Кондратьева
Проект «Чудеса света»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №37 «Непоседы»
Краткосрочный проект старшей группы «Солнышко»
«Чудеса света»
Подготовили: Кондратьева М. И
Название проекта «Путешествие вокруг света».
Актуальность проекта : знакомство с другими странами и народами их
традициями и увлечениями.
Путешествие – близкая и понятная детям форма деятельности, несёт богатый
Публикация «Проект „Чудеса света“» размещена в разделах
эмоциональный заряд. Разнообразие внешнего информационного потока
(телепередачи, рассказы взрослых) даёт основание предполагать, что
определённые знания о разных странах у детей есть. Новая получаемая
информация предоставляет прекрасный материал для развития активной
мыслительной деятельности: анализа, сравнения, высказывания суждений.
Проблема: недостаточные представления детей, о странах мира,
государственных символах о традициях и культуре народа разных стран.
Вид проекта : познавательный– творческий, краткосрочный, коллективный.
Цель проекта : развитие познавательной активности старших дошкольников
в процессе формирования географических представлений.
Задачи:
1. Формировать целостную картины мира. Расширять кругозор детей,
(знакомство детей с разными странами мира, с государственными
символами: герб, флаг, с коренными жителями и их увлечения);
2. Развивать познавательно - исследовательскую и продуктивную
деятельность;
3. Формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежности,
патриотические чувства, чувства принадлежности к мировому сообществу;
4. Воспитывать толерантность, чувство уважения к другим народам, их
традициям.
Ожидаемые результаты: к концу проведения ребенок будет знать и
понимать:
что кроме России есть и другие страны;
иметь представления о флаге, гербе нескольких стран;
иметь представления об увлечениях народов разных стран;
что растительный и животный мир в каждой стране разнообразен и
имеет свои особенности;
понимать сходство и различия разных стран;
иметь элементарные навыки работы с картой и глобусом.
Защита проекта и презентации «Чудеса света»
Участники проекта : Дети средней группы, родители, педагоги.
Автор проекта : Кондратьева Марина Иосифовна.
Этапы проекта :
Этапы Содержание работы Срок
-подготовительный -Определение темы, целей, задач, содержания проекта, прогнозирование результатов.
- Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
- Поиск различных средств, для достижения целей.
01.08-15.08
-основной 1неделя.
Беседа с детьми на тему «Чудеса света»
Показ детям призентации «Семь чудес света»
Игра-путешествие «Вокруг света»
2неделя.
Знакомство с картой и глобусом, обсуждение вопроса о форме Земли.
Викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»
Знакомство с необычными животными Южной Америки.
3неделя.
Выставка рисунков на тему «Мир вокруг нас»
1.08-04.08
2.08
3.08
4.08
7.08-10.08
7.08
8.08
10.08
14.08-15.08
-заключительный Защита проекта презентация «Вокруг света»
Приложение 1
Беседа с детьми на тему «Чудеса света»
Ребята вы верите в чудеса?
Чудеса окружают нас везде. Разве не чудо, когда мы с вами просыпаемся, и вместе с нами просыпается солнышко. Природа сделала такое чудо, как море. Мы с вами в нём купаемся, а море нежно качает нас на волнах. А лес, а горы, а звёздное небо. Как много вокруг прекрасного и чудесного.
2 слайд
Есть чудеса, которые творит природа, а есть чудеса, которые сделал сам человек, своими руками. В нашем городе очень много чудесных строений, которые создали люди. Это Казанский собор, храм Спас на крови, Дворцовый мост и очень многое другое. А теперь давайте посмотрим на чудеса, которые были созданы людьми давным-давно.
3 слайд
Давайте мы сейчас с вами посмотрим на те чудеса света, которые созданы были людьми очень давно, но не сохранились до наших дней. Я хочу вам показать эти прекрасные чудеса на экране.
4 слайд
Статуя Зевса.
Статуя Зевса олицетворяет бога победы и силы. А для того, чтобы доказать, что ты силён, надо было участвовать в соревнованиях, которые проводились в Олимпии. У статуи Зевса в одной руке был скипетр – символ власти, в другой руке статуя богини победы. На голове у Зевса венок из ветвей оливы. Ветвями оливы награждались победители олимпийских игр. Территория Олимпии множество раз подвергалась то землетрясениям то наводнениям, что в конечном итоге и разрушило великие постройки храмов и спортивных сооружения древних олимпийских игр.
5 слайд.
Храм Артемиды.
Самый богатый человек в Турции построил храм своей богине, которую очень сильно любил. Когда законченное постройкой огромное беломраморное здание открывалось перед взорами горожан, оно вызывало удивление и восхищение. К сожалению, храм не дожил до наших времён. Он сгорел при пожаре.
6 слайд.
Висячие сады Вавилона.
Дворец был построен как лесенка. А между ступенями был насыпан слой земли, для того чтобы могли расти деревья и растения.
Царь хотел собрать в садах для своей жены все возможные растения. Такие растение привозились царём из заморских поездок или покупались за большие деньги, только лишь для того, что бы доставить радость своей молодой супруге. Царю удалось создать по истине, великое и интересное строение и, несомненно, жаль, что Висячие сады Семирамиды не дожили до наших дней.
7 слайд.
Мавзолей.
Жил богатый человек. Он решил построить сооружение, гробницу для себя и своей супруги. Но Мавсол не хотел ограничиваться простой гробницей, он хотел построить великое сооружение, тем самим увековечить себя в веках. После того как гробница была готова, останки царя Мавсола были туда перенесены и в честь него сооружение было названо Мавзолеем. Слово «Мавзолей» стало нарицательным, и с того времени все постройки такого типа (сооружения предназначенные для захоронения знатных особ) называются именно так. К сожалению, мавзолей был разрушен землетрясением.
8 слайд.
Колосс Родосский.
На острове Родос находился портовый городок, населяли который преимущественно моряки и торговцы. Жизнь на острове была преимущественно тихой, поскольку жители старались, не вмешивался в конфликты и оставаться нейтральной стороной. Такая политика давала результат не всегда, вследствие чего остров неоднократно был завоеванным и подвергался вторжениям. Когда на город напали греки и продержали его в осаде очень долго, прогнав греков со своего города, жители решили построить статую, посвящённую богу Гелиосу. Потому что этого бога жители благодарили за победу над греками. Не выдержав очередного землетрясения, треснула в районе колен и повалилась на землю.
9 слайд.
Александрийский маяк. Основным назначением александрийского маяка было обеспечение безопасного вхождения кораблей в Александрийскую бухту, поскольку дно бухту было сплошь усеяно рифами. Маяк продолжал круглосуточную работу. Но и, как любое сооружение древности, александрийский маяк пришёл в упадок. Александрийская бухта стала мелеть и уже перестала быть пригодной для прохода по ней кораблей. По понятным причинам и маяк стал не нужным. Здание маяка было разрушено землетрясением.
10 слайд.
Пирамида Хеопса.
В Египте был царь, которого звали Хиопс. Он захотел быть захоронен в красивой гробнице – пирамиде. И он приказал построить такую пирамиду, которая превосходила все другие своим размером, великолепием и роскошью. Пирамида строилась из каменных блоков – прямоугольников. Строительство занимало много времени и сил. Первыми после возведения пирамиды Хеопса были пирамиды для других фараонов.
Но, несмотря на то, что пирамиды строились уже позже, они имели меньший размах, были менее высокими и красивыми.
На нашей чудо на планете
когда то было семь чудес.
Все чудеса творили люди –
и на всей планете.
Как жаль, что шесть чудес пропало и лишь одно осталось нам
и созерцаем мы по ныне – пирамиды египтян.
Физминутка.
Собирание пазлов.
Дети собирают пазлы, потом говорят, что они собрали и что им понравилось.
Какие чудеса вы запомнили?
Ответы детей.
Отправляемся в путешествие в Египет. Звучит музыка. Дети выполняют движения.
После композиции, садятся на свои места и рисуют пирамиды.
Выставка работ.
Приложение 2
Викторина о природе для старших дошкольников «Природа вокруг нас!»
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация».
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, эмблемы командам, мяч, песочные часы.
Методические приё мы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, физкультминутка, подведение итогов.
Ход:
Воспитатель: Дорогие ребята, гости, приглашаю вас на викторину о природе. «Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного города Георгиевска. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Умники», вторая команда – «Умницы».
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим что вы справитесь, а болельщики вам помогут.
Их мы тоже разделим на две команды. Первая команда помогает «Умникам», а вторая «Умницам». За каждый дополнительный ответ, балл получает команда, за которую они будут болеть.
Итак готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка» :
Представляет собой блиц опрос. За одну минуту (песочные часы) нужно
ответить на как можно большее число вопросов.
Вопросы для команды «Умницы» :
Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные)
Когда листва с деревьев опадает? (осенью)
Как назвать детеныша лошади? (жеребенок)
Сколько ног у паука? (восемь)
Какая птица лечит деревья? (дятел)
У какого дерева белый ствол? (у березы)
Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник)
Назовите детенышей курицы (цыплята)
Вопросы для команды «Умники» :
На каком дереве растут желуди? (на дубе)
Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы)
Как назвать детеныша коровы? (теленок)
У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы)
Сколько ног у жука? (шесть)
У какой птицы красная грудка? (у снегиря)
Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое)
Когда земляника поспевает? (летом)
Дополнительные вопросы (для болельщиков) :
Как назвать детеныша свиньи? (поросенок)
Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (скворечник)
Кто в лесу плетет паутину? (паук)
Что такое зеленый покров Земли? (трава)
Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей - кто это? (насекомые)
Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (кукушка)
Кто носит свой дом на спине? (улитка)
Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (зимующие)
Разминку для ума сделали, а теперь давайте сделаем разминку для тела, выходите на физкультминутку (песня-игра «У оленя дом большой»).
2 конкурс «Кто лишний?».
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна, а для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Все на свете знают вроде бы, и для них сейчас игра «Угадай мелодию».
Дети отгадывают песню, а родители им помогают («Жил-был у бабушки серенький козлик", «Кузнечик» и поют её как «Хор лягушек»).
Как замечательно наши команды пели, какие они музыкальные, теперь
проверим какие они сообразительные.
Игра с ребятами «Я начну, а ты продолжи» :
- У дуба желуди, а у сосны (шишки)
- Береза кудрявая, а сосна (колючая)
- У рябины листочки, а у сосны (иголки)
- Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая)
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна (в иголках)
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди)
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе». Нужно не только загадать загадки команде противника, но и отгадать их (детям заранее раздаются загадки, которые они загадывают команде противника).
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дуплеЧто хочешь на столе. (белка)
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса)
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный (волк)
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает (заяц)
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её (сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел)
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова)
8: Я на ёлке на суку
Счё т веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка)
Игра с мячом для болельщиков: «Назови быстро»
Белобокая птица. (Сорока)
Какое растение может нас обжечь? (Крапива)Новогоднее дерево. (Елка)
Время года, когда просыпается природа. (Весна)
Кто является санитаром леса из животных? (Волк)
Как называется домашний родственник зайца? (Кролик)
Дикий родственник свиньи. (Кабан)
Как называется жилище медведя? (Берлога)
Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
Красногрудая птица. (Снегирь)
Какой цветок без листьев цветет? (Мать-и-мачеха)
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел)
Как называется зверь, строящий на реках плотины? (Бобер)
Вот наша викторина подошла к концу, и мы просим наших уважаемых гостей подвести итоги нашей экологической викторины.
Победила дружба.
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
В гармонии с природой и с собою
На свете, чтобы жили малыши,
Воспитывайте в детях, берегите,
Храните экологию души!
Приложение 3
Игра-путешествие «Вокруг света»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: познакомить с частями света, с обитателями нашей планеты, с разными условиями жизни растений и животных на разных континентах.
Предварительная работа:
знакомство с географическим атласом;
беседа, рассматривание иллюстраций на тему «Кому как живется на разных континентах»;
чтение И. Иванова «Путешествие по глобусу», С. Баруздина «Страна, в которой мы живем».
игры «Планета Земля», «Зоологическое лото», «Кто где живет?» и др.
Материал: иллюстрации, картины, географические атласы с изображением частей света (Африка – юг, Арктика – север, Европа – запад, Азия – восток); магнитофон, диски, аудиокассеты с записью танцев «Зверобика», «Кука-джамба»; для подвижных игр: бубен, 2 мяча, 1 кегля, маска с изображением медведя, листья, грибы (вырезанные из картона, 2 корзинки.
Постройка корабля из стульев. Отправляемся в кругосветное путешествие.
Я всегда дружу с морями,
И с волнами, и с ветрами,
С солнцем, звездами, луной…
Есть обычай здесь такой:
Перед дальнею дорогой
Попросить у сил природы:
Ветер просим в спину дуть,
Звезды – указать нам путь,
Чтобы шторма не бывало,
Чтобы солнце пригревало,
Заклинанье таково,
Повторяйте!
О, сим-салабим!
О, мумбо-юмбо!
О, банана-кипариса!
Ананаса-кукуруза!
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на юг. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»
Остановка 1. Африка. «Джунгли зовут»
Танец «Зверобика»
или
Мы попали в Африку, а в Африке, а в Африке живут слоны и носороги, шимпанзе, гориллы и злые крокодилы. Но бояться их не будем, выйдем. 1-2-3 станем дружбу мы водить и со всеми дружить.
Пробежало стадо слонов.
Запрыгали гориллы.
Побежало стадо носорогов.
И веселые зебры играют в догонялки.
Проскакали тушканчики.
Важно страус шагает.
Но пришел злой крокодил, всех животных распугал. Быстрее на корабль.
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на север. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»
Остановка 2. Мы попали в Арктику. А в Арктике во время долгой полярной ночи солнца вообще не видно. Земля глубоко промерзает, покрывается льдом и снегом, а лед на море держится большую часть года. Лишь немногие, наиболее приспособленные к холодам, животные могут перенести столь суровый климат: белый медведь, северный олень, овцебык, сова-белянка, куропатка.
Игры «Куропатки и охотники», «Стой, олень!», «Капельки и лед».
Что-то стало слишком холодно. В путь пора.
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс в Европу. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»
Остановка 3. Европа. На этом континенте животные и растения живут в ритме четырех времен года: зимы, весны, лета и осени. Осенью землю в лесах покрывает ковер из опавших листьев, желудей и шишек, из травы выглядывают цветные шляпки грибов. Все это служит пищей для обитающих в лесу животных. Во время зимних холодов многие звери впадают в спячку (медведь, еж, бурундук, а птицы улетают в теплые края (гуси, журавли). Весной все вновь оживает: на лугах появляется свежая зелень, деревья покрываются молодой листвой, звери и птицы начинают обустраивать свои гнезда и логова.
Игры «У медведя во бору», «Кто быстрее соберет листья (грибы, ягоды)».
С красивым букетом, с корзинкой ягод и грибов мы отправляемся дальше.
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс на восток. Мы плывем!
«Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…
Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят…»
На восток приплыли дети.
И теперь пришла пора
Поиграть нам, детвора:
На вопросы отвечаем,
Ни секунды не теряем!
Кто любит шоколад?
Кто любит мармелад?
Кто любит груши?
Кто не моет уши?
Кто любит плавать?
Кто любит плакать?
Кто любит мыться?
А кто мухи боится?
Теперь уже научились внимательно слушать.
А теперь мы с вами вместе
Под мотив восточной песни
Потанцуем танец мой!
Повторяйте все за мной!
Под мелодию «Кука-джамба» дети исполняют танец
(повторяют движения, как в «зеркале»).
Ну, вот и домой нам пора возвращаться из кругосветного путешествия!
Вся команда – на местах?
И к отплытию готовы?
Курс домой в детский сад. Мы плывем!
Приложение 3
Настольно-печатная игра «Зоологическое лото»
Задачи:
образовательные: закрепить название животных, особенности внешнего вида животных.
развивающие: развивать внимание, наблюдательность, быстроту реакции.
воспитательные: помогать друг другу.
Приоритетные образовательные области:" Социально- коммуникативное развитие"," Познавательное развитие".
Оборудование: настольно- печатная игра.
Приё мы руководства игрой:
1-ый этап. приё м для организации игры: используем игровую мотивацию (хотите вы)
Игра проводиться с подгруппой детей. Объединяем для игры 4-5 детей.
Уточняем содержание и правило игры. (ребята расскажите как мы будем играть).Помогаем в определении очерёдности хода.
2-ой этап. Воспитатель в игре выполняет роль партнёра. Оказывает помощь ребёнку в нахождении нужной карточки. Оцениваем действие детей (внимательный, помогает другому).Уточняем название животных.
Приложение 4
Беседа с детьми на тему: "Земля - наш общий дом, и мы его спасём"
Цель: воспитывать у детей гуманное отношение к природе, желание сберечь и сохранить красоту природы.
Задачи: продолжать формировать навыки культуры поведения в природе; расширять представление о том, что в природе всё взаимосвязано; закрепить выполнение аппликации способом обрывания из вторичных материальных ресурсов (макулатура).
«Вот на земле огромный дом
Под крышей голубой.
Живут в нём солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой,
Живут в нём птицы и цветы,
Весёлый звон ручья.
Живёшь в том доме светлом ты
И все твои друзья.
Куда б дороги ни вели,
Всегда ты будешь в нём.
Природою Родной Земли
Зовётся этот дом»
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много - много дней, даже месяцев, что бы объехать его вокруг.
Все мы – люди, животные, птицы, растения – жители Земли! Наша планета Земля в опасности! На ней очень много больных мест! Это получилось потому, что люди построили много заводов, фабрик, атомных станций. От этих предприятий загрязняется воздух. Его загрязняет дым, который выходит из труб в небо, газы от машин. Отходы заводов сливаются в реки, моря и загрязняют их. Люди выбрасывают мусор. Так загрязняется наша Земля. От этого загрязнения гибнут животные, растения, болеют люди. Гибнет природа. Наша планета в опасности! Она требует помощи. Что бы помочь ей, надо научиться любить природу, понимать. Заботиться о ней, беречь её. Ведь не даром говорится: «Земля – тарелка, что положишь, то и возьмёшь», «Земля заботу любит».
«Давайте будем беречь планету,
Другой такой ведь на свете нету,
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду её никому не дадим».
Далее дети играют в игру «Сортировка мусора».
Приложение 5
Экологическая игра «Природа и человек»
Цель: Закрепить и систематизировать знания детей о том, что создано человек и что дает человеку природа.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения: Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знание о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, нефть, газ существует в природе, а дома, заводы создает человек.
«Что сделано человеком»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
«Что создано природой»? спрашивает воспитатель и бросает мяч.
Дети ловят мяч и отвечают на вопрос. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход.
Экологическая игра «Звери, птицы, рыбы»
Цель: Закреплять умение, классифицировать животных, птиц, рыб.
Дидактический материал: Мяч.
Методика проведения:
Вариант 1: Дети становятся в круг. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и передает его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?»
Сосед принимает предмет и быстро отвечает (название любой птицы).
Затем он передает вещь другому ребенку, с таким же вопросом. Предмет передается по кругу до тех пор, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан.
Так же играют, называя рыб, зверей. (называть одну и ту же птицу, рыбу, зверя нельзя).
Вариант 2: Воспитатель бросает мяч ребёнку и произносит слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Следующий ребёнок должен назвать птицу, но не повториться. Аналогично проводится игра со словами «звери» и «рыбы».
Подвижная игра «Космонавты»
Взявшись за руки, дети идут по кругу и приговаривают:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
Как только сказано последнее слово, все разбегаются по «ракетодромам» и стараются скорее занять места в любой из заранее начерченных ракет. Внутри каждой ракеты обозначено до 5 кружков. Это место для участника. Но кружков в ракетах меньше, чем участников. Опоздавшие на ракету становятся в общий круг.
Использовалась литература:
1. Греки. Энциклопедия. Москва, «Росмэн»,1999.
2. Райхардт Ганс. Семь чудес света. Слово & Tessloff, 1987.
3. Ранние цивилизации. Энциклопедия. Москва, «Росмэн», 1994.
4. «Читаем, учимся, играем», №4, 2002.
5. Чудеса света. Энциклопедия. Москва, «Росмэн», 2001.