Галина Нахошкина
Проект «Чтоб не видел я войны, мой прадед спас Отчизну»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Чтоб не видел я войны, мой прадед спас Отчизну!»
(краткосрочный, групповой, творческий).
Время проведения с февраля по май (4 месяца).
Участники проекта : дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность проекта :
В мае 2015 года наша страна отмечает важную и значимую дату нашей истории – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне.
Публикация «Проект „Чтоб не видел я войны, мой прадед спас Отчизну“» размещена в разделах
- День Победы, 9 мая
- День Победы, 9 мая. Проекты
- Лето. Фольклорные развлечения, спасы
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Это великий день, когда мы переживаем «радость со слезами на глазах»! Слова известной песни «День Победы»(музыка Д. Тухманова, сл. В. Харитонова, глубоко и точно передают всю противоречивость этого дня: искренняя радость и горечь слез. Ощущение радости и счастья дарит нам МИР, который принесла великая Победа.
Уже выросло не одно счастливое мирное поколение. Но рядом с нами есть и те, для которых война стала частью их жизни, которые знают о войне не понаслышке. Они – наша живая память о войне и Победе! Они еще напитывают нашу память живыми эмоциями: горем от потерь и радостью освободителей. Мы должны ценить каждый миг их жизни! И научиться передавать последующим поколениям всю гамму эмоций, чувств, знаний, связанных с ВОВ.
Понятия «мир» и «война» постигаются и формируются всю жизнь человека, постепенно наполняясь различными содержательными и эмоциональными гранями. А первые представления и чувства закладываются в дошкольном возрасте.
Сложные процессы формирования детской психики, мировоззрения показывают, что в этом возрасте важно не перегрузить ребенка сложной, эмоционально тяжелой информацией, связанной с понятием «война». Педагоги должны быть обеспечены технологиями и методиками, позволяющими корректно и гуманно формировать знания о ВОВ.
Из года в год в каждом детском саду проводится торжественный праздник, посвященный Победе. Появилась и получает свое распространение традиция в семьях: 8-9 мая покупать цветы и поздравлять ветеранов прямо на улицах городов или возлагать цветы к памятникам и могилам павших в сражениях. Общая атмосфера этих дней, празднично украшенные улицы, парады, концерты и салют наполняют детей чувством всеобщей радости.
Конечно, наши малыши до конца не понимают, почему именно этих людей – ветеранов – мы поздравляем в эти дни. Вспоминается момент, когда ребенок преподнес цветок ветерану, а тот заплакал и стал благодарить: «Спасибо! Спасибо! Спасибо!». Малыш растерялся, а чуть позже спросил маму: - За что мне «спасибо»? «За внимание, сынок! И за память!» - ответила мать. Как она права! Такие моменты остаются в памяти, а их осознание и понимание обязательно придет.
Итак, нам удается донести до детей то, что День Победы имеет особое значение в жизни нашего народа. Мы – взрослые – понимаем, что Великой Победе предшествовали страшные дни войны. И чем сильнее мы ощущаем горечь тех военных лет, тем сильнее наша радость и гордость за то, что наши деды и прадеды сумели отстоять для нас мир.
Но наполнять души детей горечью, наверное, не стоит! Они доверяют нам, взрослым, они пропитываются нашими эмоциями; и если мы искренне в своих чувствах, то наши дети принимают их и впитывают в себя просто на веру. Так закладываются основы осознания сложных понятий «мир» и «война».
Актуальные задачи проекта по направлениям
Познавательное развитие:
закреплять знания детей о Великой Отечественной войне
Социально-коммуникативное развитие:
воспитывать в детях нравственно-патриотические чувства;
прививать уважение к ветеранам Великой Отечественной войны;
воспитывать у детей чувства гордости за свой народ.
Речевое развитие:
развивать речевую активность на материале заучивания стихотворений и песен;
развивать интонационную выразительность речи.
Художественно-эстетическое развитие:
развивать музыкальные и творческие способности детей;
воспитывать чувство ритма в танце;
развивать творческую инициативу и эмоциональную отзывчивость на музыкальные произведения.
I этап. Целеполагание.
Мы родились и выросли в мирное время, о войне знаем только по рассказам бабушек, которые в годы войны трудились в колхозах. Да еще по фильмам о войне. Нас поражает мужество, стойкость, отвага, самоотверженность народа. И очень горько, когда в нашем обществе находятся люди, выступающие за возврат и пропаганду идей национал – социализма. Очень важно, чтобы жила народная память об ужасах войны. А сохранить эту память можно, только рассказывая детям об историческом прошлом страны.
Основы патриотизма закладываются с дошкольного детства, уже в детском саду детей знакомят с героическим наследием России, учат дорожить и гордиться им. Пока ветераны еще не покинули нас, мы хотим сохранить их воспоминания – свидетельства о том, что они совершили, как жили, как воевали, как работали, во что верили и на что надеялись. Эти воспоминания помогут нам, нашим детям и внукам понять, какими были те, кто жил на соседней улице, в соседнем доме. Это также долг перед памятью близких.
Проблема:Недостаточные знания у детей о событиях и участниках ВОВ. Недостаточное эмоциональное восприятие событий ВОВ.
Цель: Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне.
Задачи:
1. формировать представление об истории ВОВ, используя различные виды деятельности;
2. пробуждать интерес к прошлому нашего города, страны;
3. познакомить с ходом военных действий во время Великой Отечественной войны, со странами – участницами боевых действий, с городами героями;
4. показать мужество и героизм людей в ходе Великой Отечественной войны;
5. развивать восприятие произведений литературы, живописи, музыки;
6. учить выражать свои чувства, обогащать словарный запас;
7. привлекать родителей к участию в создании наглядно-дидактического материала по теме Великой Отечественной войне.
Предполагаемые риски и пути их преодоления
Риски Пути преодоления
Недостаточная компетенция родителей Изучить и внедрить информацию о привлечении родителей к совместной деятельности через нетрадиционные формы.
Недостаточная материально-техническая база Привлечение целевых родительских средств.
Недостаточное речевое развитие детей Использование речевых игр, логоритмики
Привлечение родителей и специалистов к работе по обогащению словаря.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
Для детей:
• Знакомство с такими понятиями: ветеран, Великая Отечественная война, фашисты, захватчики, разведчики, сын полка, оборона.
• Смысловое понимание праздника «День победы».
Для воспитателей:
• Повышение профессиональных компетенций.
• Использование новых методов в работе с детьми и родителями.
Для родителей:
• Укрепление взаимоотношений между детьми и родителями.
Для группы:
• Пополнение предметно-развивающей среды для расширения представления детей о ВОВ, атрибуты, костюмы.
этап. Разработка проекта.
1. Донести до участников проекта важность данной проблемы.
2. Подобрать материалы, сценарии, атрибуты для реализации проекта.
3. Подбор методической и художественной литературы.
4. Составить перспективный план мероприятий.
этап. Выполнение проекта.
Предлагаю познакомиться с планом - мероприятий в ДОУ, посвященных 70–летию Победы Великой Отечественной войне, представленных проектной деятельностью.
Дата
проведения Мероприятие Ответственные
в течение года Оформление тематических альбомов:
Города-герои
Оружие и техника ВОВ
Блокада Ленинграда
Награды ВОВ воспитатели
Февраль
май
2015г
Проведение с детьми дошкольного возраста тематических занятий, бесед о Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» воспитатели
Проведение совместной акции с родителями «Ветеран живет рядом»
(подбор материала и составление презентаций родителями совместно с воспитанниками о родственниках, соседях, знакомых воевавших в годы ВОВ)
февраль 2015г Создание уголка в группе:
«Никто не забыт и нечто не забыто» воспитатели
Презентация видеоряда
«Великая Отечественная война» воспитатели:
Славинская Е. А.,
Нахошкина Г. Ю.,
музыкальный руководитель
Маркова Л. В.
март 2015г Создание уголка в группе:
«Слава героям-землякам!» воспитатели
апрель 2015г Создание уголка в группе:
«Летопись военных лет» воспитатели
Презентация видеоряда
«Города-герои» воспитатели:
Славинская Е. А.,
Нахошкина Г. Ю.,
музыкальный руководитель
Маркова Л. В.
Конкурс чтецов
«Пришла весна, пришла Победа!" воспитатели
Вернисаж детского творчества
«Салют над городом в честь праздника Победы» воспитатели
Участие в конкурсе детского рисунка
«Наша Победа» воспитатели
Организация и проведение мероприятий военно-спортивной и патриотической направленности физкультурный досуг
«Спортивным рекордам ваши славные имена». инструктор по ФИЗО
Кортнева А. С.
воспитатели
Музыкально-литературный салон
«Песни, с которыми мы победили» воспитатели
музыкальный руководитель: Маркова Л. В.
Участие в праздничном концерте
"Песни, опалённые войной" воспитатели
музыкальный руководитель: Маркова Л. В.
апрель
май
2015г Конкурс рисунков на асфальте
«Миру – мир!» воспитатели
Организация фотовыставки
«Дети — Герои Войны»
Участие в конкурсе детского рисунка
«Галерея Великой Победы»
май
2015г Создание уголка в группе:
«9 мая - день Победы» воспитатели
Организация торжественных встреч с ветеранами «Не забудем их подвиг великий!»
с приглашением ветеранов фронта и тыла Заведующий МДОУ
Веселова Я. С.
муз. руководитель
Маркова Л. В.
Организация детского пробега на территории ДОУ «Мы помним - мы гордимся!» инструктор по ФИЗО
Кортнева А. С.
Акция "Георгиевская лента" воспитатели
Вернисаж детского творчества
· «Мы голосуем за мир!»
посвященного 70-летию Победы воспитатели
Проведение праздничного утренника для детей, посвященного Дню Победы в Великой Отечественной войне. музыкальный руководитель
Маркова Л. В.
воспитатели
Участие в городском концерте
«Нашей Победе 70» инструктор по ФИЗО
Кортнева А. С.
воспитатели
V этап. Презентация проекта.
1. Всероссийский конкурс детского рисунка «Галерея Великой Победы»
2. Участие в городском концерте «Нашей Победе 70».
3. Праздничный утренник для детей, посвященный Дню Победы в Великой Отечественной войне.
V этап. Определение задач для новых проектов.
Продолжать воспитывать чувство патриотизма, познакомить детей с пионерами героями и их подвигами.
Итоги проекта
В проекте приняли участие 90% семей воспитанников. Цель проекта была достигнута, все поставленные задачи выполнены. Мы получили все предполагаемые итоги реализации проекта :
Для детей:
Знают такие понятия: ветеран, Великая Отечественная война, фашисты, захватчики, разведчики, сын полка, оборона.
Понимают смысл праздника «День победы».
Для воспитателей:
Повысилась профессиональная компетенция в вопросе патриотического воспитания дошкольников.
Для родителей:
Многие родители решили поддерживать традицию празднования «Дня Победы» : возложение цветов к мемориалам, поздравление ветеранов и тружеников тыла.
Возросло желание родителей принимать совместное с детьми участие жизни ДОУ.
Для группы:
Библиотека группы пополнилась рассказами о ВОВ.
Родителями были подготовлены костюмы для выступления.
Список используемой литературы
1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.
2. Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева Примерная общеобразовательная программа «От рождения до школы».
3. Н. Е. Веракса и А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников».
4. Е. В. Иванова «Проектная деятельность в детском саду».
5. А. Н. Зимина «Государственные праздники для дошкольников»
6. Дошкольникам о защитниках отечества. Методическое пособие под редакциейКондрыкинская Л. А., Кондрыкинская Л. А., Кондрыкинская Л. А.
Открытое мероприятие по художественно-эстетическому развитию
«Пришла весна! Пришла Победа!»
Цель:
Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с историей и подвигом народа в Великой Отечественной войне, формирование у детей патриотических чувств и чувств гордости за родную страну – Россию.
Образовательные аспекты:
1. Систематизировать знания детей о Великой Отечественной войне.
2. Обеспечить запоминание детьми понятия "Великая Отечественная война"
3. Систематизировать знания о разных видах войск.
Развивающие аспекты:
1. Обеспечить развитие умения формулировать ответы на вопросы.
2. Обеспечить развитие умения анализировать действия происходящие в Великую Отечественную войну.
3. Обеспечить умение составлять характеристики народа, солдат, тружеников тыла.
4. Обеспечить умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, что сделал народ для того чтобы победить.
Воспитательные аспекты:
1. Пробудить чувства гордости за наших предков, которые мужественно дали отпор нашему врагу.
2. Подвести к мысли о том, что надо уважать героическое прошлое своего народа.
3. Подвести к выводу, что война – страдание, горе, боль утраты.
4. Порадоваться с детьми о мирном небе над головой.
Предварительная работа.
- Взаимодействие с родителями по организации мини музея
«Годы Великой отечественной войны» (медали, ордена, фото ветеранов) и составления рассказа о предках прошедших ВОВ.
-Беседа с детьми на тему «Великая Отечественная война»,
«Наши герои».
-Чтение художественной литературы на военную тематику.
- Рассматривание картин, иллюстраций
- Конкурс рисунков о войне
-Заучивание стихов, песен о войне
- Попросить родителей о том, чтобы рассказали о своих ветеранах Великой Отечественной войны. Если есть, по возможности принести ордена за заслуги. Составили маленький рассказ о них.
- Подготовка мультимедийной презентации
-Разучивание стихов
-Разучивание видов войск
-Прослушивание песен о ВОВ
-Разучивание физминутки
- Моделирование макетов танка
Материал и оборудование
Проектор
Ноутбук
Презентация
Макеты к П/и Танки, мячи
Картинки о ВОВ и «День Победы»
Альбомные листы на каждого ребенка, цветные карандаши.
Интеграция образовательных областей.
Художественно-эстетическое развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Социально-коммуникативное развитие;
Физическое развитие;
Возраст детей: старший дошкольный возраст
Развернутый конспект непосредственно образовательной деятельности
Организационный момент
Слайд 1
Звучит марш «День Победы».
Слова: Харитонов В.
Музыка: Тухманова Д.
В:
- Светлого всем неба над головой! Каждый год наш народ отмечает День Победы в Великой Отечественной войне - это память, это история, это слезы и боль, война шла целых четыре года и закончилась полной победой нашего народа. Каждый год мы празднуем это великое событие. Как много значил он для тех, кто его встретил, кто к нему шел такой тяжелой дорогой. Наш долг всегда помнить о тех, кого нет с нами, кто ценой своей жизни отстоял победу! Вечная слава героям!
Д: - Слава!
Дети читают стихи.
Слайд 2
День Победы. Тимофей Белозоров
1. Майский праздник –
День Победы
Отмечает вся страна.
Надевают наши деды
Боевые ордена.
Их с утра зовет дорога
На торжественный парад.
И задумчиво с порога
Вслед им бабушки глядят.
Слайд 3
День Победы
2. Много лет тому назад
Был великий День победы.
День победы помнят деды
Знает каждый из внучат.
3. Светлый праздник День победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Надевают ордена.
4. Мы про первый День победы
Любим слушать их рассказ
Как сражались наши деды
За весь мир и за всех нас.
Мотивационный момент
Слайд 4
В: -Ребята, кто из вас знает, почему каждый год 9 мая на улицах городов России рассыпаются звезды салюта? (Ответы детей)
В: - Правильно. 9 мая мы празднуем День Победы в Великой Отечественной войне. В этот день мы слышим и видим салют в честь воинов и всех кто принимал участие в Великой отечественной войне.
В: - Кто знает, когда началась эта война? (Ответы детей)
В: - Летом. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу страну внезапно, не объявляя нам войны.
В: - Кто напал на нашу Родину? Что за враг такой? (Ответы детей)
В: - На нашу страну напала другая страна, которая называлась «Германия». Во главе этой страны стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать нашу страну, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывести в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальное поселение за колючей проволокой. Нападение на нашу страну было неожиданным.
Слайд 5
В: - На защиту отечества, встала наша самая сильная половина – наши мужчины, деды, юноши. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт.
В: - Что же такое фронт? (Ответы детей)
В: - Фронт – то место где происходят ожесточенные бои с врагами.
В: - Ребята, как вы думаете, почему ее называют Великой Отечественной войной? (Ответы детей)
В: - Слово «великий» означает очень большой, громадный, огромный. В самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней участвовало много людей и чтобы победить требовалось огромное, громадное усилие физических и душевных сил. Отечественной она называется потому, что эта была война, направлена на защиту своего отечества. На борьбу с врагом поднялась вся наша огромная страна. Гитлер рассчитывал на быструю победу. Потому что у немецкой армии уже получалось побеждать. Она захватила многие страны: Польшу, Чехословакию, Венгрию, Румынию, Францию, Бельгию
(Воспитатель показывает страны на карте мира)
В: - Кто стал победителем этой войны? (Ответы детей)
В: - Да, в этой войне победила Россия! А как вы думаете, почему?
(ответы детей)
В: - Да, наша страна сильная, крепкая, трудности нас не пугают, если нападают на Россию встает весь народ на защиту отечества.
Слайд 6
В: - А какие военные профессии вы знаете? (ответы детей)
Практический момент
Слайд 7-8
Игра: «Подбери – пару» (Звучит музыка)
Дети под музыку берут карточки и ищут пару. (Танкист – танк, снаряды, артиллерист – пушка, летчик – самолет, медсестра – сумка с медикаментами, бинт, командир –карта местности, солдат – автомат, пулеметчик- пулемет) .
В: -Молодцы, справились с заданием.
Слайд 9
В: - Ребята, в годы Великой Отечественной войны были и мирные граждане, которые не воевали, но помогали солдатам. Далеко от фронта они помогали фронтовикам; шили им теплую одежду, вязали варежки, валяли валенки, шили обувь – это дети, матеря, жены.
Они дожидались своих мужей, дедов, отцов с войны. Их называли труженики тыла.
В: - Ребята, как вы считаете, какие люди живут в России, если народ выиграл эту войну? По характеру? (Ответы детей)
В: - Народ наш мужественный, бесстрашный, сильный, мы можем дать отпор врагу.
В: - Ребята, кто знает, как в нашем городе помнят о солдатах, отдавших за свою Родину самое дорогое – жизнь? (Ответы детей)
Слайд 10
В: - В нашем городе есть Обелиск – он посвящен павшим воинам, которые не вернулись с войны домой. С большим уважением мы относимся к их подвигам и чтим память. Фамилии всех Балаковцев, не вернувшихся с войны запечатаны на большой гранитной плите возле обелиска, возле которого круглый год горит вечный огонь. Около него в праздничный день стоят солдаты, которые отлично несут свою службу. В этот праздник каждой весной, 9 мая мы поздравляем ветеранов, которых осталось так мало. Мы дарим им цветы и слова благодарности за мирное небо над головой. Встречаясь на празднике люди желают друг другу мира, любви, тепла.
«Физминутка» на стих Платона Воронько «День Победы»
Спать легли однажды деды –
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете –
В окнах свет, и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налётов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши деды и отцы!
Голова на ладошках
Рисуют в воздухе окошко 2 руками
Разводят руками и улыбаются.
Машут ладошкой
Шагают
Показ самолета, две руки в стороны, летят
Грозят пальцем
Показывают салют. (Кулачки сжаты у груди, растопыривают пальцы, руки вверх в одну сторону, затем в другую) .
Показывают самолет
Изображают водителя
В: - Ребята, к великому счастью, мы родились и выросли в мирное время. Все дальше в прошлое уходят годы страшной Великой Отечественной войны.
В: - Ребята, кто может рассказать о военных подвигах своего прадедушки, пробабушки.
(Рассказы детей)
В: - Ребята, есть такой торжественно-траурный ритуал, в честь павших в борьбе против фашизма. Когда идет минута молчания все люди стоят молча. Давайте почтим память наших погибших солдат минутой молчания.
В: - Молодцы, что помните и не забываете о родственниках прошедших войну.
А сейчас мы с вами представим, как защищали Родину наши ветераны.
(Объясняю правила игры)
Командная игра «Кто больше собьет танков»
Правила игры: Дети делятся на две команды. Задача команды как можно больше подбить танков на своей территории (Попасть по макету мячом). Дети стоят за чертой, картонные макеты танков находятся на расстоянии 3-4 метров.
Молодцы. Справились с заданием.
В: С тяжелой техникой, танками справились, молодцы! Когда вырастите, будите отличными защитниками нашей Родины. Но солдаты должны быть не только ловкими, но и умными. Проверим вашу смекалку?
В: - В какое время года мы отмечаем праздник 9 мая, День Победы? (Весной)
В - Молодцы! А с загадками справитесь?
Ночью, в полдень, на рассвете
Службу он несет в секрете,
(Пограничник)
Подрасту, и вслед за братом
Тоже буду я солдатом,
Буду помогать ему
Охранять свою …
(Страну)
Самолет парит, как птица,
Там — воздушная граница.
На посту и днем, и ночью
Наш солдат — военный …
(Летчик)
Снова в бой машина мчится,
Режут землю гусеницы,
Та машина в поле чистом
Управляется …
(Танкистом)
Любой профессии военной
Учиться надо непременно,
Чтоб быть опорой для страны,
Чтоб в мире не было …
(Войны)
Все он в один миг решает,
Великий подвиг он совершает,
Он за честь стоит горой.
Кто он? Правильно.
(Герой)
Дальнозоркого мне дали —
Он ко мне приблизил дали.
(Бинокль)
Из ограды ствол торчит,
Беспощадно он строчит.
Кто догадлив, тот поймет
То, что это …
(Пулемет)
Хоть зовут меня ручная,
Но характер колкий.
Будет помнить навсегда,
Враг мои осколки.
(Граната)
Вдруг из темной темноты
В небе выросли кусты.
А на них — то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми, разноцветными.
(Салют)
Слайд 11
В: - Молодцы!
Рефлексия.
В: - Что на вас произвело, наибольшее впечатление? (Ответы)
В: - Дню Победы!»
Д: - Слава! Слава! Слава!
В: - Ветеранам!
Д: - Слава! Слава! Слава!
В: - Счастью, мирному небу над головой!
Д: - Слава! Слава! Слава!
В: А сейчас я приглашаю вас нарисовать мирное небо над головой, вечный огонь, который горит в наших сердцах, пока есть память о
«Великой Отечественной войне».