Татьяна Доценко
Проект «Безопасный дом»
Содержание
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет 4
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность 5
2.2. Методы, используемые на занятиях по проектной деятельности 5
2.3. Организационно – методическое обеспечение проектной деятельности
6
2.4. Прогнозируемый результат 6
2.5. Развивающая среда в группе 6
2.6. Средства, необходимые для реализации проектной деятельности 6
Публикация «Проект „Безопасный дом“» размещена в разделах
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план проектной деятельности 7
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями 10
3.3. Методическая литература 11
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребёнка, которые сочетаясь с повышенной любознательностью и стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травмоопасных ситуаций.
Этот факт обуславливает необходимость, как можно раньше начинать знакомить дошкольников с основами безопасности. Ребёнок должен чётко знать, что его может травмировать в быту.
В связи с этим нами был разработан проект «Безопасный дом», где «безопасность» - это не просто сумма усвоенных знаний, а умения правильно себя вести в различных ситуациях. Именно это и можно считать основой безопасного поведения, которая позволит дошкольникам предвидеть, избегать и правильно действовать при возникновении травмоопасных ситуаций дома.
Цель: формирование опыта безопасного поведения дошкольников
в бытовой среде.
Задачи:
Образовательные:
-знакомить с факторами риска в быту;
-знакомить с правилами безопасного поведения дома;
-знакомить с практическими действиями при возникновении разных опасных бытовых случаев;
-расширить педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного
поведения ребенка дома.
Развивающие:
-развивать навыки безопасного поведения у детей дома, через практическую деятельность;
-развивать внимательность и осторожность при нахождении дома;
-развивать ответственность и бдительность.
Воспитательные:
-воспитывать чувство осторожности, самосохранения и взаимопомощи;
-воспитывать взаимопомощь;
-воспитывать навыки разумного поведения при опасных обстоятельствах, случившихся дома, научить адекватно вести себя в различных ситуациях.
Форма занятий: фронтальные (групповые, индивидуальные занятия.
Формы подведения реализации проекта «Безопасный дом» :
акции, конкурсы, викторины, развлечения, выставки рисунков, поделок, творческих работ, участие в соревнованиях.
Тип проекта : долгосрочный.
Направленность: познавательно-творческий, практико-ориентированный.
Количество занятий.
В месяц: 4 занятия.
В год: 36 ч., 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Возрастная группа: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
1.2. Возрастные особенности психофизического развития детей 4-5 лет
Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребёнка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности.
Физическое развитие ребёнка. В среднем физические возможности ребё нка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся всё более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольный возраст становится более ловким и быстрым по сравнению с младшим. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4-5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребёнок быстро устаёт. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов развития физического развития, то от 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребёнок подрастает за год на 5-7 см и набирает 1,5-2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем всего детского организма. Психическое развитие ребёнка. В возрасте 4-5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребёнка сейчас, является наглядно - образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщённым, и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно – логическое. Значительно увеличивается объё м памяти: уже ребёнок способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течении непродолжительного времени (15-20 минут) сосредоточенно заниматься каким – либо видом деятельности. Учитывая вышеперечисленные возрастные особенности детей 4-5 лет, воспитатели, дошкольных учреждений могут создать условия для продуктивной работы и гармоничного развития ребёнка.
2. Содержательный раздел
2.1. Актуальность
Почему же так важно в современной жизни сформировать у ребенка навыки безопасного поведения в быту? Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относятся к глобальным проблемам человечества.
В современном мире, зачастую, родители вынуждены оставлять ребенка одного дома. Есть ли у родителей уверенность в том, что он правильно поведет себя в критической ситуации? Дети непосредственны, доверчивы, нерешительны и теряются в тревожных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации дома, поэтому главная задача взрослых – стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. Основное противоречие состоит в том, что необходимо научить ребенка действовать в возможных опасных ситуациях и при этом не запугать малыша.
Данный проект «Безопасный дом» представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения дома.
2.2. Методы, используемые на занятиях по проектной деятельности
Методы и формы работы с детьми:
-беседы;
- рассказ – объяснение;
-продуктивная деятельность (рисование, конструирование, аппликация, лепка);
-работа с наглядным материалом;
-рассматривание альбомов, картин, иллюстраций;
-выставки детских работ по проекту «Безопасный дом»;
-игры (подвижные, сюжетно-ролевые, дидактические);
-чтение худ. литературы;
-развлечения, конкурсы;
-театрализованная деятельность;
-экскурсии;
-видеопросмотры.
Методы и формы работы с родителями:
-наглядная пропаганда;
-беседы и консультации;
-дни открытых дверей;
-круглый стол;
-анкетирование;
-конкурсы.
2.3. Организационно-методическое обеспечение проектной деятельности
Проект «Безопасный дом» рассчитан на один год. Для успешного освоения программы по проекту численность детей в группе должна составлять 20 человек. Занятия проводятся четыре раза в месяц во 2 половине дня, с сентября по май.
Возраст детей: дети от 4 до 5 лет (средняя группа).
Сроки реализации: сентябрь 2020 г. по май 2021г.
Режим занятий: 1 раз в неделю, продолжительность 15-20 минут.
Наполняемость групп: 20 человек.
2.4. Прогнозируемый результат
-расширение знаний детей по теме правила безопасного поведения дома, в обращении с опасными предметами, адекватное поведение в разных ситуациях;
-развитие познавательного интереса, обогащать словарный запас слов;
-повышение уровня знаний о правилах безопасного поведения дома у дошкольников;
-сотрудничество родителей с детским садом по основам безопасности жизнедеятельности детей;
-воспитание чувства соучастия, взаимопомощи друг другу, освоение норм поведения в различных ситуациях;
-снизится детский травматизм.
2.5. Развивающая среда представлена в группе следующим центром (уголком) : центр безопасности «Островок безопасности» :
- дидактические игры;
- настольно-печатные игры;
- альбомы или иллюстрации, плакаты;
- книги разных авторов на соответствующую тематику;
- книжки - раскраски;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр, театрализованной деятельности.
- познавательно–агитационные материалы для детей и родителей.
2.6. Средства, необходимые для реализации проектной деятельности
- карандаши, краски, клей, ножницы, кисточки, альбомные листы, пластилин;
- плакаты;
- иллюстрации;
- сюжетные картинки, отображающие различные ситуации;
- разрезные картинки;
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры;
- атрибуты для сюжетно-ролевых игр;
- компьютерные презентации;
- карточки для индивидуальной работы;
- видеоуроки по ОБЖ;
- аптечка;
- карточки с телефонами служб спасения;
- телефон;
- картотека подвижных игр по ОБЖ;
- подборка художественной литературы по теме;
- конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;
- папки-передвижки;
- подборка тематических консультаций и памяток для родителей.
3. Организационный раздел
3.1. Перспективный план проектной деятельности
Срок реализации Наименование мероприятия Форма работы
Сентябрь
1-2 неделя Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме. Диагностика. Изучение литературы.
Опрос.
Сентябрь
3-4 неделя Выбор тематики, определение целей, задачей, методов и приёмов работы. Самообразование.
Октябрь
1-2 неделя «Звонят! Откройте дверь! Беседа
«Незнакомец за дверью» НОД
«Волк и семеро козлят» Инсценировка
Октябрь
3-4 неделя
«Можно – нельзя» Рассматривание тематического альбома
«Таня дома одна захотела сварить суп» Проблемная ситуация
«Безопасность дома» НОД
Ноябрь
1-2 неделя «Незнакомые предметы» Беседа
«Опасный предмет» Лепка
«Экскурсия на кухню» Экскурсия
Ноябрь
3-4 неделя «Коляще-режащие предметы» Беседа
«В мире опасных предметов» НОД
«Кому что нужно для работы» Настольная игра
Декабрь
1-2 неделя «Поплотнее кран закрой – осторожен, будь с водой!» Беседа
«Что будет, если не выключить кран с водой». Образовательная ситуация
«Наводнение в кукольном домике»
Т. А. Шорыгина. Чтение
Декабрь
3-4 неделя «Ток бежит по проводам» Беседа
«Электроприборы» НОД
«Экскурсия на прачечную» Экскурсия
Январь
3-4 неделя
«Безопасное поведение в быту» Картотека бесед с детьми
«Обучающие раскраски по безопасному поведению в быту» Рисование
Февраль
1-2 неделя
Б. Житков «Пожар» Чтение
«Как огонь воду невзлюбил» Игровая ситуация
Песня «01» (муз. и сл. П. Быкова) Слушание
«Тушим пожар» Игра - эстафета
Февраль
3-4 неделя «Какой бывает огонь» Беседа
«Как лисички нашли спички» Образовательная ситуация
«Причины пожаров» Дидактическая игра
«Кошкин дом» Просмотр мультфильма
Март
1-2 неделя
«Порядок и безопасность» Беседа
«Рассказ о мальчике, который нашёл дома аптечку и решил поиграть в больницу» Чтение
«Лекарство не игрушка» НОД
«Птенчики в беде» Подвижная игра
«Как полезные предметы опасными стали» Образовательная ситуация
Март
3-4 неделя
«Неприятности с водой» Беседа
«Спичка-невиличка» Игра драматизация
«Один дома» Анализ ситуации
«Учимся набирать 01, 02, 03» Игра - тренинг
Апрель
1-2 неделя «Будь осторожен с открытым огнём» Беседа-рассуждение
«1-2-3-опасность назови» Дидактическая игра
«Пожарный-профессия героическая» Познавательное занятие
Знакомство с системой оповещения, путями эвакуации. Экскурсия по детскому саду
Апрель
3-4неделя
«История пожарной службы в России» Беседа
«Песня пожарных» из м/ф Слушание
«Рассказ утюга о пожаре» Образовательная ситуация
«Пожарная машина» Аппликация
«Юный пожарный» Спортивный досуг
Май
1- 2 неделя «Безопасный дом» КВН
«Что делать» Игровые ситуации на карточках
Май
3-4 неделя «Назови правило» Игра
«Составление плаката опасный дом» Выставка
3.2. Календарно – тематическое планирование работы с родителями
Месяц Формы и методы работы
Сентябрь Определение компетентности родителей по данному вопросу.
Анкетирование «Безопасен ли ваш дом для ребенка?».
Ознакомить с планом работы по проекту с детьми на учебный год.
Октябрь Консультация «Правила безопасного поведения дома».
Выставка литературы «Безопасность вашего ребёнка».
Консультация «Предупреждение несчастных случаев с детьми в быту».
Ноябрь Информационный стенд «Как организовать досуг детей дома, если вам некогда».
Практические советы «Осторожно, открытое окно!».
Создание буклетов родителями «Правила безопасности дома».
Родительский практикум «Безопасный дом».
Декабрь Консультация «Самостоятельность ребёнка. Её границы».
Информация в родительский уголок «Обеспечение безопасного поведения детей в быту».
Консультация «Чем занять своего ребёнка дома».
Январь Папка – передвижка «Как учить ребенка безопасному поведению».
Участие родителей в создании предметно-развивающей среды «Противопожарная безопасность».
Февраль Круглый стол «План эвакуации из квартиры во время пожара».
Беседа «Воспитание навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста с помощью спортивных игр и обыгрывание ситуаций».
Март Консультация «Воспитание у детей ответственности за поддержание порядка».
Создание буклетов «Как уберечь ребёнка от несчастного случая и травмы!
Памятка «Роль родителей в обеспечении безопасной среды в доме».
Апрель Рекомендации «Правила пожарной безопасности дома».
Памятки «Безопасность детей в руках родителей».
Май Круглый стол «Если случилась беда».
Информационный стенд «Простые правила».
Рекомендации «Воспитание безопасного поведения ребенка».
3.3. Методическая литература
1. Гарнышева Т. П. ОЮЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб. :ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013
2. Интернет – ресурсы.
3. Как обеспечить безопасность дошкольника : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада/К. Ю. Белая, В. Н. Зимонина, Л. А. Кондрыкинская и др. – М. : Просвещение, 2000
4. ОБЖ. Средняя и старшая группы. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
5. ОБЖ. Подготовительная группа. Разработки занятий/Сост. М. А. Фисенко – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006
6. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2015
7. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в старшей группе. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Формирование культуры безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной к школе группе/ Л. Л. Тимофеева, Е. Е. Корнеичева, Н. И. Грачева и др. ; под общей редакцией Л. Л. Тимофеевой – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014
9. Шорыгина Т. А. Основы безопасности для детей 5-8 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2007