Галина Переплетчикова
Организация продуктивной детской деятельности в летний период
▼ Скачать + Заказать документы
Что такое Продуктивная детская деятельность – это аппликация, лепка, рисование, конструирование, всё, что делают дети своими руками. (Слайд 2)
Рассмотрим организацию продуктивной деятельности в летний период. (Слайд 3)
Продуктивная деятельность детей летом-это прежде всего игры с песком. Для этого в детском саду на каждом групповом участке имеются песочницы, оборудованные специальными крышками, в которых регулярно меняется, просеивается и увлажняется песок. Песочницы располагают в стороне от площадки предназначенной для свободной двигательной активности детей, так как доступ к ним должен быть свободным со всех сторон. (Слайд 5)
Публикация «Организация продуктивной детской деятельности в летний период» размещена в разделах
Начиная с раннего возраста, дети знакомятся со свойствами песка, учатся использовать его в своей деятельности, постигают приемы строительства из него, используя воду; узнают, где используют песок взрослые. Для лепки из песка с детьми младшего возраста целесообразно использовать формочки или ведёрки, совочки, лопатки. (Слайд 6)
С детьми старшего возраста мы можем развернуть «строительную площадку» : возвести мост, многоярусное здание, изгородь. А девочкам предлагаем приготовить «выпечку», украсить её и использовать, например, при организации сюжетно-ролевых игр. (Слайд 7)
В итоге у детей развиваются творческие, исследовательские, конструктивные способности, эстетический вкус. (Слайд 8)
Песок имеет большое профилактическое значение для оздоровления детей.
Игры с песком в детском садуу нас проводятся в разных возрастных группах в течение дня
. Особенно целесообразно использование игр с песком в период адаптации детей.
Мы предлагаем детям выполнить ряд простых упражнений на песке: (Слайд 9)
- «походить» ладошками по песку, оставляя свои следы;
- «поездить» ладошками или ребром ладони, выполняя зигзагообразные и круговые движения;
- создать отпечатками ладоней, кулачков разнообразные рисунки (цветы, деревья, траву, солнышко, дождь);
- сложив пальцы, изобразить загадочные следы сказочных птиц и животных;
- «просеять» песочек между пальцами;
- сделать отпечатки различных предметов формочками;
- сгрести песок ладонями в большую кучу - «муравейник» и разгрести его,
- «поиграть» на поверхности песка, как на клавиатуре пианино;
- сдуть песок с ладоней, фантиков, цветочков;
- «погрузить» руки в песок;
- спрятать в песок бусины, камешки, мелкие игрушки и отыскать их.
- создать рисунки на увлажненном песке.
Так же предлагаем детям порисовать на влажном песке пальчиком или «волшебной» палочкой. (Слайд 10)
Для сравнения ощущений предлагаем детям выполнить такие же упражнения в воздухе, на столе.
Для разнообразия занятий мы часто используем цветную песочную терапию. Песок накануне красится гуашевой краской разных цветов, просушивается и насыпается в емкости.
Сначала детям предлагается нарисовать картину в песочнице пальчиком, а потом с помощью «цветного песка», который помещен в пластиковые бутылочки, «оживить» ее, то есть раскрасить. (Слайд 11)
К действиям продуктивного характера у дошкольников так же принято относить изобразительную и конструктивную деятельность. В первой группе находятся такие виды работы как рисование, аппликация и лепка. Ко второй относится моделирование из бумаги.
Для занятий лепкой, рисованием, аппликацией -у нас оборудована зона творчества, которая располагается на веранде, в беседке или просто в уединенном месте. Здесь устанавливаются ленточные, квадратные, прямоугольные, трапециевидной формы столы. Форма таких столов позволяет их блокировать в виде буквы «П» или многоугольника, они удобны для настольных игр, самостоятельных занятий лепкой, рисованием, конструированием, ручным трудом на воздухе. (Слайд 12)
Оборудование для творчества –это (Слайд 13)
• небольшие модули-накопители для размещения самого оборудования;
• разнообразные изобразительные материалы: разные виды бумаги, картона, краски, кисточки, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, стеки и прочее;
• природный материал;
• бросовый материал: лоскутки, ленты, картинки для составления коллажа.
Применение разнообразных материалов для лепки обогащает опыт детей.
Используя глину и пластилин, дети украшают прогулочную площадку, места для игр и развивают тактильные ощущения. (Слайд 14)
Прежде всего необходимо приготовить достаточное количество глины и пластилина (чтобы хватило всем желающим, инструменты (доски, стеки, формы, а так же место для работы (стол, стулья, скамейки).
Рисование – любимое занятие многих детей. Дети у нас рисуют не только фломастерами и карандашами, но и мелом, углём, кусочками кирпича и используя бросовый материал (Слайд 15) а также используют нетрадиционный виды рисования (Слайд 16)особенно любимо в нашем детском саду рисование на пластиковых бутылках (Слайд 17.
Аппликация- следующий вид продуктивной деятельности дошкольника. Для нее мы используем ткани, пластилин и любой природный материал. (Слайд 18)
Это простое, на первый взгляд, занятие, позволяет развить массу полезных навыков у детей.
1. Во-первых, выполнение аппликации задействует мускулатуру рук, что приводит к улучшению координации движений.
2. Во-вторых, данный вид деятельности сопряжен с другими полезными навыками: это и работа с клеем, и умение правильно орудовать ножницами, и раскладывание заготовок на листе.
3. В-третьих, безусловно, аппликация также помогает развивать понятие о композиции. Раскладывая фигуры разных форм, цветов и размеров на бумаге, используя природный материал ребенок создает свою собственную композицию. Он учится размещать детали, комбинировать различные цвета.
4. В-четвертых, аппликация, если так можно сказать, является зачатком геометрии. Ребенок пополняет свой словарных запас названиями фигур и пространственными понятиями: справа, слева, сверху, снизу, в углу и т. д. Эти навыки помогут не только в детском саду на занятиях аппликацией, но и в будущем, на уроках математики.
Таким образом, изобразительные виды продуктивной деятельности дошкольника не только играют развлекающую роль, но и развивают детей. Очень важно уделить пристальное внимание данным видам деятельности, даже если порой кажется, что такие виды работы не несут никакой нагрузки.
На участках все творческие работы детей выставляются на мольбертах или на информационных стендах, чтобы родители порадовались фантазии и умениям своих детей. Так же между деревьями или беседками мы протягиваем ленту (веревку) и, используя прищепки и скрепки, закрепляем детские работы. (Слайд 19)
Далее поговорим о конструктивных видах деятельности дошкольника : конструирование и оригами.
Еще одной важнейшей группой навыков ребенка является конструирование. На сегодняшний день, возможно, выполнять модели из разных элементов: природных материалов, конструктора, бумаги. Чем же так важно умение конструировать. Прежде всего, игра с конструктором развивает пространственное мышление. В процессе работы с различными материалами, ребенок усваивает массу знаний. (Слайд 20)
1. Во-первых, такой вид деятельности позволяет сформировать у дошкольника понятия о центре объекта, его углах, высоте и ширине, симметрии, пропорциях.
2. Во-вторых, конструирование дает ребенку возможность увидеть своими глазами, как из плоских объектов (например, бумаги) путем некоторых преобразований получаются вполне объемные фигуры.
3. В-третьих, у малыша происходит развитие аналитической стороны его мышления. Для того, чтобы что-то сконструировать, необходима определенная задумка, замысел, композиция; только создав в своем сознании план действий, ребенок приступает к работе.
Кроме того, конструирование не только не уступает, но и, возможно, превосходит некоторые из изобразительных видов продуктивной деятельности по энергозатратам и необходимой усидчивости.
Конструирование из бумаги — оригинальный способ развить фантазию.
Как можно увидеть, конструктивная деятельность ребенка позволяет развить массу полезных навыков, которые пригодятся в дальнейшем обучении.
Изготовление объёмных поделок из бумаги – оригами – тоже можно организовать на прогулке.
У детей хорошо получается то, что им может пригодиться, поэтому поделки оригами должны быть функциональны: пилотки для прогулок в жаркие дни, кораблики для запуска в воде, игрушки-вертушки для ветреной погоды, стаканчики для сбора «детских драгоценностей», цветы в подарок маме и другое. (Слайд 21)
Развитие продуктивных навыков у дошкольников способствует эстетическому, нравственному, умственному и физическому развитию ребенка
Вывод
И так, продуктивные навыки, развитые в дошкольном возрасте, имеют массу плюсов:
• развитие эстетических и нравственных чувств воспитанника;
• совершенствование его умственной и физической сторон;
• формирование понятий о пространстве, форме, композиции;
• приобретение дополнительных навыков работы с инструментами и канцелярскими принадлежностями;
• развитие логики, усидчивости, трудолюбия.
А для того, чтобы всего этого достичь, нужно сделать не так уж и много: обеспечить малыша всеми необходимыми материалами и вместе с ним попробовать смастерить поделку, вылепить фигурку или нарисовать картину. Это доставит удовольствие и вам, и ребенку, и поможет ему сделать еще один шаг к своему успешному образованию.