ОСИПОВА ИРИНА
Проект «Богатыри земли русской»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Богатыри земли русской»
Автор: Осипова И. А.
Чем дальше в будущее входим
Тем больше прошлым дорожим.
И в прошлом красоту находим
Хоть новому принадлежим.
Вадим Шефнер
Возраст: дети 6 -7 лет.
Вид проекта : Исторически – познавательный
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, инструктор по физическому воспитанию, родители воспитанников.
Публикация «Проект „Богатыри земли русской“» размещена в разделах
Актуальность темы: Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Наша задача дать детям основные представления о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Этот проект обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее.
Цель проекта :
Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста на основе знакомства детей с героическими образами былинных богатырей.
Задачи проекта :
Развитие чувства патриотизма с использованием былин и легенд русского народа;
Познакомить с героями былин, их подвигами;
Знакомство с пословицами о богатырях;
Дать представление об оружии, о снаряжении и их использовании;
Учить детей осознавать мотивы поступков былинных героев и понимать их внутренние переживания;
Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
Предполагаемый результат:
В процессе усвоения материала по данному проекту дети должны научиться:
Узнавать и называть былинных героев;
Различать и называть богатырские доспехи и оружие (кольчугу, шлём, палицу, копьё, щит, меч, лук, стрелы, колчан);
Пересказывать тексты знакомых былин с опорой на иллюстрации;
Использовать в речи эпитеты, сравнения, малые фольклорные формы (загадки, пословицы) о богатырях;
Участвовать в развлечениях, испытывая гордость и уважения к истории своей страны;
Проявлять интерес и уважение к защитникам Отечества;
Проявлять нравственные личностные качества: отзывчивость, справедливость, смелость, толерантность.
Содержание проекта :
Исполнительская деятельность.
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц о богатырях земли русской;
Знакомство с былинами;
Творческая деятельность
Творческие работы детей: изготовление шлемов богатырей и щитов для пап (изо, и для сюжетно-ролевых игр (конструирование, рисунки «Богатыри земли русской»
Предварительная работа.
Создание презентации «Богатыри земли русской»
Подбор литературы
Работа с родителями:
Наглядная агитация для родителей;
Беседа по содержанию проекта.
Обращение с просьбой принести литературу по теме проекта.
Итоговое мероприятие:
• Спортивный праздник «Богатыри земли русской»
Этапы проекта :
1этап: Подготовительный.
Обозначение актуальности и темы будущего проекта. Постановка цели и задач;
Создание проблемной ситуации для детей: что мы знаем о богатырях? Они сражались с врагами. Что мы хотим узнать? Кто такие богатыри? Как звали русских богатырей? С кем сражались? Кого защищали? Какое оружие у них было? Как стать богатырём?
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме;
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала;
Размещение рекомендаций, консультаций в родительский уголок по теме проекта.
2 этап: Основной - практический.
Формирование знаний, умений, навыков при решении проблем с помощью взрослого и самостоятельно. Этот этап включает в себя интеграцию образовательных областей:
Социально- коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно-эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Осуществление образовательной деятельности в рамках проекта :
В ходе режимных моментов;
В ходе самостоятельной деятельности детей
В процессе совместной деятельности педагога с детьми в различных видах деятельности. Социально - коммуникативное развитие:
Дидактические игры «Собери богатыря в путь- дорогу», «Назови богатыря»; «Угадай о ком говорю», «Узнай по описанию»;
Словесные игры «Вспомни слово из былины», «Найди лишнее слово», «Узнай по описанию»;
Чистоговорки («Ба - бе-ба – у Ильи Муромца новая изба», «Бы- бы-бы- нет избы; богатырю собраться в путь»;
«Богатыри в быту»
Познавательное развитие:
Беседы: «Кто такой русский богатырь?», «Богатырское снаряжение», «Как стать Богатырём?», «Подвиги русских богатырей»
Рассматривание иллюстраций с изображением богатырей, богатырских доспехов и оружия;• Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Илья Муромец и соловей разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Богатырская слобода». Сказки «Финист - Ясный сокол»;
Показ слайдовой презентации «Богатырская Русь;
Речевое развитие:
Рассматривание картин: В. М. Васнецов «Богатыри», «На заставе богатырской» «Витязь на распутье». Н. Рерих «Илья Муромец»;
Составление рассказов по картине В. М. Васнецов «Богатыри»; Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырём!»;
Знакомство с пословицами и поговорками о силе, мужестве и доблести, загадками о богатырях :
Художественно-эстетическое развитие.
Рисование по темам «Русский богатырский щит», «Богатырский шлем» Раскраска про богатырей. Выставка детских работ.
Изготовление шлема из бумаги для сюжетно-ролевых игр
Пословицы:
Не тот богатырь, что гири поднимает, а тот, что врага одолевает
Богатырь без ран не бывает
Не родом богатырь славен, а подвигом.
Головой думай, а силой борись.
Сам погибай, а товарища выручай.
С родной земли – умри, не сходи!
За край свой насмерть стой!
За правое дело стой смело!
Жить – Родине служить.
Счастье Родины – дороже жизни.
Не тот герой, кто награду ждет – а тот герой, кто за народ идет!
Загадки
Ладно скроен, крепко сшит, землю русскую стоит.
(Богатырь)
Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут
(кольчуга)
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом
(шлем)
Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну, что, догадались? Конечно же… (Меч)Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький… (Щит)
Чтение художественной литературы: Стихотворение В Берестова «Богатыри»; Былины про Добрыню Никитича, Алёши Поповича, Ильи Муромца, Никита Кожемяка, Василиса Микулишна; Сказку «Финист- Ясный сокол»; А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Физическое развитие:
Подвижные игры «Поймай хвост Змея Горыныча»,
«Бой богатырей»,
«Взятие крепости»
«Меткий стрелок»,
«Перетягивание каната»
«Дорога препятствий»
Гимнастика «Богатыри».
3 этап: Заключительный:
Самореализация всех участников проекта. Открытое мероприятие - Праздничное развлечение «Богатырские забавы» к 23 февралю;
Выставка детских работ по теме «Богатырская наша сила»;
Работа с родителями: Привлечь родителей к участию в спортивном развлечении. Изготовление вместе с детьми элементов детского богатырского костюма (шлем, кольчуга) и оружия (лук, колчан, стрелы, щит, меч)
Обеспечение проекта :
Подбор иллюстративного материала по теме «Былины в картинках»;
Оформление мини - библиотеки «Богатыри земли русской»;
Изготовление атрибутов для дидактических игр, сюжетных игр (шлемы из бумаги);
Создание сундучка загадок, пословиц о силе, мужестве и доблести;
Создание презентации «Богатыри земли русской.
Анализ проведенной работы.
Совместная деятельность педагога, детей и родителей обеспечила интерес детей к богатырям земли русской. Дети узнали, что богатыри не только смелые, умные, сильные воины, но и то, что они бесконечно любили свой народ и свою Родину. Знакомство с фольклором обогатило кругозор детей.
Любовь к Родине, сильное чувство и мне хотелось, чтобы ребенок в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и её будущее.