Татьяна Деминская
Проект: «Быть здоровыми хотим!»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема:
В нашей группе дети стали замечать, что некоторые из них часто болеют. Ребята стали выяснять, почему же так происходит и что надо делать, чтобы не заболеть. Они захотели узнать, как укрепить свое здоровье. Ренас рассказал детям, что он ходит в бассейн - это очень полезно для нашего здоровья. Маша поделилась с детьми, что в ее семье питаются правильно и исключают вредные продукты, но она знакома с людьми, которые привыкли кушать солёное, жареное, жирное, копчёное, острое, сладкое, а это пища не полезная. И она предложила рассказать всем о том, какие продукты необходимо употреблять в пищу, чтобы не навредить своему организму. Настя поделилась со своими сверстниками, что ей мама говорила: если не хочешь болеть, следи за личной гигиеной.
У детей было очень много вопросов. Почему мы болеем? Что надо делать, чтобы быть здоровым? Поэтому наша группа решила реализовать проект «Быть здоровыми хотим». Детям стало интересно, какими путями можно сохранить свое здоровье.
В ходе проекта нами была использована методика трех вопросов. Дети друг у друга брали интервью и получали интересные ответы. Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем узнать?
Актуальность:
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья ребенка, происходит его интенсивный рост и развитие, формируются основные движения, осанка, а также необходимые навыки и привычки, приобретаются базовые физические качества, вырабатываются черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Помочь детям понимать значимость здорового образа жизни для человека, стало причиной создания этого проекта.
Цель проекта:
Педагогическая:
формирование у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем, сохранение и укрепление здоровья детей.
Детская: научиться ценить, беречь и укреплять свое здоровье.
Задачи:
Педагогические:
• Для детей:
1. Образовательные: В области «Познавательное развитие»: расширять знания детей о здоровье как о главной ценности жизни, продуктах здорового и нездорового питания; формировать знания о влиянии движений на функционирование органов и систем;
«Речевое развитие»: обогащать и активизировать словарь детей, развивать связную, грамматически правильную речь.
«Художественно-эстетическое»: развивать продуктивную деятельность детей через работу с различными материалами, развивать творческое фантазирование.
«Физическое развитие»: развивать физические качества через подвижные, пальчиковые игры, физкультминутки, игры с массажными мячами, дыхательную гимнастику.
«Социально-коммуникативное развитие»: развивать общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и педагогом; развивать игровую деятельность детей; научить элементарным правилам ЗОЖ; дать знания о здоровье человека и способах его укрепления;
2. Развивающие: развивать у детей потребность к двигательной активности; развивать потребность в выполнении профилактических упражнений и игр на занятиях и в режимных моментах.
3. Воспитательные: воспитывать у детей самоуважение, чувство социальной значимости, активной жизненной позиции, направленной на сохранение и укрепление собственного здоровья; формировать положительное отношение к здоровому образу жизни средствами подвижной, пальчиковой игры, физкультминуток, игры с массажными мячами, дыхательную гимнастику.
• Для педагога: сплочение детей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
• Для родителей: привлечение родителей к активному участию в воспитательном процессе детей и создание условий для поддержания этой позиции; ознакомление родителей с методами оздоровления детей в детском саду и дома; сплочение детей и родителей в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
Детские:
• Узнать, как сохранить свое здоровье.
• Узнать какие продукты полезны, а какие вредны для здоровья.
• Для чего необходимо соблюдать культурно-гигиенические правила.
• Узнать, как занятия спортом влияют на наше здоровье.
• Поделиться своими полученными знаниями с родителями и друзьями.
Продукты проекта:
• Для детей: создание «Дерева здоровья» (фотоотчет о мероприятиях).
• Для педагога: тематический план недели здоровья; подборка дидактических игр; конспект занятия на тему: «Солнце здоровья»; презентация недели здоровья с полученными результатами.
• Для родителей: информационный материал в родительском уголке «Здоровый ребёнок»;
Предполагаемые результаты:
• Для детей:
Сформированы представления о полезной и вредной пище: об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека. Сформированы представления о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение, с помощью сна восстанавливаются силы.
Сформированы привычки следить за своим внешним видом, умение правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, шею, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
• Для родителей:
Родители получили информацию по укреплению здорового образа жизни в семье. Появился интерес к воспитательно-образовательному процессу, желание общаться с педагогами, участвовать в жизни группы.
• Для педагога: повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов; внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
Личностный и профессиональный рост;
Самореализация;
Моральное удовлетворение.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Первый этап: организационно — подготовительный
1. Диагностика детей по выявлению уровня знаний о здоровом образе жизни при помощи «метода трех вопросов» (Приложение 1).
2. Подбор художественного материала (стихи, загадки, рассказы, пословицы.) педагогами. Подбор дидактического и методического оснащения проекта.
3. Составление перспективно-тематического планирования по формированию здорового образа жизни (Приложение 2).
Второй этап: практический
1. Проведение коррекционно-развивающих занятий.
2. Формы работы: индивидуальные, групповые беседы с родителями и детьми; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы; спортивные, подвижные, пальчиковые, дидактические игры и физкультминутки, ООД, связь со специалистами детского сада (музыкальный руководитель, старшая мед. сестра).
Третий этап: заключительный
1. Обобщение знаний о здоровье.
2. Оформление «Дерева здоровья» (фотоотчет о проведенных мероприятиях). 3. Занятие на тему «Солнце здоровья».
Итог.
В ходе реализации проекта, после всех проведенных мероприятий у детей: сформированы знания о том, как важно ежедневно заботиться о своем здоровье. Развито осознанное отношение к укреплению и сохранению своего здоровья.
У родителей: повышение уровня знаний о ЗОЖ.
Приложение 1
Методика-опрос «Три вопроса» для детей.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем узнать?
Некоторые дети в группе часто болеют.
Надо всегда мыть руки с мылом.
Если заниматься спортом и делать зарядку, то будешь меньше болеть.
Быть здоровым – это когда не ходишь ко врачу.
Надо есть много меда и пить чай с малиновым вареньем
Микробы вредны для здоровья.
Почему люди болеют?
Как можно защититься от болезней?
Зачем чистить зубы и мыть руки с мылом?
Зачем ходить босиком по коврикам-массажерам?
Почему зарядка бывает разная?
Как укрепить свое здоровье?
Какую пользу приносят полезные продукты организму человека?
Спросить у родителей.
В энциклопедии, в книгах, в журналах.
В интернете.
Спросить у врача.
Спросить у друзей, знакомых.
Наблюдения.
Спросить у воспитателя.
Спросить у повара.
Методика – опрос «Три вопроса» для педагога.
Что мы знаем? Что мы хотим узнать? Как мы можем узнать?
у детей и родителей несформированы представления о ЗОЖ, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. знают ли дети, что быть здоровым – значит соблюдать правила личной гигиены, режим дня, правильно питаться и заниматься спортом. Проведение бесед, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, занятий, чтение детям художественной литературы, рассматривание книг по теме, просмотр презентаций.
Приложение 2
Перспективно — тематическое планирование для средней группы по формированию здорового образа жизни:
Понедельник:
Тема Цель Содержание и формы работы с детьми Содержание и формы работы с родителями
«Где прячется здоровье»
Продолжать формировать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья.
Утренняя гимнастика:
«Здоровью скажем «Да».
Беседа:
«Что такое здоровье и как его приумножить» (с мед. сестрой).
ООД: «Помоги Кате сберечь здоровье».
Прогулка: игры с бегом «Быстро возьми, быстро положи».
Чтение: А. Барто «Девочка чумазая»,
С. Семёнов «Как стать неболейкой».
Вторая половина дня.
Гимнастика пробуждения «Неболейка».
Сюжетно – ролевая игра: «Магазин полезных продуктов питания».
Самомассаж ладошек, пальчиковая гимнастика в течениедня. Предложить совместно с детьми поискать в энциклопедиях, сети интернет информацию по теме ЗОЖ.
Консультация: «Роль утренней зарядки в укреплении здоровья детей».
Вторник
Тема Цель Содержание и формы работы с детьми Содержание и формы работы с родителями
«Здоровые зубки» Объяснить детям причину болезни зубов.
Формировать привычку чистить зубы.
Приучать ребёнка быть внимательным к себе и состоянию своих зубов.
Утренняя гимнастика: «Здоровью скажем «Да».
Беседа: «Советы зубной феи».
Продуктивная деятельность: аппликация «Наша помощница зубная щетка».
Прогулка:
игра – эстафета:
«Перенеси лекарства».
Чтение: «Сказка о зубной щётке».
Вторая половина дня:
Гимнастика пробуждения «Неболейка».
Дидактическая игра: «Что вредно, а что полезно для зубов».
Обратить внимание родителей на то, как правильно выбирать зубную пасту и щетку своим детям.
Среда
Тема Цель Содержание и формы работы с детьми Содержание и формы работы с родителями
«Мойдодыр»
Продолжать воспитывать культурно-гигиенические навыки.
Подвести детей к понятию, что “Чистота – залог здоровья”.
Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях (микробы и вирусы).
Утренняя гимнастика: «Здоровью скажем «Да»
Беседа «Вирусы и микробы».
Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Беседа по содержанию:
Почему Мойдодыр был сердит? Про каких своих солдат говорил Мойдодыр? Что обрадовало Мойдодыра? Какой эпизод вам больше всего понравился? Почему?
Прогулка:
Подвижные игры:
«Микробы и чистюли».
Чтение: «Зарядка и Простуда» ШоргинаТ. А. ,потешки, загадки на заданную тему.
Вторая половина дня:
Гимнастика пробуждения «Неболейка.
Пальчиковая гимнастика «Моем руки чисто – чисто».
Сюжетно – ролевая игра: «Больница».
Консультация для родителей: «ЗОЖ».
Изготовление родителями творческой работы на тему «Здоровый образ жизни в нашей семье» (рисунки).
Четверг
Тема Цель Содержание и формы работы с детьми Содержание и формы работы с родителями
«Здоровое питание. Витамины».
Закрепление представлений об основных принципах гигиены питания, о необходимости и важности регулярного питания.
Расширять и уточнять знания детей о наличии витаминов во фруктах и овощах.
Создать условия для формирования у детей представлений о полезных продуктах на нашем столе.
Утренняя гимнастика: «Здоровью скажем «Да».
Беседа:«Витамины и полезные продукты».
Продуктивная деятельность: «Корзинка с полезными овощами и фруктами»
Прогулка: «Витаминная семья» - эстафета.
Чтение: Ю. Тувим «Овощи»,Г. Зайцев «Приятного аппетита».
Вторая половина дня:
Гимнастика пробуждения «Будь здоров!»
Хождение босиком по дорожке здоровья - обеспечить постепенное пробуждение организма ребенка, подготовку его функциональных систем к более интенсивным нагрузкам.
Разучивание стихов, загадок, потешек.
Д / и:«Кто больше назовёт полезных продуктов питания», «Узнай по описанию» (по выбору).
Консультация для родителей:
«Что такое правильное питание?»
Пятница
Тема Цель Содержание и формы работы с детьми Содержание и формы работы с родителями
«Со спортом дружим мы всегда» Формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности, интереса и потребности к физическому самосовершенствованию.
Воспитывать желание добиваться успехов в спортивных состязаниях, различных соревнованиях.
Развивать представления о значении физкультуры и спорта в укреплении здоровья человека.
Утренняя гимнастика: «Здоровью скажем «Да».
Показ презентаций о различных видах спорта. Рассматривание иллюстраций о спорте, фотографий спортивных комплексов.
Д / и «Поиграем носиком». «Кому что нужно?» (по выбору).
Итоговое занятие: «Солнце здоровья».
Прогулка: подвижные игры: «Попади в круг».
Вторая половина дня:
Гимнастика пробуждения «Будь здоров!»
Разучивание потешек, стихов, загадки на заданную тему.
Познакомить родителей с итогами прошедшей неделей здоровья («Дерево здоровья»).