ольга каримова
Проект «Без фольклора скучно жить, его надо возродить»
▼ Скачать + Заказать документы
«Без фольклора скучно жить, его надо возродить»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №33 «Родничок» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
ПРОЕКТ
для детей подготовительной к школе группе
«Без фольклора скучно жить, его надо возродить»
Автор проекта :
музыкальный руководитель
Каримова Ольга Михайловна
2016г.
Содержание
Актуальность проекта …. 3
Публикация «Проект „Без фольклора скучно жить, его надо возродить“» размещена в разделах
Цели и задачи проекта …. 5
Паспорт проекта …. 7
Ожидаемые результаты …. 7
Этапы проекта, содержание деятельности … 8
Реализация проекта ….11
Итоги проекта …. 22
Список литературы … 23
Актуальность: Интерес и внимание к народному творчеству, в том числе музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями. Значение различных форм русского фольклора в музыкальном образовании дошкольников трудно переоценить. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. И чтобы воспитать гармонично развитую личность необходимо с раннего возраста воспитывать в ребёнке познавательные способности, поскольку любой стране нужны разносторонне развитые. интеллектуально-подкованные, гармонично-слаженные личности, а дошкольная педагогика способствует воспитанию таких детей.
Поэтическое народное творчество веками вбирало в себя жизненный опыт, коллективную мудрость народных масс и передавало их младшим поколениям, активно пропагандируя высокие нравственные нормы и эстетические идеалы.
Фольклор имеет ясно выраженную направленность и многое в нём создавалось специально для детей, что непременно проявляется народной заботой о молодежи – своем будущем. И теоретики-педагоги, и воспитатели-практики неоднократно подчеркивали высокие педагогические качества адресованные детям произведений фольклора : глубокое проникновение в психику ребёнка, тонкий учёт особенностей детского восприятия, отсутствие навязчивых поучений.
Одна из ценностей раннего возраста – повышенная эмоциональная активность ребёнка, его эмоции. Ребёнок идёт к освоению своих действий через чувства. Ведь только в состоянии повышенного интереса, эмоционального подъёма ребёнок способен сосредотачивать своё внимание на музыкальном произведении, запоминать событие со всеми деталями и нюансами. Под влиянием эмоций по-иному проявляются и внимание, и мышление, и речь. Поэтому значительное место в практике воспитания отводится эмоциональному развитию именно средствами фольклора.
Музыкальный фольклор, как часть народной культуры активизирует духовно-практический опыт народа. У ребенка закладываются нравственные ценности, он лучше ориентируется в окружающем нас мире. Благодаря русской песне у ребенка пробуждается представление о прекрасном. Большая роль на музыкальных занятиях отводится игровому фольклору, а это- хороводные игры, в которых разрабатываются хореографические, плясовые движения. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости. Немного творчества, выдумки, импровизации и из старых обрядовых народных гуляний получатся замечательные праздники для наших детей. Именно поэтому появилась идея разработки проекта «Без фольклора скучно жить, его надо возродить». И свою основную задачу как педагога я вижу в том, чтобы как можно полнее познакомить своих воспитанников с русским народным творчеством, привить им любовь к русской музыкальной культуре и русским традициям. В нашем ДОУ систематически проводятся тематические беседы, занятия, мы отмечаем народный праздник «Масленица», это все помогает привить нашим воспитанникам важные личностные качества и интерес к народной культуре русского народа, тем самым поддерживает творческую активность детей. И мое развлечение «Веселые посиделки» непременно вызовет у воспитанников чувство гордости, уважения к русским традициям и любви к народному фольклору в целом.
Цель проекта :
• приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором.
• Воспитание любви к народному творчеству (фольклору).
• развитие устной речи детей подготовительной к школе группе путём изучения и использования малых форм народного фольклора - загадок, пословиц и поговорок.
• развитие умения вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.
• побуждение детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе знакомства с персонажами.
Задачи:
Образовательные
• формировать у детей подготовительной к школе группе выразительность речи.
• способствовать переносу накопленного художественного образа в творческую деятельность.
• формировать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов.
• прививать интерес родителей к использованию фольклора в семье.
Развивающие:
• развивать эмоционально – эстетическую отзывчивость, коммуникативные навыки общения
• развивать умение понимать содержание произведений устного народного творчества.
• развивать творческий потенциал ребенка.
Воспитательные:
• продолжать воспитывать интерес к народному творчеству русского народа.
• совершенствовать у воспитанников навыки культуры поведения и уважения к персонажам на праздниках и развлечениях.
• создать условия для организации досуга на базе ДОУ и доставить детям радость.
Паспорт проекта.
Тип проекта : познавательно-творческий.
Срок реализации проекта : краткосрочный: 1 месяц – с 11.11.2016г. по 11.12.2016г.
Участники проекта : музыкальный руководитель, воспитатель подготовительной к школе группе, воспитанники подготовительной к школе группы, родители.
Ожидаемый результат: В результате реализации данного проекта дошкольники познакомятся: с устным народным творчеством (пословицы, поговорки, с разными видами народной песни (хороводной, плясовой, шуточной, частушки, танцами, играми; с предметами быта и прикладного искусства, убранством русской избы (вышитые полотенца, самовар, посуда, русская печь) русского народа.
Этапы проекта :
1-подготовительный этап:
Цель: проанализировать данные условия и утвердить необходимость реализации проекта.
Содержание деятельности:
• выбор темы;
• формулирование целей и задач;
• разработка проекта;
• работа с методическим материалом;
• подбор музыкального материала;
• оформление музыкального зала в стиле русской избы;
• разработка сценария-развлечения;
• подготовка атрибутов.
2- основной этап (практический)
Цель: реализация досуга - развлечения, направленное на воспитание любви к народному творчеству русского народа.
Содержание деятельности:
Дата Вид деятельности Ответственные
11.11.2016г.
14.11.2016г.
16.11.2016г.
Знакомство воспитанников с бытом русского народа:
«Русская изба»
«Русская печь»
«Самовар»
(приложение 1) музыкальный руководитель
с 11.11.2016г. по
11.12. 2016г. Консультация для родителей: «Воспитание любви к народному творчеству у детей дошкольного возраста» (приложение 2);
консультация для воспитателей: «Роль фольклора в развитии и воспитании детей дошкольного возраста» (приложение 3);
буклеты для родителей (приложение 4);
папки-передвижки (приложение 5);
музыкальный руководитель
с16.11.2016г. по 11.12.2016г. Просмотр мультфильмов и беседа после просмотра:
«Антошка»
«Домовёнок Кузя»
«Масленица»
«Два веселых гуся»
«Муха-цокотуха»
«Вовка в тридевятом царстве»
«Гуси-лебеди»
музыкальный руководитель
с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Прослушивание русских народных песен:
«А я по лугу»» р. н. п., Ах вы сени, мои сени» р. н. п., «Во кузнице» р. н. п.
«Я с комариком плясала» р. н. п.
«Коробейники» р. н. п.
«Ой ниточка, тоненькая» р. н. п. музыкальный руководитель
08.12.2016г.
Рисование на тему : «Предметы быта русского народа»
(приложение6)
воспитатель
с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Разучивание песен: «Русская изба» муз, и сл. М. Пляцковского
«По малину в сад пойдем», муз. Е. Тиличеева, сл. Т. Волгиной,«Семечки» муз. и сл. Е. Ломакина, «Частушки» музыкальный руководитель
с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Совершенствование навыка игры на деревянных ложках музыкальный руководитель
с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Разучивание танца «Кадриль», «Матрёшки» музыкальный руководитель
с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Знакомство с русскими народными пословицами и поговорками.
(приложение 7) воспитатель
с 11.11.2016г. по 11.12.2016г. Картотека игр «Народные игры»
(приложение 8) музыкальный руководитель
3-заключительный этап:
Цель:
• итоговое мероприятие проекта;
• подведение итогов осуществленного проекта
Содержание деятельности:
• проведение развлечения «Веселые посиделки» 13.12.2016 г., ответственные: музыкальный руководитель, воспитатель;
• анализ результатов по реализации проекта.
Реализация проекта : Данный проект был реализован и заинтересовал воспитанников в ходе проведения развлечения «Веселые посиделки». Мероприятие проекта показало, что воспитанники с большим удовольствием исполняли народные песни, танцы, игры. В начале проекта я с воспитанниками провела ряд бесед: «Русская изба», «Русская печь», «Самовар». Беседы проходили в форме активного диалога с использованием наглядного материала. Воспитанники в своих ответах были сосредоточены и точны, а так же расширили свое представление о русской избе, русской печи, самоваре. Данные беседы способствовали воспитанию в детях чувства любви и интереса к народному быту.
Не обошлось и без помощи родителей. Мной была проведена консультация для родителей «Воспитание любви к народному творчеству у детей старшего дошкольного возраста», в которой раскрыла и донесла до их сознания,что если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям, то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции русской культуры, осознавать, понимать и активно самореализовать себя, как личность, любящую свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные песни, танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества, устный народный фольклор : считалки, пословицы, поговорки. А также договорились, что семейные традиции, народные праздники –это лучший воспитатель ребенка и создание семейных традиций- это прежде всего работа. Многие родители поделились своими традициями, как они отмечают народные праздники, такие как: «Колядки», «Масленица», «Троица».
Провела консультацию и для воспитателей: «Роль фольклора в развитии и воспитание детей старшего дошкольного возраста». Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения произведений детского фольклора, так как народная педагогика возникла, как практика, как искусство воспитания и всегда ее обогащала. Сказки, народные песни, пословицы, поговорки, считалки, потешки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики и широко применяются в работе ДОУ. Так же мы говорили, что большое значение фольклор имеет в развитии речи детей дошкольного возраста. Они характеризуются богатством, наполненностью, яркостью речи, интонационных нюансов - это не может не отразиться на речи ребенка. В связи с этим, мы поставили перед собой большую задачу - не просто представить как используется устное народное творчество в работе с детьми в нашем ДОУ, но показать, как детский фольклор стал важнейшим орудием нравственного, познавательного и эстетического воспитания детей. Поэтому считаем необходимым начинать знакомить детей с фольклорными произведениями как можно раньше.
Просмотр мультипликационных фильмов - это всегда радостное событие в жизни ребенка. В рамках проекта мы с воспитанниками с интересом просматривали музыкальные мультфильмы, а затем беседовали о просмотренном. Очень приятно услышать мнение ребенка, особенно удивляло, что дети непосредственны в своих рассуждениях, у них свои мысли и фантазии.
Воспитатель подготовительной к школе группе - АйгульХамзиевна приняла активное участие в работе проекта. По моей просьбе организовала урок рисования на тему: «Предметы быта русского народа», где дети с большим интересом и удовольствием рисовали рисунки с изображением самовара, русской печи, избы.
Воспитанникам было предложено выучить пословицы, а воспитателю поработать над интонацией и речью. Им рассказали, что пословица имеет поучительный смысл в котором отражен социально- исторический опыт людей.
Согласно моему годовому плану на середину декабря было запланировано открытое мероприятие «Веселые посиделки». И именно к нему мы готовились с воспитанниками и разучивали песни: «Русская изба» муз. и сл. М. Пляцковского, «По малину в сад пойдем» муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной, «Частушки», паралельно велась работа и над сольным пением, где мы разучили шуточную песню «Семечки» муз. и сл. Е. Ломакина и она прозвучала очень ярко, с большим успехом. Воспитанники с большим интересом отнеслись к постановке русского танца «Кадриль» ,выполняли и запоминали все показанные движения. А особенно их вдохновила игра на деревянных ложках под народную песню «Во кузнице» в обработке А. Жарова.
В плане реализации проекта было запланировано прослушивание русских народных песен. Дети с удовольствием слушали, иногда подпевали знакомые песни. С уверенностью можно сказать, что слушание народных произведений и дало эмоциональный толчок для разучивания песен, где они полностью оправдали мои надежды в достижении поставленной цели проекта.
Кто не любит игры? В них играют не только дети, но и взрослые, которые тоже когда-то были детьми. Большинство игр передается из поколения в поколение. С огромным удовольствием дети любят играть в подвижные и спокойные игры. В музыкальном зале мы с воспитанниками поиграли в уже знакомую им игру «Гори, гори ясно». Это старинная игра и не должна быть забыта. Она дает положительный результат, исполняет свое главное значение - доставляет детям удовольствие и радость. Поиграли и в новую для них игру «Смотай клубочек», и она вызвала у детей интерес и восторг.
Самым ярким и запоминающимся этапом в проекте было мое развлечение «Веселые посиделки». Необходимо было собрать нужный материал и атрибуты для оформления музыкального зала в стиле «Русской избы». В первую очередь возникла идея сделать русскую печь, найти старинные рушники, покрывала, подушки и другие предметы старины. Приятной неожиданностью была реакция родителей и воспитателей. Они помогли осуществить задуманное в реальность и уютная изба была готова к встрече гостей.
С самого начала в зале сложилась благоприятная и дружеская обстановка. Все воспитанники активно блистали своими талантами, будь то коллективное или сольное пение. С точностью исполняли танцевальные движения, вызывали радость и восторг своей игрой на ложках. Неожиданностью было и знакомство с запечным жителем – Домовым Кузей, с которым они поговорили и поиграли в народные игры. Атмосфера доброты, любви к народному творчеству, уважения к персонажу, тепла дарили ощущения поистине народного праздника.
• Итоги проекта : В рамках проекта педагоги провели все запланированные мероприятия с целью реализации досуга - развлечения, направленное на воспитание любви к народному творчеству русского народа. Воспитанники были активными участниками данного мероприятия и мы рассматриваем это развлечение не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с детьми. В заключение хочется отметить, что все поставленные задачи успешно решены и в ДОУ созданы условия для организации досуга-развлечения, работа по приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры путём знакомства с народным фольклором будет продолжаться, результат достигнут.
Список литературы:
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения:
Автор составитель: Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зубкова Пособие для руководителей и практических работников ДОУ -2-е изд., испр. И доп. -М. : АРКТИ,2004.-96с. (Развитие и воспитание дощкольника)
Приобщение старших дошкольников к традициям народного творчества: Авторы-составители: Л. О. Тимофеева, Н. Н. Волохова, Т. В. Тимофеева, В. Ф. Князева, И. В. Богачева «Программа, конспекты занятий», изд. «Учитель» г. Волгоград, 2016г. ,173с.
«Русские народные пословицы и поговорки» Автор составитель:
К. Г. Барсеньева - М. :ЗАО Центрполиграф, 2005г. ,383с.
Методическое пособие: Автор составитель: Н. Г. Пантелеева «Народные праздники в детском саду», изд. «МОЗАЙКА-СИНТЕЗ»,2014г. ,72с.