Данилова Елена Сергеевна
Проект «Адаптация детей к детскому саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: "Адаптация детей к детскому саду".
Цель: помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей в период адаптации к детскому саду;
2. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом.
Публикация «Проект „Адаптация детей к детскому саду“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
3. Обучение воспитателей методам проведения игр с детьми в период адаптации, оказания консультативной помощи родителям;
4. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
Участники проекта :
дети, родители, воспитатель первой младшей группы, педагог-психолог.
Тип проекта : практико-ориентированный, групповой, среднесрочный.
Актуальность проекта : с поступлением в детский сад в жизни маленького человека происходят значительные изменения. Из привычной, родной, тёплой семейной обстановки он попадает в новый и, пока ещё, чужой, загадочный, и совершенно незнакомый мир детского сада. Малыш остаётся с чужой, незнакомой воспитательницей, в непривычной обстановке групповой комнаты, где много других детей. Появляются новые требования, четкий распорядок дня, другой режим сна и бодрствования, непривычная еда, иной стиль общения со взрослыми и сверстниками.
Все эти изменения происходят для малыша одномоментно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая, без специальной организации детской жизни, может привести к развитию невротических реакций, что, в свою очередь, может привести к нарушениям в поведении, эмоциональном состоянии, изменениям физиологических процессах (замедляется темп физического и психического развития).
Следовательно, необходимо создать такие условия пребывания ребёнка в детском саду, которые воспринимались бы им, как безопасные, интересные и доброжелательные. Чтобы малыш вошёл в интересный и увлекательный мир детского сада, по возможности, легко и безболезненно.
Предполагаемые результаты:
1. Оптимальный уровень адаптации детей в ДОУ.
2. Стабилизируется общее эмоциональное состояние детей.
3. Темп физического и психического развития нормализируется.
4. В детском коллективе сформируются позитивные взаимоотношения.
5. Воспитанники приобретут навыки ранней коммуникации.
6. Родители активно включатся в педагогический процесс ДОУ, получат помощь в формировании правильного отношения к развитию своих
детей, проявят заинтересованность в сотрудничестве с
детским садом.
Методы и формы работы:
1. Игры психологические, дидактические, дидактические с элементами движения, музыкальные, театрализованные, подвижные игры имитационного характера.
2. Чтение программных произведений разных жанров, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных изданий.
3. Наблюдения за трудом взрослых, за природой, сезонными изменениями.
4. Инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера.
7. Рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым стихотворениям, сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.).
8. Слушание народной, классической, детской музыки.
10. Совместное пение.
11. Танцы, показ взрослым танцевальных и плясовых музыкально-ритмических движений, совместные действия с детьми.
Образовательная деятельность при проведении режимных моментов:
1. Физическое развитие: комплексы закаливающих процедур (мытьё рук прохладной водой перед каждым приёмом пищи, утренняя гимнастика, упражнения и подвижные игры во второй половине дня.
2. Социально - личностное развитие: ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчёркивание их пользы; развитие навыков самообслуживания; формирование навыков безопасного поведения при проведении режимных моментов.
3. Познавательно - речевое развитие: создание речевой развивающей среды; свободные диалоги в играх, наблюдениях, называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение и побуждение к речевой активности детей.
4. Художественно - эстетическое развитие: использование музыки в повседневной жизни детей, в игре, в досуговой деятельности, при проведении утренней гимнастики, привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире, к оформлению помещения, привлекательности оборудования, красоте и чистоте окружающих помещений, предметов и игрушек.
Гипотеза: если обеспечить благоприятные условия для успешной адаптации в детском дошкольном учреждении, в основе которых лежит комплекс психологических и педагогических методов и приёмов, то это позволит детям значительно легче войти в интересный и увлекательный мир детского сада.
Этапы реализации проекта :
I этап «Организационно-подготовительный:
- Изучение методической литературы, Интернет источников, опыта коллег.
- Подбор и составление диагностического инструментария: опросников, анкет, адаптационных листов, дневников наблюдения.
- Составление планов работы с детьми, родителями (законными представителями, специалистами МДОУ.
- Организация и обновление развивающей предметно-пространственной среды.
- Подбор консультативно-просветительского информационного материала для родителей (законных представителей).
- Приём и обработка документации.
II этап «Основной» :
Выполнение планов работы с родителями (законными представителями, детьми, специалистами МДОУ «ДС №8».
III этап «Заключительный» :
- Мониторинг результатов реализации проекта по данным адаптационных листов, дневников наблюдения.
- Анализ полученных результатов адаптации.
- Изучение эффективности деятельности по итогам реализации психолого педагогического проекта на основе сопоставления полученных данных с предполагаемыми.
- Выявление возможных недостатков в работе и корректировка планов мероприятий.
Перспективы работы:
Взаимодействие с родителями воспитанников
1. Разработать и реализовать план по взаимодействию психолога, педагогов и родителей для успешной адаптации детей раннего возраста к ДОУ.
2. Консультации педагога-психолога по запросу родителей (индивидуальные и групповые).
3. Оформление уголка родителей в группах и стенда психолога («Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш»).
Взаимодействие с педагогами
- Групповое и индивидуальное консультирование педагогов по вопросам адаптации и развитию детей 3-го года жизни («Первые дни ребенка в детском саду», «Игры с детьми в адаптационный период», «Особенности адаптации детей к ДОУ»).
- Консультативная помощь в организации предметно-развивающей среды и психологических уголков в группах ДОУ.
Работа с родителями:
- Проведение анкетирования.
- Знакомство родителей с процессом адаптации через консультации и информационные уголки в группах.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА
Основной этап реализации проекта заключается в выполнении планов мероприятий всех участников проекта. Таким образом, содержание проекта включает «План работы с родителями (законными представителями)», «План работы с детьми», «План работы со специалистами МДОУ»
Перспективный план по взаимодействию с родителями
№ п/п Содержание Сроки
1 Анкетирование родителей Сентябрь
1 Папка-передвижка «Возрастные особенности детей 3-го года жизни»
Информация «Режим дня как значимый фактор в жизни ребенка» Сентябрь
2 Информация «Питание – залог здоровья», «Требования к одежде ребенка»
Стендовая информация «Адаптация ребенка в детском саду» Октябрь
3 Индивидуальные беседы с родителями о необходимости формирования у детей навыков самообслуживания
- Информация «Влияние игры на психическое и личностное развитие ребенка» Ноябрь
4 -Индивидуальные беседы с родителями об особенностях адаптации детей к условиям дошкольного учреждения.
-Рекомендации «Пальчиковая гимнастика» Декабрь
Перспективный план по взаимодействию с педагогами МДОУ
№ п/п Содержание Сроки
1 Анкетирование педагогов,
Заполнение опросных листов по индивидуальным психологическим особенностям детей Сентябрь
1 Индивидуальные консультации воспитателей с практическими рекомендациями Сентябрь - декабрь
2 Папка-передвижка «Игры с детьми в период адаптации детей к условиям ДОУ» Октябрь
3 Информация «В царстве упрямства и капризов. Кризис трех лет.»
Ноябрь
4 Заполнение сравнительных адаптационных листов Декабрь
План работы с детьми
№ п/п Содержание Сроки
1 Ведение индивидуального листа адаптации Сентябрь - декабрь
2 Коррекционные занятия на основе «Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста» Е. В. Башкировой, направленные на снятие эмоционального напряжения у детей Сентябрь – декабрь
1 раз в неделю
3 Создание условий для игровой деятельности и формирование игровых навыков в различных видах игр:
- дидактические игры,
- ролевые игры,
- речевые игры,
- подвижные игры,
- сенсорные игры… Сентябрь - декабрь
4 Чтение художественной литературы Сентябрь - декабрь
Заключение
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Проводя анализ результатов периода адаптации, можно заключить, что работа прошла успешно. Предварительная работа с семьей дала положительные результаты. Подготовка ребенка к поступлению в детский сад началась за три – четыре месяца до приёма в группу. На предварительном этапе мы устанавливали контакт с семьями. Были проведены консультации, беседы, организационное собрание с родителями будущих воспитанников детского сада. Учтены психические и физические особенности детей и состояния его здоровья. Большое количество проблем, связанных с адаптацией, снимается установлением с родителями отношений сотрудничества. В группе создана естественная, комфортабельная, уютная обстановка, насыщенная разнообразным дидактическим и игровым материалом. Игрушки находятся в местах, доступных для детей. В первые дни прихода ребенка в детский сад мы предлагаем поиграть ребенку в игры, направленные на формирование эмоционального контакта, доверия к воспитателю, установление межличностных отношений у детей. Через игру ребенок получал возможность выражать свои эмоции, переживания, общаться со сверстниками, знакомиться с нормами и правилами жизни. Эмоциональное общение происходило на фоне совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. Мы старались удовлетворять чрезвычайно острую в период адаптации потребность детей в эмоциональном контакте с взрослыми. Ласковое обращение с ребенком, периодическое пребывание малыша на руках давало ему чувство защищенности, помогло быстрее адаптироваться. Малыши охотнее шли в группу, переставали плакать, если с ними играли, переключали их внимание на активную двигательную деятельность. Без движений не может осуществиться ни один вид детской деятельности. Совместные движения приносили детям много радости. Общение в процессе выполнения различных движений складывалось значительно быстрее, приобщало малыша к коллективу, к деятельности вместе. Чтобы ребенок не перевозбуждался, своевременно переключали его с подвижных игр на спокойные игровые действия, привлекая игрушкой, действиями с ней. Проводили увлекательные, способствующие развитию речи, творческой деятельности детей, пальчиковые игры. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизировали моторику рук. Среди вспомогательных средств обучения самым действенным и организующим являлась музыка. В результате целенаправленной и систематической работе по данной теме мы добилась положительных результатов в процессе перехода от семейного воспитания к общественному.
Результаты анализа адаптационной карты детей.
Уровень адаптации Количество детей
1 – 16 дней – лёгкая адаптация 3 человека – 30 %
6 – 32 дней – адаптация средней тяжести 7 человек – 70 %
От 32 до 64 дней – тяжёлая адаптация -
Список используемой литературы:
Бабенко А. Помочь ребёнку адаптироваться в детском саду // Дошкольное воспитание. - 1990. - №11. - с. 32-34
Белкина В. Н., Васильева Н. Н., Елкина Н. В. и др. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. - Ярославль: Академия, 2001.
Ватутина Н. Д. Ребёнок поступает в детский сад : Пособие для воспитателей детского сада. - М. : Просвещение,1983. - 80с.
Галанов А. С. Я иду в детский сад : Пособие для родителей и воспитателей. - М. : Школьная Пресса,2002. - 120с.
Калинина Р. Ребёнок пошёл в детский сад… К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. - 1998. - №4. - с. 2-9
Костина В. Новые подходы к адаптации детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №1. - с. 34-36
Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. - СПб: Речь,2002. - 306с.
Харитонова Н. Профилактика психоэмоционального напряжения у детей раннего возраста // Дошкольное воспитание. - 2006. - №6.