Лучший педагог года

Проект «Без фольклора скучно жить, его надо возродить»

ольга каримова
Проект «Без фольклора скучно жить, его надо возродить»
▼ Скачать + Заказать документы

«Без фольклора скучно жить, его надо возродить»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №33 «Родничок» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

ПРОЕКТ

для детей подготовительной к школе группе

«Без фольклора скучно жить, его надо возродить»

Автор проекта :

музыкальный руководитель

Каримова Ольга Михайловна

2016г.

Содержание

Актуальность проекта …. 3

Публикация «Проект „Без фольклора скучно жить, его надо возродить“» размещена в разделах

Цели и задачи проекта …. 5

Паспорт проекта …. 7

Ожидаемые результаты …. 7

Этапы проекта, содержание деятельности … 8

Реализация проекта ….11

Итоги проекта …. 22

Список литературы … 23

Актуальность: Интерес и внимание к народному творчеству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. И чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.

Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.

Фольклор имеет ясно выраженную направленность и многое в нём создавалось специально для детей, что непременно проявляется народной заботой о молодежи – своем будущем. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованные детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребёнка, тонкий учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.

Одна из ценностей раннего возраста – повышенная эмоциональная активность ребёнка, его эмоции. Ребёнок идёт к освоению своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальном произведении, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора.

Музыкальный фольклор, как часть народной культуры активизирует духовно-практический опыт народа. У ребенка закладываются нравственные ценности, он лучше ориентируется в окружающем нас мире. Благодаря русской песне у ребенка пробуждается представление о прекрасном. Большая роль на музыкальных занятиях отводится игровому фольклору, а это- хороводные игры, в которых разрабатываются хореографические, плясовые движения. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому появилась идея разработки проекта «Без фольклора скучно жить, его надо возродить». И свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. В нашем ДОУ систематически проводятся тематические беседы, занятия, мы отмечаем народный праздник «Масленица», это все помогает привить нашим воспитанникам важные личностные качества и интерес к народной культуре русского народа, тем самым поддерживает творческую активность детей. И мое развлечение «Веселые посиделки» непременно вызовет у воспитанников чувство гордости, уважения к русским традициям и любви к народному фольклору в целом.

Цель проекта :

• приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.

• Воспитание любви к народному творчеству (фольклору).

• развитие устной речи детей подготовительной к школе группе путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок.

• развитие умения вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

• побуждение детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с персонажами.

Задачи:

Образовательные

• формировать у детей подготовительной к школе группе выразительность речи.

• способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность.

• формировать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов.

• прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.

Развивающие:

• развивать эмоционально – эстетическую отзывчивость, коммуникативные навыки общения

• развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.

• развивать творческий потенциал ребенка.

Воспитательные:

• продолжать воспитывать интерес к народному творчеству русского народа.

• совершенствовать у воспитанников навыки культуры поведения и уважения к персонажам на праздниках и развлечениях.

• создать условия для организации досуга на базе ДОУ и доставить детям радость.

Паспорт проекта.

Тип проекта : познавательно-творческий.

Срок реализации проекта : краткосрочный: 1 месяц – с 11.11.2016г. по 11.12.2016г.

Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатель подготовительной к школе группе, воспитанники подготовительной к школе группы, родители.

Ожидаемый результат: В результате реализации данного проекта дошкольники познакомятся: с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, шуточной, частушки, танцами, играми; с предметами быта и прикладного искусства, убранством русской избы (вышитые полотенца, самовар, посуда, русская печь) русского народа.

Этапы проекта :

1-подготовительный этап:

Цель: проанализировать данные условия и утвердить необходимость реализации проекта.

Содержание деятельности:

• выбор темы;

• формулирование целей и задач;

• разработка проекта;

• работа с методическим материалом;

• подбор музыкального материала;

• оформление музыкального зала в стиле русской избы;

• разработка сценария-развлечения;

• подготовка атрибутов.

2- основной этап (практический)

Цель: реализация досуга - развлечения, направленное на воспитание любви к народному творчеству русского народа.

Содержание деятельности:

Дата Вид деятельности Ответственные

11.11.2016г.

14.11.2016г.

16.11.2016г.

Знакомство воспитанников с бытом русского народа:

«Русская изба»

«Русская печь»

«Самовар»

(приложение 1) музыкальный руководитель

с 11.11.2016г. по

11.12. 2016г. Консультация для родителей: «Воспитание любви к народному творчеству у детей дошкольного возраста» (приложение 2);

консультация для воспитателей: «Роль фольклора в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» (приложение 3);

буклеты для родителей (приложение 4);

папки-передвижки (приложение 5);

музыкальный руководитель

с16.11.2016г. по 11.12.2016г. Просмотр мультфильмов и беседа после просмотра:

«Антошка»

«Домовёнок Кузя»

«Масленица»

«Два веселых гуся»

«Муха-цокотуха»

«Вовка в тридевятом царстве»

«Гуси-лебеди»

музыкальный руководитель

с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Прослушивание русских народных песен:

«А я по лугу»» р. н. п., Ах вы сени, мои сени» р. н. п., «Во кузнице» р. н. п.

«Я с комариком плясала» р. н. п.

«Коробейники» р. н. п.

«Ой ниточка, тоненькая» р. н. п. музыкальный руководитель

08.12.2016г.

Рисование на тему : «Предметы быта русского народа»

(приложение6)

воспитатель

с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Разучивание песен: «Русская изба» муз, и сл. М. Пляцковского

«По малину в сад пойдем», муз. Е. Тиличеева, сл. Т. Волгиной,«Семечки» муз. и сл. Е. Ломакина, «Частушки» музыкальный руководитель

с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Совершенствование навыка игры на деревянных ложках музыкальный руководитель

с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Разучивание танца «Кадриль», «Матрёшки» музыкальный руководитель

с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.

(приложение 7) воспитатель

с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Картотека игр «Народные игры»

(приложение 8) музыкальный руководитель

3-заключительный этап:

Цель:

• итоговое мероприятие проекта;

• подведение итогов осуществленного проекта

Содержание деятельности:

• проведение развлечения «Веселые посиделки» 13.12.2016 г., ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель;

• анализ результатов по реализации проекта.

Реализация проекта : Данный проект был реализован и заинтересовал воспитанников в ходе проведения развлечения «Веселые посиделки». Мероприятие проекта показало, что воспитанники с большим удовольствием исполняли народные песни, танцы, игры. В начале проекта я с воспитанниками провела ряд бесед: «Русская изба», «Русская печь», «Самовар». Беседы проходили в форме активного диалога с использованием наглядного материала. Воспитанники в своих ответах были сосредоточены и точны, а так же расширили свое представление о русской избе, русской печи, самоваре. Данные беседы способствовали воспитанию в детях чувства любви и интереса к народному быту.

Не обошлось и без помощи родителей. Мной была проведена консультация для родителей «Воспитание любви к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста», в которой раскрыла и донесла до их сознания,что если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции русской культуры, осознавать, понимать и активно самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные песни, танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества, устный народный фольклор : считалки, пословицы, поговорки. А также договорились, что семейные традиции, народные праздники –это лучший воспитатель ребенка и создание семейных традиций- это прежде всего работа. Многие родители поделились своими традициями, как они отмечают народные праздники, такие как: «Колядки», «Масленица», «Троица».

Провела консультацию и для воспитателей: «Роль фольклора в развитии и воспитание детей старшего дошкольного возраста». Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания и всегда ее обогащала. Сказки, народные песни, пословицы, поговорки, считалки, потешки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применяются в работе ДОУ. Так же мы говорили, что большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического воспитания детей. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.

Просмотр мультипликационных фильмов - это всегда радостное событие в жизни ребенка. В рамках проекта мы с воспитанниками с интересом просматривали музыкальные мультфильмы, а затем беседовали о просмотренном. Очень приятно услышать мнение ребенка, особенно удивляло, что дети непосредственны в своих рассуждениях, у них свои мысли и фантазии.

Воспитатель подготовительной к школе группе - АйгульХамзиевна приняла активное участие в работе проекта. По моей просьбе организовала урок рисования на тему: «Предметы быта русского народа», где дети с большим интересом и удовольствием рисовали рисунки с изображением самовара, русской печи, избы.

Воспитанникам было предложено выучить пословицы, а воспитателю поработать над интонацией и речью. Им рассказали, что пословица имеет поучительный смысл в котором отражен социально- исторический опыт людей.

Согласно моему годовому плану на середину декабря было запланировано открытое мероприятие «Веселые посиделки». И именно к нему мы готовились с воспитанниками и разучивали песни: «Русская изба» муз. и сл. М. Пляцковского, «По малину в сад пойдем» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Частушки», паралельно велась работа и над сольным пением, где мы разучили шуточную песню «Семечки» муз. и сл. Е. Ломакина и она прозвучала очень ярко, с большим успехом. Воспитанники с большим интересом отнеслись к постановке русского танца «Кадриль» ,выполняли и запоминали все показанные движения. А особенно их вдохновила игра на деревянных ложках под народную песню «Во кузнице» в обработке А. Жарова.

В плане реализации проекта было запланировано прослушивание русских народных песен. Дети с удовольствием слушали, иногда подпевали знакомые песни. С уверенностью можно сказать, что слушание народных произведений и дало эмоциональный толчок для разучивания песен, где они полностью оправдали мои надежды в достижении поставленной цели проекта.

Кто не любит игры? В них играют не только дети, но и взрослые, которые тоже когда-то были детьми. Большинство игр передается из поколения в поколение. С огромным удовольствием дети любят играть в подвижные и спокойные игры. В музыкальном зале мы с воспитанниками поиграли в уже знакомую им игру «Гори, гори ясно». Это старинная игра и не должна быть забыта. Она дает положительный результат, исполняет свое главное значение - доставляет детям удовольствие и радость. Поиграли и в новую для них игру «Смотай клубочек», и она вызвала у детей интерес и восторг.

Самым ярким и запоминающимся этапом в проекте было мое развлечение «Веселые посиделки». Необходимо было собрать нужный материал и атрибуты для оформления музыкального зала в стиле «Русской избы». В первую очередь возникла идея сделать русскую печь, найти старинные рушники, покрывала, подушки и другие предметы старины. Приятной неожиданностью была реакция родителей и воспитателей. Они помогли осуществить задуманное в реальность и уютная изба была готова к встрече гостей.

С самого начала в зале сложилась благоприятная и дружеская обстановка. Все воспитанники активно блистали своими талантами, будь то коллективное или сольное пение. С точностью исполняли танцевальные движения, вызывали радость и восторг своей игрой на ложках. Неожиданностью было и знакомство с запечным жителем – Домовым Кузей, с которым они поговорили и поиграли в народные игры. Атмосфера доброты, любви к народному творчеству, уважения к персонажу, тепла дарили ощущения поистине народного праздника.

• Итоги проекта : В рамках проекта педагоги провели все запланированные мероприятия с целью реализации досуга - развлечения, направленное на воспитание любви к народному творчеству русского народа. Воспитанники были активными участниками данного мероприятия и мы рассматриваем это развлечение не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. В заключение хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены и в ДОУ созданы условия для организации досуга-развлечения, работа по приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором будет продолжаться, результат достигнут.

Список литературы:

Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:

Автор составитель: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зубкова Пособие для руководителей и практических работников ДОУ -2-е изд., испр. И доп. -М. : АРКТИ,2004.-96с. (Развитие и воспитание дощкольника)

Приобщение старших дошкольников к традициям народного творчества: Авторы-составители: Л. О. Тимофеева, Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева, И. В. Богачева «Программа, конспекты занятий», изд. «Учитель» г. Волгоград, 2016г. ,173с.

«Русские народные пословицы и поговорки» Автор составитель:

К. Г. Барсеньева - М. :ЗАО Центрполиграф, 2005г. ,383с.

Методическое пособие: Автор составитель: Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду», изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»,2014г. ,72с.

Публикации по теме:

Проект «Давайте жить дружно» Авторы проекта. Воспитатель: Волкова Светлана Александровна Вид проекта: информационный, творческий, с элементами игры По продолжительности.

«Жить не могу без клубочков и крючка». Мое увлечение — вязание«Жить не могу без клубочков и крючка». Мое увлечение — вязание Мое увлечение вязание «Жить не могу без клубочков и крючка» Здравствуйте, дорогие коллеги и друзья! У каждого человека есть своя отдушина, увлечение,.

Проект «Без книги, как без солнца, всегда темны оконца» Проект "Без книги, как без солнца, всегда темны оконца" Тип проекта: По деятельности: информационный, творческий, познавательный. По числу.

Проект «Человек без друга, что дерево без корней»Проект «Человек без друга, что дерево без корней» Реализация проекта «Человек без друга, что дерево без корней» помогает ребенку повысить осознание своих эмоциональных проявлений и тем самым.

Проект «Давай жить дружно!» Участники проекта: Дети второй младшей группы; Родители; Инструктор по физическому воспитанию: Павлова.

Проект «Почему надо трудиться?»Проект «Почему надо трудиться?» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад № 24 городского округа Вичуга. Подготовил воспитатель: МБДОУ д/с № 24.

Проект «Почему надо воду беречь»? ВЕЛИЧКО Валерия Витальевна Краснодарский край, Тбилисский район, станица Нововладимировская МБДОУ д/с № 10 «Ивушка», подготовительная к.

Проект создания мини-музея «Книга — твой друг, без нее как без рук» Обоснование для разработки проекта • Знания детей об истории происхождения и процессе изготовления книги, поверхностны, часто ошибочны.

Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт»Проект в старшей группе «Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт» Проект в старшей группе "Без корня трава не растёт, без Родины человек не живёт" Тема проекта: "Без корня трава не растёт, без Родины.

День матери в ДОУ. Развлечение в подготовительной группе «Жить без мамы нелегко» Развлечение «Жить без мамы нелегко» Зал украшен шарами, рисунками детей о маме и пословицами о материнстве. Ведущий: Сегодня здесь собрались.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Без фольклора скучно жить, его надо возродить»
Опубликовано: 3 января 2018 в 18:17
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Без фольклора скучно жить, его надо возродить»» (включая файлы) размещена пользователем ольга каримова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД