Мария Сафарова
Проект «Встречаем перелетных птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация педагогического опыта «Кратковременный
проект в предшкольной группе «Встречаем перелетных птиц»
«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое.
Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего,
мир природы с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой»
В. А. Сухомлинский
Публикация «Проект „Встречаем перелетных птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
В настоящее время экологическое воспитание, как никогда, является одной из ак-туальных проблем современности. Еще более важной эта проблема стала в 2017 году, объявленным годом экологии в Российской Федерации. Чтобы сохранить природу на пла-нете, нужны экологически образованные и воспитанные люди.
Экологическая культура - это уровень восприятия людьми природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение человека к миру. Уровень эко-логической культуры – есть результат воспитания.
Экологически культурная личность имеет экологические знания по экологии в це-лом и экологии родного края (краеведению, то есть знать природу своего родного края, а именно:
*местные природные условия;
*природные особенности, реки и водоемы, ландшафты;
*местные, охраняемые природные объекты;
*животных местной фауны;
*местных птиц;
*видов рыб местных водоемов;
*лекарственные растения местной флоры.
Дошкольный период – самое благодатное время, когда через эмоциональную сферу можно формировать познавательный интерес к природе и желание общаться с ней. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, то есть, у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. От того, как ребенок научится мыслить и чувствовать окружающий мир природы, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. И основы восприятия человеком мира закладываются через совместную творческую деятельность детей и взрослых на занятиях в предшкольной группе и в семье.
Основными задачами экологического воспитания дошкольников являются:
Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
- Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
- Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
- Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Метод проектов открывает массу возможностей для полноценного экологического воспитания дошкольников.
Экологические проекты открывают возможность формирования собственного жиз-ненного опыта ребенка и, исходя из потребностей и интересов, развивают его как лич-ность. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он от-крывает возможности формирования собственного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Использование метода проектов в образовательной практике способствует форми-рованию многих личностных качеств
• Самостоятельности;
• Креативности;
• Инициативности;
• Лидерства
Основные требования к использованию метода проектов в предшкольной группе :
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследова-тельский поиск.
2. Проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке пе-дагога, сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
В своей работе я использую как краткосрочные так и долгосрочные проект, их длитель-ность определяется в зависимости от решаемых задач.
Опыт работы в предшкольной группе подтверждает, что применения метода проектов в образовательном процессе способствует повышению интереса дошкольников к учебной деятельности.
В этом учебном году мною были запланированы и реализованы следующие проек-ты :
1. «Волшебница-осень»
2. «Елочка –зеленая иголочка»
«Краткосрочный проект в предшкольной группе
«Встречаем перелетных птиц»
Актуальность
Пернатые живут бок о бок с нами и радуют нас своим пением и красочным наря-дом. Поэтому за ними проще наблюдать, чем за большинством млекопитающих, которые скрываются в укромных местах. По птицам мы можем судить о состоянии природы во-круг нас. Пернатые словно предупреждают нас об опасности, которая грозит людям из-за уничтожения природы. Ведь, как и птицы, мы питаемся тем, что растет на земле, как и им, нам нужны чистая вода и чистый воздух.
Но знаем ли мы птиц? Можем ли различать их по голосу, по пению? Сможем ли мы узнать даже знаменитую соловьиную трель? А наши обучающиеся, дети дошкольного возраста, имеют ли представление об удивительном мире птиц?
Именно в дошкольном возрасте, когда дети наиболее впечатлительны и восприим-чивы, важно формирование начал экологической культуры личности человека.
Тип проекта
информационно-практико-познавательный
Вид проекта
групповой
Сроки реализации
с 20 марта – 24 марта
Участники:
педагоги, дети, родители
Цель проекта
Формировать у детей обобщенное понятие о птицах, способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц,формированию бережного отношения к ним.
Задачи
• Уточнить представление детей о птицах, условиях их обитания и роли человека в жизни птиц
• Уточнить особенности внешнего вида птиц, строения, позволяющего летать
• Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, разви-тие, размножение)
• Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц
• Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц
• Учить правильному поведению в природной среде
• Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
• Повысить уровень экологической культуры личности родителей
• Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц
Ожидаемый результат
• Создание необходимых условий в Центре по формированию у дошкольников цело-стного представления о жизни птиц, обитающих в нашем регионе.
• Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной ак-тивности, коммуникативных навыков.
• Активное участие родителей в реализации проекта, вызвать желание построить скворечники- поучаствовать в конкурсе на лучший домик для птиц.
Подготовительный этап
• Постановка цели и задач проекта
• Определение продукта проекта
• Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с птицами»
• Подбор программно – методического материала по направлению работы
• Разработка сценария и проведение фольклорный праздник «Жаворонки, прилетите! Весну- красну принесите!»
• Разработка анкет, для родителей
Работа с родителями
• Консультации для родителей: «Поможем птицам»
• Создание буклетов: «Это интересно»
• Создание папок-передвижек : «Птицы - наши друзья», «Перелетные птицы»
• Анкетирование родителей, анализ полученных результатов.
Деятельный (практический)этап
1. Беседы «Птицы», «Птицы. Какие они?», «Расскажите птицы, где вы
2. побывали? Расскажите птицы, что вы повидали?», «Домики для птиц», «Наши жу-равли»
3. Чтение природоведческой и художественной литературы, примет, пословиц, зага-док, энциклопедии, раздел «Птицы»
4. Заучивание закличек : «Жаворонки прилетите…»
5. Рассматривание иллюстраций с птицами на открытках, в книгах, энциклопедиях
6. Слушание птичьих голосов в записи
7. Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах
8. Дидактические игры экологического характера: «Птичьи гнёзда», «Чей клюв»
9. Подвижные игры: «Грачи летят», «Стайка», «Птичка и кошка»
Заключительный этап
Фольклорный праздник «Жаворонки, прилетите! Весну - красну принесите!»
Результат
Благодаря проекту, знания и представления детей о жизни птиц постепенно систе-матизировались, обогатились, развился интерес к жизни наших меньших братьев. Ребята с большим увлечением ярко и образно отражают в своих работах впечатления, полученные в процессе общения с природой.
Работа над проектом нашла отклик со стороны родителей, вместе с детьми они с удовольствием принимали участие в запланированных мероприятиях.
• Беседа «Кто весной к нам прилетел»
• Цикл занятий по теме: «Птицы»
• Выставка книг «Писатели о птицах»
• Экологическая викторина «Пернатые друзья»
• Занятие по рисованию «Птицы и птенчики»
• Занятия по валянию из шерсти «Ласточки»
• Занятие по декоративно -прикладному творчеству «Птички-синички»
• Занятия по бумагопластике «Перелетные друзья»
• Фольклорный праздник «Жаворонки, прилетели! Весну- красну принесите!»
Считаю, что применение экологических проектов позволяет не только сформиро-вать природоведческие знания и экологическую культуру, но и дает уникальную возмож-ность создать живую творческую атмосферу деятельности, стимулировать развитие твор-ческого потенциала, влиять на развитие нравственных качеств дошкольника и тем самым формировать активную жизненную позицию, которая в дальнейшем определит грамотное отношение моих воспитанников ко всему окружающему.
Всё хорошее в людях - из детства
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология стала
Не наукой, а частью души!