Наталья Химич
Проект «Через добрые дела можно стать юным экологом»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-экологическое воспитание детей
На примере проекта
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
Содержание
1. Введение ….2
2. Основная часть …. …. …. 3 – 6
3. Заключение…. …7
Список используемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Нравственно-экологическое воспитание детей
На примере проекта
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
«Через красивое - к человечному –
такова закономерность воспитания»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Через добрые дела можно стать юным экологом“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Воспитание было и остается важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитания и духовно-нравственного развития. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формировании у детей представлений о нормах морали, регулирующих отношения человека к окружающим людям, природе и миру в целом. Нравственное воспитание- одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявиться позднее, станет его и нашей жизнью. Сегодня мы говорим о необходимости возрождения в обществе духовности и культуры, что непосредственно связано с развитием и воспитанием ребенка до школы. Как уже было отмечено, ведущую роль в становлении личности ребенка, формирование его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. У ребенка с первого дней жизни отмечается потребность к красоте и доброте. В старшем дошкольном возрасте ребенок избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет свои суждения и сам «творит» красивое, чтобы удивить, восхитить взрослых умением видеть окружающий мир. Наша задача подвести детей к пониманию красоты эстетической категории и ее проявлений в природе и произведениях искусства, к пониманию положительного влияния красоты на ум и сердце человека, доброты как красоты души. Мир природы является одним из важнейших средств эмоционального образного воздействия на нравственное воспитание детей.
Формирование нравственной культуры неизбежно соприкасается с экологическим воспитанием личности.
Экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия общества на окружающую среду стало очень острой и приняла огромные масштабы. В условиях надвигающейся экологической катастрофы большое значение приобретает экологическое воспитание.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада в настоящее время.
Работая над темой «Нравственно-экологическое воспитание детей» Главной задачей которую ставлю перед собой–это воспитание у детей экологического сознания, нравственного отношения к миру, формирование культуры общения и поведения, развития способности наблюдать, давать эстетическую оценку предметам, явлениям; нравственную оценку
3
отношениям и поступкам, пробуждение потребности средствами искусства в творческой деятельности выражать свое отношение к миру.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети должны подражать каждому его движению. Всё это способствовало возникновению идеи создания социально-ориентированного проекта для детей старшего дошкольного возраста в нашей группе.
Проект направлен на формирование интереса к общественной жизни; бережного отношения к природе; развития у детей умения совместно и дружно играть, проявлять сочувствие друг другу, ответственность за участие в общем деле, оказывать взаимную помощь, быть дисциплинированным.
Проект
«Через добрые дела можно стать юным экологом»
Цель:
- на формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления дошкольниками с миром природы через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом,
- нравственное воспитание старших дошкольников посредством совершения добрых поступков. Учить детей совершать добрые поступки.
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, родители.
Продолжительность проекта : 2 месяца.
- развивать эмоции и мотивы, видеть прекрасное в природе, способствующие формированию коммуникативных умений и навыков; уважение к окружающим людям;
- учить детей быть внимательными к окружающим, сверстникам, близким. Совершать для них добрые дела.
- уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях, умение высказывать суждения;
- побуждать детей к положительным поступкам и делам;
- воспитывать желание оставлять «добрый след» о себе в душах людей.
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Музыка».
Ожидаемые результаты:
формирование у детей уважение к окружающим людям и миру в целом через развитие эмоций и мотивов, способствующих формированию коммуникативных умений и навыков, выработка навыков бережного отношения к природе, интереса к ее изучению в будущем.
Продуктом проектной деятельности является:
4
План работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников посредством совершения добрых поступков Картотеки дидактических игр и ситуаций для обыгрывания по формированию нравственного поведения дошкольников.
В течении всего проекта Дид. Игры: «посади дерево», «Кто где живет», «Что такое хорошо что такое плохо», «Цветок добрых дел», «Говорим комплименты» Учить отличать хорошее поведение от плохого; воспитывать заботливое отношение к природе; научить детей быть внимательными друг к другу
В течении всего проекта Уход за растениями групповой комнате на участке. Кормление зимующих птиц. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение окружающей природе, стремление любить и беречь растения и животных. Воспитывать взаимовыручку.
еженедельно Рассматривание и беседа сюжетных картин на тему «Добрые поступки» Закреплять формирование представления детей о хороших и плохих поступках; развивать речь детей умение высказывать суждения
еженедельно Беседы с рассматриванием экологических журналов
«Здоровье и экология» Юный натуралист» Продолжать формировать у детей вести диалог на нравственно-этическую тему. Поощрять детей желание рассуждать о нравственных ценностях.
1 неделя «кто охраняет природу» Познакомить детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций.
1 неделя Чтение стихотворения «Не рвите цветы»
Рассказ Н. Рыжов «Как люди речку обидели» Сформировать у детей представления о нравственных нормах отношений с окружающем учить детей самостоятельно передавать отношение к поступкам героев.
2 неделя Заучивание пословиц и поговорок о дружбе и добре Сформировать представления о назначение пословиц и поговорок, учить осмысливать значение пословиц и поговорок о добре и дружбе
2 неделя Погребение снега к стволам деревьев, кустарников. Подкормка птиц Формировать представление о жизни растений зимой. Воспитывать бережное и заботливое отношение к живой природе.
3 неделя Чтение Г. Скребицкого «Звери наряжаются в зимнюю шубу» Знакомить с жизнью животного мира. Воспитывать любовь и заботу к животным.
3 неделя Как помочь животным в лесу Побуждать к творческо- поисковой деятельности. Обучать работе с различными источниками информации привлекать родителей.
4 неделя Путешествие по сказкам «добрые поступки героев сказок и их последствия» Уточнение представлений детей добрых и злых поступках и последствий
4 неделя Обыгрывание ситуаций Развить умение действовать в той или иной ситуации по доброму
5 неделя Уход за комнатными растениями Воспитание экологической культуры, бережное и заботливое отношение к окружающей природе.
5 неделя Конструирование «настольный театр для малышей» Учить проявлять внимание заботу о малышах, изготовить для них настольный театр, понимание значения труда.
6 неделя Показ сказки «зачем зимой снег» (для детей младшей группы) Закреплять знание детей о жизни всего живого в зимний период времени. Воспитывать заботливое отношение друг к другу
6 неделя «Жизнь дана на добрые дела» Обратить внимание детей на то. Что добрые чувства, поступки отношения и дела вызывают уважения.
7 неделя Покормите птиц зимой, изготовление кормушек для птиц (привлекаем родителей) Воспитывать бережное отношение к птицам, вызвать желание заботиться о них
7 неделя Трудовая деятельность на участке малышей Учит действовать по просьбе взрослых, понимать значение своего труда для других, развивать ответственное отношение к делам. воспитывать заботливое отношение к младшим.
8 неделя Оформление материала в виде книге «Экологическая азбука» (взаимодействие родителей) Побуждать к творческой деятельности. обучать сбору информации с различных источников.
8 неделя организация фотовыставки «делаем добрые дела» Подведение итогов
Изготовление настольного театра для детей младшей группы. «зачем зимой снег»- акции родителей с детьми.
Художественное творчество детей на тему «экологическая азбука».
Фотовыставка «делаем добрые дела».
План работы по формированию нравственного поведения старших дошкольников посредством совершения добрых поступков.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Будущее нации – в наших руках. Именно поэтому одной из задач нашей работы является воспитание нравственно-здорового ребёнка, имеющего представления о добре и зле, формах одобряемого обществом ведения, способного к сопереживанию и выражению нравственных чувств, знающего не только на словах, что такое хорошо и что такое плохо, но и ясного к действию и поступку. Нравственно- экологическое воспитание дошкольников-приоритетное направление в работе детского сада, имеющее конечной целью формирование нравственно-экологической культуры.
Формирование экологического сознания – важнейшая задача детского сада. И делать это надо доходчиво и ненавязчиво. И в этом нам могут помочь нетрадиционные формы: например праздники, экскурсии, исследования, опыты. На таких мероприятиях можно добиться многого, активного участия в подготовке, заинтересованности в том, чтобы мероприятие прошло интересно и хорошо. Как правило надолго запомниться детям.
При проведении различных бесед, развлечений не только повысился уровень нравственно-экологических знаний, но и в значительной степени изменилась мотивация поступков в природе, а также интересы детей к окружающей их среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Николаева С. Н Методика экологического воспитания. Москва, 1999 г.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. Санкт-Петербург, 2003 г.
3. Молодова Л. П. Беседы с детьми о нравственности и экологии. Минск, 2002
4. Николаева С. Н., Юный эколог : учебное пособие. Москва 2010
5. Мулько И. Ф., Социально-нравственное воспитание детей 5-7лет: учебное пособие
6. Коломина Н., Занятия по экологии в детском саду. Москва 2008г.