Ольга Кульбаева
Проект «Чудо-бумага»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта.
Истоки творческих способностей и
дарования детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой мысли…
чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок
Сухомлинский В. А.
Вид проекта:
творческо-информационный.
Продолжительность проекта:
долгосрочный.
Участники проекта:
дети 3-6 лет, воспитатели, специалисты, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Чудо-бумага“» размещена в разделах
- Бумага. Проекты
- Бумага. Свойства бумаги
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Актуальность темы:
В период дошкольного детства у ребёнка возникают первые представления об окружающем мире, формируется умение устанавливать простейшие взаимосвязи и закономерности о явлениях окружающей жизни, а также самостоятельность в применение полученные знаний в доступной практической действительности.
Дети шестого-седьмого года жизни уже обладают довольно обширными знаниями об окружающем мире.
Из наблюдений в повседневной жизни ДОУ мы видим, что интерес к аппликации проявляется у детей уже начиная с младшего дошкольного возраста, а в старшем - приобретает более устойчивый характер. Получить более точные сведения о том, какие знания об аппликации имеются у детей, что вызывает наибольший интерес, что доступно для пользования помогло анкетирование родителей, диагностирование и опрос детей. Анализ выявленных представлений об аппликации показал их частичное или полное отсутствие представлений о ее видах и способов работы с бумагой.
Проанализировав, я пришла к выводу о том, что существует актуальная потребность в ознакомлении детей с миром бумаги, поскольку бумага с каждым годом все меньше места занимает в быту, и ребенок мало ее использует. А также необходимо развивать и поддерживать интерес к аппликации, используя возможности ДОУ и ближайшего социума.
Недостаточная степень развития технических умений тормозит работу воображения, сковывает детскую инициативу, снижает качество результатов деятельности. И наоборот, если ребенок успешно овладевают техническими навыками аппликационных операций: обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги, это приводит к успешному овладению сенсорными эталонами; приобретению первоначальных навыков поисковой деятельности; усваиванию простейших навыков совместной работы; активному общению друг с другом и воспитателем, стимулированию творческого отношения к работе.
Сформированные навыки и умения в сравнении и сопоставлении, нахождении одинакового и отличительного, выделении главного способствуют ускоренному развитию аналитико-синтетических процессов, способности к комбинированию, преобразованию, что является одним из компонентов успешного обучения ребёнка в школе.
Занятия аппликацией при направленном руководстве и при использовании соответствующих возрасту методов и приёмов дают большой обучающий и развивающий эффект.
Цели проекта:
формирование знаний о происхождении бумаги, понимания значимости в жизни людей, бережного отношения к ней.
Выявление технических навыков и умений в процессе аппликации.
Разработка дидактического материала, оказывающего развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Формировать у детей 3-6 лет элементарные представления о бумаге.
Расширять знания о значении бумаги в жизни человека.
Развивать у детей познавательную активность и психические процессы. Формировать способы зрительного и тактильного обследования хорошо знакомых предметов.
Обучать техническим навыкам (обрывание, сминание, скатывание, скручивание и складывания бумаги) и умениям. Синхронизировать работу обеих рук, координировать работу обеих рук и глаз.
Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств (цвет, форма, величина, фактура)
Развивать творческие способности дошкольников.
Активизировать и обогащать словарь детей.
Консультировать родителей по вопросам развития у детей способностей к аппликации.
Воспитывать любознательность, инициативность, интерес к аппликации, самостоятельность, активность, уверенность в себе.
Предполагаемый результат:
Дети должны: получить представления о бумаге, ее свойствах, назначении;
различать виды бумаги; овладеть техническими навыками работы с бумагой;
Развитие мелкой моторики рук; развитие аналитико-синтетических процессов и коммуникативных навыков.
Роль родителей в реализации проекта:
Консультации:
«Аппликация помогает ребенку развиваться»
«Искусство аппликации», «Развитие тонких движений рук»
Родительское собрание:
«Аппликация как способ развития ребенка»
«Развитие творчества у детей»
Развлечение:
КВН, Викторина «что я знаю о бумаге»
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап
– сентябрь - октябрь
Анкетирование и опрос родителей и детей
Составление перспективного плана работы по реализации проекта
Разработка критериев оценивания умений и навыков детей
Основной этап
– ноябрь – апрель
Планирование работы
Формирование тем для занятий
Диагностика детей
Проведение занятий
Заключительный этап
- май
Выставки детских работ
Выставки совместных работ детей и родителей
Фото – выставки «Талантливые ручки»
Диагностика детей.
Продукт проектной деятельности
Дидактические игры
Фотографии занятий
Работы детей
Модели занятий
Мульдимедийная презентация
ФОРМЫ И СРЕДСТВА РАБОТЫ
Формы:
Занятия
Познавательные игры, способствующие реализации проекта
Экскурсии
Эксперименты
Праздники и развлечения
Средства:
Викторины
Художественное слово
Музыка
Динамические паузы, физминутки
Пальчиковые игры
Фильмотека
Дидактические игры
Проблема:
Развитие моторики рук средством работы с разными видами бумаги.
Знакомство с видами бумаги
Изготовление пособий в ходе реализации проекта
Фото-банк
Слайд-шоу
Уголок «Талантливые ручки»
Альбом «Виды бумаги»
Подбор художественного слова для реализации проекта
Разработка дидактических игр
Выбери правильно
Разрезные картинки
Парные картинки
Где и какая бумага нужна
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Младшая группа
№ п/п Тема занятия Техника аппликации Время проведения
1 Свойства и качества бумаги Сентябрь
2 Веселые грибочки Обрывание Сентябрь
3 Падают, падают листья Обрывание Октябрь
4 Яблоки в саду Сминание Октябрь
5 Мячики для котят Сминание Ноябрь
6 Падают снежинки Обрывание Ноябрь
7 Снегопад Сминание Декабрь
8 Бусы на елку Сминание Декабрь
9 Крошки для птичек Обрывание Январь
10 Ветка рябины Сминание Январь
11 Снеговик – великан Сминание Февраль
12 Толстые животики Сминание Февраль
13 Мимоза для мамы Сминание Март
14 Пушистые облака Сминание Март
15 Ледоход Обрывание Апрель
16 Береза весной Сминание Апрель
17 Носит одуванчик желтый сарафанчик Обрывание Май
18 Лето в лесу диагностика Май
Средняя группа.
№ п/п Тема занятия Техника аппликации Время проведения
1 Летняя картина Диагностика Сентябрь
2 Свойства бумаги и дерева Сентябрь
3 Наши игрушки сминание, скручивание Октябрь
4 Улитка Скручивание Октябрь
5 Деревья осенью Скручивание, сминание Ноябрь
6 Насекомые Сминание, скручивание Ноябрь
7 Белая береза под моим окном Обрывание, сминание, скручивание Декабрь
8 Зайка и его друзья Сминание, скручивание Декабрь
9 Снеговик Сминание, скручивание Январь
10 Веселый клоун Обрывание, сминание, скручивание Январь
11 Заснеженный дом Обрывание, сминание Февраль
12 Подарок для папы Обрывание, сминание, скручивание Февраль
13 Букет для мамы Обрывание, сминание, скручивание Март
14 Солнце в тучах Сминание, обрывание Март
15 Ракеты и кометы Сминание, обрывание Апрель
16 Ветка вербы сминание, скручивание Апрель
17 Сирень Сминание Май
18 На лугу Диагностика Май
Старшая группа.
№
п/п Тема занятия Техника аппликации Время проведения
1 В саду Диагностика Сентябрь
2 Откуда к нам пришла бумага Сентябрь
3 Золотые березы Обрывание Октябрь
4 Осенний натюрморт Сминание, скручивание Октябрь
5 Жил-был ежик Скручивание Ноябрь
6 Рыбки в аквариуме Скручивание, обрывание Ноябрь
7 Кошка Скручивание Декабрь
8 Снегири на ветках сминание, скручивание Декабрь
9 Медведи на льдине Обрывание Январь
10 Зимушка – зима Все техники Январь
11 Рыбки оригами Февраль
12 Подарок для пап и дедушек сминание, скручивание Февраль
13 Открытка к 8 Марту Оригами Март
14 Морские жители Сминание, скручивание Март
15 Неизведанные планеты Сминание, обрывание Апрель
16 Ветка вербы и рябины в вазе Сминание, скручивание Апрель
17 На пруду Сминание, скручивание Май
18 На дне морском диагностика Май
Подготовительная группа.
№
п/п Тема занятия Техники аппликации Время проведения
1 Осенний пейзаж Диагностика Сентябрь
2 Бабочки – красавицы Оригами Сентябрь
3 Подсолнух Обрывание, скручивание Октябрь
4 Астры Скручивание Октябрь
5 Два жадных медвежонка Все техники Ноябрь
6 На птичьем дворе Разные техники Ноябрь
7 Пингвины на льдине Разные техники Декабрь
8 Новогодние открытки Разные техники Декабрь
9 Зима в городе Разные техники Январь
10 Пушистые комочки Обрывание по контуру Январь
11 Вышли зайки на полянку Разные техники Февраль
12 Открытка для папы Разные техники Февраль
13 Корзина с цветами Разные техники Март
14 По морям по волнам Разные техники Март
15 Звезды и кометы Разные техники Апрель
16 Портрет моей семьи Разные техники Апрель
17 Запестрел цветами луг Диагностика Май
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амоков А. Б. Искусство аппликации. Кн. для занятий с детьми младшего и среднего возраста. - М., 2002.
2. Афонъкин С. Ю. Оригами и аппликация / Авт. -сост. С. Ю. Афонькин, Л. В. Лежнева, В. П. Пудова. - СПб., 2001.
3. Гаврина С. и др. «Развиваем руки, чтоб учиться и писать и красиво рисовать». – Ярославль, 1997.
4. Гусакова М. А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М. : Просвещение, 1997.
5. Доронова Т. Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2—4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. - М., 1992.
6. Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. - СПб., 2002.
7. Журналы «Дошкольное воспитание» № 2, 2004г., № 2,2006г. № 8, 2009г.
8. Колдина Д. Н. Аппликация с детьми 3-4 лет. Конспекты занятий. –М. : Мозаика – Синтез, 2007
9. Комарова Т. С. Изодеятельность детей в детском саду. – М., 2006.
10. Комарова ТС. Детское художественное творчество. - М., 2005.
11. Малышева А. Н, Н. В. Ермалаева Аппликация в детском саду. - Академия Развития,2007.
12. Петрова И. М. Объемная аппликация. - СПб., 2000.
13. Рябко Н. Б. Занятия по изобразительной деятельности дошкольника – бумажная пластика (совместная работа воспитателя с детьми и их родителями). Учебно-практическое пособие – М., Педагогическое общество России, 2007.
14. Янушко Е. А. Аппликация с детьми раннего возраста. Методическое пособие для воспитателей и родителей. – М. : Мозаика –Синтез, 2006.