Елена Сатаева
Творческий проект для детей старшей группы «Богатство русского народного творчества»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект для детей старшей группы : «Богатство русского народного творчества»
Руководители проекта : Сатаева Е. К.
Участники: воспитанники старшей группы.
Вид проекта :
По количеству участников: групповой;
Публикация «Творческий проект для детей старшей группы „Богатство русского народного творчества“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
По приоритету метода: творческий;
По контингенту участников: дети 5-6 лет;
По продолжительности: краткосрочный.
Актуальность проекта
Данный проект в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ оказывает большое влияние на духовное и нравственное воспитание.
Народно-прикладное творчество несёт в себе много национальных традиций, оно тесно связано с тем, чем живёт народ в настоящее время и чем он жил в прошлом. Народно-прикладное искусство благотворно влияет на развитие фантазии, образного мышления детей, на активизацию процесса их творчества.
Цель: создание условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре.
Задачи:
Способствовать формированию патриотических чувств у детей : любви к родине, уважения к традициям народной культуры и истории.
Продолжать знакомство детей с народным декоративно- прикладным искусством.
Формировать развитие интереса к русским народным произведениям.
Создать условия для активации творческого мышления детей.
Способствовать развитию памяти детей дошкольного возраста путем дополнительных ассоциативных привязок.
Расширять сотрудничество с родителями.
Вовлечение детей и родителей в совместную деятельность
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап:
Разработка стратегии реализации проекта.
Постановка цели и задач.
Изучение методической литературы.
Подбор альбомов по гжельской, хохломской, городецкой росписи и дымковской игрушки. Чтение русских народных сказок, былин, закличек и потешек.
Основной этап:
– выполнение работ по изобразительной деятельности;
– выполнение работ из пластилина;
– выставка детского творчества;
Заключительный этап:
-выставка «Чудо- чудное, диво- дивное»
- Сравнительная диагностика
Предполагаемый результат:
развитие эстетического восприятия, умение созерцать красоту народного прикладного искусства;
создание благоприятных условий для развития ребенка и проявления творческих способностей в продуктивной деятельности;
умение создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, использовать цветовой строй и элементы композиции, уметь использовать для украшения оживки;
создание выставки «Чудо - чудное, диво- дивное»
Планирование проекта по дням недели
Понедельник
«Русские народные посиделки»
Цель: воспитывать эстетическое отношение к народному прикладному искусству, прививать интерес к различным видам народных промыслов, к разнообразным природным материалам, из которых делали мастера различные изделия; прививать любовь к русскому народному фольклору.
Вторник
«Народные художественные промыслы».
Цель: Познакомить детей с народными художественными промыслами, развить чувство гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Задачи:
Дать детям представление об общности народных художественных промыслов и их различиях.
Помочь детям через беседу, дидактические карты, наглядные пособия, развивать воображение, память, чувство света, эстетическое восприятие.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Предварительная работа:
Рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий дымковских, гжельских и хохломских мастеров (каждый промысел на отдельном стенде, рисование в альбомах для раскрашивания.
Материалы и оборудование:
Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Посуда: Гжель, Хохлома. Дымковские игрушки.
Ход занятия
Воспитатель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа,, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того, чтобы любить, необходимо все это видеть и знать. Ребята, сегодня на занятии я хочу вам рассказать о народных художественных промыслах.
В России народных художественных промыслов великое множество. И сейчас мы с вами совершим экскурсию по самым знаменитым, самым уникальным центрам народного творчества.
Дети подходят к первому стенду. (Гжель)
Воспитатель: В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали.
В Вашем доме нету Гжели?
Дети подходят ко второму стенду. (Хохлома)
Воспитатель: Продолжим нашу экскурсию, посмотрите, какая красивая посуда.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки.
Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы.
Молодцы ребята!
Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой.
Воспитатель: Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня,и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?
А сейчас послушайте мой рассказ о Дымковской игрушке.
Дымковская слобода, что недалеко от города Вятки, славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «свистуньей».
.
Итог занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
Воспитатель: Ребята, интересная экскурсия у нас получилась? А вы хотите стать народными умельцами? (Ответы детей). Хорошо! Тогда я приглашаю вас на следующее занятие по изобразительному искусству в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем.
Лепка по мотивам дымковских игрушек «Петух».
Цель: продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, воспитывая у них эстетическое отношение к изделиям народных мастеров. Показать пластичность передачи движения в лепке. Продолжать учить лепке из целого куска пластилина по типу народных глиняных игрушек.
Задачи:
Способствовать развитию эстетического вкуса,
Воспитывать интерес к быту и обычаям России.
Учить видеть выразительность формы игрушки.
Лепить пластическим способом, путем оттягивания глины от общего куска, стекой намечая детали, украшать игрушку налепами.
Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, слайдов, дымковских глиняных игрушек, знакомство и работ с глиной.
Материалы и оборудование: дымковские глиняные игрушки,глина, стеки, салфетки, дощечки, вода.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам расскажу, как в селе Дымково мастера-художники делают из глины красивые и веселые игрушки и разрисовывают их яркими красками. Это нарядные девицы, расписные лошадки, олени с ветвистыми рогами, уточки с утятами. Вылепленные из глины игрушки несколько дней просушивают, потом обжигают в специальных печах. После обжига их покрывают белой краской и украшают нарядными узорами. Мастер берет кисточку и расписывает игрушку малиновыми, желтыми, оранжевыми, синими красками.
Итог занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
Подводится итог занятия и детям предлагается рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Продуктивная деятельность:
Лепка «Дымковская игрушка»;
Среда
«Хохломские чудеса»
Цель: способствовать закреплению знаний о народных промыслах :хохломской посуде.
Задачи:
Учить рисовать концом кисти волнистые линии, короткие завитки, травинки, ягоды.
Учить выделять элементы узора, понимать закономерности сочетания форм, цвета и композиционного расположения росписи
Способствовать развитию интереса к искусству хохломских мастеров.
Предварительная работа: рассматривание открыток, альбомов, слайдов, изделий хохломских мастеров, рисование в альбомах для раскрашивания.
Материалы и оборудование: Предметы художественных промыслов: Хохломская посуда; посуда на выбор из папье-маше: тарелки, ложки, стаканчики. Гуашь, кисти № 1, 2, палитры, салфетки, баночки с водой.
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята ко мне приехал гость из-за границы. Мой гость скоро уезжает и хочет увезти в Америку в качестве сувенира Хохломскую посуду. Вы же знаете, что гости из других стран увозят на память какой-нибудь сувенир. Такой, какого нет в других странах. А мы ведь с вами говорили о том, что наша Россия давно славится добрыми мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Воспитатель: Вот я принесла целый сундук предметов художественных промыслов, как же мне в них разобраться и найти Хохлому? Помогите мне это сделать.
Предложить детям поиграть в игру “Путаница”.
П
Давайте вспомним особенности Хохломского промысла. Вместе с детьми вспоминаем особенности, которые необходимы для изобразительной деятельности.
Фон (красный, черный, золотой, желтый).
Цветовая гамма, используемая в Хохломском промысле (черный, зеленый, золотой, желтый, оранжевый, красный).
Ягодно-травный орнамент.
Виды ягод: (рябина, малина, клубника).
Воспитатель: Ребята, мы с вами вспомнили особенности Хохломского промысла, теперь вы можете приступить к работе. Выберите изделие, которое вы будете делать и расписывать, и пройдите к столам. Посуду мы будем делать и бумаги. Техника называется «Папье-маше».Когда посуда высохнет мы с вами ее распишем.
Детям предлагается на выбор: тарелки, ложки, стаканчики черных, красных, желтых цветов, предложить посуду на которой уже есть нарисованные элементы травы и завитков, нужно только дорисовать ягоды и цветы.
Воспитатель: С чего надо начинать рисовать?
– Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета.)
– Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок.)
Дать указания к работе:
– Обратите внимание на расположение орнамента (тарелка – по кругу, ваза – по изогнутой линии).
– Не ошибитесь в выборе цветовой гаммы.
– Сейчас вы почувствуете себя настоящими народными умельцами. Каждый из вас сам придумает узор для Хохломской посуды.
Самостоятельная изобразительная деятельность детей.
Оказыва
Итог занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
После окончания рисования подводится итог занятия и предлагается детям рассмотреть работы, выбрать понравившиеся и обосновать свой выбор.
Продуктивная деятельность:
-Аппликация «Предметы русского быта» (Папье-маше);
-Роспись посуды в стиле «Гжель», «Хохлома».
Четверг
«Эти мудрые русские сказки»
Цель: познакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками; развивать интерес к русским сказкам; развивать интерес к русским сказкам; воспитывать желание читать их, понимать глубокий смысл; знать сказки наизусть, самостоятельно сочинять новые сказки с умными, мудрыми мыслями.
Задачи:
Продолжить способствовать формированию навыков рассматривания книги.
Учить определять жанр произведения.
Подвести к пониманию образного содержания пословиц.
Воспитывать эмоциональное восприятие содержания сказки.
Ход занятия
Воспитатель: О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходит сказка
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Любим.) Как вы думаете, зачем люди сочиняют сказки? (разные ответы детей.)
Воспитатель: Правильно, люди сочиняют сказки, чтобы рассказывать их своим детям, учить в жизни различать добро и зло. Недаром в сказках (почти всегда) зло наказывается, а добро побеждает. Сказка учит мудрости и тому, что добро рождает добро. Человек должен расплачиваться за все свои ошибки, поступки, желания, и только доброта и любовь сделает жизнь счастливой.
Воспитатель: А что будет, если у народа не будет сказок? (разные ответы детей).
Воспитатель: Да, жизнь людей потускнеет, не смогут люди передавать своим детям, внукам, правнукам свой жизненный опыт, предостеречь от ошибок; показать путь добра и света, по которому следует решительно идти, преодолевая трудности.
Русский народ собрал в свою копилку множество чудесных сказок. назовите сказки которые вы знаете. (Дети перечисляют знакомые сказки.) В сказках совершаются чудеса. Богатая русская фантазия оживляла весь окружающий мир. Вспомните сказки, где мы встречали животных и птиц, которые живут жизнью людей, так же одеваются, имеют свой дом, разговаривают, переживают… (дети называют сказки.)
Воспитатель: А теперь вспомните, в каких сказках оживают небесные светила. (ответы детей)
Воспитатель: В сказках даже простые вещи и предметы думают, мечтают, совершают разные поступки. Назовите, в каких сказках мы встречались с такими чудесами?
Для сказки нет ничего невозможного. Одним словом или жестом можно умертвить или живить, превратить в зверя или птицу, в чудовище или в камень. Приведите примеры, в каких сказках случались такие чудеса. (ответы детей).
Физкультминутка «Красавец-петушок»
Воспитатель: Ребята, а можно ли сказку назвать воспитательницей? Почему? (ответы детей)
Воспитатель: Давайте подумаем, чему учит русская народная сказка «Гуси – лебеди». (ответы детей)
– А чему учит сказка «Хаврошечка»? (ответы детей)
– У русского народа всегда была тяжелая, трудная жизнь. Люди с утра до вечера трудились, терпели нужду, обиды, но духом не подали и всегда творили доброе дело. Например, в сказке «Царевна – лягушка» царевич шел несколько дней по земле, голод томил его, а он терпел, никого не убил на своем пути: ни зайца, ни медведя, ни сокола, ни щуку… За свое милосердие потом он получил большую награду – помощь от зайца. От медведя, от сокола, от щуки…
Воспитатель: Ребята, читая сказки, мы должны научится всему самому хорошему, но только надо видеть главное – смысл сказки и чему она нас учит.
-Угадайте, что это за сказка? (Детям предлагается схема сказки «Теремок».)
– А чему же нас учит сказка «Теремок»? (ответы детей)
– Как важно научится жить мирно под одной крышей! Хотя герои все с разными характерами, но каждый житель теремка очень нужен, чтобы вести общее хозяйство. Вот если бы все люди научились с детства жить мирно под одной крышей, тогда бы никто из соседей не ссорился, не воевали бы на планете разные народы и т. д.
Любая сказка учит самой главной мудрости в жизни – добру и любви. Будь добр в самом малом: к травинке, к мышке, к березке, к ручейку, к старичку… И даже к Кощею Бессмертному. И добро твое умножится и вернется к тебе.
– Ребята, вам нравятся сказки про Бабу – Ягу? А почему? А какая Баба – Яга в сказках?
– Баба – яга в сказках бывает разной. Давайте вспомним сказки, где Баба – Яга страшная, коварная, злая. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» и т. д.) А теперь вспомните, где Баба – Яга была справедливая, гостеприимная. («Финист – Ясный Сокол») Вот какая разная Баба – Яга.
А теперь проведем конкурс на самую страшную и самую добрую бабу – Ягу. (Дети изображают.) (Самая страшная Баба – Яга выходит в центр с метлой.) Дети ее дразнят:
Баба – Яга, костяная нога,
С печки упала,
Ногу сломала.
Пошла в огород,
Испугала народ.
Побежала в баньку,
Испугала зайку.
Воспитатель: Ребята, попробуйте придумать сказку.
Итог занятия.
РЕФЛЕКСИЯ
С какими русскими народными сказками мы познакомились?
Чему учат эти сказки?
Театрализованная деятельность «В гостях у народной сказки».
Продуктивная деятельность:
-Аппликация «Дымковская барышня»;
-рисование «Укрась матрешку сказочным узором».
Пятница
Презентация проекта
«Чудо – чудное, диво – дивное».
Цель: прививать любовь к русскому народному фольклору; учить отгадывать загадки, читать скороговорки, потешки, играть в народные игры. Порадовать детей.
1-й скоморох
Ото всех дверей, ото всех ворот
Приходи скорей, торопись, народ!
2-й скоморох
Вас много интересного ждет:
Много песен, много шуток
И веселых прибауток.
1-й скоморох
Сел сверчок на шесток,
Таракан – в уголок.
Сели-посидели,
Песенки запели.
2-й скоморох
Услыхали ложки,
Вытянули ножки.
Услыхали калачи
И попрыгали с печи,
Да давай подпевать,
В игры шумные играть.
Воспитатель : Кто желает с нами поиграть? Выходите смелые, становитесь в круг.
(русская народная игра «Горшки».
Хозяин. Купи! Что дашь?
Водящий. Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотнище.
Хозяин. Ладно, по рукам!
1-й скоморох. Славно мы позабавились да потешелись! А теперь отгадайте наши загадки.
В избе – изба,
На избе – труба,
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет.
(печь)
Сидит бычок
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
(самовар)
Всегда во рту, а не проглотишь.
(язык)
2-й скоморох. Загадки вы, ребятушки, умеете отгадывать. А знаете ли вы пословицы и поговорки русские?
Долог день до вечера, коли делать нечего.
Труд человека кормит, а лень – портит.
Умелые руки не знают скуки.
Землю красит солнце, а человека – труд.
1-й скоморох. Хотите слово услышать смешное? Хотите позабавлю вас?
По поднебесью, братцы, медведь летит!
Медведь летит, хвостом вертит!
Свинья на ели гнездо свила!
Гнездо свила, деток вывела!
.
2-й скоморох
Расступись, народ честной!
Идет медведюшка со мной!
(Входит «медведь», кланяется.)
1-й скоморох. Уморился? Отдохни, да немножко вздремни!
(«Медведь» ложится.)
(Игра «У медведя во бору».)
2-й скоморох. Ох, и разыгрались ребятушки наши! Ох, и раскричались! Медведя испугались.
Игра «Молчанка»
1-й скоморох. Вы послушайте сказочку мою, ребятушки.
Серый волчище
С мухи шкуры содрал,
Полусапожки себе сшил,
В полусапожках щеголял,
Оскользнулся и упал.
В сине море он попал,
Сине море все повыгорело,
Бела рыба вся повылетила.
А на печке мужик
Осетра – рыбу поймал,
А в пламене другой
Быстро щуку схватил.
Как пошло на чудеса,
Где море – там леса…
2-й скоморох. Ну, потешил! Ну, наврал! Прям с три короба!
1-й скоморох
Не веришь? Не верь!
Открой лучше дверь.
Там к нам гостья пришла,
Подарки принесла.
(Появляется бабушка – сказительница.)
Сказительница. Здравствуйте, ребятушки! Долго я к вам шла, целую корзину сказок принесла.
(Сказительница рассказывает короткую русскую народную сказку. После этого спрашивает детей, какие народные сказки они знают, и дарит в книжный уголок толстую книгу русских народных сказок.)
2-й скоморох. Выходи, народ, играть в хоровод!
(Дети становятся в круг.)
Игра «В цапки"
1-й скоморох
Эй, подружки – хохотушки,
Развеселые болтушки!
Эй, ребята – молодцы,
Озорные удальцы!
Выходите поплясать,
Длинный день скоротать.
Вывод: После окончания проекта стало очевидным, что у детей нашей группы появилось желание как можно больше знать о народной культуре, её традициях. Ребята пересказывают прочитанные произведения своим родным, с удовольствием играют в народные игры, задают вопросы по русской культуре. У детей развились такие качества, как: эстетический вкус, умение определять виды промыслов, умение создавать рисунок, используя цветовое сочетание.
Проект позволил расширить и углубить знания и использовать приобретенные навыки и умения в повседневной жизни и выполнении продуктивной деятельности.