Галина Шигина
Проект «Чистота — залог здоровья» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ
Гагинский детский сад №1
ПРОЕКТ
Чистота – залог здоровья
Составитель проекта :
воспитатель Шигина Г. П.
Гагино
Вид проекта : познавательно-игровой
Участники проекта : дети средней группы, воспитатели, родители воспитанников
Срок проекта : среднесрочный
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Публикация «Проект „Чистота — залог здоровья“ в средней группе» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- КГН, гигиена. Проекты
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Все чаще и чаще звучат в средствах массовой информации из уст педагогов, медиков и родителей вопросы, связанные с проблемами здоровья детей – подрастающего поколения нашей страны. Эти вопросы актуальны, прежде всего, потому, что идет тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации.
Современные стандарты образования обязывают педагогов более тщательно и активно участвовать в области здоровьесбережения детей, то родители воспитанников ДОУ часто игнорируют советы воспитателей, предпочитая более легкий путь в этом направлении. Вместо систематического закаливания, бесед о пользе свежего воздуха и подвижных игр, четкого соблюдения режима дня и режима питания сердобольные мамы и бабушки «кормят» малышей синтетическими лекарственными препаратами, которые согласно рекламе «помогают восстанавливать жизненные силы организма».
Формирование же отношения ребенка к здоровому образу жизни немыслимо без активного участия в этом процессе не только педагогов и всего персонала детского сада, но и непосредственного участия родителей. Только с изменением уклада семьи можно ожидать реальных результатов в изменении отношения дошкольников и их родителей к собственному здоровью.
Потребность в здоровом образе жизни необходимо формировать с раннего детства, когда организм пластичен и легко поддается воздействиям окружающей среды. При профессиональном подходе к вопросам здоровьесбережения у каждого ребенка укрепляется желание быть здоровым, вырасти красивым, активным, уметь обслужить и вести себя так, чтобы не причинить вреда себе и другим.
Таким образом, одна из главных задач воспитательно-образовательного процесса на сегодняшний день – помочь дошкольникам и их родителям выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.
Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования должно сформировать у детей основы по сохранению и укреплению здоровья. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья.
В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались, а дети могли управлять своими эмоциями и поведением. В конечном счете, от знания и выполнения детьми норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей, и взрослых. А сформированные культурно-гигиенические навыки обеспечивают переход к более сложным видам деятельности, стимулируют их развитие, обогащают содержание этой деятельности.
Цель проекта : формирование культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Задачи проекта :
• воспитывать у детей желание выглядеть чистыми, аккуратными, опрятными, веселыми, дружелюбными.
• развивать связную речь; прививать навыки здорового образа жизни.
• дать представления о правилах личной гигиены; уточнить знания детей о строении своего тела.
Основные формы реализации проекта :
• Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
• Решение проблемной ситуации
• Дидактические игры и упражнения.
• Художественное слово.
• Чтение художественной литературы.
• Беседы.
• Работа с родителями.
• Игровая деятельность (игра-экспериментирование)
Теоретическая значимость проекта : методические рекомендации для родителей по формированию у детей гигиенических навыков.
Этапы реализации проекта :
I этап: ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Анализ литературных источников, консультации для участников проекта;
• Составление перспективного плана мероприятий;
• Разработка методических рекомендаций для воспитателей и анкет для родителей;
• Подготовка методических, наглядных и агитационных материалов;
• Введение участников в проект
•Составление плана работы, разработка содержания проекта, изучения необходимой литературы, подборка художественных произведений, потешек, загадок, словесных игр, наглядных пособий.
II этап: ОСНОВНОЙ
Выполнение плана работы, совместная образовательная деятельность с детьми, родителями для решения поставленных задач.
План работы над проектом :
1. Сбор информации: подборка фотографий, набор игр и упражнений различной направленности (для осанки, плоскостопия, мышц рук, ног, спины, знакомство с методической литературой по вопросам здоровьесбережения.
2. Работа с детьми: упражнения, игры, чтение стихов и загадок; проведение бесед по темам «Чистота - залог здоровья», «Личная гигиена», «Полезно – не полезно», «Таблетки растут на грядке», «Как надо закаляться», «Кто спортом занимается».
3. Закаливающие процедуры: бодрящая гимнастика, пребывание на свежем воздухе, воздушные ванны.
4. Совместная и самостоятельная деятельность: совместные дидактические игры, самостоятельная двигательная активность детей, художественное творчество.
5. Работа с родителями: выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и укреплению здоровья детского организма, консультации, папки- передвижки, полезные советы.
Перспективный план работы:
Дата Тема Содержание
Тематические беседы с детьми
1-ая неделя «Как нужно ухаживать за собой» Цель: закрепить у детей знания об умывальных принадлежностях.
2-ая неделя «Чистота залог здоровья» Цель: Расширять представления детей о чистоте, о предметах гигиены.
3-ая неделя «Как Маша и Миша учились мыть руки» Цель: Закрепить с детьми алгоритм мытья рук.
4-ая неделя «Твой носовой платок» Цель: Поговорить об умении пользоваться носовым платком.
Чтение художественной литературы
1-ая неделя «Сказка про злую волшебницу, правительницу страны Нерях»
стихотворения, загадки и пословицы о здоровье, заучивание считалок Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте.
2-ая неделя Загадывание загадок о предметах гигиены.
«Сказка про больные зубы»,
«Сказка про ногти»
К. Чуковский «Мойдодыр» Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела; воспитывать у детей положительное отношение к чистоте.
3-ая неделя Заучивание потешек; К. Чуковский «Федорино горе», Цель: вызвать у детей желание следить за собой, чистотой своего тела;
4-ая неделя А. Барто «Девочка чумазая»,
«Сказка про Витю - грязнулю». Цель: воспитывать у детей положительное отношение к чистоте.
Непосредственно образовательная деятельность
1-ая неделя «Добрый доктор Айболит в гостях у детей» Цель: закреплять знания детей о личной гигиене с использованием туалетных принадлежностей, способствовать формированию привычки к здоровому образу жизни.
4-ая неделя «Чистота — залог здоровья»
Цель: закрепить знания детей о здоровом образе жизни, о предметах личной гигиены;
- развивать речевую активность, логическое мышление, зрительное внимание
Игровая деятельность
Дидактические игры
1-ая неделя «Чистоплотные дети»
«Что нужно кукле!»
Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении.
Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.
2-ая неделя «Что ты можешь о них сказать?»
«Куклу пригласили в гости»
Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
3-ая неделя «Чистые ручки»
«Умывалочка» Цель: учить ребенка мыть руки.
Цель: учить ребенка умываться.
4-ая неделя «Сделаем лодочки»
«Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Сюжетно-ролевые игры:
В течении всего проекта «Больница»
«Аптека» Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.
Цель: вызвать у детей интерес к профессии фармацевта; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения
Театрализованные игры:
В течении всего проекта Пантомима «Утренний туалет»
Игры–стихи «Умываемся» Цель: развивать воображение,
Цель: учить детей обыгрывать литературный текст, поддерживать стремление самостоятельно искать выразительные средства для создания образа, используя движение, мимику, позу, жест, выразительность жестов.
Художественное творчество
1-ая неделя Изодеятельность «Рисуем Витаминку и Микроб»
Цель: закрепить умение держать правильно карандаш при рисовании, закрашивать аккуратно, не выходя за контур.
2-ая неделя Изодеятельность: «Мыол для Хрюши» (лепка) Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы.
3-ая неделя Творческая работа в технике пластилинографии «Микробы на руках». Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы.
4-ая неделя Раскрашивание раскрасок на тему «Физкультура и спорт» Цель: развивать самостоятельность при выполнении работы.
В течении всего проекта Пальчиковые игры
«Моем руки»
«Моем руки» : ритмично потирать ладошки, имитируя мытье рук.
Ах, вода, вода, вода!
Будем чистыми всегда!
«Стираем водичку с рук»; пальцы сжаты в кулачок, затем с силой выпрямить пальчики, как бы стряхивая водичку.
Брызги – вправо, брызги – влево!
Мокрым стало наше тело!
«Вытираем руки» : энергичные движения имитируют поочередное вытирание каждой руки полотенцем.
Полотенчиком пушистым
Вытираем ручки очень быстро.
«Зайка серый умывается»
Зайка серый умывается, видно в гости собирается,
Вымыл ротик, вымыл носик, вымыл глазки, вымыл лобик,
Вымыл ручки, вымыл ножки, вымыл ухо, вытер сухо.
В течении всего проекта Совместная деятельность детей и воспитателей:
Закаливающие мероприятия: воздушные ванны, хождение босиком по коврикам- массажерам.
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Все виды гимнастик.
Работа с родителями:
Работа с родителями:
В течении всего проекта - Выставка познавательной литературы по физическому развитию детей и - укреплению здоровья детского организма.
Консультации по темам:
- «Начальное ознакомление детей со спортом»,
- «Зачем - заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?»,
- «Растите детей здоровыми»,
- «Советы врача»,
- «Здоровый образ жизни в семье», - «Здоровье реб нка».
Информационный проспект:
- «Правила здорового образа жизни»,
- «Растим здорового реб нка»,
- «Босиком от болезней»,
- «Компьютер «за» и «против»,
- «Как сформировать правильную осанку»
Памятка «Здоровье детей в наших руках»,
Папки-передвижки
- «Растите детей здоровыми»,
- «Советы врача»,
-«Витамины».
III этап: ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Подведение итогов работы по данной теме, анкетирование родителей, презентация проекта, выставка в ДОУ.
3. Ожидаемые результаты реализации проекта :
Ожидаемые результаты для детей:
• Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков (Пользуются мылом, аккуратно моют руки, лицо; насухо вытираются полотенцем после умывания, вешают полотенце на место).
• Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;
• Усиление инициативности во взаимоотношениях с взрослым.
Ожидаемые результаты для родителей:
• Повышение знаний для обеспечения успешного развития детей;
• Получение консультаций по вопросам формирования культурно-гигиенических навыков;
• Укрепление связей между детским садом и семьёй, соблюдение рекомендаций родителями по формированию у детей гигиенических навыков.
Ожидаемые результаты для воспитателей:
• Повышение знаний по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста;
• Единство требований со стороны персонала группы и родителей;
• Укрепление связи с родителями.
4. Перечень основных направлений проекта
Оснащение предметно-развивающей среды группы детского сада :
• Пополнять и обновлять уголок здоровья в группе.
• Сделать подборку дидактических игр.
Методическая копилка:
• Разработать конспекты занятий и картотеки проведения режимных моментов.
• Подобрать потешки, стихи, загадки, художественные произведения.
• Подобрать дидактические игры, дидактические упражнения, словесные, пальчиковые игры, подвижные игры по данной теме.
Работа с родителями:
Консультации
• «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей»
• «Культурно-гигиенические навыки и их значение в развитие ребенка»