Елена Харькина
Проект «Азбука безопасности детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
«Азбука безопасности детей дошкольного возраста»
ТЕМАТИЧЕСКАЯ НЕДЕЛЯ: "Если ты один дома".
Пояснительная записка.
Детский сад «Березка» работает по программе «Детство». Девиз программы: «Чувствовать. Познавать. Творить», поэтому одной из интересных форм работы в детском саду стала работа с использованием метода проектной деятельности проект «Азбука безопасности» - социальный проект. Социальный проект – это деятельность, направленная на результат, который получается при решении той или иной социальной проблемы. Тип проекта (практико-ориетированнный) рассматривает опережающее развитие как постановку перед ребенком целей и задач на интеллектуальное и социальное самообучение. Это позволяет создать систему мотивации для саморазвития личности ребенка, привить системный позитивный образ мышления, развить способность ребенка оценивать последствия поступков и влияние привычек на качество жизни, и наконец, получать удовольствие от развития собственных талантов и склонностей. В данном проекте социально значимой проблемой является безопасное поведение детей в окружающем мире : правила безопасного поведения на дороге и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; правила пожарной безопасности в быту, при чрезвычайных ситуациях; правилам поведения в природе и пропаганда здорового образа жизни.
Публикация «Проект „Азбука безопасности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Актуальность проблемы:
Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается со знакомства объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. Каким стал опасным окружающий мир – это дороги; бытовая техника; пожары в природе и в доме; ядовитые и опасные для детей растительный мир.
Огромную роль в социальном образовании детей дошкольного возраста играет практическая, деятельность в условиях окружающей жизни. Изучать их можно в процессе проектно – исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные познавательные навыки: учится наблюдать, рассуждать, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения, словом развивает познавательные способности.
Правильно научить ребенка вести себя в опасных ситуациях, одна из важных задач родителей и воспитателей, то есть взрослых людей, которые находятся рядом с ребенком.
Цель: формирование осознанного правильного поведения, позволяющего избегать опасных ситуации дома.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения дома;
2. Уточнить представления детей об опасных для жизни предметах;
3. Упражнять детей в умении правильно и быстро принимать решения в экстренной ситуации;
4. Развивать у детей самостоятельность, ответственность, умение объяснить собственное поведение;
5. Воспитывать смелость, находчивость, решительность;
6. Развивать коммуникативные качества.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок "Волк и семеро козлят", "Заюшкина избушка", Г. Шалаева "Правила поведения для воспитанных детей", просмотр мультфильма "Малыш и Карлсон". Рассматривание иллюстрации о работе пожарных, врачей, полиции.
Участники проекта : дети средней возрастной группы, воспитатели, родители.
Ход занятия:
Дети из группы № 10 пришли в гости к детям в группу № 7.
Воспитатель № 1: Здравствуйте ребята! Малыш друг Карлсона у вас?
Ответы детей.
Воспитатель № 2: Он к нам обещал прийти, ждем. И вы подождите вместе с нами.
Входит малыш.
М. : Здравствуйте! Я вас нашел. Немного заблудился, потому-что забыл адрес. А может я ошибся и пришел не туда? Ой, куда я попал? Какой это детский сад? Как называется? А вы ребята из какой группы? Вас так много! А вы наверное из другой группы?
Ответы детей.
М. : Ну тогда правильно, ничего не перепутал. Сюда пришел.
(Падает у Малыша пуговица, отрывается).
М. : Ой, у меня оторвалась пуговица. Что же делать? Меня мама ругать будет! (плачет)
Советы детей.
Входит Фрекен Бок.
Ф. Б. : Ах, вот ты где Малыш! Что случилось, почему плачешь?
Дети объясняют.
Ф. Б. : Да это же пустяки, пуговицу можно пришить. Малыш успокойся и подай мне стул.
Малыш неправильно несет стул.
Ф. Б. : Как ты несешь стул? Ребята кто знает, как надо нести стул? И почему так, а не иначе?
Фрекен Бок усаживается на стул.
Ф. Б. : А теперь несите мне иголку и нитки, сейчас пришью пуговицу.
Воспитатель № 2 (подает игольницу и рассыпает булавки, скрепки (железные предметы). Ой, я сейчас соберу! (Пытается собрать руками).
Ф. Б. : (возмущенно). Не сметь так собирать, не уже ли вы не знаете, почему нельзя собирать руками острые предметы? Малыш объясни, как надо собирать острые предметы?
М. : Я забыл.
Ф. Б. : А вы ребята знаете, или тоже забыли?
Ответы детей.
Ф. Б. : Хотите, я вам покажу фокус? (Собирает острые предметы - магнитом). Спомощью чего я собрала острые предметы?
Ответы детей.
Ф. Б. : Правильно, с помощью магнита. Раз и готово! А теперь и пуговищу пришью. Считайте до пяти.
Дети считают до пяти.
М. : Спасибо за помощь. А теперь идем ко мне домой. Там нас наверное Карлсон заждался. Всех приглашаю к себе в гости.
(Проходят сначала в музыкальный зал взрослые, а затем дети из группы).
Ф. Б. : Мы сейчас пойдем в гости к Малышу, и повторим как надо идти соблюдая правила, чтобы не случилась беда.
М. : Идти шагом, завязать или застегнуть обувь, не толкаться, не шуметь, не отставать.
Беседа с детьми.
Дети приходят в музыкальый зал. Там их встечает Карлсон. Звучит музыка. Карлсон сидит на подоконнике и смотрит в окно.
Малыш подбегает к Карлсону.
М. : Привет Карлсон! (садится с ним на подоконник).
К. : Привет, Малыш! Ты не один?
М. : Я ребят в гости привел. Они хотят с тобой поиграть.
К. : Привет ребята! Залезайте ко мне на подоконник, садитесь рядом!
Ф. Б. : (возмущенно). Безобразие! Что вы позволяете, разве так можно? Это неприлично, невоспитанно. Вы сидите на подоконнике, это очень опасно! Ребята скажите почему опасно сидеть на подоконнике?
Ответы детей.
Зазвонил телефон у Фрекен Бок и она отвлеклась
К. : Ну хорошо, хорошо. Спрыгиваем Малыш. Ребята, давайте поиграем, смотрите что у меня есть. Но надо отгадать загадку:
В маленькой коробочке сестрички-невелички,
Лежат - молчат, чиркнешь - горят.
(Спички)
Хотите покажу? (Показывает и подбрасывает вверх).
М. : Карлсон, а может ненадо? Мне папа не разрешает со спичками играть! А вам ребята, дают дома спички? А почему как вы думаете? А кому можно спички брать?
Ответы детей.
К. : (обиженно). Я так не играю! Что за дети, даже пошалить нельзя! (Отходит в сторону).
М. : Ребята помогите собрать спички, пока родители не пришли, а то попадет нам! (звучит спокойная музыка).
Ф. Б. : Это что спички? Это же опасно? Возмутительно: то вы сидите на подоконнике, то играете со спичками! Отдайте, сейчас же спички мне!
Малыш подает коробочку Фрекен Бок.
Ф. Б. : (Забирает спички). У меня от ваших шалостей заболела голова! (Садится на диван).
К. : Ой, бедная Фрекен Бок! Простите нас. Ребята что можно сделать, чтобы у Фрекен Бок перестала болеть голова?
Ответы детей.
К. : (приносит аптечку). У меня есть аптечка, сейчас я выберу самую яркую и красивую таблетку и дам ее Вам Фрекен Бок.
Ф. Б. : Нет! Не приму я эту таблетку Карлсон, подумай почему? Ребята помогите Карлсону, ответить!
Ответы детей.
Ф. Б. : (подсказывает если дети затрудняются). Да потому что дают средства от головной боли, а не любые таблетки, да еще и без рекомендации врача. Лучшее средство для меня - это тишина и просмотр телепередач.
Игра молчанка.
Ф. Б. : Усаживайтесь поудобнее, и будем смотреть передачу. А где же пульт?
Карлсон и Малыш приносят пульт и тянут его каждый к себе.
Ф. Б. : Подайте пульт мне. Я сегодня увидела, что вы совершенно не соблюдаете правила безопасности. Поэтому, я предлагаю посмотреть следующий фильм.
Включается презентация фильма "Один дома".
Слайд 1: Ребенок открывает незнакомому человеку дверь.
Ф. Б. : коментирует - А это, что такое. Этот малыш залез на стул и открывает дверь, какому-то незнакомому человеку! Вы тоже дети, когда остаетесь дома одни, то открываете, дверь всем кто постучит?
Ответы детей.
Ф. Б. : Да, конечно, никогда нельзя открывать двери незнакомым людям, всегда соблюдайте правила безопасности.
Слайд 2: Разбросанные игрушки.
Ф. Б. : Посмотрите, там дети прыгают, играют, а игрушки разбросаны, это не безопасно. Карлсон - ответь почему опасно?
К. : Нет, это здорово. Все игрушки видно, правда, ребята?
Ф. Б. : Карлсон, вы опять не правы. Как маленьким помочь играть безопасно? Вы ребята знаете?
Ответы детей.
Ф. Б. : Как я рада! Вы все правильно говорите. Чтобы не нанести себе травмы нужно убрать все игрушки, играть аккуратно и ни чего плохого не случиться. (Фрекен Бок встает с дивана и указывает на беспорядок на столе). А вот, у нашего Малыша, тоже беспорядок на столе.
М. : Это не беспорядок! Это мой друг Карлсон принес волшебные картинки, их надо раскрасить любой краской, а там вас ждет сюрприз.
Все занимаются раскрашиванием картинок. Во время работы рассказывают, что появляется на картинках.
К. : (смотрит на ребят и ни чего не понимает). Ни чего не понимаю, что за картинки? Принес белые листы, а здесь! Как это получилось? Откуда взялось?
Ф. Б. : Я кажется догадалась. Здесь нарисованы опасные и безопасные предметы. Я ва предлагаю посыграть в игру. К Малышу подойдут дети у которых предметы безопасные, а ко мне подойдут дети - у которых опасные предметы изображены.
Игра "Предметы опасные и безопасные".
Ф. Б. : А давайте ребята мы Карлсону подарим опасные предметы, пусть он их запомнит и обращается с ними очень осторожно.
Дарят Карлсону картинки с изображением опасных предметов.
Ф. Б. : Запомни Карлсон и соблюдай правила безопасности дома.
К. : Спасибо ребята! Вы научили меня, как нужно вести себя, если остаешься один дома. За это я хочу угастить вас конфетами. Вы любите конфеты?
Карлсон раздает конфеты детям.
К. : Ну, я полетел! До свидания.
Прощаются с Карлсоном.
Ф. Б. : Я рада что вы знаете, как уберечь себя от многих бед, когда остаешься один дома. Выполняйте эти нетрудные правила и с вами никогда ничего плохого не случиться. А сейчас мы вас проводим в ваши группы. До свидания. Будьте здоровы!
В ходе проведения тематической недели «Если ты один дома» предполагаемые результаты были достигнуты: мы обогатили опыт детей в сфере социального воспитания путем использования разных методов и приемов. Собрали богатый материал о безопасности детей в доме, обобщили опыт работы по данному занятию. В период работы тематической недели на тему: «Если ты один дома» пополнился словарный запас детей. На протяжении всех занятий у детей формировалось стремление к познанию объектов окружающего мира, научились делать простые выводы, устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать и называть правила безопасного поведения в доме. Просвещение родителей дало большой плюс в социальном воспитании детей группы.
Работа над проектом продолжается. И впереди у нас много новых идей.