Елена Захарова
Продуктивная деятельность как средство развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
Продуктивная деятельность как средство развития речи
Речь – важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и неинтересна. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития : мышление, воображение, память, эмоции.
Речь служит основным каналом приобщения ребёнка к ценностям духовной культуры, а также является необходимым условием воспитания и обучения.
Публикация «Продуктивная деятельность как средство развития речи» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития. Общение с взрослыми, со сверстниками играет важнейшую роль в жизни ребенка. От того, насколько легко ребёнок будет общаться с окружающими его людьми, налаживать контакт, зависит его дальнейшая учебная и жизненная деятельность. Процесс овладения речью является одним из самых сложных для ребёнка.
Продуктивная деятельность имеет огромное значение для умственного развития ребёнка, что, в свою очередь, теснейшим образом связано с развитием речи. Продуктивная деятельность имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение.
Что такое продуктивная деятельность? Под продуктивной деятельностью мы понимаем – деятельность, в результате которой получается продукт. Продуктивная деятельность – это рисование, аппликация, лепка.
То обстоятельство, что ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, так же оказывает положительное влияние на развитие речи. В процессе продуктивной деятельности предусмотрены условия для осуществления тесной связи слова с действием. Следует особо отметит, что действия детей, сопровождаемые речью, в процессе продуктивной деятельности, становится более совершенными, осмысленными, целенаправленными. Ускоряется процесс усвоения навыков различных видов деятельности. Рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, которые помогают создать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи.
Во время продуктивной деятельности постепенно в активную речь детей вводятся новые слова, происходит уточнение и накопление словаря для использования его детьми в активной речи.
Также во время продуктивной деятельности можно успешно развивать коммуникативные навыки. Развитие речевого общения предполагает постепенную подготовку всё более сложных речевых моделей для накопления их детьми и употребления в активной речи по мере их усвоения. Ответ на вопрос одним словом, сменяется ответом словосочетаниями разных конструкций, а затем и ответом полным предложением.
Постепенно дети приобретают способность самостоятельно анализировать предмет, видеть его составные части, сравнивать их и в то же время воспринимать предмет в целом. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путём, прочнее закрепляется в сознании. Дети узнают цвет, форму и затем активно используют эти слова в общении. Дети «дорисовывают» словами то, что не могут изобразить. Они придают сделанному предмету движение (машина едет, человек идёт, на основе сделанного предмета с помощью речи создают целый сюжет, оживляют и «оречевляют», озвучивают предметы.
Выполняя повторяющиеся движения (штрихи, мазки, линии, дети любят сопровождать их речью в такт движениям руки: топ-топ («следы», кап-кап («дождик»). Сам процесс изображения сопровождается у детей живой работой мысли и воображения. Рисуя карандашом, красками, лепя из пластилина, работая с бумагой ребёнок лучше воспринимает очертание формы, яркость цвета, если этому помогает слово.
Для решения речевых задач во время продуктивной деятельности речь взрослого должна отвечать некоторым требованиям. Она должна быть доступна, выразительна, состоять из чётко построенных предложений. В ней должны быть паузы для осмысления услышанного. Целесообразно многократное употребление одних и тех же слов в различных словосочетаниях и предложениях. Словарь взрослого должен быть простым, но не обеднённым. Использование речи взрослого в качестве образца позволяет одновременно решать и задачи по развитию речи, и задачи обучения продуктивной деятельностью, и воспитательные задачи
Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.
Таким образом, развитие мелкой моторики играет огромную роль в развитии речи детей.
Поэтому, самым важным направлением в работе по развитию мелкой моторики является продуктивная деятельность.
Только систематическая работа по развитию мелкой моторики на основе продуктивной деятельности позволяет достичь положительных результатов по развитию речи детей, так как хорошая речь – важнейшее условие всестороннего и полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценней отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Совместная продуктивная деятельность детей с Вами (родителями) имеет огромное значение в воспитании и развитии ребенка, способствует установлению доверительных отношений между вами и сказывается положительно на ребенке. Помогает Вам (родителям) лучше понимать своего ребенка и приучает его к сотрудничеству.
Совместное творчество восполняет недостаток родительского внимания (ведь родители обычно весь день проводят на работе или заняты домашними делами, оно снимает давление авторитета родителей, позволяет ребёнку выразить себя, ощутить свою значимость (особенно когда Вы (родители) устраиваете маленькую домашнюю галерею его работ и поделок). Развивать творческую активность детей возможно только через подхватывание и направление в русло продуктивной деятельности инициатив ребёнка в совместной деятельности Вас (родителя) и ребёнка. Совместное творчество детей и Вас (родителей) вызывает массу положительных эмоций и создает в семье особо теплую атмосферу.
Каково влияние продуктивной деятельности для взрослых (родителей? В современной психологии даже существует особое направление — арт-терапия или терапия творчеством. Это метод психологической работы посредством творческого самовыражения. Наше внутреннее Я отражается в образах всякий раз, когда мы рисуем, клеим или лепим. Продуктивная деятельность помогает осознать и отпустить подавленные тяжёлые эмоции, найти решение «неразрешимой» проблемы. Для того чтобы заниматься продуктивной деятельностью необязательно уметь рисовать или обладать выдающимся художественным талантом, не нужно заканчивать специальные курсы. Целительный эффект наступает от самого творческого акта. Вы получаете возможность выразить всё многообразие запутанных чувств, мыслей, эмоций, которые вас переполняют, когда рисуете, лепите. Таким образом, вы достигаете состояния облегчения, гармонизируете себя. После этого наступает ясность, когда можно спокойно действовать дальше. Созданные вами произведения подсказывают решения проблем, и порой они бывают весьма нестандартны и эффективны.
Вспомните, как в детстве, вы любили что-то рисовать, мастерить, строить, лепить и т. д. Вы можете делать это сейчас. Ваш внутренний творец — это маленький ребёнок. Делайте это и Вас поразят результаты. Решения, которые вы будете принимать в жизни, станут креативными, вы начнёте замечать новые возможности, сможете принести в мир то, что пока даже затрудняетесь сформулировать, и это будет нечто новое.