МААМ-картинки

Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»

Сулейменова Ольга Петровна
Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Солнцевский детский сад

Проект «Берёзовые чудеса»

Старший дошкольный возраст

Вид проекта : исследовательский, информационный.

Введение: доброжелательное отношение ребёнка к природе и окружающему миру закладывается в раннем возрасте. Правильно организованная педагогическая деятельность с детьми дошкольного возраста, а также процесс общения с природой позволяют сформировать основы экологической культуры будущего члена общества.

Публикация «Проект для старших дошкольников „Берёзовые чудеса“» размещена в разделах

В наше время скоростей и технологий не всегда есть возможность остановиться, увидеть красоту природы, которая нас окружает. Дефицит общения детей с природой может впоследствии обернуться жестокостью, безнравственным и неуважительным отношением ко всему живому.

Дети стремятся к активной деятельности, важно поддерживать их в этом стремлении, способствовать дальнейшему развитию познавательной активности. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому необходимо использовать их любознательность, расширяя их познания энциклопедическими знаниями. Закреплять понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру, учить видеть «необычное» в обычном и использовать эти знания в своей жизни. Познавательную деятельность необходимо начинать с «ближайшего окружения» поэтому было решено раскрыть уникальные свойства берёзы способы их применения в жизни.

Актуальность: во время прогулок на территории детского сада и экскурсий в парк было отмечено, что у детей недостаточно хорошо сформированы представления о деревьях родного края. Знания детей о символе России - берёзе поверхностны и скудны. Воспитанники затруднялись в ответе на вопросы, о том, чем славиться берёзка, почему ее называют деревом четырёх дел. Какую пользу она приносит людям. Исходя из этого, было решено реализовать проект «Берёзовые чудеса». Проект позволит расширить знания детей о том, как велико значение берёзы в жизни человека. Поможет детям открыть для себя увлекательный мир природы родного края, увидеть неповторимость и целостность природы, вызовет желание общаться с ней. Научит видеть удивительное в самых обычных и привычных вещах. В процессе реализации проекта дети овладеют исследовательскими навыками и практическими умениями, которые смогут реализовать на практике в своей повседневной жизни.

Анализ ситуации: анализируя процесс реализации проекта надо отметить, что все мероприятия, предложенные в нем, содержат большое количество информации для детей. Проведя анкетирование родителей, выяснили, что у 80% из них берёза является любимым деревом. Многие родители знают о лечебных свойствах этого дерева. Они заинтересовались проектом,прониклись его важностью. Совместная работа детей педагогов и родителей, в рамках проекта получилась интересной и познавательной.

Постановка проблемы: какими уникальными свойствами обладает берёза, где они применяются в жизни?

Цель: Расширить запас знаний детей о дереве родного края – берёзе, её уникальных свойствах, значении для всего живого по средствам познавательно-исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей. Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.

Задачи:

1. Расширить познания воспитанников о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, бытовом применении.

2. Учить наблюдать, видеть причины, делать выводы.

3. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь по данной тематике.

4. Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в совместной и коллективной работе.

5. Закрепить знания правил поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.

6. Познакомить с литературным и фольклорным материалом.

7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.

8. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Сроки реализации проекта : долгосрочный, 6 месяцев.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный этап – сентябрь

• Провести анкетирование родителей «Что мы знаем о берёзе».

• Подобрать репродукции картин.

• Отобрать произведения художественной литературы.

• Подобрать музыкальный материал.

• Провести консультации с родителями.

• Распределить материал между всеми участниками проекта.

• Подобрать подвижные, дидактические, речевые игры.

• Предварительный мониторинг знаний детей.

• Разработать перспективное планирование совместной деятельности

Основной этап.

Октябрь

Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)«Белая берёза»

Художественно – эстетическое развитие: пластинография с использованием природного материала «Берёза в золото одета»; беседа по картине В. Поленов. «Золотая осень», И. Левитан «Осень»; разучивание песни «Берёзка» Муз. Е. Тиличеевой Сл. А. Абрамова.

Экспериментирование: рассматривание бересты; определение дерева по запаху листвы; составление круга жизни березового листа.

Опыт. «У кого прочнее?» (кора)

Наблюдения. Рассматривание поверхности листвы (форма, цвет).Черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья для гербария. Сравнить размер и форму березового и тополиного листа.

Проблемная ситуация: «Нужно ли убирать листья под деревьями?»,

«Какое дерево старше «Почему берёзу называют золотой.

Ноябрь

Познавательная развитие (ФЭМП) «Раз - березка, два - берёзка»

Художественно-эстетическое развитие: рисование «Берёзовая роща» ;

рассматривание репродукции картины В. Нестеренко. «Последние листья», А. А. Пластова «Первый снег»; слушание музыкальных произведений, разучивание хороводных игр

Речевое развитие. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»

Наблюдение: утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?; рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Что происходит с деревьями когда приходит зима? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Света, тепла). Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Изменился ли её цвет? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Она холодная или теплая?

Проблемная ситуация. Значение листопада для жизни растений зимой. Трудовая деятельность. Сгребание опавшей листвы к деревьям закапывание её в землю – питание для деревьев. Опыт. Определение свойства древесины: опустить берёзовые палочки в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить палочки с камнем: что тяжелее? Выяснить, как человек использует березу, где используется это свойство? (строительство берястенных лодок, плотов)

Декабрь

Интегрированная НОД на тему «Чудо береста»

Речевое развитие: Чтение рассказа - сказки Е. Тимошенко «Ёлочки – метёлочки» Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» Художественно – эстетическое развитие: рисование «Белая берёза под моим окном…»; рассматривание репродукции картины К. Ф. Юон «Русская зима. Лигочёво»; разучивание русской народной песни «Во поле березонька стояла», хоровод «Ай, да, березка!» Муз. Т. Потапенко.

Наблюдения: исследовать снег вокруг дерева. Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Помочь дереву – при копать снегом корневую систему. Какие птицы дружат на берёзой.

Январь

Познавательное развитие. Викторина «Знатоки берёзовых чудес».

Наблюдения: за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Определение вида берёзы растущей в парке.

Проблемная ситуация. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная?

Социально – коммуникативное развитие. Встреча с охотинспектором РООиР Исилькульского района Ковтун В. П. на тему: «Береза в жизни животных и птиц нашего района»

Художественно - эстетическое развитие: музыкальная деятельность «Люблю берёзку русскую»; аппликация «Снежная красавица».

Речевое развитие. Чтение В. Бианки Волшебная берёзка; пересказ сказки Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».

Заключительный этап.

Февраль

Комплексное НОД «Дерево четырёх дел».

Развлечение «Ай, да берёзка».

Выставка совместного творчества родителей и детей поделок из берёзы и бересты «Берёзовые чудеса»

Март

Оформление в группе уголка «Березовые чудеса в жизни»

Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету»

Эксперимент Вода в жизни деревьев. Дерево весной. (веточка на окне) условия для «оживания» растения.

Оформление энциклопедии детских знаний «Берёзовые чудеса»

Игры В режимных моментах использовались следующие дидактические игры: «Подбери листочек», «Найди березу»,«Собери дерево», «Что лишнее?», «Подбери листок к дереву», «Найди листок-пару»,«Выращивание дерева» (Алгоритм практических действий); подвижные игры:«Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Раз, два, три к дереву беги», «Кто быстрее пробежит вокруг березы?»

Работа с родителями. Проведение анкетирование с целью выявления информированности по теме.

Консультация «Как наблюдать за деревьями во время прогулки».

Привлечение родителей к участию в проектной деятельности : изготовление костюмов берёзок для танцев и хороводных игр, помощь детям в изготовлении альбома «Берёзы нашего села», оформление материала для энциклопедии детских знаний «Березовые чудеса».

Изготовление совместно с детьми поделок из бересты и древесины берёзы для выставки «Берёзовые чудеса». Родители оказали помощь в организации оформления уголка в группе «Берёзовые чудеса в жизни», организовали сбор природного материала, для пополнения развивающей среды.

Управление и обеспечение проекта : техническое: компьютер, фотоаппарат, видеопроектор, магнитофон. Методический инструментарий: презентация «Путешествие в прошлое берёзы», методическая и художественная литература, репродукции пейзажей и т. д. ; материал для художественного творчества.

Кадровое: взаимосвязь педагогов с родителями.

Нормативно – правовое: соблюдение СанПин в режиме дня, организация детской деятельности согласно возрастным особенностям.

Оценка результатов проекта : в проекте участвовала 28 воспитанников. На начало проекта уровень знаний по данной теме: 20% - высокий, 50% - средний, 30% - низкий. По окончанию проекта результаты заметно улучшились: 70% - высокий, 30% - средний. Проект получил высокую оценку и одобрение родителей.

Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов. Во время реализации проекта дети получили глубокие знания о дереве ближайшего окружения, приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. у них сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни, возникло понимание соблюдения с правил поведения в природе. Обогатился и активизировался словарный запас детей. Воспитанники познакомились народными традициями с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу. Активизировалось участие родителей в образовательном процессе. Поэтому, можно говорить о том, что в ходе реализации данного проекта были выполнены поставленные цели и задачи.

Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проект. Дети проявили большую заинтересованность в получаемых знаниях Им понравилось навещать, ставшие такими родными, берёзки и узнавать что-то интересное. Поэтому было решено: продолжить наблюдения за деревом в разное время года; пополнять энциклопедию детских знаний «Берёзовые чудеса»; организовать в парке экологическую тропу для дальнейшего развития исследовательской деятельности в ДОУ.

Приобщить родителей к акции «Сохраним берёзу здоровой». (Посещение березового леса во время сбора сока - лечение деревьев)

Литература

1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования

2. Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию” Санкт –Петербург Детство пресс” 2003 г.

3. Пимон М. Р. Жизнь деревьев – Москва «Махаон» 2018г.

4. Расскажите детям о деревьях Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.

5. Смирнов Ю. И Популярная энциклопедия растений Издательство: МиМ –Экспресс, 1997г.

6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010

Публикации по теме:

Краткосрочный проект «Сказка в музыке» для старших дошкольников Предлагаю краткосрочный проект по восприятию музыки. Паспорт проекта Участники проекта: музыкальный руководитель, дети старше-подготовтельной.

Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке»Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Поисково-исследовательский проект для старших дошкольников «Зима в Африке» Проект разработала: Завьялова Татьяна Николаевна. Вид проекта:.

Проект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольниковПроект по ПДД «Красный, желтый, зеленый» для старших дошкольников В сентябре Администрация г/о Саранск, Департамент по социальной политике управление образования в целях обеспечения безопасности детей на.

Проект «Что растет у нас в саду?» для старших дошкольниковПроект «Что растет у нас в саду?» для старших дошкольников В старшем дошкольном возрасте дети все больше интересуются окружающим миром природы: они ловят жуков, муравьев, божьих коровок и других.

Проект «Космический мир» для старших дошкольниковПроект «Космический мир» для старших дошкольников Тип проекта: информационно-познавательный, творческий. Продолжительность: краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: воспитатели, дети,.

Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников «Мальчики и девочки» МДОУ "Новомичуринский детский сад№1". Проект по гендерному воспитанию старших дошкольников "Мальчики и девочки". Из чего же, из чего же,.

Проект «Подвижные игры в самостоятельной деятельности старших дошкольников» (старшая группа общеразвивающей направленности) Составители проекта: воспитатель Карелина Е. А., музыкальный руководитель Виноградова Е. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»
Опубликовано: 2 ноября 2024 в 10:43
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»» (включая файлы) размещена пользователем Сулейменова Ольга Петровна (УИ 2437810) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 апреля 2025 четверг
День заботы о зубах!
Международный день скульптуры
Прививки - это серьезно!
25 апреля 2025 пятница
День пингвинов и южного сияния!
Осторожно, открытое окно!
Чемпионат по запуску бумажных самолетиков
День юных защитников природы!

Купить готовые материалы: конспекты с наглядным и дидактическим материалом для проведения занятий по экологии.
День дочери в России



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД