Елена Хабузова
Проект «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада.
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.»
В. А. Сухомлинский.
Тип проекта : социальный.
Публикация «Проект „Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2014
Вид проекта : групповой, долгосрочный.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы успешно адаптировать детей и родителей к условиям детского сада.
Проблема:
С поступлением ребенка раннего возраста в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий, распланированный режим дня, отсутствие родителей в течение дня несколько часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками и малознакомыми ему взрослыми, новое помещение, совершенно другой стиль общения. Все эти изменения обрушиваются на ребенка внезапно и одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям. Это и послужило причиной тому, что проблема привыкания ребенка к детскому саду стала очень актуальной.
Цель : помочь детям в адаптации к условиям детского сада.
Задачи :выявление психолого-педагогических условий успешной адаптации детей раннего возраста к условиям д/с; создание благоприятных условий для комфортного пребывания в д/с ;формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Паралельно с решением основных задач решаются задачи комплексного развития детей : снятие эмоционального и мышечного напряжения ; снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии ; развитие навыков взаимодействия детей друг с другом ; развитие внимания,восприятия,речи,воображения ;развитие чувства ритма,общей мелкой моторики,координации движений ;развитие игровых навыков,произвольного поведения.
Участники проекта : дети 1,6-2 лет,воспитатели, родители,узкие специалисты.
Продолжительность проекта : бессрочный.
Ожидаемым результатом данного проекта является успешная адаптация детей к условиям детского сада, что прослеживается на всем протяжении пребывания ребенка в группе.
Интеграция образовательных областей.
Физическая культура, здоровье, безопасность, социализация,
труд, познание, коммуникация, чтение художественной лите-
ратуры, художественное творчество, музыка.
Методы и приё мы :
• Анализ теоритического и фактического материала (анализ листов адаптации)
• Анкетирование
• Наблюдение
• Беседа с родителями
• Диагностика
• Совместные мероприятия с родителями
• Клуб для родителей «Молодая семья»
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1. Подготовительный этап
1. Подбор и изучение необходимой литературы
2. Составление плана работы, подбор методик.
3. Проведение информационно-просветительской работы среди родителей дошкольников.
2. Основной этап. Реализация проекта.
1. Заполнение адаптационных листов.
2. Систематично проводить адаптационные игры с детьми
3. Проведение родительских собраний, консультаций.
3. Завершающий этап.
1. Анализ адаптационных карт, определение уровня адаптации детей.
2. Составление презентации проекта.
3. Защита проекта.
Результат проекта :
• Благоприятное прохождение периода адаптации у детей (лёгкая форма -17 детей, средняя -6 детей,тяжёлая -2 детей :Кузьмина Валерия,Тепляков Денис).
• Позитивное развитие отношений в детском коллективе.
• Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей.
• Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
• Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам адаптации, воспитания и развития детей.
Работа с родителями
1. Консультации:
• «Адаптация ребёнка в детском саду. Адаптационный период»,
• «Что нужно знать родителям, когда ребенок приходит в детский сад?
2. Анкетирование: «Сведения о ребенке».
3. Беседа с родителями:
• «Завтра в детский сад»,
• «Ваш ребёнок пришёл в детский сад».
4. Памятки для родителей
• «Я уже детсадовец!»
• Памятка родителям о воспитании детей
• Памятка родителям от ребенка
5. Папка – передвижка «Адаптация детей к
условиям д / сада.»
В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Н. Д. Ватутина и др.). Адаптация определяется прежде всего как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина, А. И. Мышкис).
Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия.
Большой вклад в изучение проблем адаптации личности сделан в отечественной (М. Р. Битянова, Я. Л. Коломинский, А. А. Налчаджян, А. В. Петровский, А. А. Реан и др.) и зарубежной психологии (А. Маслоу, Г. Селье, К. Роджерс, А. Фрейд, З. Фрейд, Т. Шибутани, Х. Хартманн и др.).
В последние годы все более активно вопросы социальной адаптации рассматриваются в педагогических работах (Ш. А. Амонашвили, Г. Ф. Кумарина, А. В. Мудрик, И. П. Подласый, Е. А. Ямбург и др.).
При рассмотрении теоретических проблем, относящихся к психологии и педагогике развития личности, адаптация рассматривается как фаза личностного становления индивида, вступающего в относительно стабильную социальную общность (Э. В. Ильенков, А. В. Петровский, Л. С. Выготский, Д. И. Фельдштейн). Развитие личности здесь представляется как процесс ее вхождения в новую социальную среду, адаптация и, в конце концов, интеграция с ней.
Адаптация – процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды.
Правильное воспитание увеличивает способность детского организма целесообразно реагировать на изменение окружения. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания,сна,спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое – всё это не только полезно для здоровья,но и является основой для нормальной адаптации и ребёнка при поступлении в д / с.
От того, как проходит привыкание ребёнка к новому режиму, к незнакомым людям,зависит его физическое и психическое развитие,помогает предотвратить или снизить заболеваемость, а так же дальнейшее благополучие,существование в д / с и семье.
От того, насколько ребёнок подготовлен в семье к переходу в детское учреждение, зависит и течение адаптационного периода, и его дальнейшее развитие. Существует 3 степени адаптации :лёгкая, средняя и тяжёлая. Длительность адаптации :
* с 1 до 14 дней – лёгкая;
* от 15 до 29 дней – средней тяжести;
* выше 30 дней тяжелая.
Степень адаптации учитывается по таким параметрам:
1. Эмоциональное состояние ребёнка.
2. Социальные контакты ребёнка.
3. Сон ребёнка.
4. Аппетит ребёнка.
При выявлении степени адаптации на определённого ребёнка, лист адаптации на этого ребёнка не ведётся, например: если ребёнок (с 1 до 14-го дня адаптации) показывает хорошие результаты, то в листе наблюдения пишем «Адаптация лёгкой степени» и запись в листе адаптации не фиксируем, но наблюдение за этим ребёнком продолжаем, или, если ребёнок показывает положительные результаты от 15-го до 32-го дня адаптации, то в листе адаптации пишем «Адаптация средней тяжести» и запись в листе адаптации дальше не фиксируем, продолжая за ним наблюдение, и т. д. на каждого ребёнка. Наблюдение за ребёнком надо продолжить, так как в том случае, если ребёнок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель должен знать и учитывать индивидуальные особенности ребёнка до поступления в детский сад так, например, если у ребёнка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не следует рассматривать как показатель адаптации