Сулейменова Ольга Петровна
Проект для старших дошкольников «Берёзовые чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение Солнцевский детский сад
Проект «Берёзовые чудеса»
Вид проекта : исследовательский, информационный.
Введение: доброжелательное отношение ребёнка к природе и окружающему миру закладывается в раннем возрасте. Правильно организованная педагогическая деятельность с детьми дошкольного возраста, а также процесс общения с природой позволяют сформировать основы экологической культуры будущего члена общества.
Публикация «Проект для старших дошкольников „Берёзовые чудеса“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
В наше время скоростей и технологий не всегда есть возможность остановиться, увидеть красоту природы, которая нас окружает. Дефицит общения детей с природой может впоследствии обернуться жестокостью, безнравственным и неуважительным отношением ко всему живому.
Дети стремятся к активной деятельности, важно поддерживать их в этом стремлении, способствовать дальнейшему развитию познавательной активности. Дети замечают такие мелочи, происходящие в природе, на которые взрослые просто не обращают внимание. Поэтому необходимо использовать их любознательность, расширяя их познания энциклопедическими знаниями. Закреплять понятия бережного, заботливого отношения к окружающему миру, учить видеть «необычное» в обычном и использовать эти знания в своей жизни. Познавательную деятельность необходимо начинать с «ближайшего окружения» поэтому было решено раскрыть уникальные свойства берёзы способы их применения в жизни.
Актуальность: во время прогулок на территории детского сада и экскурсий в парк было отмечено, что у детей недостаточно хорошо сформированы представления о деревьях родного края. Знания детей о символе России - берёзе поверхностны и скудны. Воспитанники затруднялись в ответе на вопросы, о том, чем славиться берёзка, почему ее называют деревом четырёх дел. Какую пользу она приносит людям. Исходя из этого, было решено реализовать проект «Берёзовые чудеса». Проект позволит расширить знания детей о том, как велико значение берёзы в жизни человека. Поможет детям открыть для себя увлекательный мир природы родного края, увидеть неповторимость и целостность природы, вызовет желание общаться с ней. Научит видеть удивительное в самых обычных и привычных вещах. В процессе реализации проекта дети овладеют исследовательскими навыками и практическими умениями, которые смогут реализовать на практике в своей повседневной жизни.
Анализ ситуации: анализируя процесс реализации проекта надо отметить, что все мероприятия, предложенные в нем, содержат большое количество информации для детей. Проведя анкетирование родителей, выяснили, что у 80% из них берёза является любимым деревом. Многие родители знают о лечебных свойствах этого дерева. Они заинтересовались проектом,прониклись его важностью. Совместная работа детей педагогов и родителей, в рамках проекта получилась интересной и познавательной.
Постановка проблемы: какими уникальными свойствами обладает берёза, где они применяются в жизни?
Цель: Расширить запас знаний детей о дереве родного края – берёзе, её уникальных свойствах, значении для всего живого по средствам познавательно-исследовательской деятельности, связной речи, мышления и творческих способностей. Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
Задачи:
1. Расширить познания воспитанников о значении березы в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, бытовом применении.
2. Учить наблюдать, видеть причины, делать выводы.
3. Развивать у детей познавательную активность, активизировать и обогащать их словарь по данной тематике.
4. Формировать в детях эмоционально-радостное ощущение от участия в совместной и коллективной работе.
5. Закрепить знания правил поведения в природе, убедить в необходимости их выполнения.
6. Познакомить с литературным и фольклорным материалом.
7. Воспитать уважительное отношение к экологическому труду взрослых, желание самим участвовать в трудовых действиях.
8. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Участники проекта : дети старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель. Сроки реализации проекта : долгосрочный, 6 месяцев.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап – сентябрь
• Провести анкетирование родителей «Что мы знаем о берёзе».
• Подобрать репродукции картин.
• Отобрать произведения художественной литературы.
• Подобрать музыкальный материал.
• Провести консультации с родителями.
• Распределить материал между всеми участниками проекта.
• Подобрать подвижные, дидактические, речевые игры.
• Предварительный мониторинг знаний детей.
• Разработать перспективное планирование совместной деятельности
Основной этап.
Октябрь
Познавательное развитие (ознакомление с миром природы)«Белая берёза»
Художественно – эстетическое развитие: пластинография с использованием природного материала «Берёза в золото одета»; беседа по картине В. Поленов. «Золотая осень», И. Левитан «Осень»; разучивание песни «Берёзка» Муз. Е. Тиличеевой Сл. А. Абрамова.
Экспериментирование: рассматривание бересты; определение дерева по запаху листвы; составление круга жизни березового листа.
Опыт. «У кого прочнее?» (кора)
Наблюдения. Рассматривание поверхности листвы (форма, цвет).Черешок. Какой он? Есть ли у него выемка? Провести пальчиком по жилкам. Найти разные оттенки листьев, собрать разноцветные листья для гербария. Сравнить размер и форму березового и тополиного листа.
Проблемная ситуация: «Нужно ли убирать листья под деревьями?»,
«Какое дерево старше?» «Почему берёзу называют золотой?».
Ноябрь
Познавательная развитие (ФЭМП) «Раз - березка, два - берёзка»
Художественно-эстетическое развитие: рисование «Берёзовая роща» ;
рассматривание репродукции картины В. Нестеренко. «Последние листья», А. А. Пластова «Первый снег»; слушание музыкальных произведений, разучивание хороводных игр
Речевое развитие. Заучивание стихотворения А. Прокофьева «Люблю берёзку русскую»
Наблюдение: утром рассмотреть иней на деревьях. Что это такое? Откуда он взялся? Когда появляется? Какого цвета?; рассмотреть дерево. Куда делись листья? (Березка стоит голая). Что происходит с деревьями когда приходит зима? (Сбрасывают свой наряд и засыпают). Почему листочки не растут осенью? Чего не хватает дереву? (Света, тепла). Продолжить изучение коры, погладить ее. Какая она в это время года? Изменился ли её цвет? Вспомнить, для чего нужна дереву кора. Она холодная или теплая?
Проблемная ситуация. Значение листопада для жизни растений зимой. Трудовая деятельность. Сгребание опавшей листвы к деревьям закапывание её в землю – питание для деревьев. Опыт. Определение свойства древесины: опустить берёзовые палочки в воду и посмотреть, тонут они или нет. Почему не тонут? (Легкие). Сравнить палочки с камнем: что тяжелее? Выяснить, как человек использует березу, где используется это свойство? (строительство берястенных лодок, плотов)
Декабрь
Интегрированная НОД на тему «Чудо береста»
Речевое развитие: Чтение рассказа - сказки Е. Тимошенко «Ёлочки – метёлочки» Разучивание стихотворения С. Есенина «Белая берёза» Художественно – эстетическое развитие: рисование «Белая берёза под моим окном…»; рассматривание репродукции картины К. Ф. Юон «Русская зима. Лигочёво»; разучивание русской народной песни «Во поле березонька стояла», хоровод «Ай, да, березка!» Муз. Т. Потапенко.
Наблюдения: исследовать снег вокруг дерева. Измерить его глубину палочкой. Чем больше снега, тем теплее дереву зимой. Помочь дереву – при копать снегом корневую систему. Какие птицы дружат на берёзой.
Январь
Познавательное развитие. Викторина «Знатоки берёзовых чудес».
Наблюдения: за деревом в ветреную и безветренную погоду. Что делает дерево зимой? Мешает ли ему ветер? Понаблюдать, как качаются, гнуться ветки. Определение вида берёзы растущей в парке.
Проблемная ситуация. Какая погода больше нравится березке: ветряная или безветренная?
Социально – коммуникативное развитие. Встреча с охотинспектором РООиР Исилькульского района Ковтун В. П. на тему: «Береза в жизни животных и птиц нашего района»
Художественно - эстетическое развитие: музыкальная деятельность «Люблю берёзку русскую»; аппликация «Снежная красавица».
Речевое развитие. Чтение В. Бианки Волшебная берёзка; пересказ сказки Пересказ русской народной сказки «Как коза избушку построила».
Заключительный этап.
Февраль
Комплексное НОД «Дерево четырёх дел».
Развлечение «Ай, да берёзка».
Выставка совместного творчества родителей и детей поделок из берёзы и бересты «Берёзовые чудеса»
Март
Оформление в группе уголка «Березовые чудеса в жизни»
Решение проблемных ситуаций: «Откуда берется березовый сок», «Без билета по белу свету»
Эксперимент Вода в жизни деревьев. Дерево весной. (веточка на окне) условия для «оживания» растения.
Оформление энциклопедии детских знаний «Берёзовые чудеса»
Игры В режимных моментах использовались следующие дидактические игры: «Подбери листочек», «Найди березу»,«Собери дерево», «Что лишнее?», «Подбери листок к дереву», «Найди листок-пару»,«Выращивание дерева» (Алгоритм практических действий); подвижные игры:«Кто больше соберет грибов подберезовиков», «Раз, два, три к дереву беги», «Кто быстрее пробежит вокруг березы?»
Работа с родителями. Проведение анкетирование с целью выявления информированности по теме.
Консультация «Как наблюдать за деревьями во время прогулки».
Привлечение родителей к участию в проектной деятельности : изготовление костюмов берёзок для танцев и хороводных игр, помощь детям в изготовлении альбома «Берёзы нашего села», оформление материала для энциклопедии детских знаний «Березовые чудеса».
Изготовление совместно с детьми поделок из бересты и древесины берёзы для выставки «Берёзовые чудеса». Родители оказали помощь в организации оформления уголка в группе «Берёзовые чудеса в жизни», организовали сбор природного материала, для пополнения развивающей среды.
Управление и обеспечение проекта : техническое: компьютер, фотоаппарат, видеопроектор, магнитофон. Методический инструментарий: презентация «Путешествие в прошлое берёзы», методическая и художественная литература, репродукции пейзажей и т. д. ; материал для художественного творчества.
Кадровое: взаимосвязь педагогов с родителями.
Нормативно – правовое: соблюдение СанПин в режиме дня, организация детской деятельности согласно возрастным особенностям.
Оценка результатов проекта : в проекте участвовала 28 воспитанников. На начало проекта уровень знаний по данной теме: 20% - высокий, 50% - средний, 30% - низкий. По окончанию проекта результаты заметно улучшились: 70% - высокий, 30% - средний. Проект получил высокую оценку и одобрение родителей.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов. Во время реализации проекта дети получили глубокие знания о дереве ближайшего окружения, приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. у них сформировалась заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут пригодиться им в жизни, возникло понимание соблюдения с правил поведения в природе. Обогатился и активизировался словарный запас детей. Воспитанники познакомились народными традициями с произведениями великих русских мастеров воспевших берёзу. Активизировалось участие родителей в образовательном процессе. Поэтому, можно говорить о том, что в ходе реализации данного проекта были выполнены поставленные цели и задачи.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проект. Дети проявили большую заинтересованность в получаемых знаниях Им понравилось навещать, ставшие такими родными, берёзки и узнавать что-то интересное. Поэтому было решено: продолжить наблюдения за деревом в разное время года; пополнять энциклопедию детских знаний «Берёзовые чудеса»; организовать в парке экологическую тропу для дальнейшего развития исследовательской деятельности в ДОУ.
Приобщить родителей к акции «Сохраним берёзу здоровой». (Посещение березового леса во время сбора сока - лечение деревьев)
Литература
1. Веракса Н. Е., Васильева М. А., Комарова Т. С. «От рождения до школы» Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования
2. Воронкевич О. А. “Добро пожаловать в экологию” Санкт –Петербург Детство пресс” 2003 г.
3. Пимон М. Р. Жизнь деревьев – Москва «Махаон» 2018г.
4. Расскажите детям о деревьях Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г.
5. Смирнов Ю. И Популярная энциклопедия растений Издательство: МиМ –Экспресс, 1997г.
6. Шорыгина Т. А. Деревья. Какие они? – М. : Издательство ГНОМ и Д, 2010