Получи документы

Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»

Сулейменова Ольга Петровна
Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Солнцевский детский сад

Проект «Берёзовые чудеса»

Старший дошкольный возраст

Вид проекта : исследовательский, информационный.

Введение: доброжелательное отношение ребёнка к природе и окружающему миру закладывается в раннем возрасте. Правильно организованная педагогическая деятельность с детьми дошкольного возраста, а также процесс общения с природой позволяют сформировать основы экологической культуры будущего члена общества.

Публикация «Проект для старших дошкольников „Берёзовые чудеса“» размещена в разделах

В наше время скоростей и технологий не всегда есть возможность остановиться, увидеть красоту природы, которая нас окружает. Дефицит общения детей с природой может впоследствии обернуться жестокостью, безнравственным и неуважительным отношением ко всему живому.

Дети стремятся к активной деятельности, важно поддерживать их в этом стремлении, способствовать дальнейшему развитию познавательной активности. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому необходимо использовать их любознательность, расширяя их познания энциклопедическими знаниями. Закреплять понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру, учить видеть «необычное» в обычном и использовать эти знания в своей жизни. Познавательную деятельность необходимо начинать с «ближайшего окружения» поэтому было решено раскрыть уникальные свойства берёзы способы их применения в жизни.

Актуальность: во время прогулок на территории детского сада и экскурсий в парк было отмечено, что у детей недостаточно хорошо сформированы представления о деревьях родного края. Знания детей о символе России - берёзе поверхностны и скудны. Воспитанники затруднялись в ответе на вопросы, о том, чем славиться берёзка, почему ее называют деревом четырёх дел. Какую пользу она приносит людям. Исходя из этого, было решено реализовать проект «Берёзовые чудеса». Проект позволит расширить знания детей о том, как велико значение берёзы в жизни человека. Поможет детям открыть для себя увлекательный мир природы родного края, увидеть неповторимость и целостность природы, вызовет желание общаться с ней. Научит видеть удивительное в самых обычных и привычных вещах. В процессе реализации проекта дети овладеют исследовательскими навыками и практическими умениями, которые смогут реализовать на практике в своей повседневной жизни.

Анализ ситуации: анализируя процесс реализации проекта надо отметить, что все мероприятия, предложенные в нем, содержат большое количество информации для детей. Проведя анкетирование родителей, выяснили, что у 80% из них берёза является любимым деревом. Многие родители знают о лечебных свойствах этого дерева. Они заинтересовались проектом,прониклись его важностью. Совместная работа детей педагогов и родителей, в рамках проекта получилась интересной и познавательной.

Постановка проблемы: какими уникальными свойствами обладает берёза, где они применяются в жизни?

Цель: Расширить запас знаний детей о дереве родного края – берёзе, её уникальных свойствах, значении для всего живого по средствам познавательно-исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей. Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.

Задачи:

1. Расширить познания воспитанников о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, бытовом применении.

2. Учить наблюдать, видеть причины, делать выводы.

3. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь по данной тематике.

4. Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в совместной и коллективной работе.

5. Закрепить знания правил поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

6. Познакомить с литературным и фольклорным материалом.

7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.

8. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Сроки реализации проекта : долгосрочный, 6 месяцев.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап – сентябрь

• Провести анкетирование родителей «Что мы знаем о берёзе».

• Подобрать репродукции картин.

• Отобрать произведения художественной литературы.

• Подобрать музыкальный материал.

• Провести консультации с родителями.

• Распределить материал между всеми участниками проекта.

• Подобрать подвижные, дидактические, речевые игры.

• Предварительный мониторинг знаний детей.

• Разработать перспективное планирование совместной деятельности

Основной этап.

Октябрь

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)«Белая берёза»

Художественно – эстетическое развитие: пластинография с использованием природного материала «Берёза в золото одета»; беседа по картине В. Поленов. «Золотая осень», И. Левитан «Осень»; разучивание песни «Берёзка» Муз. Е. Тиличеевой Сл. А. Абрамова.

Экспериментирование: рассматривание бересты; определение дерева по запаху листвы; составление круга жизни березового листа.

Опыт. «У кого прочнее?» (кора)

Наблюдения. Рассматривание поверхности листвы (форма, цвет).Черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья для гербария. Сравнить размер и форму березового и тополиного листа.

Проблемная ситуация: «Нужно ли убирать листья под деревьями?»,

«Какое дерево старше «Почему берёзу называют золотой.

Ноябрь

Познавательная развитие (ФЭМП) «Раз - березка, два - берёзка»

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Берёзовая роща» ;

рассматривание репродукции картины В. Нестеренко. «Последние листья», А. А. Пластова «Первый снег»; слушание музыкальных произведений, разучивание хороводных игр

Речевое развитие. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»

Наблюдение: утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?; рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Что происходит с деревьями когда приходит зима? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Света, тепла). Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Изменился ли её цвет? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Она холодная или теплая?

Проблемная ситуация. Значение листопада для жизни растений зимой. Трудовая деятельность. Сгребание опавшей листвы к деревьям закапывание её в землю – питание для деревьев. Опыт. Определение свойства древесины: опустить берёзовые палочки в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить палочки с камнем: что тяжелее? Выяснить, как человек использует березу, где используется это свойство? (строительство берястенных лодок, плотов)

Декабрь

Интегрированная НОД на тему «Чудо береста»

Речевое развитие: Чтение рассказа - сказки Е. Тимошенко «Ёлочки – метёлочки» Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» Художественно – эстетическое развитие: рисование «Белая берёза под моим окном…»; рассматривание репродукции картины К. Ф. Юон «Русская зима. Лигочёво»; разучивание русской народной песни «Во поле березонька стояла», хоровод «Ай, да, березка!» Муз. Т. Потапенко.

Наблюдения: исследовать снег вокруг дерева. Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Помочь дереву – при копать снегом корневую систему. Какие птицы дружат на берёзой.

Январь

Познавательное развитие. Викторина «Знатоки берёзовых чудес».

Наблюдения: за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Определение вида берёзы растущей в парке.

Проблемная ситуация. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная?

Социально – коммуникативное развитие. Встреча с охотинспектором РООиР Исилькульского района Ковтун В. П. на тему: «Береза в жизни животных и птиц нашего района»

Художественно - эстетическое развитие: музыкальная деятельность «Люблю берёзку русскую»; аппликация «Снежная красавица».

Речевое развитие. Чтение В. Бианки Волшебная берёзка; пересказ сказки Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Заключительный этап.

Февраль

Комплексное НОД «Дерево четырёх дел».

Развлечение «Ай, да берёзка».

Выставка совместного творчества родителей и детей поделок из берёзы и бересты «Берёзовые чудеса»

Март

Оформление в группе уголка «Березовые чудеса в жизни»

Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету»

Эксперимент Вода в жизни деревьев. Дерево весной. (веточка на окне) условия для «оживания» растения.

Оформление энциклопедии детских знаний «Берёзовые чудеса»

Игры В режимных моментах использовались следующие дидактические игры: «Подбери листочек», «Найди березу»,«Собери дерево», «Что лишнее?», «Подбери листок к дереву», «Найди листок-пару»,«Выращивание дерева» (Алгоритм практических действий); подвижные игры:«Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Раз, два, три к дереву беги», «Кто быстрее пробежит вокруг березы?»

Работа с родителями. Проведение анкетирование с целью выявления информированности по теме.

Консультация «Как наблюдать за деревьями во время прогулки».

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности : изготовление костюмов берёзок для танцев и хороводных игр, помощь детям в изготовлении альбома «Берёзы нашего села», оформление материала для энциклопедии детских знаний «Березовые чудеса».

Изготовление совместно с детьми поделок из бересты и древесины берёзы для выставки «Берёзовые чудеса». Родители оказали помощь в организации оформления уголка в группе «Берёзовые чудеса в жизни», организовали сбор природного материала, для пополнения развивающей среды.

Управление и обеспечение проекта : техническое: компьютер, фотоаппарат, видеопроектор, магнитофон. Методический инструментарий: презентация «Путешествие в прошлое берёзы», методическая и художественная литература, репродукции пейзажей и т. д. ; материал для художественного творчества.

Кадровое: взаимосвязь педагогов с родителями.

Нормативно – правовое: соблюдение СанПин в режиме дня, организация детской деятельности согласно возрастным особенностям.

Оценка результатов проекта : в проекте участвовала 28 воспитанников. На начало проекта уровень знаний по данной теме: 20% - высокий, 50% - средний, 30% - низкий. По окончанию проекта результаты заметно улучшились: 70% - высокий, 30% - средний. Проект получил высокую оценку и одобрение родителей.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов. Во время реализации проекта дети получили глубокие знания о дереве ближайшего окружения, приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. у них сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни, возникло понимание соблюдения с правил поведения в природе. Обогатился и активизировался словарный запас детей. Воспитанники познакомились народными традициями с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу. Активизировалось участие родителей в образовательном процессе. Поэтому, можно говорить о том, что в ходе реализации данного проекта были выполнены поставленные цели и задачи.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проект. Дети проявили большую заинтересованность в получаемых знаниях Им понравилось навещать, ставшие такими родными, берёзки и узнавать что-то интересное. Поэтому было решено: продолжить наблюдения за деревом в разное время года; пополнять энциклопедию детских знаний «Берёзовые чудеса»; организовать в парке экологическую тропу для дальнейшего развития исследовательской деятельности в ДОУ.

Приобщить родителей к акции «Сохраним берёзу здоровой». (Посещение березового леса во время сбора сока - лечение деревьев)

Литература

1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

2. Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию” Санкт –Петербург Детство пресс” 2003 г.

3. Пимон М. Р. Жизнь деревьев – Москва «Махаон» 2018г.

4. Расскажите детям о деревьях Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. Смирнов Ю. И Популярная энциклопедия растений Издательство: МиМ –Экспресс, 1997г.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Проект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольниковПроект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольников В сентябре Администрация г/о Саранск, Департамент по социальной политике управление образования в целях обеспечения безопасности детей на.

Проект «Что растет у нас в саду?» для старших дошкольниковПроект «Что растет у нас в саду?» для старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети все больше интересуются окружающим миром природы: они ловят жуков, муравьев, божьих коровок и других.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 10:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»» (включая файлы) размещена пользователем Сулейменова Ольга Петровна (УИ 2437810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД