Елена Сидоренко
Проект «Азбука безопасности» для детей старшего дошкольного возраста
Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе
Электронные дидактические пособия как эффективное средство формирования основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе как одного из необходимых условий социализации личности ребенка.
Публикация «Проект „Азбука безопасности“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Безопасность, ОБЖ. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2021
Одним из направлений содержания социально-коммуникативного развития дошкольников, определенного ФГОС дошкольного образования, является формирование у детей основ безопасного поведения в быту и социуме и природе. Безопасность жизни ребёнка и охрана его здоровья – одна из актуальнейших задач дошкольного образования. При этом важно не просто оберегать ребёнка от опасностей, а готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представления о наиболее опасных ситуациях. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.
Формирования у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе требует от педагогов поиска новых и эффективных форм и методов работы. В своей работе я использую различные формы работы с детьми: беседы, дидактические игры, сюжетно- ролевые игры, игры драматизации, настольно- печатные игры и т. д. Но последнее время, я стала замечать, что интерес детей к стандартам методам обучения резко сократилось. Возник вопрос о поиски новых форм обучения, которые бы повысили процесс формирования знания у детей. К таким форм можно отнести электронные дидактические пособия. Предлагаю Вашему вниманию электронное дидактическое пособие дорожная азбука, которое я использую при формирования основ безопасного поведения детей на дороге.
Тема пособия: «Азбука безопасности».
Возраст целевой группы : старший дошкольный возраст.
Тип проекта : краткосрочный (месяц)
Цель пособия: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.
Задачи пособия:
1. Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
2. Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
3. Продолжать формировать элементарные представления о способах взаимодействия с растениями и животными;
4. Довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения для сохранения и укрепления здоровья.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный этап.
Содержание деятельности воспитателя и детей :
• выбор темы и ее актуальность;
• формулировка цели и определение задач;
• подборка материала по теме проекта.
2. Основной этап
Перспективный план работы
Раздел Формы проведения.
Тематика. Задачи
Ребенок и другие люди Беседа «Кто нас окружает».
Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.
Организованная образовательная деятельность
«Как себя вести с незнакомыми
Людьми». Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок»)
Беседа «Если тебя обидели».
Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.
Ребёнок и природа Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием мультимедийного оборудования. Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду.
Расширить словарный запас.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Рассматривание альбома «Ядовитые растения».
Познакомить детей с самыми распространен-ными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакоными растениями.
Д/и «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод»
Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
Ребёнок дома Организованная образовательная деятельность
«Пожар»
с использованием мультимедийного оборудования Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар.
Познакомить детей с назначением телефонного номера 01
Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.
Игра-драматизация. «Кошкин дом». Развивать творческие способности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар.
Дидактическая игра «Электроприборы» Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими.
Ребёнок на улице
Беседа «Вот эта улица, вот этот дом». Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания
Организованная образовательная деятельность с ИКТ
«Мчатся по улице автомобили». Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский, их назначением.
Научить правилам поведения в общественном транспорте.
Воспитывать культуру поведения.
Беседа «Если ты – пассажир».
Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в автобусе.
Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе.
Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход»
с использованием мультимедийного оборудования
Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть»,
Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»;
Закреплять знания детей о функциях светофора
Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть
Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.
Беседа «Где должны играть дети». В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.
Чтение стихотворения С. Я. Маршака "Мяч" Закреплять правила игры на улице.
Д/и «Светофор». Закреплять знания о значении сигналов светофора.
3. Заключительный этап
Показ мультимедийной презентации
Работа с презентацией:
1 Слайд. Титульный слайд пособия.
Воспитатель называет игру, предлагает ребёнку поиграть в эту интересную и увлекательную игру.
2 Слайд. Знакомство с главным героем.
Воспитатель спрашивает ребенка, знаком ли он с героем игры. Предлагает ему помочь.
3 Слайд. Первое задание «Третий лишний».
На слайде расположены три картинки с играющими детьми. Ребенок должен помочь главному герою найти неверную картинку, где детям нельзя играть.
Если ребенок выберет неправильный ответ, картинка встряхнется.
Если ответ правильный, фигура исчезнет.
4 Слайд. Второе задание «Третий лишний».
На слайде расположены три картинки с играющими детьми. Ребенок должен помочь главному герою найти неверную картинку, где детям нельзя играть.
Если ребенок выберет неправильный ответ, картинка встряхнется.
Если ответ правильный, фигура исчезнет.
5 Слайд. Третье задание «Определи знак».
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть дорожные знаки и картинку с ситуацией.
Спрашивает, какой дорожный знак должен Каркарыч поставить в этом месте? Если ребенок выбирает правильный знак, то при щелчке мыши он встает на место. Если не правильно, знак исчезает.
6 Слайд. Четвертое задание «Определи знак».
Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть дорожные знаки и картинку с ситуацией.
Спрашивает, какой дорожный знак должен Каркарыч поставить в этом месте? Если ребенок выбирает правильный знак, то при щелчке мыши он встает на место. Если не правильно, знак исчезает.
7 Слайд. Пятое задание «Определи сигнал».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с ситуацией. Каркарыч затрудняется определить, какой сигнал должен гореть на светофоре в данный момент? Предлагает помочь с выбором. Если ребенок отвечает правильно, нужный сигнал встает на место Если неправильно он исчезает.
8 Слайд. Шестое задание «Определи сигнал».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинку с ситуацией. Каркарыч затрудняется определить, какой сигнал должен гореть на светофоре в данный момент? Предлагает помочь с выбором. Если ребенок отвечает правильно, нужный сигнал встает на место Если неправильно он исчезает.
9 Слайд. Седьмое задание «Верно- неверно».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. Просит помочь главному герою, определить в какой ситуации дети поступают правильно.
Если ребенок находит правильный ответ, картинка увеличивается. Неправильно, исчезает.
10 слайд. Восьмое задание «Верно- неверно».
Воспитатель предлагает рассмотреть картинки. Просит помочь главному герою, определить в какой ситуации дети поступают правильно.
Если ребенок находит правильный ответ, картинка увеличивается. Неправильно, исчезает.
11 Слайд. Девятое задание «Отгадай загадку».
Воспитатель читает загадку. Предлагает найти отгадку из предложенных на экране. Если ответ правильный, картина увеличится. Если неправильный - картина исчезнет.
12 Слайд. Одиннадцатое задание «Отгадай загадку».
Воспитатель читает загадку. Предлагает найти отгадку из предложенных на экране. Если ответ правильный, картина увеличится. Если неправильный - картина исчезнет.
13 Слайд. Каркарыч поздравляет ребенка аплодисментами за успешно выполненные задания.