Ирина Чучалина
Проект адаптационной группы кратковременного пребывания «Кроха» для детей от 1 до 2 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми мы предлагаем три направления:
• Познавательное - развитие речи; основы элементарных математических представлений; ознакомление с окружающим миром; основы этикета.
• Творческое - лепка; рисование; конструирование; музыкальное развитие.
• Оздоровительное – «дорожки здоровья», полоса препятствий, дыхательная гимнастика, развитие двигательных навыков, логоритмика.
Публикация «Проект адаптационной группы кратковременного пребывания „Кроха“ для детей от 1 до 2 лет» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- ГКП. Группы кратковременного пребывания
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Содержание образовательного процесса в группе выходного дня режима кратковременного пребывания определяется методическими рекомендациями по воспитанию, обучению и развитию детей до 3-х лет «Кроха» под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Кочетовой, Д. В. Сергеевой. Диагностика детей раннего возраста проводится в соответствии с рекомендациями разработанными К. Л. Печорой по материалам Н. М. Аксариной.
Музыкальное развитие детей раннего возраста основывается на парциальной программе «Топ-хлоп, малыши» под редакцией Т. Сауко и А. Бурениной (музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста).
Изобразительная деятельность детей от 1,5 до 2-х лет включает в себя три раздела: рисование, аппликация и лепка. В основе занятий лежит традиционная методика обучения детей изобразительной деятельности (Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1987; Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 1986; Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991).
Возраст от 1,5 года до 2-х лет является важным периодом речевого развития детей. Речевые игры и упражнения — одно из важнейших средств развития ребенка. Их содержание и форма проведения представлены в методическом пособии «Играем с малышами» под редакцией Г. Г. Григорьевой. Пособие разработано в соответствии с программой по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет «Кроха».
Организация и методика воспитательной работы по физической культуре с детьми 1,5 -2 лет построена с учетом рекомендаций по проведению физкультурных занятий в помещении и на воздухе Маханевой М. Д. и методических рекомендаций Лайзане С. Я.
В раннем возрасте фундаментом познавательного развития является восприятие окружающей действительности, на развитие которого направлено сенсорное воспитание. Основная его задача — помочь ребенку накопить представления о цвете, форме, величине, фактуре и других свойствах предметов и явлений. В работе по сенсорному воспитанию мы используем методические рекомендации Венгера Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».
Работа психолога строится на основе рекомендаций Лютовой Е. К., Мониной Г. Б. «Тренинг общения с ребенком» (период раннего детства).
Занятия проводятся на базе МКДОУ детский сад «Солнышко» в утреннее время в выходные дни. Каждое занятие длится 30 минут и состоит из нескольких блоков. Смена деятельности не даёт малышам почувствовать усталость.
Не все направления присутствуют на каждом занятии. Они чередуются, по-разному соединяются. Но на каждом занятии их не меньше трёх.
В работе с детьми раннего возраста мы также использовали:
* игровую терапию, которая положительно влияет на развитие ребенка, так как игра является для них средством коммуникации и одной из форм «самотерапии», благодаря которой смогут быть отреагированы различные проблемы в развитие ребенка.
* логоритмику (технология М. Ю. Картушиной) :
* телесную терапию : пальчиковые игры. рисование пальцем;
* элементы парной гимнастики. Она дает возможность родителям заняться физкультурой вместе с детьми, снизить дефицит общения.
Наиболее эффективные формы работы с родителями:
• совместные игры взрослых и детей.
Цель – заинтересовать игрой ребенка и родителей, а также обучить их приемам вовлечения детей в игру и способам игровой деятельности. Постепенно педагог включает родителей в совместные с детьми игры, занятия: учит использовать игрушки, предметы, игровое пространство, обсуждать с ними события, происходящие в группе.
Изменение степени участия родителей в педагогическом процессе организуются по схеме: наблюдатель - помощник - активный участник - организатор деятельности.
В рамках реализации проекта были найдены следующие организационные способы привлечения родителей к сотрудничеству с детским садом:
• презентация опыта семейного воспитания "Наша семья";
• проведен конкурс «Семейные традиции»,
• практикумы «Наши пальчики играют», «Если ребенок не разговаривает»,
• выпуск «Газеты для родителей», освещающей основные вопросы специфики взаимодействия с детьми раннего возраста,
• создание информационного стенда «Мы растем день за днем». Данный стенд – это фоторепортаж о деятельности детей в группе, на прогулке;
• тренинги: "Психологическое сопровождение развития ребенка раннего возраста", "Как общаться с ребенком раннего возраста".
• развивающие занятия, проводимые педагогами с родителями и детьми. Такие занятия проводятся индивидуально и решают, прежде всего, задачу консультирования и обучения родителей способам развивающего взаимодействия с ребенком. Весь период между выходными родители занимаются с ребенком самостоятельно в соответствии с полученными рекомендациями;
Режим дня.
10.00 – 10.40 Приём детей, свободная игровая деятельность, двигательная активность, индивидуальные беседы, консультации психолога с родителями, организованные игры психолога с детьми.
10.40 – 11.10 Подготовка и проведение
развивающих игр (НОД) с воспитателем:
- продуктивные виды деятельности (лепка, рисование, аппликация) ;
- динамические паузы (полоса препятствий, дорожка здоровья, игры на руках и коленях родителей) ;
- игры на развитие познавательной активности;
- подвижные игры.
11.10 – 11.25 Гигиенические процедуры.
11.25 – 11.55 Организация и проведение игр – занятий (НОД) с музыкальным руководителем.
11.55 –12.30 Гигиенические процедуры, питьевой режим.
Свободная игровая деятельность, индивидуальная работа с детьми, беседы и консультации с родителями.
12.30 – 13.00 Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой.
Работа над проектом позволила прогнозировать стратегию вхождения ребенка в детское сообщество группы детского сада: педагог должен как и мать вызывать у малыша чувство защищенности. Наряду с интересом, воспитатель, прежде всего, вызывает у детей чувство доверия к себе. Работа показала – последнее возможно в тесном контакте с матерью ребенка: малыш должен видеть и чувствовать исключительную доброжелательность и заинтересованность педагога к ней и ребенку, доказано, что адаптация маленького ребенка связана в основном не с условиями привыкания (режим, привыкание, среда и др., а с общением, взаимоотношениями педагога с малышом, т. е. социализацией.
Увеличение охвата детей раннего возраста дошкольным образованием.
Литература:
"Кроха" - программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, авторы программы Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева;
К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста»;
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина пособия из серии «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»;
Е. В. Ларичева «Развивающие занятия для родителей и детей»;
«Топ-хлоп, малыши» под редакцией Т. Сауко и А. Бурениной (музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста) ;
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1987;
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 1986;
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991;
«Играем с малышами» Г. Г. Григорьева;
Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;
Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг общения с ребенком» (период раннего детства. Литература:
"Кроха" - программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений, авторы программы Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева;
К. Л. Печора «Развитие и воспитание детей раннего возраста»;
М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина пособия из серии «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь»;
Е. В. Ларичева «Развивающие занятия для родителей и детей»;
«Топ-хлоп, малыши» под редакцией Т. Сауко и А. Бурениной (музыкально-ритмическое воспитание детей раннего возраста);
Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников. - М., 1987;
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. — М., 1986;
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. - М., 1991;
«Играем с малышами» Г. Г. Григорьева;
Венгер Л. А. «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет»;
Лютова Е. К., Монина Г. Б. «Тренинг общения с ребенком» (период раннего детства.