Любовь Москвитина
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
▼ Скачать + Заказать документы
Байкал — жемчужина Сибири
униципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Огонёк»
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
Подготовила:
Воспитатель Москвитина Л. А.
2018 г.
Проект «Байкал — жемчужина Сибири»
Паспорт проекта
* Автор проекта : воспитатель старшей- подготовительной группы
Москвитина Л. А.
* Вид проекта – групповой
* Тип – Познавательный, информационно – творческий.
Темочки:
* По составу участников – дети старшей- подготовительной группы, родители, педагоги.
* Возраст детей – 6-7 лет
*Продолжительность проекта : краткосрочный, 2 недели (05.11.2018
- 16.11. 2018).
Актуальность:
Любой регион, любая местность неповторимы в своей природе.
Мы живем в уникальном месте, на территории нашей Иркутской области расположен «Священный Байкал», которое частично расположено на территории республики Бурятия. Байкал – крупнейшее хранилище и фабрика высококачественной и чистой воды, которой можно напоить весь мир. В наше время остро стоит проблема с загрязнением водоемов исчезновением чистой воды и обитающей в ней рыб, проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в природе, часто безграмотная, безответственное отношение к природе приводит к экологической катастрофе. Задача человечества сохранить чистоту воды, сберечь окружающую природу Байкала, разумно пользоваться ее недрами. С малых лет надо научить ребенка познавать природу, любить и оберегать ее.
Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составной частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу – воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.
Цель:
*сформировать у детей представления о родном крае, о местонахождении Байкала (внешний вид, география, климат, вода);
* об уникальности озера Байкал;
*о позитивной и негативной деятельности человека на Байкале;
* способствовать развитию благоприятных детско–родительских отношений посредством организации совместного
досуга
Задачи проекта :
1. Образовательные:
* Формировать у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде (Байкале);
*Познакомить с отличительными особенностями рыб (форма тела, плавники)
*Формировать у детей элементарные формы наглядно-действенного и наглядно-образного мышления;
2. Развивающие:
*Развивать связную речь, обогащать словарь детей, фантазию, воображение, творческие способности.
3. Воспитательные:
*Воспитывать экологическую грамотность и культуру, красоту окружающего мира;
*Воспитывать любовь к природе родного края, восприятие ее красоты и многообразия.
*Вызвать желание бережно относиться к богатствам природы, понять, что лишь тогда в водоемах будет много рыбы, когда вода в них станет чистой, и каждая рыбка будет иметь возможность оставить потомство;
*Привлечь родителей к совместной работе.
*Организовать совместный досуг ДОУ и семье.
Гипотеза: использование методов экологического воспитания в работе, для формирования экологически целесообразного образа жизни с детьми.
Планируемые результаты: : дети должны иметь первичные представления о многообразии животного и растительного мира родного края; стать более наблюдательными; задавать интересующие вопросы; рассказывать о природе Прибайкалья; иметь простейшие представления о природоохранных действиях людей и желание самим участвовать в них, отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к природе; иметь навыки проектирования (уметь находить интересующую информацию, быть самостоятельными и активными; знать традиции народов Прибайкалья, интересоваться настоящим, прошлым и будущим своего родного края.
Реализация проекта позволит объединить детей и родителей группы в одну большую и дружную семью и воспитает экологически грамотную и культурную личность, научит бережно относиться к Байкалу и к окружающей природе.
Предполагаемые риски реализации проекта и их минимизация
I Невозможность выезда детей на экскурсию к озеру наблюдение за рыбой
Пути решения:
1) Экскурсия через презентации (виртуальные);
II Низкая активность участия родителей
Пути решения:
1) Проведение внутригрупповых конкурсов, викторин;
2) Организация совместного творчества с детьми создания мини- проекта «Байкал- жемчужина Сибири».
Перспективное планирование по реализации проекта
Этапы реализации проекта
Вводный срок реализации.
Информационно-накопительный: октябрь месяц 2018г Ответственные и участники
Цель Предполагаемый результат Содержание
1. Подбор и изучение справочной, энциклопедической и методической литературы по данной теме.
1. Накопление и систематизация информации по теме
2. Повышение экологической грамотности и культуры родителей.
3. Информировать родителей воспитанников об актуальности взаимодействия семьи и ДОУ.
1. Анкетирование
2. Составление с родительским комитетом плана работы над проектом.
3. Подборка и изготовление дидактических игр. Макета озера Байкал.
4. Пополнение ИКТ среды.
5. Фото сессия «Жители подводного мира» Предоставили материал из Музея- Листвянка.
8. Подборка консультаций для родителей:
«Что должны знать дети об обитателях Байкала!»
«Эндемики Байкала!»
«Чистая вода всем нужна!» Воспитатель, родители
Воспитатель
Воспитатель
Основной этап. Практический: срок реализации:
5-16 ноября 2018 г.
1. Установить с родителями доверительные и партнёрские отношения.
2. Положительное развитие эмоциональной сферы детей, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей. 1. Интеграция совместной деятельности детей и родителей дома с их деятельностью в дошкольном образовательном учреждении.
2. Появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей. 1. Оформление уголка
«Удивительное озеро- Байкал!» «Коллекция камешек, песка».
3.«Макет – озеро Байкала в группе».
4. Презентация
«Животный и растительный мир Байкала!»
5. Изготовление памяток
«Берегите Байкал!»
Словотворчество
1. Чтение художественной литературы : Сборник сказок про Иркутскую область.
2. Беседа «Мы с тобой Байкал друзья»
3. Дидактическая игра с мячом «Воздух, вода, земля»
4. Дидактическая игра «Что это такое»
5. Просмотр презентаций «Обитатели Байкала»
6. Просмотр видео фильмов: «Путешествие на вертолете», «Путешествие с Хрюшей», «Ветра Байкала», «Красная Книга края».
Художественное творчество
1. Пластилинография «Байкальская нерпа»
2. Выставка поделок совместно с родителями «Нерпеныш-белячок».
3. «Изготовление книжек малышек (совместно с родителями) «Рыбы и другие подводные обитатели Байкала»
Воспитатель, родители, дети
Родители
Воспитатель,
Воспитатель, родители
Воспитатель,
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Воспитатель, дети
Итоговый. Оценочно – рефлексивный срок реализации: 16 ноября 2018 г.
Анализ и обобщение результатов внедрения проекта, закрепление, полученных знаний детей в ходе реализации проекта. Подведение итогов.
1. Повышение уровня экологической грамотности родителей.
2. Собственное стремление родителей к активному участию в совместной деятельности детского сада и семьи (к совместному проживанию всех этапов детства своего ребенка)
Обобщение опыта работы.
Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей
«Что я знаю о Байкале»
Защита мини- проектов : «Байкал- жемчужина Сибири»
Воспитатель, родители, дети
В журнале «Сибирячек» есть замечательное высказывание В. Жемчужного : «Когда живешь на Байкале – в этом храме, сотворенном из первобытных скал, чистейшей воды, таежного воздуха и тишины, — трудно поверить в то насилие, которое творит «цивилизованный» мир над природой. Путешественник, исследователь Жак Ив Кусто писал: «Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями».
Исходя из этого, мы решили начать с детьми работу по воспитанию экологического воспитания на основе изучения природы родного края, одновременно проводить просветительную работу с родителями.
В своей работе по ознакомлению детей с природой родного края, озера Байкал, я столкнулась с такими трудностями:
- нет систематизации материала по данной проблеме
- отсутствие дидактического материала, адаптированного для детского сада
- мало художественной литературы
- к сожалению, приходится констатировать, во первых что мы живем в дали от озера. и не всем приходиться побывать на Байкале, во вторых родителей вынуждены переключать свои усилия на создание материального фона семьи как условия её выживания.
Проект «Байкал – жемчужина Сибири» - это один извариантов формирования эмоционального, доброжелательного отношения дошкольников к родному краю, бережного, заботливого отношения к уникальному озеру, воспитаниялюбознательности, желания постоянно открывать что-то новое, экспериментировать.
Этапы реализации проекта :
Информационно-накопительный этап:
Предметная среда окружает и влияет на ребенка уже с первых минут его жизни. Однако истинно развивающей средой является, та, в которой ребенок может самостоятельно действовать. Вот поэтому свою работу я начала с создания предметно-развивающей среды.
Для ознакомления детей с природой родного края и озером Байкал, я оформила уголок «Край родной». Здесь я разместила: карту озера Байкал, Родители помогли сделать макет озера Байкал, альбомы: «Растительный мир Байкала», «Животный мир Байкала», сделала коллекцию байкальских камней, песка, гербарий лекарственных трав; приобрела детскую художественную и энциклопедическую литературу о родном крае; поместила в уголок подборку журналов «Сибирячек», подобрала аудиокассеты: «Голоса птиц», «Звуки природы» и видеофильмы: «Путешествие на вертолете», «Растительный мир берегов Байкала», «Путешествие с Хрюшей», «Красная Книга Сибири».
Двое воспитанников со своими родителями в это лето ездили на Байкал, они поделились опытом увиденного. Дети были довольны они много что могли рассказать, показав фотографии, привезенные сувениры. Я сама в это лето была в Листвянке в музее. Привезла фотографии, видео- обитатели глубин морских. Эти путешествия на Байкал оставили у меня и детей незабываемые впечатления.
Совместная работа важна тем, что сближает воспитателей, родителей и детей, способствует созданию дружеских отношений, взаимопонимания.
О Байкале создана обширная специальная литература. Однако для широкого круга читателей она мало доступна, а голод на познавательную литературу об озере по-прежнему велик. Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете. Мы с рождения впитываем в себя картины своей родины. Они влияют на наш характер и в немалой степени определяют нашу человеческую сущность. Мы живем подле Байкала, и не можем похвалиться, что знаем его хорошо, потому что узнать и понять его невозможно.
Основной этап. Практический В этот период моей задачей было заинтересовать детей. Я подготовила для детей письмо, которое якобы пришло от Лесовичка. В этом письме Лесовичок сообщает о том, что на Байкале случилась беда : нерпа попала в рыбацкие сети, нерпёнок остался один, без мамы и ему грозит беда. Дети заинтересовались, кто такой нерпёнок, где живет, появилось желание помочь малышу. Они начали рассматривать альбомы, книги о Байкале, расспрашивать родителей, обращаться к ним с просьбой, свозить их на Байкал.
Одной из форм организации детей при ознакомлении с природой родного края являются занятия. Так, например, на занятии «Первое знакомство с Байкалом» я познакомила детей с географической картой, расположением озера Байкал, рассказала об уникальном озере, о реках, о ветрах. Познакомились с самым крупным островом Ольхон.
На занятии «Животный мир Байкала» закрепили знания о природе Байкала, о рыбах и млекопитающих. Познакомились с цепью питания животных.
На занятии «В гостях у Лесовичка» познакомились с кедром, кедровыми орехами, их неоценимой пользой для человека и диких животных.
Такие занятия, как, например», «Кто живет в лесу», «Все нужны на земле» способствовали изучению не только растительного и животного мира, но и умению составлять рассказы о птицах и животных.
На занятии «Красная книга Сибири»» дали понять о назначении заповедника и парка, о различии между ними, уточнили знания детей предназначении Красной книги. Большой интерес вызвали у детей нетрадиционные занятия такое, как КВН».
Параллельно с занятиями знакомила детей с художественными произведениями, легендами и сказками о родном крае и об озере Байкал. Эти произведения дополняли и обогащали впечатления детей. Детям очень нравились стихи, в которых воспевались красота Ангары, могущество Байкала. Считаю, что эти стихи помогли мне воспитать в детях чувство гордости за родной край, эстетический вкус.
Мы разгадывали загадки. Они служили увлекательным способом обучения.
Дидактический смысл проектной деятельности заключался в том, что с его помощью развивалась познавательная активность, самостоятельность, творчество, желание работать в коллективе.
Итоговый. Оценочно – рефлексивный
Итоговыми мероприятиями была :
Викторина для детей старшего дошкольного возраста и родителей
«Что я знаю о Байкале»;
Защита мини- проектов : «Байкал- жемчужина Сибири»
В результате проведенной работы у детей появилось желание побывать на Байкале. Естественно, сухое познание природы ни к чему не приведет. Ребенок не полюбит, пока не увидит красоту, пока не обрадуется ей, пока не удивится. И поэтому в конце проекта мы пожелали друг другу все-таки увидеть эту чудесную красоту.
Для каждого, кто приезжает на Байкал, встреча с озером это огромная радость и огромное наслаждение. Тот, кто хоть раз побывал на Байкале, непременно постарается сюда вернуться, а уж запомнит его навсегда – такова притягательная сила уникального творения природы.
Анализируя свою работу по теме» Воспитание любви к родному краю на примере озера Байкал» я поняла, что экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию.
Байкал создан как венец таинств, природы, не для производственных потребностей, а для того чтобы мы могли пить из него чистую воду, главное и бесценное богатство, любоваться его красотой, дышать чистым воздухом.
Как хорошо, что у нас есть Байкал – могучий, богатый, величественный, неповторимый! Как хорошо, что он у нас есть!
Я верю, что наши дети, когда вырастут, будут любить свою малую родину и беречь ее.