Татьяна Костюкова
Проект «Будущий математик» для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Дошкольный возраст – «благодатный» возраст, психика детей пластична, она легко дезорганизуется от тысячи причин, но также легко восстанавливается и помогает в этом взрослому игра.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности.
Публикация «Проект „Будущий математик“ для детей 4–5 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.
Содержание проекта направлено на овладение детьми 4-5 лет важнейшего навыка логического мышления - способность «действовать в уме».
Актуальность.
В «Концепции дошкольного воспитания» утверждены такие важные принципы, как:
- интеллектуальное развитие;
- создание условий для развития личности ребёнка, его творческих способностей.
Современные дети живут и развиваются в эпоху информационных технологий. Это требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения к наиболее перспективному - развивающему обучению.
Новизна данного проекта. Развитие у детей активности, самостоятельности, творческого мышления. Это в свою очередь позволит детям быть более уверенными в себе, успешней учиться, лучше ориентироваться в социуме.
В течение данного пректа в работе с детьми будут использоваться современные развивающие игры Б. П. Никитина и игры с блоками Дьенеша и палочками Кюизенера, а также игры – головоломки «Счетные палочки», направленные на развитие логики мышления, способности строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, делать вывод и, в конечном счете, самостоятельно приобретать знания.
Педагогическая целесообразность
Данный проект педагогически целесообразна, т. к. его реализация органично вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим познавательному развитию детей.
В Проекте органично аккумулированы научные разработки в области
современных методик формирования у дошкольников элементарных математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Цель данного проекта : развитие логического мышления и математических способностей, как основы интеллектуального развития дошкольников.
Задачи проекта :
• Обучение пониманию и решению логических задач.
• Развитие процессов внимания, памяти, воображения, мышления.
• Формирование таких умений, как абстрагирование, анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование.
• Развитие математических представлений о геометрических фигурах и их свойствах, количестве и счете, пространственной ориентировке.
• Развитие ориентировки во времени: дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности всех дней недели, месяцев, времен года.
• Развитие мелкой моторики пальцев и рук, координации действий «глаз – рука».
• Формирование умения понимать, прослеживать причинно-следственные связи, выстраивать простейшие умозаключения на их основе.
• Развитие детской художественно – речевой деятельности, навыков речевого общения.
• Развитие у детей навыка самоконтроля, самооценки, самостоятельности, инициативности, стремления к самоорганизации в игровой и творческой видах деятельности.
• Формирование элементов коммуникативной культуры: умения слушать друг друга, договариваться между собой в процессе решения различных задач, умения работать в парах.
• Формирование устойчивого интереса у детей и родителей к развивающим играм.
Проект предназначена для работы с детьми 4 - 5 лет в дошкольном образовательном учреждении; он обеспечивает целостность педагогического процесса на протяжении всего учебного года. Методика дается в определенной системе, учитывающей возрастные особенности детей и дидактические принципы развивающего обучения. Проект реализуется в доступной и интересной форме: разнообразных дидактических играх (коллективных, игры с небольшой группой детей, партнерских) и упражнениях с использованием наглядного материала. Разнообразные атрибуты повышают интерес детей к игре, стимулируют игровые действия, связанные с математическими операциями.
Формы и методы обучения:
Групповой – проводятся по подгруппам; Индивидуальный – решение проблем, индивидуальное выполнение заданий.
Наглядные, демонстрационные.
Репродуктивные – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности.
Словесные – даются объяснения, рекомендации, указания.
В месяц проводиться 8 занятий, продолжительность занятия 20 минут.
Ожидаемые результаты:
• уметь считать в пределах 10 знать итог счета, самостоятельно видеть и называть размеры и свойства предметов;
• различать, называть геометрические фигуры, составлять плоскостные изображения по схемам и по замыслу;
• использовать приемы анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать закономерность;
• ориентироваться в пространстве и на плоскости;
• повышение степени активности в самостоятельной деятельности;
• высказывать суждения, доказательства, объяснять свою позицию, выражать свое мнение;
• решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
• воспроизводить количество по образцу и числу, устанавливать связь между числом и количеством;
• понимать временные отношения в настоящем, прошедшем и будущем времени : сегодня, вчера, завтра.
В начале и конце учебного года проводится диагностика, сравниваются результаты на начало и на конец учебного года и делается вывод об усвоении программного материала.
1 балл - ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;
2 балла ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
3 балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
4 балла — ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки;
5 баллов — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребен-ку Средние значения менее либо равное 2,2 будут свидетельствовать о низком уровне усвоения программного материала, от 2,3 до 3,7 – средний уровень и больше либо равное 3,8 – высокий уровень.
Литература.
1. Арапова-Пискарева Н. А., 2007г. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду». Программа и методические рекомендации.
2. Бондаренко Т. М. «Практический материал по освоению образовательных областей в средней группе детского сада», Издатель: Лакоценина Н. А., 2013г.
3. Бондаренко Т. М. «Развивающие игры в ДОУ», Издатель:Метода, 2013г.
4. Ерофеева Т. И. и др. Математика для дошкольников. М. : Просвещение, 1997 г. «Комплексные занятия. Средняя группа» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой М. : Мозаика-Синтез, 2011г.
5. Колесникова Е. В. Математика для детей 4-5 лет : Методическое пособие к рабочей тетради. - М. : ТЦ Сфера, 2005г.
6. Лебеденко Е. Н. Формирование представлений о времени у дошкольников: Методическое пособие для педагогов ДОУ. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003 г.
7. Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или Развивающие игры», Издательский дом «Самокат». Москва, 2017г.
8. Носова «Е. А. Логико-математическое развитие дошкольников», Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Приложение
Дидактические игры
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развить внимание и память детей.
Ход игры: Дети образуют круг. Внутри круга стоят несколько детей. По знаку воспитателя один уходит, затем, войдя, он должен определить, какие изменения произошли внутри круга. В этом варианте отгадывающий ребенок должен подсчитать, сколько детей стояло в кругу вначале, сколько осталось, и, сопоставив эти два числа, определить, сколько детей ушло из круга. Затем при повторении игры отгадывающий должен назвать имя ушедшего ребенка. А для этого требуется удержать в памяти имена всех стоящих в кругу детей и, посмотрев на оставшихся, установить, кого нет. Дальнейшее усложнение может быть таким: число детей в кругу остается то же (в пределах пяти, но изменяется их состав. Отгадывающий должен сказать, кто из детей ушел и, кто встал на его место. Этот вариант требует от детей больше внимания и наблюдательности.
Дидактическая игра «Сложи узор»
Цель: развитие умения определять положение предметов относительно других объектов, выполнять задание по инструкции воспитателя, внимания.
Ход игры: педагог предлагает составить узор из геометрических фигур. Дети работают по инструкции:
1. Возьми круг и положи его посередине листа.
2. Над кругом положи треугольник.
3. Справа от треугольника положи квадрат.
4. Слева от круга положи прямоугольник.
5. Под прямоугольником положи овал, и т. д.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: учить различать и называть круг, квадрат и треугольник.
Оборудование: квадрат большой и маленький, «чудесный мешочек» с набором геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники разной величины, мяч.
Ход игры: Первый вариант. Воспитатель кладет на стол одну из фигур и предлагает кому-то из детей, не подглядывая, найти такую же в мешочке. Достав фигуру, ребенок называет ее.
Второй вариант. Воспитатель называет какую-нибудь геометрическую фигуру (например, треугольник). Вызванный ребенок должен на ощупь найти его в мешочке, достать и назвать. Затем фигуру убирают обратно.
После этого дети поочередно достают из мешочка круги и квадраты и называют их.
Третий вариант. Педагог предлагает одному ребенку достать из мешочка большой треугольник, а другому — маленький. После того как дети выполнят задание, необходимо уточнить, какую фигуру достал каждый ребенок, какого она цвета и какой величины.
Дидактическая игра «Выложи из палочек»
Цель: тренировать детей различать правую и левую руки.
Оборудование: счетные палочки в коробке (по 12 шт.).
Ход игры: Воспитатель предлагает ребятам поиграть с палочками. По сигналу они правой рукой выкладывают по одной палочке из коробки, затем, также по одной палочке, убирают обратно. При этом коробка должна стоять перпендикулярно ребенку. Одной рукой он должен держать ее, а другой откладывать палочки. Выигрывает тот, кто быстрее всех выполнит задание.
Во время игры педагог уточняет, какой рукой работал ребенок, сколько палочек на столе и сколько палочек в его руке. Это же упражнение можно сделать и левой рукой.
Дидактическая игра: «Подбери по форме»
Цель: учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.
Оборудование. по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм, карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке).
Содержание: детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.
Дидактическая игра: "Лото"
Цель: освоение умений выделять различные формы.
Оборудование. карточки с изображением геометрических фигур.
Содержание. Детям раздают карточки, на которых в ряд изображены 3 геометрические фигуры разного цвета и формы. Карточки отличаются расположением геометрических фигур, сочетанием их по цвету. Детям по одной предъявляются соответствующие геометрические фигуры. Ребенок, на карточке которого имеется предъявленная фигура, берет ее и накладывает на свою карточку так, чтобы фигура совпала, с нарисованной. Дети говорят, в каком порядке расположены фигуры.
Дидактическая игра «Сложи фигуру»
Цель: упражнять в составлении моделей знакомых геометрических фигур.
Ход игры: В. помещает модели геометрических фигур на стол, вызывает ребенка и предлагает ему показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2, 4 части, если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру.
Дидактическая игра «Сколько?»
Цель игры: развивать умение задавать вопросы и развивать умение выделять свойства.
Материал : Блоки Дьенеша.
Описание игры: Дети делятся на две команды. Воспитатель раскладывает логические фигуры в любом порядке и предлагает детям придумать вопросы, начинающиеся со слов "Сколько. " За каждый правильный вопрос фишка. Выигрывает команда, набравшая большее количество фишек. Варианты вопросов: "Сколько больших фигур?" "Сколько красных фигур в первом ряду?"(по горизонтали, "Сколько кругов?" и т. д.
Дидактическая игра «Улитка»
Цель: Упражнять детей в классификации блоков по двум признакам; цвету и форме.
Материал : игровое поле с изображением спирали или цветная тесьма, набор блоков.
Ход игры: Воспитатель предлагает построить детям домик для улитки из волшебных фигур. Домик получиться нарядным и красивым. Выкладывание блоков начинается с середины спирали. Произвольно берется один блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока.
Дидактическая игра «Домино»
Цель: Развивать умение выделять свойства геометрических фигур.
Материал : Блоки Дьенеша.
В эту игру можно играть нескольким участникам одновременно (но не более 4х). Блоки делим поровну между игроками. Каждый делает ход по очереди. Если фигуры нет, нужно пропустить ход. Побеждает тот, кто первым выложит все фигуры. Как ходить? Фигурами другого размера (цвета, формы). Фигурами того же цвета, но другого размера или такого же размера, но другой формы. Фигурами другого размера и формы (цвета и размера). Такими же фигурами по цвету и форме, но другого размера. Ходим фигурами другого цвета, формы, размера.
Дидактическая игра «Что изменилось»
Цель: Совершенствовать знания детей о геометрических фигурах, их цвете, величине, толщине. Развивать мышление.
Материал : Набор блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед ребенком на стол выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.
Дидактическая игра «Хоровод»
Цель: классифицирует блоки по двум – трем признакам: цвету, форме; цвету – форме – размеру.
Материал : набор логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Воспитатель предлагает выстроить в веселый хоровод волшебные фигуры. Хоровод получится красивым и нарядным.
Блоки выкладываются по кругу. Произвольно берется любой блок, затем присоединяется блок, в котором будет присутствовать один признак предыдущего блока и так далее. Последний блок должен совпадать с первым блоком по одному какому – либо признаку. В этом случае игра заканчивается – «хоровод» закрыт.
Дидактическая игра «Игра с одним обручем»
Цель: Развивать умение разбивать множество по одному свойству на два подмножества, производить логическую операцию.
Материал : Обруч, комплект логических блоков Дьенеша.
Ход игры: Перед началом игры выясняют, какая часть игрового листа находится внутри обруча и вне его, устанавливают правила: например, располагать фигуры так, чтобы все красные фигуры (и только они) оказались вне обруча. После расположения всех фигур предлагается два вопроса: какие фигуры лежат внутри обруча? Какие фигуры оказались вне обруча? ( Предполагается ответ: «вне обруча лежат все не красные фигуры»). При повторении игры дети могут сами выбирать, какие блоки положить внутри обруча, а какие вне.
Дидактическая игра «Заселим в домики»
Цель: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать.
Материал : Комплект логических блоков Дьенеша, таблицы с изображением дорожек и домиков.
Ход игры: Перед детьми таблица с заданием. Ребенку нужно помочь каждой фигуре попасть в свой домик, ориентируясь на знаки.
Дидактическая игра «Цепочка»
Цель: Развитие умения анализировать, выделять свойства фигур, находить фигуру по заданному признаку.
Материал : Набор логических блоков Дьеныша.
От произвольно выбранной фигуры постарайтесь построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения цепочки:
• Чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера, толщины);
• Чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур (по цвету и размеру, по размеру и толщине и т. п.);
• Чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т. д. ;
• Чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).
Дидактическая игра «Этажи»
Цель: Развивать умение классифицировать и обобщать геометрические фигуры по признакам. Упражнять в счете. Развивать ориентировку в пространстве, внимание, логическое мышление.
Материал : Набор блоков.
Ход игры: Предлагаем выложить в ряд несколько фигур – 4-5 шт. Это жители первого этажа. Теперь строим второй этаж дома так, чтобы под каждой фигурой предыдущего ряда оказалась деталь другого цвета (или размера, формы).
Вариант 2: деталь такой же формы, но другого размера (или цвета).
Вариант 3: строим дом с другими деталями по цвету и размеру.
Дидактическая игра «На свою веточку»
Цель: Развивать умение анализировать, выделять свойства фигур, классифицировать фигуры по нескольким признакам.
Материал : Комплект из 24 фигур (четыре формы, три цвета, две величины). Каждая фигура - носитель трех важных свойств: формы, цвета, величины, и в соответствии с этим название фигуры состоит из названия трех свойств: красный, большой прямоугольник; желтый, маленький круг; зеленый, большой квадрат и т. п.
Ход игры: На рисунке изображено дерево, на котором должны «вырасти» фигуры. Чтобы узнать, на какой ветви какая «вырастет» фигура, возьмем, например, зеленый, маленький прямоугольник и начнем двигать его от корня дерева вверх по веткам. Следуя указателю цвета, мы должны двигать фигуру по правой ветви. Дошли до разветвления. По какой ветви двигаться дальше? По правой, у которой изображен прямоугольник. Дошли до следующего разветвления. Дальше елочки показывают, что по левой веточке должна продвигаться большая фигура, а по правой – маленькая. Значит, мы пойдем по правой веточке. Здесь и должен «вырасти» маленький зеленый прямоугольник. Так же поступаем с остальными фигурами. Аналогично проводиться игра со следующим рисунком.