лиана алборова
Проект «Чудесная водичка»
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ПРОГИМНАЗИЯ «ЭРУДИТ»
Воспитатель: Алборова Лиана Рутеновна.
Участники проекта :
Воспитатели, дети младшей группы №2, родители.
Всем нужна водичка :
И рыбке, и птичке. И деревьям в лесу,
И цветочкам на лугу. И котятам и тигрятам,
Даже маленьким ребятам.
Везде и всегда помогает нам вода!
Паспорт педагогического проекта
Проект Тема : «Чудесная водичка»
Публикация «Проект „Чудесная водичка“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» ноябрь 2019
Срок реализации – среднесрочные (1-3месяца)
Вид проекта – познавательно – исследовательский
Актуальность проекта :
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас независимо от времени года в разном состоянии (снег, град, туман, дождь, лед). Дети узнают, что вода необходима для всего животного мира (человека, животных, птиц, рыб, растений).
Участники проекта : воспитатели группы, дети 3-4 лет, родители.
Цель проекта : Познакомить детей младшего возраста со свойствами воды и со значением воды в жизни живых существ и человека.
Задачи проекта :
• Формировать умение детей бережно относится к воде.
• Дать представление о том, какую роль играет вода в жизни человека.
• Закрепить представления детей: о свойствах воды (прозрачность, легко окрашивается, тёплая, холодная, твёрдая, действии с водой и предметами, Вода принимает разную форму.
• Расширение словарного запаса.
Наличие межпредметных связей: интеграция образовательных областей- -познавательное развитие,
• -речевое развитие,
• -социально- коммуникативное развитие,
• - художественно –эстетическое развитие,
• -физическое развитие.
Методы проекта :
Игровые: дидактические игры, подвижные игры, игры - забавы.
Словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, потешек.
Практические: выполнение поручений, совместные действия воспитателя и ребенка.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильма «Путешествие капельки»
Предполагаемый результат:
1. проявляют интерес к экспериментированию с водой.
2. овладевают знаниями о свойствах о воде. умение определять различные состояния воды;
3. проявляют доброту, заботу, бережное отношение к природе.
4. возрастает речевая активность детей в разных видах деятельности.
5. воспитание бережного, осознано правильного отношения к воде, как источнику жизни на земле.
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение методов, предварительная работа с детьми и родителями, выбор оборудования и материалов.
Формы организации работы 1 этапа:
• планирование проектной деятельности по теме «Чудесная водичка»
• опираясь на методическую литературу;
• подбор методической и художественной литературы;
• подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
• составление плана взаимодействия с родителями и детьми
2 этап - практический.
Выполнение задач проекта, через практическую деятельность детей.
Формы организации работы 2 этапа:
Формы работы с детьми Формы работы с родителями
Тематическая беседа:
Чтение художественной литературы
Дидактические игры
Сюжетные игры:
Конструирование:
Разучивание пальчиковых игр:
Подвижные игры:
Мониторинг.
Знакомство родителей с задачами проекта.
Консультация «Опыты с водой дома»,
«Игры с водой – это интересно».
Изготовление для родителей стенгазеты
«Вода – это жизнь»
Изготовление родителями макета «Аквариум».
Привлечение родителей к пополнению развивающей среды пособиями (плавающими, заводными игрушками, художественной литературой).
Образовательные
области Виды детской деятельности
Познавательное развитие.
Беседа для чего нужна вода?
Опыты с водой:
«Тонет не тонет»
«Цветная вода»
«Горячая, теплая, холодная вода»
Социально- коммуникативное развитие. Игра –забава с водой «Здравствуй водичка»
«Рыбалка»
«Купание куклы»
«Мы стираем маме помогаем»
Художественно- эстетическое развитие Нетрадиционная техника рисования :
«Ладошки – осьминожки» - рисование ладошкой
«Дождик, дождик – кап, кап, кап» - рисование пальчиками, ватными палочкам.
Речевое развитие Чтение Р. Н. С. «Снегурочка»
К. И. Чуковский «Мойдодыр»
А. Барто «Девочка чумазая»
Потешки «Водичка, водичка».
«Ай лады, лады не боимся мы воды»
Физическое развитие.
Физминутки: «Дождик, лейся»,
Подвижная игра «Солнышко, дождик».
Пальчиковые игры: «Рыбки»
Игровое упражнение: «Побродим по лужам»
Дыхательное упражнение «Подуем на капельки»
3 этап – обобщающий (заключительный).
Обобщение результатов работы в игровой форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов.
Итоговый мониторинг представлений детей о воде;
В ходе проекта : «Чудесная водичка» предполагаемые результаты были достигнуты:
• Обогатила опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных приемов и методов;
• -Пополнили словарный запас детей;
• -Способствовала формированию у детей стремления к познанию.
• -Отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство со свойствами воды, дети проявляли интерес.
• -Возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей.
•
• Итоговое мероприятие: Создание родителями макета «Аквариум»,
Беседа «Водичка - водичка»
Цель: формирование представлений о том, что вода необходима всем живым существам (растениям, животным, людям).
Задачи: уточнить знания детей о местонахождении воды в природе и быту. Расширять представления детей о значимости воды в жизни человека.
Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: аудиозапись шума воды, картинки с изображением моря, реки, ручья, животных, птиц, насекомых, рыб, растений, человека, предметов, для опыта: лейка, пульверизатор
Ход НОД
Воспитатель: Загадывание загадки:
Мною можно умываться
Я умею проливаться
В кранах я живу всегда
Ну, конечно, я ….(вода)
1. Слышится шум воды (аудизапись)
- Что за звуки вы услышали (звук воды)
Молодцы ребята, а скажите, для чего нужна вода?
Дети: Пить, варить, поливать цветы, умываться, стирать и. т. д.
Воспитатель - Ребята, а давайте с вами поиграем в игру
Игра «Где же спряталась вода?».
(В кране, в бутыле.) (дети показывают)
- А где еще можно увидеть, как течет вода?
(В ручье, в реке.)
- А кому ещё нужна вода?
3. Дидактическая игра: «Кому нужна вода?»
Дети рассматривают карточки с изображением птиц, зверей, насекомых, рыб, растений, предметов, человека. Надо определить, кому из них нужна вода и, объяснить, для чего.
(Растения засохнут; рыбы погибнут, им надо много воды, чтобы плавать; всем животным нужно пить воду; игрушкам тоже нужна вода, для того чтобы они были чистыми).
- Значит, вода нужна всем? (Да)
- Ребята а сейчас давайте с вами проведем опыт с водой
Опыт 4. «Вода может литься, а может разбрызгиваться»
В лейку налить воду. Воспитатель демонстрирует полив комнатных растений (Одного-двух.) Что происходит с водой, когда я лейку наклоняю? (Вода льётся.) Откуда льётся вода? (Из носика лейки.) Показать детям специальное устройство для разбрызгивания – пульверизатор. (Детям можно сказать, что это специальная брызгалка.) Он нужен для того, чтобы брызгать на цветы в жаркую погоду. Брызгаем и освежаем листочки, им легче дышится. Цветы принимают душ. Предложить понаблюдать за процессом разбрызгивания. Обратить внимание детей, что капельки очень похожи на пыль, потому что они очень мелкие. Предложить подставить ладошки, побрызгать на них. Ладошки стали какими? (Мокрыми.) Почему? (На них брызгали водой.) Сегодня мы полили растения водой и побрызгали на них водой.
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Что может происходить с водой? (Вода может литься, а может разбрызгиваться.)
Подвижная игра «Солнышко, дождик».
Цель: Приучать детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу воспитателя.
Описание: Дети присаживаются на корточки за чертой, обозначенной воспитателем. Воспитатель говорит: «На небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегают по площадке. На сигнал: «Дождик! Скорей домой!» - бегут за обозначенную линию и присаживаются на корточки. Воспитатель снова говорит: «Солнышко! Идите гулять», и игра повторяется.
2 – вариант: по сигналу: «Дождик! Скорее домой!» дети бегут к воспитателю, у которого в руках большой зонтик.
Пальчиковые игры: «Рыбки»
Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
Две ладошки вместе изображают плавательные движения.
Хлопают в ладоши
Ладони поочередно сжимаются в кулак.
Плавное движение каждой ладонью.
Хватательные движения “щепоткой”.
Плавные сходящиеся и расходящиеся движения обеими руками.
Чтение стихотворения П. Синявского «Дождик» :
Кругом цветные зонтики
Раскрылись под дождем,
Пустились чьи-то ботики
От дождика бегом.
Зачем же мама ахала?
Льет дождик –
Ну и пусть! Я вовсе не из сахара,
Растаять не боюсь!
Теперь взрослый предлагает изобразить дождик: после слов «льет дождик» малыш должен присесть на корточки и постучать пальчиками о пол, приговаривая «кап-кап-кап». После слов «солнце светит» малыш встает, поднимается на носочки, вытягивает руки вверх и несколько раз поворачивает кисти в разные стороны. Упражнение повторяется 3-4 раза, затем ребенку предлагают побегать «по лужам». На пол кладут кубики, а ребенок должен перешагивать их, стараясь не задеть.
Игра –забава с водой «Здравствуй водичка»
Цель: создание позитивного настроения.
-Посмотрите, какая вода? Прозрачная, светлая, чистая. Давайте с ней поздороваемся.
-Приготовьте ладошки и нежно прикоснитесь к ней. Правой ладошкой, левой ладошкой. Приговаривают: «Здравствуй водичка! Погладьте водичку.
-А теперь давайте поздороваемся пальчиками. Приговаривают: «Здравствуй водичка!
Сжимание кулачков в воде с напряжением и поочерёдно. Потереть в воде пальчики поочерёдно словно перетирать (указательными, средними, безымянными, мизинчиками).
Пальцы бегут по воде, шагают.
-Вот бегут босые ножки, -Прямо по дорожке.
Упражнение «Дождик капает»
Цель: развивать тактильно - кинестетическую чувствительность.
-Дети выньте руки из воды, опустите пальчики вниз, что это капает с пальчиков? (Вода).
- Как она капает? Кап-кап-кап - это друзья «Капельки» – капли.
- А давайте сделаем дождик на воде пальчиками.
Ударяют пальчиками о поверхность воды.
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Тучки собираются
-Кап–кап-кап, кап-кап-кап,
-Дождик начинается
-Дождик, дождик перестань,
-Отдохнуть немного дай!
Вытирают руки полотенцем.
Конспект игровой ситуации «Купание куклы Дзерассы»
Задачи:
-обогатить словарь детей и побуждать употреблять в речи глаголы и прилагательные.
-развивать связную речь, познавательную активность.
- формировать гуманное отношение, умение сопереживать, оказывать помощь.
- активизация словаря, употребление в речи названий предметов, действий, качественных признаков.
Материалы: кукла Дзерасса, фартуки детские, тазик, два ведёрка с горячей и холодной водой, шампунь, мыло, мочалка, мыльница, полотенце.
Ход игры:
Воспитатель случайно обнаруживает куклу Дзерассу возле входной двери в группу (кукла с испачканным лицом и руками, в грязной курточке) и привлекает внимание детей.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, кто к нам пришёл?
Спрашиваю у детей, кто бы это мог быть. Обращаю внимание на внешний вид куклы. Предлагаю спросить у куколки, где она была и что с ней произошло.
Воспитатель: Здравствуй, куколка! Что с тобой случилось?
Кукла рассказывает ребятишкам, что она спешила в детский сад в гости к детям, оступилась и упала в грязную лужу возле дороги.
Предлагаю детям помочь кукле. Спрашиваю, что нужно делать. Нужно вымыть нашу грязнульку.
Воспитатель: Ребята, я принесла для купания воду: горячую и холодную. Что нужно с ней сделать? - Варианты ответов.
Помогаю детям найти верное решение наводящими вопросами о том, можно ли использовать только горячую воду или только холодную, и почему этого делать нельзя.
Воспитатель: Молодцы, дети! Воду будем смешивать, горячую с холодной. Какая вода получится? (Предлагаю потрогать воду в тазу)
Воспитатель: Тёплая!
А теперь будем Дзерассе мыть голову шампунем, проговариваю свои действия и спрашиваю у детей, что я сейчас делаю. Затем прошу подать мочалку, намыливаю её мылом, дети по желанию мылят куклу и повторяю 2-3 раза следующие строки:
Воспитатель:
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
Затем предлагаю сполоснуть куклу чистой тёплой водичкой :
Прошу кого-нибудь из детей подать мне полотенце. Спрашиваю, для чего оно мне понадобится. Вытираю куклу, прошу помочь положить куклу в кроватку отдохнуть.
Воспитатель: Умнички - ребятишки! Посмотрите, Дзерасса в кроватке уже засыпает.
Заключительная часть. Воспитатель: А сейчас, пока наша куколка отдыхает, расскажите, чем мы Дзерассу мыли? А чем вытирали? Помогаю проговаривать правильные формы слов. Прошу повторить за мной. Дети, вы Дзерассе так замечательно сегодня помогли, вы большие молодцы.
Конспект НОД «Дождик, чаще, кап-кап-кап!»
с использованием нетрадиционной техники рисования ватными палочками
Задачи:
1. Привлечение внимания к тому, что пальчик (или ватная палочка) оставляет след на бумаге
2. Совершенствование грамматической структуры речи
3. Формирование умения ориентироваться на листе бумаге в пределах нарисованного контура
4. Развитие умения прыгать на двух ногах на месте
Формирование привычки мыть руки после работы с красками
5. Воспитывать умение помогать друг другу
6. Формирование навыков опрятности, аккуратности, самостоятельности при работе
Материалы и оборудование:
Листы бумаги с изображением туч
Ватные палочки, стаканчики с водой, салфетки бумажные и матерчатые
Гуашевые краски синего цвета
Вариативные образцы для пояснения техники
Аудиозапись «Шум дождя»
Фотографии, дидактические картины на тему «Дождь»
Ход НОД
- Ребята, сегодня к нам в гости пришел Дождь (прослушивание аудиозаписи «Шум дождя»). Как капает дождик?
Дождь считает:
-Кап-кап-кап!
Капает считалка.
Кап да кап! Кап да кап!
Капает на галку!
-Кап да кап! Кап да кап! –
Возмутилась галка. –
Очень мокрая для лап,
Дождь, твоя считалка! («Мокрая считалка» Г. Лагздынь)
Давайте с вами нарисуем тучки, из которых на землю капает дождик. Показ вариативных образцов, выполненные пальчиками и ватными палочками. – Догадываетесь ли вы, чем они нарисованы? Обратите внимание на цвет туч и дождинок и как размещены дождинки. На туче пятнышки поставлены плотно, почти сливаются, иногда находят друг на друга, а пятнышки дождинки размещены свободно, «летят» на расстоянии друг от друга.
Дети выбирают листы бумаги с изображением тучек, начинают рисовать пальчиками или ватными палочками по своему желанию. Ритм отпечатков сопровождается ритмом слов «кап-кап, кап-кап, кап-кап-кап».
Поощрение детей за их работы.
Предложить детям игры — забавы «Мыльные пузыри»
Игры с мыльными пузырями невозможны без воды
Работа с родителями:
Предложить родителям показать в домашних условиях для чего нужна вода /для приготовления пищи, стирки белья, уборки квартиры, для мытья в ванной/
Потешка «Водичка,водичка»
одичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
«Ай лады, лады не боимся мы воды»
й, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чистая водичка
Умоет наше личико,
Вымоет ладошки,
Намочит нас немножко,
Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды!
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся!
Конспект игровой ситуации для детей по элементарному экспериментированию «Тонет или не тонет.»
Задачи:
- Развивать тактильное восприятие, мышление, внимание, речь.
-Воспитывать желание помочь. Воспитывать аккуратность в игре - экспериментирования с водой.
-Продолжать учить детей отвечать предложениями.
Материал: резиновый мячик, камешки, таз с водой, кукла.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришёл? Кукла Таня в гости к нам пришла.
Давайте поздороваемся с Таней.
Ребята смотрите, кукла Таня пришла грустная, расскажи Таня, что случилось?
Таня: Я играла с мячиком возле речки и мяч неожиданно упал в воду, я боюсь, что он утонет и прошу вас достать мяч.
Воспитатель: Ребята поможем кукле Тане? Ребята, а можно ли ходить одним на речку без взрослых? (нет) Мы лучше позвоним спасателям, и они достанут твой мячик.
А как вы думаете, может мячик утонуть в воде (нет, давайте проверим) .
Возьмите мячики и осторожно пустите в воду, что делает мяч? (плавает или тонет) .
Дети берут маленькие мячики и опускают в таз с водой.
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Почему он плавает? (ответы детей)
Он легкий, почему он легкий, потому что он сделан из резины, значит он какой? (резиновый). Поэтому он не тонет, а плавает.
Воспитатель: А теперь посмотрите, что я вам покажу (показывает камень) Что это? (камень)
Потрогайте, какой он, он шершавый и тяжелый. Как вы думаете, он утонет?
Дети должны сами сказать, знакомясь с качеством камня (шершавый, холодный, тяжелый)
Дети: (ответы детей)
Воспитатель бросает в воду камень - он тонет.
Воспитатель: Что произошло с камнем? Почему он утонул? (ответы детей). Камушек тяжелый вот и утонул, и у него внутри нет воздуха.
Дети тоже пробуют отпустить камешки в воду.
Таня: Как интересно!
Воспитатель: Ребята, с какими материалами мы сегодня познакомились? Что легче? Что тяжелее? (ответы детей)
Таня: Мне у вас сегодня в гостях понравилось, можно я к вам еще в гости приду? (можно).
Конспект совместной деятельности детей и родителей
«Изготовление макета Аквариум»
Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Мы очень рады видеть вас на нашем мероприятии! Сегодня я хочу рассказать вам историю про маленькую рыбку. Жила-была маленькая золотая рыбка, она была очень красивая, но ей было грустно, потому что у неё не было друзей. Давайте поможем нашей рыбки, и сделаем ей большой красивый аквариум. Ребята поможем? (Да)
К нам из сказки приплыла,
Там царицею была.
Рыбка эта непростая,
Рыбка эта ЗОЛОТАЯ
Золотая рыбка : Здравствуйте, ребятки! Я сегодня приплыла к Вам в гости. Вы поможите мне сделать красивый аквариум. С морского дна я принесла вам целую корзинку красивых камешков,водорослей и ракушек. Давайте вместе сделаем аквариум.
(Родители и дети делают аквариум)
Консультация для родителей "Простые опыты с водой для дошкольников"
Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.
Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.
Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.
Материалы и оборудование:
стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.
1. Вода прозрачная.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?
2. У воды нет вкуса.
Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)
3. Уводы нет запаха
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).
Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.
4. Лёд – твёрдая вода.
Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?
Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.
5. Пар – это тоже вода
Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.
Выводы и практическая значимость проекта
В процессе проекта дети приобрели теоретические и практические знания о воде, которые они могут применять в жизни. Проект дал возможность развития наблюдательности, умения анализировать, делать выводы, устанавливают причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающей действительности
Данный проект доставил положительные эмоции детям.
Объединив с родителями усилия, создали для детей интересную среду, позволяющую играть, отдыхать, заниматься познавательной и экспериментальной деятельностью.
От родителей услышали много положительных отзывов о том как дети соблюдают правила гигиены дом. Чему мы. воспитатели,были очень рады.
Итоговый мониторинг представлений детей о воде;
Мониторинг
Вопросы:
1. Где мы видим воду?
2. Может ли человек жить без воды?
3. Какой бывает вода? (бесцветная, прозрачная, безвкусная, без запаха, льется)
4. Как люди используют воду?
5. Кому нужна вода, кроме людей?
6. Есть ли форма у воды?
7. Всегда ли вода бывает прозрачной?
8. Почему она бывает мутной?
9. Прозрачная ли вода в реке, в озере, луже?
10. Что бывает с водой, если ее вынести на мороз?
11. Лед и снег – это вода? Почему?
12. Когда вода бывает горячей?
13. Как получается теплая вода?
14. Когда она холодная?
15. Что можно делать в воде, с водой? (купаться, закаляться, плавать, ловить рыбу, пить и другое)
По итогам маниторинга было выявлено, что дети уже имеют представление о свойствах воды и ее значение.
Литература:
1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под «редакцией М. А. Васильева, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Интернет ресурсы.