Початкина Татьяна
Проект «Азбука безопасности» (вторая ранняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ
«АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
(2 ранняя группа)
Воспитатель
Початкина Т. П.
с. Левокумское
2021год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проблема защиты от опасностей возникла одновременно с появлением человека на земле. Многие правила безопасности формулировались, когда люди пытались защититься от диких зверей и природных явлений.
Публикация «Проект „Азбука безопасности“ (вторая ранняя группа)» размещена в разделах
Со временем изменились условия жизни человека, изменились и правила безопасности жизнедеятельности. Теперь они связаны с интенсивным движением транспорта на городских улицах, развитой сетью коммуникаций, большим скоплением людей, многообразием техники в доме.
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к различным сложным, а порой опасным жизненным ситуациям.
Правила поведения и различные запреты непосредственным образом связаны с условиями жизни человека. Они имеют определенный, порой жизненно важный смысл. Однако взрослые, стремясь оградить детей от физических и психических травм, как правило, либо используют долгие наставления и нравоучения, либо регулируют поведение детей путем прямых запретов. И тот, и другой путь мало, а чаще всего вообще неэффективны. Для того, чтобы прямые запреты стали реальными нормами поведения детей и действительно выполняли охранную функцию, необходимо чтобы дети увидели ту или иную ситуацию со стороны и даже сами приняли в ней участие. Только тогда им будет понятно, что можно, а чего нельзя делать, как поступить в той или иной ситуации.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется человеческая личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности своего существования. Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты своего ребенка. Детям нужно разумно помогать избегать повреждений, ведь невозможно все время водить их за руку, удерживать возле себя. Необходимо воспитывать привычку правильно пользоваться предметами быта, учить общаться с животными, объяснить как вести себя во дворе, на улице и дома. Нужно привить детям навыки поведения в ситуациях, чреватых получением травм, формировать у них представление о наиболее типичных, часто встречающихся ситуациях.
Проблема: у детей младшего дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на экстремальные ситуации, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, их непосредственность, любопытство часто ставит их перед реальной опасностью.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Цель: формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту, социуме, природе, воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Задачи:
- анализ, созданных в группе условий для формирования первичных представлений о безопасности;
- дополнение, обновление, совершенствование предметно – пространственной среды группы для развития познавательного интереса детей;
- создавать условия для поддержки и инициативы ребенка в разных видах деятельности;
- развивать у детей интерес к окружающим предметам, проявлять настойчивость в достижении результатов своих действий,
- развивать речь, стремление к общению со взрослыми и сверстниками, подражать им в движении и действиях;
- повышать квалификацию педагогов через самообразование;
- повышать компетенцию родителей по вопросам безопасности у детей раннего возраста;
- создавать условия для участия родителей в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта;
- обобщить и представить опыт реализации Проекта.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
- дети дошкольного возраста (2 - 3 года);
- воспитатели группы;
- родители (законные представители) воспитанников.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Срок реализации проекта : 1 неделя (05.04.2021 – 09.04.2021)
СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Направление деятельности Содержание деятельности
Создание развивающей предметно – пространственной среды в группах 1. Приведение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО (см. п. 3.3.4) : развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
2. Пополнение библиотеки группы литературой по реализации данного проекта.
Совместная образовательная деятельность в рамках основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) 1. Организация и Проектирование совместной образовательной деятельности с учетом целей и задач настоящего Проекта, возрастных особенностей детей:
• организация различных видов детской деятельности и культурных практик;
• организация проектной деятельности с детьми и родителями;
• организация и проведение с детьми тематических мероприятий.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) 1. Консультации, информирование по вопросам реализации Проекта
2. Участие родителей (законных представителей) в запланированных мероприятиях по реализации данного Проекта.
Анализ эффективности проекта 1. Анализ и оценка результатов сотрудничества с родителями (законными представителями).
2. Обобщение и презентация результатов Проекта.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап:
1. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2. Подбор художественной литературы, развивающих мультфильмов, цикла бесед по безопасности.
3. Изготовление дидактических игр.
4. Подбор наглядно - иллюстративного материала.
Основной этап:
Реализация проекта
Заключительный этап:
Итоговое мероприятие «В гости к Светофорчику».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Развивающая предметно – пространственная среда в группах соответствует требованиям ФГОС ДО.
• Совместная образовательная деятельность в детском саду проектируется и осуществляется с учетом современных педагогических технологий образования дошкольников.
• У детей сформированы элементарные знания по правилам безопасности поведения в природе.
• У детей сформированы первичные представления о некоторых видах транспортных средств, о машине, улице, дороге.
• Дети знакомы с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами.
• У детей развит познавательный интерес.
• Педагог обладает достаточной квалификацией для решения вопросов и реализации
направлений данного проекта.
• Родители (законные представители) принимают активное участие в совместной деятельности с детьми.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н. Н., Стёркина Р. Б. «Безопасность». - СПб. : «Детство - Пресс», 2004.–144 с.
- Козловская Е. А. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма. - М. : «Издательский Дом Третий Рим», 2008 – 55 с.
- Рублях В. Э. Правила дорожного движения. - М. : «Просвещение», 1984, издание 9 – 48 с.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. - М. : «Просвещение», 1989 – 64 с.
- Шурыгина Т. А. Осторожные сказки. - М. : «Книголюб», 2002 – 80 с.
- Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста/Хромцова Т. А. – М. :
Педагогическое общество России, 2007.
- Основы пожарного поведения/Глибина Л. В. и др – Вологда, 2002.
- Мультфильмы «Кошкин дом», «Краденое солнце», «Смешарики. Азбука пожарной
безопасности».
- Иллюстрации, плакаты по теме.
План мероприятий тематической недели:
«Неделя безопасности»
во 2 ранней группе (2 – 3 года)
Ни для кого не секрет, что жизнь и здоровье наших детей это самое ценное для любого родителя. К сожалению, в последнее время взрослые все чаще начинают беспокоиться за безопасность малышей. Родители опасаются отпускать детей гулять без присмотра взрослых, переводят через дорогу не объясняя как это нужно делать правильно; убирают опасные предметы из поля видимости ребенка, вместо того чтобы рассказать почему этот предмет опасен.
А ведь лучшая гарантия безопасности – это умение самим ребенком в каждой конкретной ситуации найти самый безопасный выход из нее. Таким образом, мы с вами должны помочь каждому ребенку получить необходимые знания и умения по безопасности.
Используя правила безопасного поведения в группе детского сада с детьми в режимных моментах, требуя выполнения их дома и на улице – мы более продуктивно сможем донести до детей, а значит, и обогатить их жизненный опыт по данной проблеме. Кроме того, родители почувствуют себя более компетентными в воспитании сына или дочери, в формировании у малыша навыков охраны личного здоровья.
С этой целью в нашей группе проводятся разнообразные формы мероприятий по безопасности. В основном работа ведется через совместную и индивидуальную деятельность.
В рамках недели безопасности в своей группе мы проводили следующие мероприятия:
1. Безопасность на дороге.
1.1 Рассматривание альбома «Транспорт»
1. 2 Чтение художественной литературы: Г. Косова «Большие и маленькие машины». В. Лиходед «Очень важные машины», А. Тюняев «Дорожные знаки».
1.3 Игры с правилами «Правильно – неправильно», «Собери машину» (пазлы, «Найди такую же машинку».
1.4 Интеллектуальная игра «Собери светофор», «Разноцветные автомобили».
1.5 Сюжетно – ролевая игра «Поликлиника».
1.6 Музыкальная деятельность «Вот мы в автобусе сидим…» (слушание и пение).
1.7 Изобразительная деятельность. «Раскрась светофор».
1.9 Решение проблемных ситуаций «О чем говорит светофор?» (дид. игры по ОБЖ)
2. Пожарная безопасность.
2.1 «Спички – невелички» беседа о пожароопасных предметах.
2.2 Театрализованная игра «Кошкин дом»
2.3 Лепка. «Колеса для пожарной машины».
2. 4 Просмотр мультфильмов: «Кошкин дом», «Краденое солнце», «Смешарики. Азбука пожарной безопасности».
2.5 Конструирование «Новый дом для кошки».
3. Безопасность в быту.
3.1 Беседа «Не ешь сосульки и снег».
3.2 Решение проблемных ситуаций «Как был наказан любопытный язычок?».
3.3 Театрализованная игра «Волк и семеро козлят»
3.4 Игра с правилами «Опасно – неопасно».
3.5 Рассматривание карточек «Бытовая техника», «Инструменты».
3.6 Игровая ситуация по режимным моментам с использованием художественного слова «Ай лады, лады, лады…» (о мытье рук).
3.7 Игра с правилами «Посмотри и назови».
3.8 Сюжетно – ролевая игра «Парикмахерская» (о бытовых приборах – фен, ножницы).
4. Итоговое мероприятие «В гости к Светофорчику».
5. РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
5. 1 Стендовая информация: «Правила безопасного дорожного движения», «Опасная ситуация: пожар», «Дети не умеют летать»
5.2 Консультация «Не оставляйте детей без присмотра!»
5.3 Папка-передвижка «Опасные предметы»