Пустовалова Юлия Игоревна
Проект «Чудо-огород на подоконнике» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проекта
Девиз проекта : «Надо не выдумывать, не измышлять, а искать и познавать, что творит и приносит природа».
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, создала условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям, ухаживать за обитателями уголка природы.
Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода. Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Именно поэтому актуально становится разработка проекта «Огород на окне».
Новизна проекта :
Новизна проекта заключается в изменении мотивационных установок:
• от игнорирования педагогического опыта и интересов родителей – к солидарности и партнерству;
• от закрытости – к совместной деятельности в постановке цели и задач;
• взаимодействия с родителями (законными представителями).
Участники проекта : дети, педагоги, родители.
Работая над проектом, дети узнают о роли и значений овощей в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в овощах, познакомятся о значении света тепла воды для роста растений, историей возникновения лука.
Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети с воспитателем проводят исследовательский эксперимент, выводы представляют их в виде рисунков в дневниках наблюдений.
Продолжительность проекта : средней продолжительности (март-май)
Тип проекта : смешанный
Предполагаемые результаты: Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира и бережно относиться к нему. У детей появятся знания об особенностях роста и развития растений (зависимость от света, тепла, полива). С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить разнообразие посевного материала. Формирование у детей уважительного отношения к труду. Создание в группе огорода на подоконнике, дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике и пересадка растений в свой участок, последующим уходом за ними. Активное участие родителей в реализации проекта.
Принципы организации деятельности:
- Принцип организации личностно-ориентированного взаимодействия с учетом индивидуальных возможностей – принятие и поддержка его, индивидуальности, интересов и потребностей, развитие творческих способностей, забота о его эмоциональном благополучии.
- Принцип интеграции – содержание речевых игр взаимосвязаны с другими разделами программы воспитания и обучения детей в детском саду.
- Принцип координации деятельности педагога – деятельность специалистов согласованна с образовательной деятельностью музыкального руководителя.
- Принцип возрастной адресности – содержание деятельности выстраивается в соответствии и учетом возраста детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях детского сада и семьи – родители поддерживают формы работы с детьми и продолжают их в семье.
-Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;
-Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;
-Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.
Содержание реализации проекта :
Для достижения поставленных целей и задач необходима реализация следующих действий:
-Создание огорода на окне;
-Организация образовательного пространства в группе;
-Обучение воспитанников навыкам трудовой деятельности;
-Формированию у воспитанников и их родителей устойчивого интереса к созданию мини-огорода в домашних условиях;
Методические продукты:
• создан проект «Вот так чудо огород в нашем садике растет. Деревня «Простоквашино»», ориентированный на воспитанников младшего дошкольного возраста и их семьи;
• разработан перспективный план работы с детьми по проекту в образовательной деятельности и режимных моментах;
• оформлены методические рекомендации: консультация для родителей «Активизация познавательной активности детей»;
• организован домашний мини-огород;
• пересадка выращенных растений на участок группы и детского сада;
Материально - техническое: огород, музыкальный центр, ИКТ, центр экспериментирования, наглядные иллюстративные материалы.
Информационно-практические продукты:
-Папка-передвижка «Витамины для здоровья»;
Продукты проектной деятельности :
-Выставка детских рисунков «Лук»; «Овощи и фрукты»
- Фото - выставка огорода на окне.
- Альбом «Наш огород» (пословицы, поговорки, загадки об овощах и фруктах);
- Домашний мини-огород на окне;
Продукт детской деятельности:
- Альбом «Овощи и фрукты» (пословицы, поговорки, загадки);
- Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
- Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
- Подготовка совместных мини - огородов детей и родителей.
Активизация словаря
Существительные: петрушка, укроп, овес, кабачок, морковь, редис, помидор, перец, веточки, семя, корень, плод, росток, полив, растение, всходы, урожай, почки, листики.
Прилагательные: огородный, влажный, свежий, ароматный, пряный, полезный, зеленый.
Глаголы: сажать огород, рыхлить, поливать, собирать урожай, всходить, ухаживать.
Этапы реализации проекта.
I этап – подготовительный (организационный)
-Изучить и проанализировать методическую литературу по теме;
-Составление планирования детской деятельности в рамках проекта;
-Подбор основного оборудования и материала к посадке и выращиванию огорода;
II этап – основной
-Проведение работы с детьми познавательно- исследовательской деятельности по выращиванию огорода на окне.
-Подведение родителей к выводу о том, что наблюдение за ростом и изменениями имеет огромное значение для всестороннего развития детей;
III этап – итоговый (обобщающий)
-Провести анализ полученных результатов. Определить эффективность проведённой работы;
-Обобщение и презентация результатов проекта на фестивале педагогических проектов;
-Пересадка растений на участок группы и детского сада;
Взаимодействие с семьей:
- Помощь родителей в поисках нужной информации.
- Совместное сочинение рассказов об овощах.
- Оформление альбомов – продукта деятельности детей.
1. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – землю, семена для посадки.
2. Домашнее задание – подобрать пословицы, поговорки и загадки об овощах, записать их в дневники наблюдения, просмотр и обсуждение мультфильма «Веселый огород», расширить представление у детей о применении зелени и овощей в пищу.
3. Рекомендация «Посильный труд дошкольников на огороде и цветнике».
4. Консультации: «Доступные виды работ в цветнике, ягоднике, огороде для детей дошкольного возраста».
5. Домашние развивалочки «Умники и умницы знают все про овощи».
6. Выставка детского рисунка «Огородничество пробуждает творчество».
7. Предложить родителям создать мини-огород в домашних условиях.
Механизм реализации проекта :
Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности;
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде;
Самостоятельная деятельность детей:
Цель: узнать, что нужно растениям для роста и развития.
-Рассказ воспитателя на тему «Витамины и здоровье»
-Опыты. Исследования;
-Роль воды в жизни растений;
-Свет в жизни растений;
-Роль тепла в жизни растений;
-Семена;
-Труд на огороде;
Дидактические игры: «Что, где растет?», «Найди, что назову», «Найди, о чем расскажу», «Во саду ли во огороде», «Угадай, что съел», «Чудесный мешочек», «Волшебная корзина».
Хороводная игра "Веселый огород", п / и «Огород», «Огуречик».
Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла».
Социально-коммуникативное развитие: с / р «Овощной базар», Магазин «Овощи».
Художественно-эстетическое развитие: Аппликация «Заюшкин огород», «Цветочная клумба»; рисование лука, лепка «Огурчики в деревне «Простоквашино» самые полезные».
Физическое развитие: Пальчиковая гимнастика, физкультминутка для укрепления здоровья.
Речевое развитие: «Беседа с детьми познавательного характера «Как вырастить овощи?».
Загадки об овощах.
Цель: закрепление знаний детей об овощах, формирование умения по характерным признакам определять овощи. Заучивание стихотворений наизусть: «Огуречик»; чтение художественной литературы: Н. Носов «Огурцы», «Огородники»; Д. Новиков «Кролик – огородник». В. Сутеева «Мешок яблок».
Диагностико – дидактический инструментарий
Критерии оценивания:
• устойчивый интерес к уходу за растениями;
• умение давать оценку
Что мы знаем?
Что мы хотим узнать?
Как мы узнаем?
-Овощи растут в огороде
-Огород надо поливать
-Овощи полезны для здоровья
-Надо ухаживать за огородом
-Как ухаживать за растениями?
-Растут ли овощи ночью
-Как они пьют воду
-Как посадить зёрнышки
-Спросим у мамы
-Прочитаем в книжках
-Увидим по телевизору
-Посадим лук и огород
• знать строение растений и их многообразие, способы ухода за растениями, получение семян из растений;
• уметь делать причинно-следственные умозаключения, отображать в рисунках результаты наблюдений,
• осваивать трудовые навыки по уходу за культурами;
• появление стойкого интереса к развитию растений, бережного отношения к растениям.
Уровни оценивания:
- 3 оптимальный уровень – творческая активность ребёнка, его самостоятельность, инициатива, быстрое осмысление задания; умеет делать причинно-следственные умозаключения;
- 2 достаточный уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес. Но ребёнок затрудняется в выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор;
- 1 низкий уровень – не проявляет интерес, не активен, равнодушен, спокойно. Не способен к самостоятельности.
Методы исследования: диагностика, наблюдение, моделирование.
1. Диагностический.
• Входящая диагностика.
• Выявление проблемы
2. Подготовительный.
• Деятельность педагога:
– определение цели;
– определение задач;
– описание конечного результата;
– изучение дополнительной литературы;
– изготовление модели трудового процесса;
– изготовление схем и методических таблиц;
– подбор оборудования для проведения опытов;
– разработка планируемой деятельности;
– обрисовка общей сюжетной канвы.
• Деятельность детей:
– вхождение в проблему;
– принятие задач;
– вживание в ситуацию;
– объединение детей в рабочие группы.
3. Практический.
Деятельность педагога:
– направление и контроль за осуществлением проекта;
– проведение серий опытов на выявление потребностей растений во влаге, тепле и свете;
– проведение игр экологического содержания;
– словесное обсуждение и проигрывание ситуаций;
– наблюдение в мини-огороде и огороде.
Деятельность детей:
– формирование специальных знаний, умений, навыков для достижения цели;
– уход и посадка растений;
– экспериментирование;
– разные виды игр;
– стимулирование педагогом самостоятельной деятельности;
– создание проблемных ситуаций;
– задания для самостоятельных наблюдений;
Совместная деятельность взрослых и детей:
– рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы;
– различные виды изобразительной деятельности
– работа с календарем огородника, дневником наблюдения;
– работа с моделями;
– просмотр фильмов о растениях;
– сбор коллекций семян;
– рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах;
– труд на огороде.
4. Итоговый.
Сравнение прогнозируемого с полученным.
Презентация проекта.
5. Распространение.
Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
Оформление альбомов, буклетов, фотовыставок для родителей.
Формы и методы реализации проекта :
• Игры экологического содержания;
• словесные обсуждения и проигрывание ситуаций;
• трудовой отряд маленьких огородников;
• огородная библиотека;
• наблюдения; опыты;
• выставка детских рисунков.