татьяна фомина
Проект «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой»
Проект
«Артикуляционная гимнастика
с биоэнергопластикой»
Тип проекта:
• по составу участников – групповой (дети, родители, педагоги);
• по целевой установке – информационно – творческий; практико-ориентированный.
• по срокам реализации – среднесрочный (с 1 сентября 2024г. по 28 декабря 2024г.)
Актуальность
Важным условием для начала успешного школьного обучения ребёнка является хорошо сформированная устная речь. Современный ребёнок перед поступлением в школу должен уметь правильно произносить звуки, иметь развитый фонематический слух, знать буквы, читать слоги, иметь богатый словарный запас, строить развёрнутые, связные, грамматически верно оформленные высказывания.
Формирование правильной речи, а в частности правильного звукопроизношения у детей – это сложный процесс, на протяжении которого ребенок учится: управлять своими органами речи, воспринимать обращенную к нему речь, осуществлять контроль за речью окружающих и собственною речью.
Правильное произнесение звуков обеспечивается благодаря хорошей подвижности органов артикуляции. Для формирования необходимых и полноценных артикуляционных укладов используется артикуляционная гимнастика. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения органов артикуляции становятся точными, сильными, уверенными, что в свою очередь помогает длительному удерживанию артикуляционных поз и правильному звукопроизношению.
Проблема
К сожалению, ежедневные занятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения проблем в звукопроизношении не имеют эффективной коррекционной направленности. Для улучшения результата работы над артикуляцией я решила использовать необычный и нестандартный метод – биоэнергопластика.
Такая гимнастика помогает длительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой детей и педагога.
Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной гимнастики, на основе применения биоэнергопластики.
Задачи:
1. Исследовать понятие «биоэнергопластика». Обобщить рекомендации различных авторов по применению биоэнергопластики в коррекции речевых нарушений.
2. Обосновать необходимость использования данного метода в коррекционной работе; проследить эффективность применения биоэнергопластики в коррекционном процессе.
3. Объяснить, как средства биоэнергопластики могут способствовать развитию артикуляционной моторики.
4. Повысить профессиональный уровень.
5. Создать условия для проведения коррекционных занятий, адаптировать упражнения биоэнергоплатсики к индивидуальным особенностям детей со сложными речевыми нарушениями.
6. Развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное внимание, межполушарные взаимосвязи; формировать умение действовать по словесным инструкциям.
7. Привлечь воспитателей и родителей группы к работе по применению данного метода.
8. Проанализировать результативность работы.
Участники: дети старшей группы компенсирующей направленности, воспитатели, родители.
Основные направления реализации проекта – индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми.
Ожидаемые результаты:
Применение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой будут способствовать привлечению интереса детей к выполнению упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики, будут способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики, совершенствованию координаций движений, развитию памяти, внимания, мышления.
Выполнение элементов гимнастики руками и языком требует от ребёнка максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, сформированной пространственной ориентировки, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ. Сильная мотивация, применение игрового метода на занятиях развивают и укрепляют мышцы артикуляционного аппарата, что значительно облегчит постановку и введение звуков в речь.
В результате проделанной работы родители активно включатся в коррекционно-развивающий процесс по устранению речевых недостатков детей в домашних условиях, будут самостоятельно использовать полученные знания и материалы. Повышается педагогическая компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка.
Этапы реализации проекта:
I. Подготовительный (с 01.10.24г. – 18. 10.24г.)
1. Диагностика речевого развития детей (с 02.09.24г. по 18.09.24г., определение структуры дефекта, его клинические проявления и пути коррекции.
Во время диагностики дети показывают ряд неврологических особенностей. Они неуклюжи, нескоординированы, плохо ориентируются в пространстве и в схеме собственного тела. При увеличении динамической нагрузки падает качество движений, распадаются позы. Многим недоступно выполнение артикуляционных проб: ребята ошибаются, быстро утомляются, движения становятся неточными, нарушаются ритм, темп, плавность. Чем сложнее задание для языка и челюсти, тем активнее включаются в движения пальчики, появляются гиперкинезы (насильственные движения) кистей рук. С психологической точки зрения у детей отмечается эмоционально-волевая незрелость, нарушения памяти, внимания, познавательной активности, коммуникативные трудности.
2. Определение проблемы, цели и задач проекта.
3. Изучение литературы и опыта работы по использованию «биоэнергопластики».
4. Разработка проекта.
5. Изготовление и подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.
6. Работа с детьми:
знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки;
проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики (по традиционной методике);
7. Работа с родителями:
консультация «Артикуляционная гимнастика – основа звукопроизношения";
выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию артикуляционной моторики детей.
II. Основной (с 18.10.24г. по 29.11.24г.)
1. Работа с детьми:
проведение индивидуальных и подгрупповых занятий - выполнение артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:
• упражнения для губ, челюсти и языка с использованием ведущей руки ребенка;
• упражнения для языка с использованием другой руки ребенка;
• артикуляционные упражнения с использованием обеих рук ребенка.
Подача упражнений на этом этапе имеет свои особенности: доступность материала; восприятие материала ребенком; наглядность; образность; поэтапное выполнение действий и упражнений; строгая дозировка материала; качество выполнения действий, а не их количество; ритм; запоминание текстовок (согласно индивидуальным возможностям).
придумывание сказок о Веселом Язычке;
заготовка материала «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
2. Работа с родителями:
консультация «Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой, как одна из инновационных технологий в логопедии»,
индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенного звука или группы звуков;
оформление альбома «Артикуляционная гимнастика в картинках»;
3. Работа с воспитателями:
консультация для педагогов группы компенсирующей направленности ДОУ «Артикуляционная гимнастика с элементами биоэнегропластики»
4. Создание картотеки упражнений, сказок.
III. Итоговый (с 28 11. 24 по 28.12.24г.)
1. Отслеживание количественных и качественных результатов коррекционно-развивающих мероприятий
2. написание отчета
Риск проекта: частые пропуски детей без причины, болезни, карантин.