Елена Щербакова
Экологический проект «Что нам осень принесла»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Экологическое воспитание дошкольников – это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное. А порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пение птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творениям, любить их, общаться с ними. С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок дошкольник.
Публикация «Экологический проект „Что нам осень принесла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ребенок стремится к активной деятельности, важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка, реализуются первые творческие проявления.
Целеполагание.
Проблема:
Для детей группы характерно неустойчивое отношение к природе без выраженной положительной направленности. Дети наряду с отдельными позитивными действиями могли проявлять к объектам природы небрежность, и даже агрессивность. При этом действуют неосознанно, подражательно, могут присоединиться к неправильному поведению других. Дети в целом понимали, что нельзя наносить природным объектам вред, но не понимали почему. Не выполняли правила гуманного взаимодействия с природой. Не все родители обращали внимание на поведение детей в природе.
Цель проекта :
Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе изучения природы в осенний период времени.
Задачи проекта :
- Формировать основы экологической культуры дошкольников
- Развивать творческие и познавательные способности детей.
- Воспитывать бережное отношение к окружающему миру природы
- Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми.
Планируемые результаты:
1. Организация в группе образовательной деятельности по обозначенной теме в рамках проекта с учётом трё х направлений: познавательное (ознакомление с предметным окружением, с социальным миром и миром природы, социально-коммуникактивное, художественно-эстетическое развитие;
2. Развитие логического мышления через осознание причинно-следственных механизмов экосистемы;
3. Взаимодествие с родителями.
Методический паспорт проекта.
Тип проекта : творческо- познавательный
Продолжительность проекта : долгосрочный (сентябрь-ноябрь)
По характеру контактов:
открытый – проект осуществляется в контакте с воспитанниками группы «Ромашкова», родителями воспитанников, педагогами.
Участники проекта :
дети группы «Непоседы», воспитатели группы, родители, музыкальный руководитель.
По числу участников проекта :
групповой (дети - 27 человек, родители, воспитатели, музыкальный руководитель).
Предмет исследования: окружающий мир природы в осенний период.
Формы организации проекта :
Педагогические беседы (групповые, индивидуальные,
проблемная ситуация, создание предметно-развивающего пространства, НОД
экскурсии по ДОУ, папки передвижки, тематические выставки,
Виды деятельности:
-развитие коммуникативных способностей.
-продуктивная;
-речевая;
-игровая;
-трудовая;
-творческая;
-изобразительная;
-ознакомление с окружающим;
Планирование деятельности
Этапы проекта :
- Подготовительный этап.
- Основной этап.
- Заключительный этап.
Подготовительный этап:
- Определение направленности проекта, цели и задач.
- Подбор методической, практической, научно - популярной и художественной литературы, сбор природного материала.
- Составление плана работы по взаимодействию с родителями и детьми.
Основной этап:
Проведение психолого - педагогической работы согласно плану и теме проекта.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки творческих работ «Наш вернисаж»
2. Развлечение «Осенний хоровод»
Реализация проекта
Реализация поставленных задач осуществлялась в основных формах:
совместная деятельность взрослого и детей, а также ребенка со сверстником.
Реализация проекта в разных видах деятельности
Образовательные области Формы работы с детьми
Познавательное развитие Рассматривание и обследование муляжей и трафаретов овощей, фруктов, грибов, листьев, иллюстраций и открыток, посвященных осени.
Ознакомление с окружающим:
НОД «Приметы осени»
Экскурсия «Тайны Лесовичка»
Конструирование и ручной труд из природного материала:
Выставка - конкурс поделок из природного материала «Огородные фантазии».
Беседы:
«Почему деревья сбрасывают листья»,
«Осень. Что ты о ней знаешь?»
Цикл наблюдений:
- за изменениями осенней природы во время прогулок (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём)
-за красотой и богатством осенних красок
- за деревьями, растущими на территории детского сада
Целевые прогулки:
«Деревья и кустарники нашего детского сада»,
«Ищем приметы осени»
Экспериментирование:
«Опыты с песком»
«Что в пакете»
Ситуативная беседа:
«Какие ты знаешь сказки, где один из героев – овощ или фрукт?»
«Почему я люблю (не люблю) осень?»
Речевое развитие Творческое рассказывание детей по темам:
«Мы гуляли на участке»
Рассматривание иллюстраций об осени, составление описательных рассказов.
Словесные игры: «Опиши словами осень!», «Осень в лесу»,
«Вспомни – назови», «Один – много», «Будь внимательным», «Осенние деревья», «Подбери действие».
Дидактическое упражнение «Что из чего?»
Чтение художественной литературы:
Пословицы, поговорки, загадки об осени
И. Бунин «Листопад»
А. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
А. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье»
А. Плещеев «Осень наступила»
А. Майков «Осенние листья по ветру кружат»
А. Кольцов «Дуют ветры…»
Ю. Тувим «Овощи»
Социально – коммуникативное
развитие
Дидактические игры: «Чудесный мешочек", «Найди дерево по описанию», лото «Съедобное-несъедобное», лото «Птицы», лото «Овощи и фрукты», «Зоологическое лото»
Настольно – печатные игры: «Времена года», «Кто где живет»
Трудовая деятельность:
Сбор природного материала на прогулке (сбор шишек, семян, листочков для гербария)
Беседа: «Осенние хлопоты человека осенью»
Беседы по ОБЖ:
«Почему в лесу нельзя ничего пробовать?»
«Как вести себя у лесу?»
Художественно-эстетическое развитие Аппликация:
НОД «Осенняя береза»(коллективная, обрывная)
НОД «Как мы все вместе набрали полную корзину грибов»(коллективная)
НОД «Веселый зонтик»
Рисование:
НОД «На яблоне поспели яблоки»
НОД «Осеннее дерево»
НОД «Осенний хоровод» (техника отпечаток,штамп, коллективная)
НОД «Осенние листья»
НОД «Птицы улетели»
НОД «Листопад, листопад, листья разноцветные летят»(метод примакивания)
Лепка
НОД «Яблоки и ягоды»
НОД «Большие и маленькие морковки»
НОД «Грибы»
НОД «Сливы и лимоны»
НОД «Огурец и свекла»
Рассматривание картины Левитана «Золотая осень»
Самостоятельная художественная деятельность:
Рисование «Чем нам осень нравится»
«Час загадки» (дети отгадывают загадки и закрашивают к ним отгадки)
Слушание музыкальных произведений:
П. И. Чайковский «Осенняя песнь»
А. Вивальди «Осень»
Пение:
«Золотая песенка» слова З. Петровой, музыка Г. Вихаревой
«Дождик» слова Пикулёвой, музыка Попляновой
«В золоте берёзонька» слова и музыка Вихаревой
Музыкальная игра с пением:
«Здравствуй, осень» слова Е. Благининой, музыка В. Витлина
Музыкально – дидактическая игра: «Узнай песенку»
Досуги, развлечения:
«День знаний»
«Осенний хоровод»
Физическое развитие Беседы:
«Как одеваться осенью?»
«Если хочешь быть здоров»
Подвижные игры:
«Съедобное - несъедобное!»
«Осенние листочки»
«У медведя во бору!»
«Огуречик, огуречк»
«Хитрая лиса»
«Зайка серенький сидит»
Физкультминутки:
«Листопад» :
- Мы – листики осенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели!
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели….
«Грибы» :
- Дети утром рано встали, за грибами в лес пошли.
Приседали, приседали – белый гриб в траве нашли!
На пеньке растут опята, наклонитесь к ним, ребята!
Наклоняйся, раз-два-три, и в лукошко набери!
Вон на дереве орех – кто подпрыгнет выше всех?
Если хочешь дотянуться, надо сильно потянуться!
Три часа в лесу бродили, все тропинки исходили!
Утомил всех долгий путь – дети сели отдохнуть!
Пальчиковая гимнастика:
«Листья» :
Ветер северный подул: с-с-с (дети шевелят всеми пальцами)
Все листочки с липы сдул… (подуть на пальцы)
Полетели, закружились (вращение кистями рук)
И на землю опустились (кладут пальцы на стол)
Дождик стал по ним стучать: (стучат пальцами по столу)
Кап-кап-кап, кап-кап-кап,
Град по ним заколотил, (стучат кулаками по столу)
Листья все насквозь побил.
Снег потом припорошил, (плавные движения кистями рук вперёд, назад)
Одеялом их накрыл (крепко прижать ладони к столу).
Подведение итогов
Результат:
1. Презентация по теме проекта.
2. Результативность:
- У детей проявился ярко выраженный интерес к объектам и явлениям природы;
- Увеличился объём знаний о родном крае, о жизни растений и животных;
- У детей формируется стремление к исследованию объектов природы, они делают выводы, сравнивают, обобщают, устанавливают причинно - следственные связи;
- На основе наблюдений и опытов ребята узнали значение воды, воздуха, солнечного света в жизни всех живых организмов;
- В поведении детей заметно гуманное обращение ко всем объектам природы;
- Дети соблюдают правила безопасности в природе по отношению к ней и к самому.
Список литературы:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Н. А. Васильевой. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, - 2016.
2. «Книга для чтения в детском саду и дома» 3-4 лет. Состав: Гербова В. В, Ильчук Н. П. -М. : Оникс, - 2007.
3. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011
4. Шорыгина Т. А. Осторожные сказки: Безопасность для малышей. - М. : Книголюб, 2004
5. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. - УЦ. ПЕРСПЕКТИВА, 2008
6. Карпухина Н. А. Конспекты занятий в средней группе детского сада. – Воронеж: ИП Лакоценин С. С. ,2009
7. Дыбина О. В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. Средняя группа. -М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.
8. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: Средняя группа. -
-М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.
9. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду: Средняя группа.
-М. :МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,2016.