почва).
3. Дидактические игры: «Найди растение по названию»,
«Что изменилось?»,
«Найди, что опишу»,
«К названному растению беги»,
«Собери цветок», «Какого цветка не стало?»,
«Собери букет».
4. Художественное слово:
Чтение стихотворения Е. Благининой «Огонёк»;
Чтение словацкой сказки «У солнышка в гостях»;
А. К. Толстой «Колокольчики мои…»;
Я. Колас «Цветок».
5 .Рассматривание иллюстраций с изображением клумб с цветами.
6. Опытно-исследовательская деятельность: «Условия, необходимые для жизни растений»
1. «Солнце и растение».
Цель: определить роль солнца в жизни растений.
Опыт: «Влияние солнечного света на рост растений» : 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место).
2. «Вода и растение».
Цель: выявить насколько вода необходима для роста и жизни растений.
Опыт: «Растения «пьют» воду»
Поставить два букета цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов так же окрасятся. Вывод: растения «пьют» воду.
7. Наблюдения:
Наблюдение за ростом рассады (уход, полив, рыхление, измерение растений условной меркой с занесением в дневник наблюдений, работа с календарем природы);
Наблюдение за ростом цветов на клумбах (уход, полив, рыхление, измерение растений условной меркой с занесением в журнал).
7. Музыкальное развитие: слушание произведения «Цветы» В. Моцарт;
«Вальс цветов» Шопен;
«Вальс цветов» П. И. Чайковский.
8. Словесные игры.
Цель. Развивать умение описывать растения и находить их по описанию.
«Я садовником родился», «Опиши цветок», «Загадай, мы отгадаем».
9. Трудовая деятельность:
посадка семян, рассады цветов; уход за ними6 полив, рыхление почвы.
1. Открытое занятие на тему: «Посадка семян цветов», с участием родителей.
2. Организация труда на участке детского сад : высаживание рассады.
3. Оформление альбомов: «Садовые растения», «Луговые растения», «Лекарственные растения».
4. Составление сборников: «Стихи о цветах для детей», «Загадки о цветах».
1. Настольные игры: мозаика «Выложи цветок», «Собери букет»;
2. Рисование с использованием нетрадиционных техник :«Желтый одуванчик», «Мимоза» (ватные палочки).
3. Конструировани: оригами «Тюльпан»;
4. Лепка «Подснежники для мамы»;
Итоговое мероприятие:
• Коллективная работа по созданию плана – схемы участка детского сада методом коллажа совместно с родителями.
• Посадка цветов на участке детского сада в соответствии с необходимыми условиями для их роста.
• Фото-выставка «Как мы выращивали цветы на участке».
Устойчивость проекта.
Ожидаемые результаты проекта :
• Дети знают названия разнообразных цветущих растений, их особенности.
• Умеют ориентироваться в видах растений (луговые, садовые, лекарственные).
• Умеют выделять благоприятные условия для роста и развития разных видов цветов.
• Сформированы практические знания, умения и навыкы в уходе за растениями.
• Понимают необходимость бережного и заботливого отношения к цветам.
• Видят красоту окружающего мира.
• Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Литература:
1. Наглядно-дидактические пособия. Серия «Расскажите детям о…», Серия «Мир в картинках», Плакаты «Овощи», «Фрукты», «Цветы».
2. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа (3-4 года, Средняя группа (4-5 лет). - М. :Мозаика-Синтез,2014
3. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М. :Мозаика-Синтез, 2009
4. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. –М. :Мозаика-Синтез,2014