Клопова Наталья Анатольевна
Проект «Цветные ладошки»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «ЦВЕТНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки,
которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Введение.
«Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия».
Публикация «Проект „Цветные ладошки“» размещена в разделах
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные воспитатель прививает любовь к изобразительному искусству, вызывает интерес к рисованию.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Например, какому ребёнку не будет интересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства посредства нетрадиционных техник:
рисование пальчиками,
рисование ладошкой,
техника обрывания бумаги,
техника печатанья,
техника тычка жесткой кисточкой,
оттиск печатками из картофеля;
оттиск осенними листьями;
Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги;
глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений,;
наблюдательность;
эстетического восприятия;
эмоциональной отзывчивости.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.
Актуальность проекта
Рисование является одним из самых интересных и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста. В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие способности
Многолетняя практика показала, что использование нетрадиционных техник хорошо способствует правильному составлению сюжетного рисунка детьми дошкольного возраста. Чтобы ребенок рисовал с удовольствием и совершенствовался в своем творчестве, взрослый должен помогать ему.
Детям очень сложно изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные способы рисования: кистью, карандашами, фломастерами. Использование лишь этих предметов не позволяет детям более широко раскрыть свои творческие способности. Они не способствуют развитию воображения, фантазии. А ведь рисовать можно чем угодно и как угодно!
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.
Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:
мелкой моторики рук и тактильного восприятия;
пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;
внимания и усидчивости;
изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.
При организации работы по формированию творческих способностей важно уделять внимание социально-эмоциональному развитию. Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :
Разработать систему деятельности по рисованию с детьми младшего возраста с использованием традиционных техник рисования.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Продолжать изучать современную научную и педагогическую литературу по вопросу «Нетрадиционные техники рисования»
2. Повышать собственный уровень знаний путём самообразования. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
3. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
4. Повышать профессиональный уровень и педагогическую компетентность по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
5. Повышать у дошкольников интерес к нетрадиционные техникам рисования.
ТИП ПРОЕКТА : долгосрочный, групповой, методический
СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ГРУППЫ: воспитатель, воспитанники группы 3-4 года, родители.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1. НОД (рисование)
2. Консультации.
3. Индивидуальная работа.
4. Открытое занятие.
5. Родительское собрание.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
I ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (лето)
Определение цели и задач проекта.
Изучение литературы по вопросу.
Разработка план – графика реализуемого проекта.
Создание необходимых условий для реализации проекта по внедрению технологии
Накопление методических материалов, разработка рекомендаций по проблеме
IIЭТАП – ОСНОВНОЙ (ПРАКТИЧЕСКИЙ)
Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по использованию нетрадиционных технологий рисования.
IIIЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Презентация проекта «Цветные пальчики» для воспитателей ДОУ
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: МКДОУ «Детский сад №2».
СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ: сентябрь 2021- май 2022
РЕЖИМ РАБОТЫ: на занятиях и вне занятий.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :
1. формирование у детей младшего дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;
2. умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
3. повышение профессионального уровня и педагогической компетентности по формированию художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;
4. повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
ПЛАН - ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Месяц
Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
Сентябрь 1. «Виноград»
Цель: Учить детей рисовать точки плотно прижатыми пальчиками. Развивать чувство ритма. Воспитывать отзывчивость.
2. «Рябина»
Цель: Учить детей рисовать ягоды рябины, используя пальцевую живопись (рисование одним пальцем)
3. «Звёздочки на небе»
Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки и предметы круглой формы.
4. «Ягодки на тарелочке»
Цель: Продолжать учить детей рисовать пальчиками точки, закрепить знания о красном цвете; воспитывать доброту и отзывчивость; создать положительную атмосферу в группе. Папка-передвижка «Нетрадиционные техники рисования»
Октябрь 5. «Божьи коровки на лужайке»
Цель: Совершенствовать технику рисования гуашью и ватной палочки.
6. «Осенние листочки»
Цель: формировать навыки рисования ватными палочками листья деревьев; развивать умение рассматривать внимательно образец и следовать ему; закреплять знания цветов (желтый, красный); воспитывать аккуратность, вызвать интерес к нетрадиционной технике рисования.
7. «Зёрнышки для воробышков»
Цель: Продолжать учить детей рисовать ватными палочками, создавать ритмическую композицию (зернышки).
8. «Далматинец»
Цель: Расширить знания детей о породах собак, закреплять умения детей рисовать ватными палочками;
Ноябрь 9. «Два весёлых гуся»
Цель: познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки
10. «Лебедь»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки
11. «Два петушка ссорятся»
Цель: формировать умение детей использовать нетрадиционную технику рисования – печать ладошкой; развивать воображение, чувство цвета и формы, умение дорисовывать отпечаток ладошки.
12. «Рыбки»
Цель: продолжать знакомить с нетрадиционной техникой рисования – рисование ладошкой, развивать воображение и творчество детей.
Показ открытого занятия
Декабрь
13. «Ягоды и яблочки»
Цель: упражнять в комбинировании различных техник при изображении простейшего натюрморта, в расположении рисунка по всей плоскости листа.
14. «Чашка»
Цель: познакомить детей с техникой печатания оттисков печатками из картофеля красками разных цветов. Развивать речь и мышление. Упражнять в употреблении в речи предлогов на, под, над, в
15. «Мои рукавички»
Цель: Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет несложной формы, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность
16. «Украсим ёлку»
Цель: Продолжать знакомить детей с техникой работы с печаткой, показать способ получения отпечатка. Развивать целостность восприятия. Тренировать мускулатуру пальцев.
Январь 17. «Мячики для котят»
Цель: Учить детей рисовать поролоновым тампоном круглые предметы и аккуратно закрашивать их; воспитывать отзывчивость и доброту.
18. «В январе много снега во дворе (сугробы)»
Цель: продолжить знакомить детей с нетрадиционными методами рисования оттиск поролоном; упражнять в технике рисования тычком
19. «Ёжик»
Цель: продолжать учить детей рисовать поролоновым тампоном линии. Развивать мелкую моторику рук.
20. «Нарисуем ёлку»
Цель: продолжить знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования - поролоном;
Февраль 21. «Белоснежная зима»
Цель: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью. Развивать эстетическое восприятие зимнего пейзажа.
22. «Заяц на снегу»
Цель: Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью внутри контура. Развивать умение слушать потешку и имитировать движения зайца по ходу текста.
23. «Весёлый снеговик»
Цель: Закреплять умение рисовать тычком жесткой кистью кругов различного диаметра;
поощрять желание детей дорисовывать пальчиком мелких деталей – глаза, нос, рот, пуговички снеговика; учиться дорисовывать маркером метлу и ведро у снеговика
24. «Пушистый котёнок»
Цель: Помочь детям освоить тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную его внешнего вида (объём, пушистость)
Март 25. «Звёздное небо»
Цель: воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками, в результате чего получаются удивительные, волшебные, сказочные картины.
26. «Волшебный дождик»
Цель: учить детей аккуратно закрашивать лист бумаги сверху вниз, познакомить детей с техникой рисования восковыми карандашами.
27. «Праздничный салют»
Цель: учить пользоваться различными материалами (восковые мелки и акварель); развивать наблюдательность, зрительную память
28. «Рыбки в море»
Цель: дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни; вызвать интерес к изображению рыбок; развивать воображение и чувство композиции.
Апрель 29. «Ёжик»
Цель: Помочь детям освоить новый способ рисования - эстамп пластиковой вилкой.
30. «Тюльпаны»
Цель: Познакомить с новой техникой изображения цветов; развивать мелкую моторику рук; способствовать развитию детского творчества при самостоятельном выполнении работы
31. «Одуванчики»
Цель: уточнять и расширять знания детей об одуванчиках, его характерных особенностях и строении; учить изображать одуванчик, передавая в рисунке характерные особенности его строения, с помощью нетрадиционной техники – рисование вилкой
32. «Гномик (с бородой)»
Цель: продолжать учить изображать одуванчик, передавая в рисунке характерные особенности его строения, с помощью нетрадиционной техники – рисование вилкой
Май 33. «Солнышко»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной художественной техникой кляксографии с трубочкой последующим дофантазированием изображения
34. «Цветочек»
Цель: продолжать знакомить детей с одной из нетрадиционных техник рисования кляксографией, показать её выразительные возможности
35. «Праздничный салют»
Цель: совершенствовать навыки в нетрадиционной техники рисования «кляксография», вызвать у детей положительные эмоции, расширять знания об окружающей действительности, стимулировать познавательные процессы, развивать воображение, память, внимание и мышление.
36. «Паучок»
Цель: совершенствовать навыки в нетрадиционной техники рисования «кляксография»
Родительское собрание
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРОДУКТ- система занятий по работе с детьми.
ИТОГОВЫЙ ПРОДУКТ- Презентация проекта «Цветные пальчики»
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003».
2. Колдина Д. Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет» Издательство «Мозаика-синтез»
3. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития - Академия холдинг».
4. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
5. Янушко Е. А. «Рисование с детьми раннего возраста». – Москва, 2010 г.